Главная » 2024 » Февраль » 8 » Мирра Лохвицкая
17:38 Мирра Лохвицкая | |
— Нет. Ответив, она смутилась, наблюдая за реакцией собеседника. И тут же поспешно прибавила, стараясь произвести благоприятное впечатление: — А впрочем, не знаю. Он хороший… Да, разумеется, люблю. Это у нас, у девушек, порог, через который надо переступить. Иначе не войти в жизнь. Если верить мемуарам Владимира Ивановича Немировича-Данченко, такой разговор у него состоялся с 21-летней Машей Лохвицкой накануне ее свадьбы с инженером Евгением Эрнестовичем Жибером. Евгений был старше девушки на четыре года и происходил из уважаемой семьи. Его отцом был профессор архитектуры Эрнст Иванович Жибер. Мария Лохвицкая и Евгений Жибер Мария, ставшая известной поэтессой XIX века, взяла себе псевдоним Мирра Лохвицкая. Она родилась в Петербурге в 1869 году в семье известного адвоката, профессора в области уголовного права, издателя журнала "Судебный вестник" Александра Владимировича Лохвицкого. Он брал за свою работу столь высокие гонорары, что Чехов в печати его иронично назвал "доктором прав и неправ". Маша была вторым ребенком (после брата Николая) и старшей дочерью в большой семье, где было шестеро детей. В 1874 году семья перебралась в Москву, где обзавелась собственным домом. В 1884 году 54-летний Александр Владимирович, глава семейства, неожиданно умер. Мария Лохвицкая Мать, Варвара Александровна, забрав младших детей, вернулась В Петербург, оставив 15-летнюю Машу в Москве "доучиваться" в Александровском женском институте на Божедомке. Институток звали в народе "лягушками" за камлотовые (вид ткани, чаще шерстяной или полушерстяной) зеленые платья с белыми пелеринами. Этот цвет необыкновенно шел к темным волосам и глазам Маши. "И все в ней было прелестно: звук голоса, живость речи, блеск глаз, эта милая легкая шутливость… Особенно прекрасен был цвет ее лица: матовый, ровный, подобный цвету крымского яблок..." - из воспоминаний Ивана Бунина о Лохвицкой. Именно в 15 лет Лохвицкая начала писать стихи, и на ее поэтическое дарование тут же обратили внимание. Незадолго до окончания института два своих стихотворения с разрешения начальства она издала отдельной брошюрой. Уже в двадцать с небольшим Мирра стала поэтической звездой. Надо сказать, что стихи Мирры поначалу отказывались печатать и Всеволод Соловьев в журнале "Север", и Гнедич, и Ясинский. Почему? Из-за потрясающей откровенности этих стихов. Всеволод Соловьев Иероним Ясинский, литературный критик и писатель, так и сказал барышне: — Молодая девушка не имеет права затрагивать такие темы. Соловьев, гневно поблескивая стеклами пенсне, развел руками: — М-м-м, сударыня, наш журнал читают дети... Если ее стихи называли страстными, смелыми, искренними, то саму Мирру характеризовали как "красивую", "прелестную", но в то же время – как "наивную", "застенчивую" и "целомудренную". Мария Лохвицкая В 1890-е годы семья Лохвицких регулярно проводила летние месяцы в дачном поселке между Петергофом и Ораниенбаумом. По соседству с Лохвицкими снимала дачу семья известного профессора архитектуры Эрнеста Жибера. С его сыном у Мирры начались романтические отношения. В 1891 году Мирра Лохвицкая и Евгений Жибер обвенчались в храме Введенского монастыря в городе Тихвине, а спустя год уехали из Петербурга. Какое-то время они жили в Ярославле, Тихвине, потом несколько лет провели в Москве. Осенью 1898 года супруги вернулись в Петербург. В первые годы брака у Евгения и Мирры появились один за другим сыновья - Михаил в 1891 году, Евгений в 1893 и Владимир в 1895. После рождения детей Мирра, что называется "расцвела" и еще больше похорошела. Это отражают фотографии молодой матери. Мария с сыном Михаилом Мирра открыла литературный салон в собственном доме, прийти к ней мог всякий, званый и незваный. Бунин свидетельствовал: поэтесса, воспевавшая страсть, в быту - "большая домоседка, по-восточному ленива: часто даже гостей принимает лежа на софе в капоте, и никогда не говорит с ними с поэтической