Главная » 2016 » Март » 18 » Прокофьев
16:31 Прокофьев | |
> > ============== > Сергей Сергеевич Прокофьев умер в один день со Сталиным: 5 марта 1953 > года. Кончина «вождя народов» затмила уход музыканта. Все, кто хотел с > ним проститься, шли в Дом композиторов, где проходила гражданская > панихида, с комнатными цветами в горшках: других просто не было - все > «достались» Сталину. Рядом с гробом стояла печальная и смиренная Мира > Мендельсон - вдова. > > > В то же самое время другая вдова Прокофьева – зэчка Лина Любера - > привычно толкала бочку с помоями в женском лагере в поселке Абезь. И > знать ничего не знала о том, что умер человек, которого она любила > больше всех на свете… > Забытое имя > > Долгое время этого имени - Каролина Кодина-Любера - не было ни в одной > биографии Прокофьева. Еще бы - не пристало одному из самых > прославленных советских композиторов, шестикратному обладателю > Сталинской премии иметь жену-иностранку. А между тем именно с этой > хрупкой испанкой, в которой бродило много «вражеской» крови - > польской, французской и каталонской, - Сергей Прокофьев прожил долгих > 20 счастливых лет. Но ее безжалостно вычеркнули сначала из жизни > композитора, а потом - даже из воспоминаний о нем. Оставили место лишь > для «образцовой» Миры Мендельсон: выпускницы литературного института, > комсомолки, дочери «старого большевика» Абрама Мендельсона и - по > слухам - племянницы Лазаря Кагановича… > Гвоздь сезона > > Каролина росла в музыкальной семье: отец - испанец Хуан Кодина и мать > - полька Ольга Немысская - были певцами. И потому следили за > музыкальными событиями Нью-Йорка, куда они перебрались из Испании. А в > 1918 году гвоздем музыкальной программы «Большого Яблока» был как раз > Прокофьев. Он выступал в знаменитом Карнеги-Холле. Манера его > исполнения, собственные авторские вещи привели в восторг Ольгу > Немысскую, и та буквально заставила свою дочь - начинающую певицу - > познакомиться с Прокофьевым после концерта. Лина не слишком хотела > идти за кулисы: да, ей понравилась его музыка, но сам долговязый > 27-летний русский не слишком заинтересовал ее. > Лине едва минул 21 год, но она прекрасно знала себе цену: ей, как две > капли воды похожей на звезду немого кино Терезу Брукс, мужчины, > проходящие мимо, подолгу смотрели вслед. Она знала пять языков, > прекрасно пела… Понятно, почему ей не хотелось являться к Прокофьеву в > качестве одной из восторженных поклонниц. Но ей пришлось > капитулировать под материнским натиском. Лина хотела остаться > незамеченной в толпе других барышень, замерла на пороге. Однако > Прокофьев сразу выделил темноволосую девушку и пригласил войти. С > этого все и началось. Как он потом написал в своем дневнике, Лина > «поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной > трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип > средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала». > Пташка > > Очень скоро они уже дня не проводили друг без друга. Специально для > своей Пташки - как Прокофьев прозвал Лину - он написал цикл из пяти > песен. Потом были другие произведения. И они концертировали вместе - > русский пианист и композитор Прокофьев и испанская меццо-сопрано > Любера (в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию бабушки по > материнской линии): Франция, США, СССР, Германия... > Между турне Каролина играючи выучила русский язык. И также между > гастролями они умудрились обвенчаться - 20 сентября 1923 года в > баварском городке Этталь. В феврале 1924-го в их семье появился > маленький Святослав. А спустя 4 года - второй сын - Олег. > > Хрупкую Пташку по-прежнему провожали взглядами мужчины. С годами она > лишь похорошела, приобрела лоск. За образец элегантности ее держали в > музыкальных кругах Парижа и Лондона, Нью-Йорка и Милана. Бальмонт > посвящал ей стихи, Пикассо, Дягилев и Матисс высоко ценили ее стиль, > Стравинский и Рахманинов, несмотря на музыкальное соперничество с > Прокофьевым, отдавали должное ее голосу и, главное, - таланту > совмещать три должности разом: певицы, светской дамы и композиторской > жены. В качестве последней она не только заботилась о быте Прокофьева, > но и занималась организацией гастролей и связанных с ними частых > переездов, вела переговоры, переводила… Она успевала все играючи, > элегантно и красиво. По воспоминаниям сыновей Прокофьева, «мамино > слово было решающим». Когда композитор надумал после затянувшихся на > долгие 18 лет гастролей вернуться в СССР, именно Пташка поставила > точку во всех этих сомнениях и метаниях. На Родине Прокофьеву обещали > дать возможность писать музыку. На Западе же он, как и Рахманинов, и > Стравинский, вынужден был откладывать сочинительство ради > исполнительской деятельности: только так он мог зарабатывать. Лина, > обожавшая мужа, прекрасно понимала: творчество для него — на первом > месте. Значит, надо переезжать. > Начало конца > > В 1936 году семья Прокофьева вернулась в СССР. Дети пошли в > англо-американскую школу. Лина заблистала на приемах в многочисленных > посольствах - она всегда была в центре внимания. А Прокофьеву > действительно позволили творить. Правда, недолго: