Главная » 2008 » Сентябрь » 4 » Секретный код "Молодой гвардии"
09:31
Секретный код "Молодой гвардии"
Жизнеописание сына балагулы, ставшего гордостью советских погранвойск.

У Зямы Львовича Липкина (1916-1998) была необыкновенная улыбка — добрая, располагающая. И друзей у него всегда было много. С ним было интересно. Он умел говорить с людьми, недаром прошел большую школу политработника и администратора.

Его отец, Лейб Липкин, был простым балагулой - ломовым извозчиком (слово балагула происходит от ивритского бааль-а-агала - владелец повозки). Работал он сначала в родном городе Сураже Брянской области. Мальчиком, помогая в пекарне, Лейб сам выучился русской грамоте. После службы в царской армии ротным конюхом, купил в рассрочку за 80 рублей пару лошадей и тарантас и занялся извозом. В 1919 году, после отмены черты оседлости, спасаясь от погромов, Лейб перевез свою семью в Астрахань. По дороге они были арестованы деникинцами и чудом спаслись. На новом месте Лейб занимался извозом в конторе Гальперина. В 1928 году "Общество по земельному устройству евреев" создало вблизи Астрахани еврейскую коммуну. Лейб и два его сына вступили в нее одними из первых. Был он религиозным человеком, справлял все праздники. Особенно дети любили Хануку, когда им давали "хануке гелд". В другие дни давать детям деньги запрещалось. У Лейба была большая семья - вначале родились три дочери Зина, Маня и Люба, а потом пятеро сыновей. 1937 год и Великая Отечественная война пощадили его детей. Живы остались почти все, только навеки восемнадцатилетний сын Зины и внук Лейба - Исай Соломонович Фридман - не вернулся с войны - пропал без вести. Последнее письмо пришло летом 1942 года из поселка Штормово Ворошиловградской области. И, публикуя здесь фотографию Исая, близкие надеются, что может быть кто-то отзовется и расскажет о его судьбе. Когда его провожали из Астрахани на фронт, то Исай бросил платочек с уплывающего по Волге парохода и этот платочек волна прибила к берегу...

Все сыновья Лейба вышли в люди, и в какие люди!

Старший сын Яков был главным инженером еще строящегося, а потом и действующего Сталинградского тракторного завода, а позже заместителем директора 1-го Московского завода шарикоподшипников. Работал в Германии.

Володя в 17 лет стал первым председателем сначала еврейской коммуны, которая потом была преобразована в интернациональный колхоз имени Калинина. Этот колхоз в 1939 году был награжден золотой медалью всесоюзной выставки достижений сельского хозяйства, а Володя встречался с Михаилом Ивановичем Калининым и получил от него в подарок патефон, а его жене Марусе торжественно вручили туфли. Когда Володю должны были забрать в армию, и в село приехала комиссия по переизбранию председателя, то в зал вползли на коленях старые татарки, умоляя не забирать у них "отца и кормильца". После четырех лет войны с Германией и Японией Володя был назначен председателем нищего татарского колхоза в Килинчах под Астраханью и быстро превратил его в передовой, ставший серебряным лауреатом выставки 1949 года. Позже много лет он руководил колхозом "Актив" в Фунтово под Астраханью, и вывел его в миллионеры, в показательное хозяйство.

Старший Гриша (Гейша) служил на Дальнем Востоке, воевал старшиной в Крыму, Румынии и Болгарии, получил медаль "За отвагу" за вывоз секретных документов с вражеской территории, а потом стал председателем колхоза имени Калинина в селе Началово под Астраханью, которым раньше руководил брат. Когда Яков в 1946 году узнал, что Коля - муж их сестры Мани, чудом выживший в немецком концлагере, выдавая себя за татарина, попал в трудовой лагерь на Урале, то Гриша, собрав у близких часы и ценности, поехал туда и выкупил родича.

Младший, тоже Гриша (при рождении - Гирша), окончивший ветеринарную академию, служил офицером на фронте, был директором совхоза "Бузанский", а потом главным ветеринарным врачом Астраханской области.

Семья Лейба жила в Астрахани трудно, сестры жарили рыбные котлеты и продавали их на базаре, братья помогали отцу, ловили рыбу, грузили товары, торговали ирисками. Вспоминали, что для того, чтобы ириски блестели, их периодически облизывали, прячась под мостом.

Как-то в 1924 году восьмилетний малыш Зяма сопровождал подводу отца в карьер за глиной. При погрузке глиняный обрыв обрушился, засыпав Лейба в траншее. Зяма не растерялся, вызвал сначала подмогу, а потом врача, и они раскопали и спасли Лейба. До самой смерти в 1939 году отец называл сына спасителем.

