23:59 Она сыграла Галину Брежневу | |
Год назад на экраны вышел сериал «Галина», посвященный дочери Леонида Брежнева. Главную роль после длительного творческого простоя сыграла Людмила Нильская, и эта работа стала одной из самых заметных в ее творческой биографии Едва ли не после первого фильма публика признала юную Людмилу Нильскую красивейшей из актрис 80-х годов, а 15 лет спустя престарелая русская эмигрантка ей процедила в лицо: «Это на родине ты была кинозвездой, а здесь — прислуга!». Жизнь оказалась щедра не только на розы, но и на шипы: поводов сломаться, опуститься, разувериться во всем и вся было предостаточно. Если бы Люда оказалась нытиком и хлюпиком, она бы таки сломалась, но у нее хватило характера и внутреннего достоинства. Сегодня Нильская, как и прежде, популярна у зрителей и режиссеров. И даже в простеньком джинсовом костюмчике чертовски хороша собой! Татьяна ДУГИЛЬ «ОДИН СНИМОК БРЕЖНЕВОЙ В КУПАЛЬНИКЕ НА ПЛЯЖЕ МЕНЯ ПОРАЗИЛ: НУ ПРЯМО Я!» — Людмила Валерьяновна, давайте начнем не с вас, а с одной из ваших героинь. Недавно по телевидению прошел неплохой, на мой взгляд, сериал «Галина», и сразу зашуршали разные «мнения»: мол, с ролью советской «принцессы» вы не справились... — А я считаю, справилась! (С вызовом). Не знаю, как у вас, в Украине, а от московских зрителей я слышала только положительные отзывы. Мне было интересно играть Галину Брежневу. Неоднозначная личность, человек очень сложной судьбы... — На первый взгляд, ее история — из разряда «Богатые тоже плачут»... — ...а на самом деле, это беда, трагедия женская и человеческая. К тому же абсолютно положительные роли не всегда интересны артисту, гораздо увлекательнее работать над отрицательным образом... — Галина Леонидовна, по-вашему, отрицательный персонаж? — Нет-нет, это я неточно выразилась! Галина — обычная советская женщина, хлебнувшая и хорошего, и плохого. Ей пришлось и через унижение пройти в каком-то смысле. На ее долю выпали и огонь, и вода, и медные трубы. — Впервые вам предложили сыграть дочь генсека в картине «Красная площадь»... — Да. Но там все случайно получилось: не было никаких кастингов и проб. Мне позвонили: «Люда, ты можешь через два дня приехать на съемку? Роль по объему небольшая, но роль!». С ходу дали мне текст — и пошло дело. Ведь фильм должен был стать для меня первым после возвращения из Америки, после девятилетнего отсутствия в профессии. Хоть и утвердили меня сразу, страшновато было, честно скажу. В прежние времена много времени отводилось на репетиции, на долгие съемки, бесконечные дубли, а сейчас нужно было снять эпизод... ну, за полчаса! Текст выдадут, режиссер покажет, куда встать по отношению к оператору. А остальное — все на тебе! Если можешь — играешь, если нет — извини. Пан или пропал. — Вы сознательно играли Брежневу так, чтобы пробудить сострадание? — Однозначно — да! Я считаю, что в каждом из нас присутствуют как положительные качества, так и отрицательные, и любой человек, живущий в этом мире, имеет право на сочувствие. Кроме, может быть, каких-то совсем уж отмороженных насильников, убийц, маньяков... К тому же усложнить задачу, сыграть не стерву, холодную и злобную, а женщину, которой ничто человеческое не чуждо, — особый профессиональный кайф. — Что для вас главное в личности этой женщины? — Она действительно, по большому счету, глубоко несчастный человек, но выбрала образ существования сама. Мне кажется, одно их самых ярких положительных качеств Брежневой — ее доброта. Сколько я ни общалась с людьми, близко знавшими Галину Леонидовну (с ее подругой Милой, с ее косметологом), все в один голос утверждают: она была очень добрым человеком! Помогала многим малознакомым и почти незнакомым людям! И всегда была искренней в чувствах и поступках. — А вы общались с окружением Брежневой до или после того, как ее сыграли? — И до, и после. До — чтобы понять суть человека. И не услышала ни одного отрицательного отзыва о ней — казалось бы, спившейся, опустившейся, едва ли не утратившей рассудок к финалу... Ни одного! Все, кто смотрел фильм, утверждают, что внешне мы с Галиной Леонидовной похожи. Я, честно говоря, так не думала. Но приезжал во время съемок ее пасынок Александр — сын циркового акробата Евгения Милаева, который, кстати, обожал мачеху, называл ее мамой. Он привозил фотографии, где Галина — еще совсем молодая, на пляже. И один снимок меня просто поразил: с такой же кудрявой головой, в купальничке стою где-то на пляже — прямо я! Значит, угадал режиссер картины Виталий Павлов. Я гораздо позже узнала, что он заявил категорично: «Галину будет играть Люся Нильская! Или я не стану даже браться за дело!». Играть реальных персонажей ответственно еще и потому, что невозможно предугадать реакцию родственников. Мне, правда, потом посчастливилось встретиться с дочкой Галины Викторией, которой очень понравилась ее мама на экране. — Дочь генсека Брежнева — притча во языцех. В юности мечтала стать актрисой, но отец запретил, и больше никаких попыток определиться с профессией она не делала. «Я всю жизнь занималась только любовью», — говорила Галина. О ее любовниках и размашистом образе жизни ходили легенды... — ...