Главная » 2009 » Январь » 5 » Режиссер - профессия женская
11:02
Режиссер - профессия женская
19 декабря отметила юбилей Галина Волчек - женское лицо русского театра, едва ли не самое прекрасное его лицо. Тонкая, искренняя, душевная. Сегодня "ГБ" (так любовно называет ее труппа) нет в России. Она предусмотрительно скрылась от гостей и поздравлений, успев однако же перед отъездом встретиться с заместителем главного редактора "Известий".

Грехи, Израиль и зеленые волосы

Что это все взяли моду уезжать из Москвы на свои юбилеи?

А кто первым начал, вспомни.

Копирайт за вами?

За мной. Я первая это сделала, когда грянула уже роковая цифра...

Сколько лет назад - пять, десять?

Пять. До того как-то терпела. Но тут такая цифра... Вообще цифры - это кошмар.

Числа.

о: Числа, цифры. Потому что внутри-то мы живем поперек этим числам, а оно тебе - бемц по голове...

Далеко ли вы отбываете?

Для меня, как для героини "Трех товарищей", осень - кошмарная пора. При больных легких и бронхах, холод, сырость - это ужасно. Слышишь, голос пропадает...

Может, вам пора уже наконец бросить курить?

Не могу. Это единственная, как тебе сказать, расслабуха, которую я себе позволяю.

Но это же дикость!

Да, ужас.

Ну кто сейчас курит?!

Никто не курит.

Абсолютно маргинальная привычка.

Да я знаю, знаю. Но не могу, просто не могу.

Вы хоть пытались?

Нет, потому что я точно знаю, что себе навру. Прошу у Господа Бога прощения за этот грех - у меня других, таких вот вредных нет. Лучше бы выпивала, и это приносило бы мне какое-то освобождение, расслабление...

Если нет других грехов, то лет через сто - даст Бог, не раньше - отправитесь прямо в рай. Причем это будет первый человек в раю с сигаретой в зубах.

Думаю, до такого дело не дойдет.

Где вы намерены дышать теплым воздухом?

В Эмиратах. Еще был выбор - Израиль, но туда я недавно ездила. И потом там такое количество всяких знакомых, опять будет большая тусовка. Не хочу.

Конечно, в Израиле вы будете все время на виду. Национальное достояние.

Не буду лукавить, это приятно. Дело не в национальном признаке. Однажды сели выпить кофе прямо на улице. Пробежала какая-то девушка - беленькая, курносенькая - мимо. Я даже не поймала ее взгляда. А она вернулась, положила мне три розочки на стол и что-то сказала. Такие вещи я не пропускаю, они мне очень дороги. Меня узнавать начали давно. Говорили: "Ой, это вы снимались с зелеными волосами в "Русалочке"?" Кроме бешенства и раздражения, у меня это ничего не вызывало. Мой роман с кино не состоялся - никак. А когда стали признавать и улыбаться в связи с театром, это, безусловно, очень приятно. Правда, сын Денис всегда это разрушает. Кто-то подходит ко мне, говорит добрые слова в адрес "Современника", а он стоит рядом и тихо бормочет: "Осенний марафон", "Осенний марафон". Издевается надо мной страшно...

Сталин и молодежь

Александр Филиппенко рассказывает о каких-то удивительных репетициях: Роман Виктюк ставит пьесу Валентина Гафта про Сталина. Причем главного героя играет сам Гафт, а всех остальных - включая уже надоевшего, я думаю, вождю Эдварда Радзинского - приглашенный Филиппенко. За последние несколько сезонов это второй спектакль о Сталине в "Современнике". Как сие трактовать? Над чем посмеешься, тому и послужишь?

Нет, нет. Фигура Сталина в "Современнике" симпатий не вызывает.

Это спорный вопрос. У меня Игорь Кваша в "Полете черной ласточки", то есть не Кваша, а его герой, вызывал и симпатию, и жалость. Потому что это не обезличенная страшная сила, как в "Крутом маршруте", но живой человек.

У Игоря была мечта - сыграть Сталина. Потому что он его ненавидит и хотел как бы расправиться с ним на сцене. Я не могла отказать ему в этом порыве. Гафта я честно отговаривала: "Валя, не надо. Ну зачем? У нас уже есть один... Что тебя одолевает?" Я всегда говорила, что над ним что-то сатанинское веет, точнее, борются в нем божественное и сатанинское...

А поле битвы - душа Валентина Гафта. Понятно.

Я стояла на одном - чтобы на сцене не было реальной фигуры Сталина. Валя понял и принял это. А потом и Виктюк предложил ему именно такой - небытовой, фарсовый ход. На афише будет название: "Сон Гафта, пересказанный Виктюком". Не знаю, тактично ли выдавать содержание, но сюжет в том, что человеку по имени Коля приснился сон, будто он - Сталин. Отсюда идет вся раскрутка.