томностью, а напротив. Болтает очень здраво, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью". Первый сборник стихотворений Мирры Лохвицкой вышел в 1896 году и был удостоен Пушкинской премии, поэтессу называли "русской Сафо". В семейной жизни поэтессы пока идет все гладко. Периодически появляются стихи, посвященные мужу. Мужу моему Евгению Эрнестовичу Думы и грезы мои и мечтанья заветные эти Я посвящаю тебе. Все, что мне в жизни ты дал, — Счастье, и радость, и свет – воплотила я в красках и звуках, Жар вдохновенья излив в сладостных песнях любви. Когда некоторые посетители салона спрашивали ее, какими событиями и трагедиями она вдохновляется, она весело смеялась: "Моя лира лежит на шкафу – расстроилась, надо позвать настройщика, а цитру и тимпан дети куда-то задевали!" Она была любящей и нежной матерью. В начале 1900-х годов Мирра Лохвицкая посвятила детям шутливое стихотворение, где она рассказала о своих материнских чувствах и описала характеры сыновей. В 1895 году в Крыму Мирра Лохвицкая познакомилась с Константином Бальмонтом. Очарованная его стихами, Мирра подарила ему книгу своих стихотворений с подписью "от читательницы и почитательницы". С сыном Евгением Начало их знакомства было наполнено взаимным восхищением. В дальнейшем они вступили в любовные отношения и своеобразный творческий поединок, последствия которых для примерной матери Мирры Лохвицкой оказались весьма печальными, вплоть до душевного расстройства. "Я хочу умереть молодой, Не любя, не грустя ни о ком; Золотой закатиться звездой, Облететь неувядшим цветком..." Известно, что их отношения начались до женитьбы Бальмонта на Екатерине Андреевой. До встречи с Константином долг жены и матери Лохвицкая чтила свято, но сейчас была не в состоянии загасить вспыхнувшее пламя страсти. Константин Бальмонт Встречаться Бальмонту и Мирре удавалось с огромным трудом, прибегая к ухищрениям. Наверное, облегчало ситуацию то, что работа Евгения Эрнестовича была связана с продолжительными командировками, порой длившимися по месяцам. Когда не удавалось встретиться, стихотворная перекличка, переросшая в своего рода поединок, продолжалась в письмах. Помимо прямых посвящений стихов друг другу, исследователи обнаруживали впоследствии и множество стихотворений-"половинок" Бальмонта и Лохвицкой , смысл которых прояснялся лишь при сопоставлении: Бальмонт: "…Солнце свершает скучный свой путь. Что-то мешает сердцу вздохнуть…" Лохвицкая: "Зимнее солнце свершило серебряный путь. Счастлив - кто может на милой груди отдохнуть…" Мирра Лохвицкая Однажды на вечере у Константина Случевского, Бальмонт тихонько рассказал Федору Фидлеру, что Лохвицкая "артистка сладострастия и так ненасытна, что однажды они занимались любовью целых четыре часа подряд". Подкручивая ус, потом добавил: "Она очень стыдлива, и всегда накрывает обнаженную грудь красным покрывалом". А чего стоят интимные стихи Бальмонта, посвященные Мирре, матери троих (на тот момент) детей! Как жадно я люблю твои уста, Не те, что видит всякий, но другие, Те, скрытые, где красота - не та, Для губ моих желанно-дорогие. В них сладость неожиданных отрад, В них больше тайн и больше неги влажной, В них свежий, пряный, пьяный аромат, Как в брызгах волн, как в песне волн протяжной. Пожалуй, именно бесстыдная откровенность поначалу сведет Бальмонта и Лохвицкую, а потом в ней проснутся глубокие чувства. В свою очередь, Бальмонт демонстративно пренебрегал переживаниями и репутацией Мирры, расшатывая ее душевное состояние. Екатерина Андреева Бурю ревности у замужней Мирры вызвала женитьба Бальмонта на Кате Андреевой. Из-под пера Лохвицкой выйдут пророческие строки: "Ты будешь женщин обнимать, И проклянешь их без изъятья. Есть на тебе моя печать, Есть на тебе мое заклятье. И в царстве мрака и огня Ты вспомнишь всех, но скажешь: "Мимо!" И призовешь одну меня, Затем, что я непобедима…" Страсть между Бальмонтом и Лохвицкой иссякла. Мирра Лохвицкая не сумела пережить этот удар. Душа поэтессы буквально разрывалась