Главная » 2008 » Июнь » 19 » Голда из Киева
08:46
Голда из Киева
Когда речь шла о мире на Ближнем Востоке, бескомпромиссная Голда Меир была готова на многое. Она хорошо понимала, что политика - это не только искусство возможного, это еще искусство жить вместе. Особенно, когда речь идет о евреях и арабах.

Постоянным желанием Голды Меир - после того, как она стала премьер-министром, - был мир с соседями.

В 1970 году, выступая в Кнессете, она заявила: "Ради того, чтобы добиться мира, я готова ехать куда угодно, в любое время, встретиться с любым официальным руководителем любого арабского государства".

Арабские лидеры ее не услышали или… не захотели услышать. "Воинствующий голубь", как ее называли многие, остался дома. Через некоторое время фатальное развитие событий привело к кровавой развязке.

Война началась 6 октября 1973 года в самый священный для евреев день Йом-Кипур - Судный день, день покаяния и отпущения грехов, когда жизнь в Израиле замирает, когда верующие и неверующие проводят время в синагогах. Именно в этот день, когда Г-сподь Б-г решает дальнейшую судьбу каждого, Египет и Сирия напали на Израиль. Египетская армия перешла через Суэцкий канал, а сирийские войска заняли Голанские высоты.

Она сделала все, чтобы предотвратить эту войну. Но обстоятельства были сильнее ее.

Вскоре после перемирия была создана комиссия Шимона Аграната. Он возглавлял Верховный суд, и ему было поручено выяснить причины неудач Израиля в начале войны. Общество требовало разобраться в ошибках и просчетах, допущенных властью. Многие считали, что Голда Меир и министр обороны Моше Даян должны уйти.

Несмотря на резкую критику партии, Голда вновь набрала большинство голосов и вновь получила возможность сформировать правительство. Но ей это уже было не нужно. Противостоять потоку обвинений, а временами и беззастенчивой клеветы, не имело смысла, она считала, что лучше потерять власть, нежели лицо. И хотя в отчете Аграната говорилось, что в самые трудные дни премьер-министр государства Израиль проявила хладнокровие, выдержку и самообладание, что в принятии решений руководствовалась разумом и здравым смыслом, она ни на йоту не изменила своему железному характеру и в июне 1974 подала в отставку. Характер и темперамент

Голда Мабович родилась в Киеве 3 мая 1898 года. Политиком стала в Палестине в 1928. Путь на Святую Землю пролег через Америку, куда перебрался отец в поисках работы.

Первый раз Голда проявила характер, когда вопреки желанию родителей решила стать учительницей. Родители считали, что прежде нужно думать о замужестве, а затем о профессии. Второй раз – когда мама все-таки подыскала завидного жениха, чуть ли не вдвое старше ее. Она хлопнула дверью и уехала к сестре в Денвер.

Там она пришла к мысли, что только в собственном государстве евреи смогут обрести подлинную свободу и независимость и быть народом – не в среде, а среди других народов. Для того, чтобы осуществить эту идею, нужно было самой из благополучной Америки уехать в малярийную Палестину. Что она с присущей ее характеру твердостью и сделала. В июле 1921 вместе с мужем Моррисом Меерсоном Голда ступила на Святую землю.

Ее общественный темперамент требовал выхода, Голде хотелось вырваться из круга, ограниченного семейным бытом. Именно в таких людях, энергичных, готовых трудиться сутками напролет, подчиняющих собственные интересы интересам нации, нуждалась Федерация трудящихся. Благодаря уму, воле и характеру Голда вошла в политическую элиту.

В 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер. Когда началось "окончательное решение еврейского вопроса" и дым Дахау достиг берегов Палестины, Голда помогала тысячам и тысячам беженцев от "коричневой чумы", поглотившей Европу, обустраиваться на новом месте. Трудно было всем: и тем, кому помогали, и тем, кто помогал. Но эта женщина не признавала слабостей. Сделанная как будто из железа, она считала, что существуют только два способа решения национальных проблем: "Один – рухнуть, сдаться и сказать: "Тут ничего не поделаешь". Другой – стиснуть зубы и бороться… бороться столько, сколько понадобится". Из этих двух способов Голда-политик, Голда-человек всегда выбирала второй. И всегда убеждала соотечественников делать то же самое.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание на территории Палестины двух государств – еврейского и арабского. 14 мая в Тель-авивском художественном музее было провозглашено создание Государства Израиль.