Еще один ближайший проект "Современника" - четыре юных режиссера, которым вы дали карт-бланш, и в январе они предъявят публике свои работы.

Да. Знаешь - ты наверняка знаешь, я позже других узнала, что в Москве - да и не только - человек, который любит ловить рыбу, может поехать не на водоем, а в какое-то цивилизованное место, в клуб. Тебе дадут хорошую удочку, посадят у бассейна, запустят туда пять рыбок, тобою же и отобранных. Денежки заплатишь - и уди на здоровье. Так вот, мы уже давно находимся в положении людей, которым запускают с бассейн одних и тех же рыбок да еще золотой красочкой их красят...

"Мы" - это худруки столичных театров?

Ну да. Вся моя жизнь - поиск молодого режиссера. А из пруда уже вынули всю мелочь.

Даже тритонов перевели...

Вот именно. Мне хотелось бы самой, без посредников найти нового режиссера, который будет интересен нам, нашему театру. Мы взяли четырех ребят из разных творческих мастерских РАТИ - трех мальчиков и девочку. Условие одно - чтобы заняты были только актеры "Современника". Мало того, никто этих актеров заранее не уговаривал. Это тоже входит в понятие будущего режиссера: попробуй заразить своей идеей не ровесника, а народного артиста. У всех четверых абсолютно равные условия, они в один день стартовали и вместе закончат. Им было сказано: "Вы имеете скуднейшее материальное вознаграждение". Каждый получает минимальную - даже не зарплату - стипендию. Выбирайте любую драматургию, но это должен быть не отрывок, а образ спектакля. Я сама в свое время поставила пьесу "Эшелон", где на сцене одновременно находятся как минимум восемнадцать человек, так вот я ее сделала у нас на пятом этаже, в комнате, и предъявила - просто, чтобы получить разрешение начинать работу на сцене. Так что все возможно.

Галина Борисовна, вы посмотрели "Рассказы Шукшина" у Жени Миронова?

Да.

И как вам?

Я не люблю рассуждать про коллег... Впечатления мои скорее хорошие. К счастью, порадовала Чулпан. В ней мера глубины больше, чем в остальных. То, что Женя Миронов - талантливый артист, мы знаем давно. Он вызывает уважение своим трудолюбием. Но сказать, что это лучшая его работа, я бы не могла.

Бахмина, Ельцина и деньги

Значит, мы с вами солидарны. Теперь от творческих вопросов - к прозе жизни. Угрожает ли "Современнику" финансовый кризис?

Я настолько в этом деле тупая... Вот как я не разбираюсь в компьютере, в мобильном телефоне, и презираю себя за это... Еще до объявления новых трудностей меня беспокоили все эти вещи с тендерами. И я в обнимку с Марком Захаровым письма писала про то, что в сегодняшней ситуации, при быстротечности жизни на год вперед требовать смету на театральные постановки - значит, просто не понимать суть понятия "театр". Что касается кризиса, естественно, я думаю, не возникнет ли, не дай Господь, такая ситуация, при которой люди просто перестанут ходить в театр, потому что у них не будет денег на билеты. Но надеюсь, до этого не дойдет.

А вам лично угрожает финансовый кризис?

Понимаешь, мне очень нетрудно жить в этом плане, потому что я никогда не была богатой. Моими личными деньгами распоряжается помощница - Александра Михайловна. Я ей принесу зарплату, или премию, или надбавки какие-то. Потом говорю: дайте денег, у меня уже нет. А она мне: вы очень много истратили! Я ей начинаю отчет давать: была там-то, в парикмахерскую ходила, в аптеке купила то-то и то-то... Основные мои траты, к сожалению, на разные медицинские дела.

Вы слишком стильная женщина, чтобы я в это поверила. Небось, львиная доля заработков уходит на тряпки?

Не без того... Одежду "на выход" я сочиняю всегда. Это какая-то сублимация моей абсолютно не существующей личной жизни. Не отношения мужчин и женщин имеются в виду, а вообще - отсутствие личного пространства. Потому что я целыми днями вся тут, в театре, и только когда сочиняю себе что-нибудь эдакое, оказываюсь вдруг на другой территории.

Давно хочу поинтересоваться: ваша подпись в письме в защиту Светланы Бахминой - это что? Вы знакомились с материалами дела, изучали вопрос, знаете Бахмину лично?