В 1938 году в своем письме-завещании Лейб писал:

"Жалею, что в результате болезни я постепенно выхожу из строя. Завещаю своим трем зятьям и пяти сыновьям, из которых двое - Гриша и Зяма служат в Красной Армии, а остальные на очереди, быть сильными и храбрыми бойцами в случае нападения на нас врагов (внешних и внутренних) и защищать свою Родину до последней капли крови".

Зяма в восемь лет бросил еврейскую школу (хедер), начал работать стал пионером, потом комсомольцем. Когда учился в школе ФЗО, то на 10 дней получал 200 граммов пшена, 2 селедки, буханку хлеба и сахар. В 1933 году создал в Саратове один из первых в стране аэроклубов. Получил, окончив летные курсы, личную благодарность наркома обороны К.Ворошилова. Когда окончил Саратовское пограничное училище, ему вручили личное оружие. В 1936 году стал вторым секретарем райкома комсомола в Сталинградской области. В 1937 ушел в армию в кавалерийский полк. В 1938 году был направлен в Баку в погранотряд. Служил на границе в Таджикистане и Азербайджане, во время войны обеспечивал безопасность важнейших коммуникаций в Ираке. 25 лет он прожил и проработал в Азербайджане - погранотрядах в Нахичевани, Пушкино, Гадруте и в Баку. С 1945 делегат съездов комсомола Азербайджана, член ЦК ВЛКСМ. Окончил в 1953 году Военно-политическую Академию в Москве. Службу закончил в должности заместителя начальника политуправления Азербайджанского пограничного военного округа в чине подполковника. Именно он курировал главный в ту пору концертный зал в Баку - клуб имени Ф.Э.Дзержинского. Политработа требовала большого количества контактов с людьми, встреч, бесед и он выполнял это с честью. Редкий случай в военной и особенно в политической среде - Зяма Львович не был любителем выпить и покурить. Не все могли это понять.

В 1938 Зяма влюбился в красивую 14-летнюю бакинку Зосю Ентину и женился, как только она достигла совершеннолетия. А как он заботился о своей обожаемой жене Зосе и единственном сыне Яше, который родился в 1949 году! Просто носил их на руках! Он был потрясающим отцом, мужем, сыном, братом, родичем. Племянника жены отличника Борю долго не принимали в престижную 23 школу в Баку, хотя он жил буквально через дорогу - на улице 28 апреля, но был на год младше одноклассников. Зяма Львович зашел к директору школы, поговорил по душам, и талантливый Боря стал учеником, а позже гордостью этой школы. Когда я, дальний родственник Зямы Львовича, перевелся из Астраханского вуза в Азинефтехим и зав. кафедрой физики Рамазан-заде потребовал отчисления студента, мотивируя неравноценностью институтов, то Зяма Львович пришел к ректору профессору И.А.Ибрагимову и восстановил справедливость. Он всегда был готов помочь. Его в Баку знали многие. Кипучая энергия, инициатива, чувство нового - вот главные черты стиля его работы. Он выстроил систему шефских связей пограничных частей с крупнейшими бакинскими предприятиями и институтами, театрами и творческими организациями. Полезные связи были направлены на благоустройство пограничных застав, удовлетворение духовных запросов воинов в зеленых погонах. Сколько знаменитых людей и артистов побывало в те годы на дальних заставах Азербайджана! Тогда другом семьи Липкиных стал Иосиф Кобзон. Проблемы шефской работы из разряда второстепенных были переведены в сферу приоритетных. Награжден был Зяма Львович орденами Отечественной войны, Красной звезды и десятками медалей. После расформирования Азербайджанского пограничного округа и демобилизации в 1963 году, он работал помощником министра торговли Азербайджана, трудился в академгородке в Пущино, а в 1971 году был приглашен в Москву в министерство нефтяной промышленности СССР начальником хозяйственного управления. Скольким бакинцам помог Зяма Липкин в те годы! С 1980 года и до последних дней он был председателем правления садоводческого товарищества "Нефтяник" под Москвой.

Сохранилось поздравление к 70-летию Зямы Львовича, написанное его племянницей Мариной Зельцер в 1986 году:

Зяма-сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

"Что такое хорошо?

И что такое плохо?"

Мудрый Лейба так сказал,

Бороду потрогав:

"Жадным быть, ленивым быть -

Это очень плохо!

Кем бы в жизни ты ни стал,

Не ной, не злись, не охай!

Делай дело хорошо,

И не делай плохо!"

Так с тех пор он и живет,

Только не забудем:

Любит делать хорошо

Не себе, а людям!

Похоронен Зяма Львович был в 1998 году на Востряковском кладбище в Москве. Газета "Граница России" опубликовала тогда некролог под символическим названием "Апостол добра", отметив его качества - доброту, общительность, чуткость к людям и обязательность, трепетное отношение к военной службе.