Среди подписавших Декларацию Независимости стояло и ее имя. Декларация заканчивалась призывом к миру, обращенным к непримиримым соседям. Утром 15 мая армии Египта на юге, Сирии и Ливана на севере, Иордании и Ирака на востоке вторглись на территорию суверенного государства. С мая 1948 года по июль 49-го Израиль с оружием в руках отстаивал свое право на существование. Это была война за независимость. Госпожа посол

Советский Союз признал новое государство вслед за Соединенными Штатами. 3 сентября 1948 года в Москву прилетела израильская дипломатическая миссия. Столица встретила холодным осенним дождем. До гостиницы "Метрополь", где должно было временно разместиться посольство, добирались несколько часов – Москва хоронила Андрея Жданова, одного из ближайших соратников Сталина. Город напоминал осажденную крепость, все дороги к центру были перекрыты внутренними войсками, милицией, сотрудниками службы безопасности.

Она никогда не думала о своем возвращении в Россию. Тем более в качестве посла. Она покинула страну, когда ей было 8 лет. Она вернулась в нее, когда ей было 50. Она уезжала из России царской, а приехала в Россию советскую. Новая должность ее не прельщала, но у государства не хватало опытных людей для дипломатической работы. И она согласилась. Чувство долга, как всегда, перевесило все остальное.

После официальной церемонии вручения верительных грамот она посетила синагогу – единственное место, где можно было непосредственно общаться с московскими евреями. Посещение не прошло незамеченным. Перед праздником Рош-а-Шана известный писатель и журналист Илья Эренбург со страниц органа ЦК КПСС газеты "Правда" разъяснил "городу и миру", что если бы не добрая воля товарища Сталина, то никакого бы еврейского государства не существовало. Что создано оно для евреев капиталистических стран, где есть антисемитизм, а не для евреев Советского Союза, где антисемитизма нет. Но многие советские евреи призыву не вняли и под свой праздник заполнили всю улицу перед синагогой, приветствуя посла Государства Израиль. В ответ на этот вызов в стране развернулась очередная антисемитская компания.

В Москве Голда проработала неполных 8 месяцев и все время ощущала атмосферу холода, страха и всеобщей подозрительности, царившей в советской столице. Дипломатический корпус пребывал в изоляции. Власти ограничивали общение с простыми гражданами вне зависимости от национальности. Никто не был застрахован от ареста в этой стране. На приеме в честь годовщины Октябрьской революции, устроенном министром Вячеславом Молотовым, к ней подошла его жена Полина Жемчужина. Полина была еврейкой, они беседовали на идиш и расстались довольные друг другом. Больше никогда госпожа посол Жемчужину не встречала. Много позже она узнала, что вскоре после разговора с ней жену одного из самых верных сподвижников вождя арестовали. Может, это было совпадением. Может, у Сталина были другие причины убрать Полину. Но она не могла не думать о том, что несчастье случилось после их знакомства.

Советские официальные лица, с которыми ей приходилось встречаться, были учтивы и вежливы, но добиться от них прямого ответа на поставленные вопросы было нелегко. В большинстве своем они не говорили ни "да", ни "нет", предпочитая уклоняться от решения конкретных проблем.

Все вместе это угнетало, создавало ненужные сложности в работе. Но за то недолгое время, что Голда провела в Москве, ей все же удалось наладить дипломатические отношения между двумя странами. Советский Союз порвет их в июне 1967 года, во время Шестидневной войны.

В 1973 начнется другая война. После которой она сойдет с политической сцены, где играла видную роль на протяжении многих десятилетий.

Но у нее еще было достаточно дел. Она продолжала участвовать в работе Социнтерна, начала диктовать мемуары. Она вспоминала о людях, с кем ей приходилось встречаться как политику и человеку: Ричард Никсон, Генри Киссинджер, Бруно Крайский, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Исаак Стерн, Пабло Казальс… Она подводила жизненные итоги, и итоги эти были весьма и весьма утешительны.

Голда Меир умерла 9 декабря 1978 года и была похоронена на кладбище Хар Херцл в Иерусалиме.

Г.Евграфов, Суперстиль

Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 985 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]