Абсолютно нет. Мне даже некогда особенно газеты читать. И по телевизору новости не всегда успеваю посмотреть, приезжаю поздно. Но я много раз слышала эту фамилию в определенном контексте. Для меня женщина, которая не убийца, у которой двое детей и на подходе был третий... Есть такое пафосное понятие - русская душа. Россия обязательно должна с милосердием соединяться - в моем мозгу, во всяком случае. Для меня, если бы ее выпустили, это был бы акт абсолютного милосердия к человеку, к женщине. Политический акцент мне не интересен.

Вам это письмо Лия Ахеджакова принесла?

Нет. Нетактично говорить, кто мне его предложил подписать. Лия Меджидовна - другой персонаж, чем я, она более политически настроенная. Я - нет.

Знаю. Вам людей жалко.

Мне людей жалко. Я могу ехать, увидеть на обочине голодного ребенка, просящего милостыню, и на следующий день принести ему еду, которую он мне в лицо бросит.

Правильно. Его родителям еда не нужна, они более чем сыты... А вы готовы встать на защиту других беременных и многодетных женщин, находящихся в местах заключения? Так сказать, безымянных. Не связанных с громкими скандалами.

Я как раз наивно, быть может, надеюсь на лучшее - на то, что прецедент с Бахминой помог бы и остальным...

К вам в театр Владимир Владимирович Путин заезжает периодически.

Он был у нас два раза. На "Горе от ума" и еще "Грозу" видел.

А Дмитрий Медведев за последние годы бывал в "Современнике"?

По-моему, нет.

Если бы пришел, вы обратились бы к нему напрямую с просьбой освободить Бахмину? На его ведь имя письмо подписали...

Во-первых, когда люди приходят к нам театр, кто бы они ни были, я не использую это для личных просьб. Что я посчитала нужным, то уже сделала. Правозащитником - или как это называется? - я себя не считаю. То, что я чувствовала, я воплотила в "Крутом маршруте".

С Наиной Ельциной вы по-прежнему дружите?

Да. У нас с Наиной Иосифовной очень дружеские отношения. Она мне тут позвонила, спросила, не знаю ли я, как найти Алексея Баталова, потому что он тоже смылся со своего юбилея. Я пообещала ей выяснить его мобильный телефон. И она в связи с этим мне рассказала, как она его любит, уважает. Раньше они не были знакомы. И в предыдущий его юбилей - она говорит - ей так хотелось его поздравить. Вечером, примерно в полдесятого ей узнали его адрес. Она думает: просто поднимусь, букет отдам и скажу: не могла до вас дозвониться, я вас поздравляю. Так и сделала. Естественно, когда Леша в дверях увидел Наину Иосифовну, он пригласил ее в дом... Этот импульс человеческий - для нее абсолютно естественное дело. Она ходила с пирожками к Марине Алексеевне Ладыниной, которая никому уже не была нужна, к Лидии Смирновой. Только потому, что она такой жалостливый человек. Она очень славная...

Весь мир и коньки впридачу

Знаю, что вы дружите и с Татьяной Тарасовой. Только из-за нее у вас вызывают интерес все эти "ледниковые периоды"?

Не только. Объясняю. Я кого-то очень удивила недавно. Мне сказали: "Вы?! Болеете за футбол?!" Я говорю: да! Если у меня есть время. Конечно, я не фанатка, чтобы бросить дело и на футбол пойти. Но мне безумно интересна та абсолютная правда, которая рождается на моих глазах.

При том, что бывают купленные матчи, спортсмены с допингом...

Все знаю, все слышала, но тем не менее. В футболе, между прочим, очень видно, когда матч купленный. Я говорю про другое... Вот недавно Аршавин забил какой-то фантастический гол на моих глазах. Кто его покупал?! Я видела это сама - как он в невероятной ситуации обошел кого-то и забил красивейший, потрясающий гол.

Я много раз говорила с Константином Ивановичем Бесковым. Казалось бы, господи - где театр, где футбол. Но мне интересно было понять командное мышление, командные связи. Невероятно много общего в таких вроде бы разных вещах. Потому что человек, он и есть человек - с двумя ноздрями, двумя ушами... Как совместить ощущение себя в команде и собственные амбиции? Мы с Бесковым отдыхали как-то в одном санатории в Кисловодске, и я его просто осаждала вопросами.

"Ледниковый период" - не совсем спорт. Я про другое спрашиваю. Только что заглядывала в ваш кабинет Алена Бабенко, теперь актриса "Современника"...

Вот-вот. Алена не умела стоять на коньках. Ну что, она будет меня обманывать? Я ее пытала: Ален, ты хоть чуть-чуть раньше каталась? Она говорит: я вообще не умела. И когда я своими глазами вижу этот путь пройденный, он меня потрясает. Я от этого получаю кайф. То же самое было с Чулпан Хаматовой. Кто-то пустил ужасающую сплетню, будто Чулпан чуть ли не разряд имела по фигурному катанию. Да ничего подобного! Каталась во дворе в Казани, и что?