* * *

Особым этапом в жизни Липкина была встреча с родными молодогвардейцев в 1947 году в Краснодоне. Тогда молодой капитан погранвойск был инструктором политотдела по работе с молодежью. Он организовал и возглавил делегацию пограничников Азербайджана, которая возложила венок на могилу молодогвардейцев на траурном массовом митинге в парке имени Комсомола 22 ноября 1947 года, посетила места, связанные с зарождением и боевой деятельностью славной организации, побывала в гостях у семей Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Сергея Тюленина, Ивана Туркенича, Ивана Земнухова, Любы Шевцовой, Анатолия Попова и других. Только 9 молодогвардейцам удалось спастись от немецких палачей и остаться в живых. Встречались с Валерией Борц, Ольгой Иванцовой. Особо подружились с членом "Молодой гвардии" Радиком Юркиным, который приезжал в Баку, выступал перед пограничниками Азербайджана и останавливался у Липкиных в большом доме на перекрестке проспекта Кирова и ул. Шаумяна. В этом же доме жили будущий президент республики Гейдар Алиев и его сын Ильхам - нынешний президент Азербайджана.

В период пребывания в Краснодоне делегация собрала большое количество фотографий и других материалов, которые вошли в альбом - пособие для воспитания патриотизма у пограничников Азербайджана. Пограничникам подарили шахтерскую лампу и книги А.Фадеева "Молодая Гвардия". На книге - подарке секретаря Краснодонского райкома партии Зверева написано: "Лучшим сынам нашей Родины - комсомольцам-пограничникам Азербайджана в знак памяти о пребывании в городе Краснодоне - на родине "Молодой гвардии".

Обратил внимание капитан Липкин на секретный код молодогвардейцев, придуманный Иваном Земнуховым - начальником штаба подпольщиков. Удивили его знакомые с детства идишские буквы, служившие кодом. Откуда взялись у подпольщиков эти буквы, неизвестно, может быть от евреев Валерии Давыдовны Борц или расстрелянного Юрия Семеновича Виценовского, но молодогвадейцев немцы могли расстрелять только за эти еврейские буквы. Быть евреем или даже пользоваться еврейской азбукой тогда было очень опасно.

Я попытался уточнить, что же это за код. К сожалению, не дал ответа мой запрос о тайне секретного кода на сайте "Молодой гвардии" (http://molodguard.narod.ru), где в галерее 19 раздела "Фотографии" показан этот код. Там под алфавитом, похожим на еврейский, стоит какая-то подпись (читается слово "аваль") - анализ имен молодогвардейцев показал, что, возможно, это подпись одного из взрослых руководителей подполья - начальника шахты Андрея Андреевича Валько, но и его владение идишем очень сомнительно. (Андрей Валько был живым зарыт фашистами в землю в городском саду Краснодона в сентябре 1942 года). Среди 71 молодогвардейцев были 47 юношей и 24 девушки - русские, украинцы, белоруска Нина Старцева, молдаванин Борис Главан, два еврея, армянин Георгий Арутюнянц и даже азербайджанец Леонид Дадышев - сын Исадуллы Дадыш-оглы из Тебриза. Фашисты расстреляли молодогвардейцев 15-31 января 1943 года, а через две недели 14 февраля в Краснодон вошли советские войска.

После выхода легендарного романа Александра Фадеева и фильма Сергея Герасимова "Молодая Гвардия" в СССР было создано более 300 патриотических музеев "Молодой гвардии". Создан был такой музей в декабре 1947 году и в Баку по инициативе Зямы Львовича при политуправлении Азербайджанского округа погранвойск. Основой музея были документы и фотографии, привезенные Липкиным из Краснодона. Музей просуществовал до расформирования округа.

После смерти Зямы Львовича осталась семейная реликвия - толстые фотоальбомы о "Молодой гвардии" и о той поездке в Краснодон. Там глава делегации пограничников Азербайджана запечатлен на встречах с членами семей погибших подпольщиков, уцелевшими молодогвардейцами, с партийными и комсомольскими работниками Краснодона, в школе, в музее, на шахте... Опубликованы недавно эти фотографии в галерее 101 указанного ранее сайта "Молодой гвардии".

Эти замечательные альбомы долго хранились у единственного сына Зямы Львовича - Якова, бывшего врача Института сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Академии медицинских наук, обладателя такой же потрясающей улыбки, как и у отца. Но тяжелая болезнь безжалостно сразила Якова в Израиле 4 марта 2008 года...

В июне 2008 года большой альбом "Молодая Гвардия" по просьбе жены Зямы Львовича - Зоси Яковлевны Липкиной передан мной в музей катастрофы "Яд ва-Шем" в Иерусалиме, где очень заинтересовались странным секретным кодом молодогвардейцев на языке идиш.

Александр АГРАНОВСКИЙ, Иерусалим
Еженедельник "Секрет"

--------------------------------------------------------------------------------

На эту тему:

Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 1264 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]