надвое, разделяясь между стремлением к далекому возлюбленному и повседневными обязанностями хозяйки дома и матери семейства. Ее поэтическое творчество испытало прилив мрачного мистицизма. Лохвицкая искала спасения в семейной жизни: у Мирры в 1900 году родился четвертый сын. Ребенок был назван Измаилом, так же, как и главный герой одного из ее произведений "О принце Измаиле, царевне Светлане и Джемали Прекрасной", в котором она описывала свои отношения с Бальмонтом. На одной странице дневника Мирры уживаются послания к Бальмонту и стихи, обращенные к детям, а также расчеты домашнего бюджета и списки "детского приданого", "распашонок 1 дюжина — 3 р. 40 к.; пеленок холодных ½ дюж<ины> — 4 р., тепл<ых> 1 ½ дюж<ины> — 7 р. 50 к., конвертиков 6 — 6 р., салфеточек 17 — 1 р. 50, одеяло флан<елевое> — 2 р.", и тут же ласковая материнская запись о маленьких сыновьях: "Дуськи, дуськи, дуськи, — здравствуйте, будибуди", — а рядом другая: "Дорогой, дорогой, я с тобою всегда!" Осенью 1904 года появился пятый сын - Валерий. Беременность и роды окончательно подорвали физические и душевные силы Лохвицкой. Одно из последних стихотворений Мирры посвящено Бальмонту. Я хочу быть любимой тобой Не для знойного сладкого сна, Но - чтоб связаны с вечной судьбой Были наши навек имена. Этот мир так отравлен людьми, Эта жизнь так скучна и темна... О, пойми,- о, пойми,- о, пойми, В целом свете всегда я одна. Я не знаю, где правда, где ложь, Я затеряна в мертвой глуши. Что мне жизнь, если ты оттолкнешь Этот крик наболевшей души? Пусть другие бросают цветы И мешают их с прахом земным, Но не ты,- но не ты,- но не ты, О, властитель над сердцем моим. И навеки я буду твоей, Буду кроткой, покорной рабой, Без упреков, без слез, без затей. Я хочу быть любимой тобой... (1904 год) В декабре 1904 года, вскоре после пятых родов, Мирра слегла. Боли в сердце, нарушение сна, ночные кошмары, хроническая депрессия и душевные переживания захлестнули ее... Последний период улучшения был в начале лета 1905 года, на даче, затем больной внезапно стало резко хуже. Умирала она мучительно. Смерть наступила в Бехтеревской клинике 27 августа 1905 года по одним источникам от туберкулеза, по другим - от болезни сердца. Поэтессе было 35 лет. Более информативна дневниковая запись Федора Фидлера: "27 августа в Бехтеревской клинике умерла Лохвицкая - от сердечного заболевания, дифтерита и Базедовой болезни". "Она рано умерла; как-то загадочно; как последствие нарушенного равновесия ее духа… Так говорили…" - писала в воспоминаниях дружившая с Лохвицкой поэтесса Изабелла Гриневская. В Александро-Невской лавре состоялись похороны. Присутствовали лишь немногие писатели, чему причиной был ряд обстоятельств. Объявление о смерти появилось лишь в "Новом времени". Жирным шрифтом выделены фамилия Жибер и имя, данное при крещении - Мария, когда большинство ее знало как Мирру Лохвицкую. В день похорон дождь лил как из ведра. Оба старших сына-гимназиста Лохвицкой держались совсем безучастно. Только вдовец долго плакал над гробом: он целовал Мирре лоб, губы и руки. Могила Лохвицкой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Бальмонт был опечален преждевременной смертью Лохвицкой, и посвятил ее памяти несколько стихотворений, а ее портрет всюду возил с собой. Непобедимой Мирра уйдет в могилу. Непобедимой потому, что свою дочь, родившуюся в 1907 году от брака с Еленой Цветковской, Бальмонт назовет Миррой, воспринимая ее как реинкарнацию возлюбленной. Мирра с сыном Измаилом Я не знаю, зачем упрекают меня, Что в созданьях моих слишком много огня, Что стремлюсь я навстречу живому лучу И наветам унынья внимать не хочу. Что блещу я царицей в нарядных стихах, С диадемой на пышных моих волосах, Что из рифм я себе ожерелье плету, Что пою я любовь, что пою красоту. Но бессмертья я смертью своей не куплю, И для песен я звонкие песни люблю. И безумью ничтожных мечтаний моих Не изменит мой жгучий, мой женственный стих. (Мирра Лохвицкая) | |
|
Всего комментариев: 0 | |