Главная » 2015 » Ноябрь » 28 » Великая мадемуазель
20:48
Великая мадемуазель
«Неповторимая», «гениальная», «загадочная», «роковая»... Каких только эпитетов не удостаивалась Коко Шанель при жизни. Так ее называют и поныне. Она была необыкновенной женщиной и поэтому притягивала многих одаренных людей того времени - Пикассо, Стравинского, Дягилева.

Вся жизнь мадемуазель Шанель была подчинена работе. У нее были успех, слава, богатство... Но для нее это было не главным. Шанель всегда повторяла, что основой ее жизни была любовь. У нее было много поклонников, и многим она отвечала взаимностью. И все же она признавалась, что любила только раз в жизни. Любила человека, будто специально созданного для нее - Артура Кейпела, или Боя, как звали его друзья.

Золотые руки

Они познакомились весной 1908 года. Коко к тому времени исполнилось 26 лет. Тонкая, темноволосая, искрящаяся жизнью, поразительно гибкая, она всегда казалась намного младше своих лет. Артур Кейпел разительно отличался от ее тогдашних знакомых. Красивый, холеный англичанин с черными прямыми волосами и матовым цветом лица, он большую часть юности провел в лучших колледжах. Сперва в Бомонте, иезуитском колледже для сыновей джентльменов-католиков, затем в Даунсайде, не менее шикарном заведении, руководимом бенедиктинцами. Что еще о нем было известно? Что он происходил из хорошей семьи, но над его рождением довлела какая-то тайна. То ли он был внебрачным сыном какого-то француза, умершего незадолго до того, как Бой завершил учебу, то ли незаконнорожденным сыном банкира... Впрочем, все это нисколько не волновало окружающих. Англичане находили его оригинальным и забавным, ценили его трудолюбие и усердие. Парижане приняли его, поскольку в Лондоне он посещал самые фешенебельные места... К тому же Бой был богат - он унаследовал угольные месторождения Ньюкасла и сумел извлечь из них значительный доход.

Бой Кейпел был первым человеком, поверившим в Шанель. Когда они познакомились, Коко была обыкновенной портнихой, к тому же ужасно неграмотной. Бой занялся ее образованием, познакомил со своими влиятельными друзьями. В его чувстве к ней не было никакой снисходительности. Он любил эту девушку всем сердцем. Естественность Габриэль и ее язвительная колкость были теми качествами, которыми он восхищался особенно, поэтому Бой настаивал, чтобы она принимала участие в разговорах. Какой же пыткой это было для нее поначалу...

Коко впервые встретила человека, который отнесся к ней с уважением. Она же была дочерью нищего торговца и поэтому вряд ли могла рассчитывать на то, что ее когда-нибудь примут в высшем обществе. Всю молодость перед ее глазами был пример кузины Андриенны, которая двадцать лет не могла выйти замуж за любимого и любящего человека, поскольку его родственники-аристократы всеми силами старались не допустить этого мезальянса.

Шанель такое положение вещей не устраивало. Она всеми силами старалась пробиться наверх, доказать свою значимость. До встречи с Боем она еще не решила, кем станет. Одно время даже пробовала петь в кафешантанах... В общем, было много планов и энергии, вот только денег не было вовсе.

Кейпел первым отметил ее явный талант к моделированию одежды. Она могла просто из ничего создать прелестную шляпку или сумочку. Он посоветовал ей открыть шляпную мастерскую, дал денег на первое время, даже направлял к Габриэль своих знакомых красавиц. Коко сидела над выкройками и швейной машинкой сутки напролет. И дело пошло! У этой малышки был дар, который отмечали все. Каждую свою идею она с легкостью превращала в золото. Через два года Шанель смогла вернуть Бою Кейпелу весь долг до последнего франка.

Самые лучшие времена

Они были во многом похожи - шумные, темпераментные, любившие веселые розыгрыши... Однажды они разыграли друга Боя - Этьенна Бальсана, у которого в то время гостила целая компания. Как-то в Руайо в гостинице, которую содержал Этьенн, появился некий прелат и спросил, не может ли Этьенн принять на постой епископа. Этьенну польстила подобная просьба, и он прочитал наставления своим друзьям, как подобает вести себя в обществе высокопоставленного священнослужителя. Молодые женщины, в том числе и Габриэль, надели самые целомудренные туалеты. Габриэль весь вечер держалась безупречно. Она проводила гостя в его апартаменты. Но через несколько мгновений в гостиную ворвалась горничная и начала жаловаться на то, что приезжий епископ к ней приставал и она едва от него отбилась. Этьенн заявил, что это «случайность» и вести себя надо так, будто бы ничего не случилось. Обед прошел отвратительно. Епископ сразу после супа принялся пить, не зная меры, а потом стал оказывать знаки внимания метрдотелю, обращаясь к нему не иначе как «Мой шалунишка». Истина Этьенну открылась только после ужина. Оказалось, роль священнослужителя играл статист из Оперы. А организовала весь этот спектакль Габриэль.