Вы худрук. Пришла в труппу Алена. Играет пока только в "Трех сестрах", но ведь будет и что-то еще. А коньки - дело опасное. Ба-бах - и все. Сломал, разбил, трещина...

Ужас! Когда Чулпан в этом участвовала, я больше волновалась, чем ее мама. Потому что знаю, что у нее больная спина. Упадет, сломает это или разобьет то... Бог спас.

Без подобных шоу можно обойтись.

Да. Вот Марина Александрова отказалась. Обойтись можно, но это доставляет им огромную радость.

И вы готовы рисковать репертуаром? Сломанная нога - это несколько месяцев вне театра.

Знаю. Сама была в этом положении в прошлом году. Причем без всяких коньков.

Кстати, вы-то катались когда-нибудь?

Нет. Я абсолютно не спортивная сама.

Потому так уважаете спортсменов?

Уважаю - не то слово. Восхищаюсь некоторыми. Как любым проявлением таланта. Зидан - ведь это же фантастика! Ни один голливудский артист мне никогда так не нравился, не вызывал таких эмоций...

Напоследок хотелось бы поговорить о вашей новой редакции "Трех сестер". Изумительная, по-моему, работа...

Спасибо, Ленуся! Тем более что наши "Три сестры" - не модные. Слово это по отношению к театру ненавижу. "Модный проект" - бр-р-р...

Какая разница, если на спектакль, я уверена, невозможно попасть.

Тьфу-тьфу-тьфу. Так и есть. Просто меня задевает любая несправедливость. Даже не касающаяся меня или "Современника". Но и касающаяся - тоже. Иногда открываю какую-нибудь театральную афишу, вижу там все театры - и подвальные, и чердачные, а "Современника" нет. Я точно знаю - это не просто так. Там сидит человек с позицией: "Это мы не рекламируем. Это отстой". Всё. За долгие годы я настолько привыкла к этой горечи, так что она вроде уже и не горечь...

Подождите, Галина Борисовна. Нет таких театров, а равно и таких людей, которых любили бы все поголовно. Публика в "Современник" валом валит. Журналистов, хорошо к вам относящихся, вполне хватает.

Ну, конечно, мне много не надо, я всегда это говорю. Что есть - и слава богу. Просто понимаешь, театр не должен становиться предметом моды. Это же не голые пупки, которые стали модными, и давайте все оголять животы. Те, кто объявляет моду на театр, не вызывают у меня ни любви, ни понимания. Почему они меня никогда до печенок не достанут? Бог дал, что мне создают баланс люди, которые приходят в театр. Вот с ними у меня взаимная любовь.

А я как раз и хотела побеседовать с вами о любви. В этой новой - третьей - редакции спектакля я впервые почувствовала вашу жесткость по отношению к трем сестрам. Впервые так жалко было мужиков - и Тузенбаха, которого явно Ирина погубила, и Кулыгина, которому изменить - все равно что ребенка обидеть... Помню ваш потрясающий "Пигмалион", где было очень много мужской тирании - тирании любви в том числе...

И в моем первом спектакле - "Двое на качелях" - тоже.

Вы всегда находились на женской стороне баррикад. А из "Трех сестер" теперь следует, что мы иногда бываем очень и очень виноваты.

Конечно.

И что мы порой сильнее.

Безусловно.

И нам следует быть осторожнее, чтобы не погубить случайно человека, который рядом.

Согласна.

У вас произошел некий мировоззренческий поворот? С чем связанный?

Не с какой-то моей личной историей, как ты понимаешь, а, наверное, с переосмыслением всего. Жизнь поменялась, люди за окном - тоже... Многих узнала, многих по-новому увидела.

Раньше вы всегда сестер оправдывали. Мы спорили с вами, и вы говорили: не смотри на текст, смотри на людей. Впервые я плюнула на текст, смотрю на людей и вижу: батюшки, что же эти бабы наворотили... Сколько мужских судеб переломали. А сами, между прочим, в порядке.

В каком же таком они порядке?

Жизнью они не заплатили, во всяком случае. Так вы теперь на стороне мужчин?

Не то, чтобы на стороне... Это скорее заслуга Антона Павловича Чехова, не моя. Такой автор - бездонный. Его всякий раз можно по-новому открывать. Не знаю, может, я помучаюсь, помучаюсь, и опять Чехова поставлю. И "Чайку" хочу, и "Дядю Ваню". Все наладим, дай Б-г, тогда...

Беседовала Елена Ямпольская

Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 518 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]