очень скоро ему > объяснили, в чем состоит задача советского композитора. И вот чуть ли > не параллельно с «Ромео и Джульеттой» он пишет «Ленинскую кантату», > сочиняет оперу об украинском колхозе - «Семен Котко»… И видит, как > редеет круг его друзей - тот арестован, этот пропал без вести, этот > расстрелян, объявлен шпионом и т. д. и т. п. Видит все это и Лина. Но > даже не думает меняться: почему она должна перестать общаться со > своими иностранными друзьями, посещать посольства, писать матери во > Францию? Что это за глупости? > Правильная жена > > В 1938-м Прокофьев уехал в Кисловодск - отдыхать. И едва ли не в > первом письме отчитался: «Здесь за мной увивается очаровательная > иудейка, но ты не подумай ничего плохого…» Лина и не подумала. А зря. > Прокофьев не устоял перед преследованиями Миры Мендельсон. Их > курортный роман перерос в роман постоянный. И в 1941 году композитор > ушел из семьи. Возможно, урони Пташка хоть одну слезу, он бы > остановился… Но та «держала марку». Она не любила жаловаться. И > терпеть не могла нытиков. Глядя на Лину, никто и подумать не мог, > какие демоны разрывают ее душу. Потому что с уходом Прокофьева она не > смирилась ни на секунду, и ни на секунду не перестала его любить. > Любила композитора и Мира - правильная девушка из правильной семьи. > Долгое время Лина была уверена, что их разрыв - лишь временный. Не > устраивала скандалов, не обременяла просьбами. Но через несколько лет > Прокофьев заговорил о разводе. Тут уж она встала на дыбы. Чего здесь > было больше - любви, уязвленной гордости или простого опасения за > участь свою и детей? Она въезжала в СССР женой советского композитора. > А кем она будет после развода с ним? Иностранной шпионкой? Врагом > народа? > Две вдовы > > В конце концов, умные люди объяснили Прокофьеву: брак с испанкой, > зарегистрированный в Баварии, в СССР - недействителен. Так что он > спокойно может жениться. Что композитор и сделал 15 января 1948 года. > Через месяц после этой свадьбы Лину Кодину арестовали как иностранную > шпионку и приговорили к 20 годам лагерей… > > Там она узнала о смерти своего мужа - случайно: одна из таких же > заключенных услышала по радио, что звучит концерт, посвященный памяти > Прокофьева. Сказала Лине. И тогда эта гордая женщина заплакала так, > что охранники вынуждены были отпустить ее с работы в барак. Она горько > оплакивала человека, который оставил ее одну с сыновьями в самый > тяжелый момент, который бросил ее на произвол судьбы, и по вине > которого она оказалась в лагерях… > > С Колымы Лина вернулась через три года после смерти Сталина и > Прокофьева. И, по воспоминаниям современников, уже через два дня вновь > являла собой образец элегантности. Заявила о своих правах на наследие > композитора, тут-то и всплыло пикантное обстоятельство, получившее в > юридической практике название «казус Прокофьева»: гений оставил после > себя сразу двух вдов. > > Теперь, когда Сталина не стало, брак Прокофьева с Линой вновь стал > законным. Лине и сыновьям досталось почти все имущество. > > ...Лина стремилась уехать на Запад. Она безрезультатно обращалась к > Брежневу с просьбами дать ей возможность повидать престарелую мать. В > 1971 году ее младший сын Олег получил разрешение выехать в Лондон на > похороны своей жены-англичанки, скончавшейся в России от заражения > вирусным гепатитом, и повидать свою дочь от этого брака. Олег остался > жить и работать в Британии. В 1974 году на одно из писем Лины, > адресованное тогдашнему председателю КГБ Юрию Андропову, с просьбой > разрешить ей на месяц выехать в Великобританию, чтобы повидать сына и > внучку, пришел ответ: через три месяца ей позвонили из ОВИРа и > сообщили, что ей предоставлена трехмесячная виза для поездки в > Великобританию. К этому времени ей было уже 77 лет. Она не вернулась. > Но Лину нельзя было считать беженкой. Советские власти не хотели > политического скандала, который возник бы, если бы вдова великого > Прокофьева попросила политического убежища на Западе. > > Советское посольство в Лондоне без проблем продлевало ей визу. На > Западе Лина Прокофьева делила время между Лондоном и Парижем, куда > впоследствии перебрался ее старший сын с семьей. Много времени она > проводила в США и Германии. В Лондоне в 1983 году она основала Фонд > Сергея Прокофьева, куда передала свой обширный архив, включавший > переписку с мужем. Ее без конца приглашали на прокофьевские юбилеи, > фестивали, концерты. Свой последний, 91-й день рождения Лина > Прокофьева отпраздновала 21 октября 1988 года в больнице в Бонне, куда > прилетели ее сыновья. Она была смертельно больна, но пригубила > шампанского. Ее переправили в Лондон, в клинику имени Уинстона > Черчилля, где она скончалась 3 января 1989 года. Записи с пением > сопрано Лины Люберы не сохранились. > > Каролина Кодина-Любера прожила долгую жизнь. В 77 лет она начала жизнь > сначала. Много путешествовала, растила внуков. Но главное - она > занималась переизданием музыкального наследия Прокофьева, делала все, > чтобы имя ее великого мужа не было забыто на Западе. И его > действительно там знают, помнят и любят. | |
|
Всего комментариев: 0 | |