Главная » 2023 » Сентябрь » 26 » Ян Френкель
22:19
Ян Френкель
«Калина красная» - не народная песня, хотя даже Шукшин думал, что народная. Ее, как «Журавли» на стихи Расула Гамзатова и «Русское поле» и другие триста с лишним песен написал композитор Ян Френкель. Он написал музыку к семидесяти фильмам и мультикам, телепередачам, - и радиопередачам. На его музыке выросло несколько поколений – 21 ноября Яну Френкелю официально исполнился бы 101 год. Мы говорим официально – потому что у Яна Абрамовича есть еще одна дата рождения.

Содержание статьи
Мальчик со скрипкой
Фронтовой музыкант
Графиня и красавица
Песни для кино
Защита Шостаковича
Мальчик со скрипкой
Итак, Киев, 1924 год. У парикмахера и скрипача Абрама Френкеля и белошевеи Нехумы Дымер родился сын. Абрам Френкель не только играл на свадьбах, похоронах и прочих праздниках; он еще учил детей музыке. Один его ученик станет потом лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов – вот какой это был учитель. Ян был четвертым ребенком в семье, после него в родится еще младшая девочка Зоя. Семья была дружной, старшие сестры учили Яна читать и писать, отец с четырех лет обучал игре на скрипке. В 10 лет Ян поступил в школу-интернат при Киевской консерватории. В школу был бешеный конкурс, принимали туда только по-настоящему одаренных детей: в одном классе с Яном Френкелем учился, например, Владимир Шаинский. Музыка стала его жизнью, он учился музыку, писал музыку, почти каждый день ходил на концерты.

РИА Новости
Фронтовой музыкант
Потом началась Великая Отечественная. Френкелей эвакуировали в Чкалов, сейчас это Оренбург. Первое время Ян, освоив искусство стрижки и бритья, помогал отцу, потом заработал денег, смог купить скрипку и стал играть в эстрадных коллективах. В 1942 году он исправил год в свидетельстве о рождении, был 1924, стал 1920, и пошел в военкомат. Учился в зенитном училище, воевал на фронте, через год, после тяжелого ранения, вернулся к семье в Чкалов, работал в местной филармонии. Врачи были единодушны: к воинской службе Яков Френкель негоден.

А он думал об однополчанах, которые бьют фашистов без него… Френкель попросился на фронт музыкантом. Работал в фронтовом филиале Московского театра оперетты, играл на скрипке, аккордеоне и фортепиано. День Победы встретил в Берлине, последний концерт отыграл в ставке командования.

РИА Новости
Графиня и красавица
На фронте он познакомился с Натальей Лорис-Меликовой, актрисой Театра Красной Армии. Наталья была, во-первых, красавицей, а во-вторых, графиней. Карьеру актрисы она начинала, как дублерша Любови Орловой в фильме «Весна». В некоторых эпизодах, где героиня снята со спины, ее играет Наталья. А что до графского титула, так он был пожалован одному из представителей ее славного армянского рода владетелей города Лори, боевому генералу Михаилу Таэрловичу Лорис-Меликову еще в 1878 году.

Конечно, красавица-графиня полюбила талантливого скрипача. Они жили долго и счастливо, 45 лет, до последнего дня Яна Абрамовича. После Победы получили комнату в коммуналке. Там родилась их дочь Нина. Нина росла спортсменкой, играла за молодежную сборную СССР по баскетболу (ростом она пошла в отца, Яков Абрамович был под два метра). Сейчас она живет в Италии. Своего сына Нина назвала Яном, в честь деда. Ян Френкель-младший стал прекрасным музыкантом; он обожает джаз, как дед.

С 2011 года младший Ян – дирижер и аранжировщик Оркестра Академии Береговой охраны США. Оркестр постоянно приглашают в крупные шоу, он участвовал, например, в музыкальной программе зимних Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити.

РИА Новости
Песни для кино
… Но в нашей истории еще нет Яна Френкеля-младшего, Нина Френкель еще маленькая девочка, и ее отец пока не всемирно известный советский композитор. Он зарабатывает на жизнь семьи игрой на скрипке и аккордеоне, служит в тресте ресторанов Москвы. Знатоки музыки искренне им восхищаются: как играет! Когда Френкель был ребенком, консерваторские профессора показывали его своим студентам, как пример виртуозной, чистой игры. Люди ходили в ресторан, где играл Ян, чтобы насладиться его игрой: скрипка была как будто продолжением Френкеля. Тогда он был влюблен в джаз, и поражал смелостью импровизаций, а за годы службы в фронтовом театре блестяще освоил аккордеон, не хуже, чем скрипку… Но после ранения все чаще начинали болеть руки, скрипку пришлось оставить.

К концу сороковых Ян Френкель устроился работать в Музфонд СССР. Он был аранжировщиком – адаптировал для оркестра чужую музыку. Кажется, грустная участь для его таланта, зато он стал блестящим профессионалом. Он никогда не жаловался на судьбу, никому не завидовал, у него вовсе не было врагов. И все это время он писал музыку, его произведения исполняли известные инструментальные ансамбли, они стали появляться на радио. Но славу Френкелю принесли песни. Оказалось, что писать песни для кино получается у Френкеля лучше всего на свете. Выходил фильм – и на следующий день его песни распевала вся страна.

И он стал одним из первых композиторов-песенников, которые сами исполняли в концертах свои произведения.

Защита Шостаковича
В шестидесятых в жизни Яна Френкеля случилась какая-то безумная история: его едва не исключили из Союза композиторов. Это, правда, было как гром среди ясного неба: в газете вышла статья, которая в пух и прах разнесла песню Френкеля «Алма-Ата – не город, а сама мечта». Как тогда было заведено, созвали собрание. Коллеги критиковали Френкеля за безыдейность, за отсутствие в его творчестве идеологии. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы на собирание не пришел Шостакович. Дмитрий Дмитриевич спросил, что происходит; кто-то ответил: так мол и так, разбираем персональное дело Френкеля, ну вы должны знать, товарищ Шостакович, он еще написал песни «Текстильный городок» и «Ну что тебе сказать про Сахалин».

Шостакович воскликнул, что «Текстильный городок» он слышал и ему нравится, попросил поставить пластинку с песней про Сахалин, задумчиво прослушал и одобрительно сказал, что это очень мелодично. Авторитет и влияние Шостаковича в советской музыкальной среде были такими, что от Френкеля все сразу отстали.

Но это была не последняя травля в жизни Яна Абрамовича. Была еще история с песней «Журавли». Текст – журнал с опубликованными стихами Расула Гамзатова Яну Френкелю принес Марк Бернес. Он очень хотел, чтобы Ян Абрамович сделал для него эту песню. И это песня стала последней, которую исполнил и записал Бернес. По просьбе Френкеля, после смерти Марка Наумовича «Журавли» год не звучали ни в чьем исполнении. Песню любили, но в ЦК КПСС приходили доносы от бдительных сограждан: ее, мол, поют – как в мечети молятся. Дело дошло до Брежнева, который оставил на тексте «Журавлей» резолюцию: «Исполнять можно, но не часто».

Когда Ян Френкель умер (это было в Риге, 25 августа 1989 года) на похоронах вместо траурной мелодии звучали «Журавли» в его собственном исполнении: «Настанет день, и с журавлиной стаей я поплыву в такой же сизой мгле, из-под небес по-птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле»…
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 40 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]