Для Коко это были самые счастливые времена. Она любила и была любима, ее дело процветало, ее даже пригласили разрабатывать костюмы для балета Стравинского «Весна священная»... Все кончилось в один день. Разбилось, распалось, разлетелось вдребезги…Однажды субботним утром Бой буднично заявил ей, что женится на другой...

Возвращение

Накануне Первой мировой войны во Франции стали набирать силу антисемитские и шовинистические настроения. В то пору было немало случаев, когда видных общественных деятелей или же просто влиятельных людей пытались свалить только потому, что в прошлом у них были какие-то изъяны. К таким изъянам общественное мнение относило и сомнительное происхождение. Артур Кейпел был тогда уже настолько значимой персоной, что решил обезопасить свое будущее. Для этого ему необходимо было жениться на женщине знатного происхождения.

Габриэль все понимала и отпустила любимого без истерик. Что ж, он не женится на ней. Никогда. Она похоронит свои мечты о большой любви, свои глупые надежды. Но порвать с Боем, потерять его... Об этом не могло быть и речи. Значит, она останется его любовницей. Она уже привыкла к этому полуофициальному положению... Но ей хотелось отомстить тому обществу, в котором она жила, и ее местью стала независимость - от любви, от мужчин, от окружающего мира. Погрузившись в работу, она создавала одну коллекцию за другой...

Кейпел скоро вернулся. Он всегда возвращался. Бой понял, наконец, что единственной женщиной в его жизни была и остается Габриэль. Но откровение пришло к нему слишком поздно - он уже был женат...

Они довольно долго не виделись, а когда встретились вновь, Артур был удивлен и покорен новыми чертами в характере Шанель, - ее независимость давала себя знать. Бой снова начал ее ревновать...

Богатый, женатый, добившийся всего, чего хотел, Бой не переставал жалеть о веселой холостяцкой жизни, в которой Шанель занимала главное место. Рядом с ней он успешно делал карьеру, преодолел немало предрассудков, пережил немало бед, принесенных Первой мировой. Она была его авантюрой, глотком свежего воздуха.

Ни одной слезинки

Итак, он к ней вернулся, подарив в знак примирения фамильное жемчужное ожерелье. Коко была на седьмом небе от счастья, но оно, увы, длилось недолго.

22 декабря 1919 года Бой отправился на поиски уединенного дома, в котором они с Коко могли бы жить. Дорога была скользкой, и Бой не справился с управлением…

Ей долго не решались сообщить эту новость. Наконец, ближе к вечеру, друзья пришли к ней домой. Слуга Коко Жозеф Леклер, представляя, какой это для нее будет удар, не пускал посетителей дом, умолял подождать до утра... На шум спустилась Шанель. «Фигурка подростка, юноши, одетого в атлас», - вспоминал гость. Она сразу все поняла: «Ее лицо исказила немая гримаса; на нем выразилась вся мировая скорбь. Но ни одной слезинки». Он вспоминал потом, как мучился, стараясь не сразу ей все сказать, и заговорил о тяжелом ранении... Но Леклер перебил его: «Не стоит, сударь, мадемуазель все поняла». Потом она встала и, не сказав ни слова, исчезла, затем почти сразу появилась в дорожном костюме с сумкой в руках...

Они ехали до места аварии почти сутки. В машине Шанель не проронила ни слова. Она выглядела так, «словно увидела привидение». Габриэль попросила шофера показать ей место аварии. Машина Боя по-прежнему лежала на обочине. По словам шофера, она обошла ее, прикладывая к ней руки, словно слепая. Потом села на дорожный столб и, повернувшись спиной к дороге, опустив голову и не двигаясь, страшно рыдала. Страшно. В течение нескольких часов, уточнил шофер. Из деликатности он удалился...

После смерти Боя Коко Шанель прожила 52 года. Никто никогда не видел ее слез, но она оплакивала свою потерю всю жизнь. Габриэль так и не вышла замуж, оставшись в памяти многих «великой мадемуазель».

Наталья БЫКОВА
http://www.oracle-today.ru/
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 359 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]