а я думаю, она пережила любовь! И не одну! Чувства ее и к Милаеву, и к Игорю Кио были настоящими, искренними — это не каприз принцессы. Насколько я знаю из воспоминаний Кио, он ее любил безумно, и она платила ему той же монетой. Вообще, я считаю, Галина была человеком, который... умеет чувствовать. Многие ведь лишены этого дара. Кто-то утверждает, что она своим поведением мстила Брежневу за то, что он оскорбил ее мать, приехав с фронта на побывку с полевой женой. А по-моему, Галина просто получала удовольствие от жизни. Вот только закончилось все так грустно... «ПОКА НЕ ОБОЖЖЕМСЯ, НЕ ПОЙМЕМ, ЧТО ГЕРОЙ ТВОЕГО РОМАНА ЛЮБВИ НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ» — Может, поиск любви определяет суть женщины вообще? «Мне кажется, одно из самых ярких положительных качеств Брежневой — ее доброта. Сколько я ни общалась с людьми, близко знавшими Галину Леонидовну, все в один голос утверждают: она была очень добрым человеком» — В какой-то степени да. Мы все живем ради любви, но она разная бывает: к мужчине, к ребенку, к профессии. — Тем не менее несчастливые романы не одну женскую судьбу переломили через колено. Насколько я знаю, так случилось и с вами? — (Возмущенно). Ну уж нет! Категорически не согласна. Как и Галина Брежнева, как и многие другие женщины, я сама выбираю свою жизнь и свои увлечения. Все мы проходим через это, все мы совершаем ошибки. Без этого не бывает жизни. Пока не обожжемся, на собственной шкуре не почувствуем последствия своих поступков, не поймем, что герой твоего романа не заслуживает любви. — Не сочтите за комплимент... Трудно быть одновременно красивой, умной и талантливой? — Смотря как к себе относиться... Например, я никогда не считала себя умной: в школе очень средне училась. С красотой тоже как-то не сложилось. Я очень закомплексованный, в принципе, человек: постоянно ищу в себе недостатки. Мне не нравится моя фигура, мой нос... иногда. Я расстраиваюсь, когда вижу себя на экране. Из всех фильмов, в которых снималась, посмотрела только «Галину», и то, скорее, из «спортивного» интереса. Мне было любопытно оценить себя в возрастном гриме. Непросто ведь было сыграть старость. Пришлось перекрашивать под седину волосы, по 12 часов терпеть на лице малоприятный латекс — специальные резиновые накладки для создания эффекта дряблой кожи. Мучилась ужасно, но играла с удовольствием. — По-моему, это кокетство женщины, которая и сейчас может себе позволить выйти на люди без тени косметики... — Да так только кажется! А недостатков масса! Вот сейчас для съемок режиссер требует прибавить семь килограммов живого веса. Не пять, не 10 — вынь да положь ему именно семь! Вот и стараюсь — бегаю на рынок за всякими натуральными сельскими вкусностями. Свою первую, да еще главную роль, 20-летняя Людмила Нильская сыграла в фильме Бориса Григорьева «Кузнечик». «Это история о молодой девочке, которая из провинции приезжает в столицу за богатым принцем» — А как узнали, что талантливы? Почему в театральное устремились? — (С шутливым возмущением). Да не знала я ничего! Случайно в театральное училище попала! Я родилась в маленьком городке Александрове, в ста километрах от Москвы. Столица казалась чем-то заоблачным, фантастическим... А подружке в артистки хотелось очень! Ну, я и поехала за компанию поддержать ее морально. Мне даже в голову не приходило, что у самой может что-то получиться. Всегда казалось, что артисты театра — где-то там, наверху, что это недоступный мир. — А как вы очутились в знаменитой «Щуке»? — Я там оказалась только через год. Поступила сначала в Школу-студию МХАТа, но меня выгнали. — За профнепригодность? — Нет. (Смеется). За историю КПСС. — Вы что, в юности диссидентством увлекались? — Ни в коем случае! Просто никогда не получалось с первого раза сдать эту дисциплину. И я принципиально не ходила на лекции по данному предмету — физически не могла их высидеть! Плюс еще ссорилась с преподавателем (улыбается) — как-то не нашли мы взаимопонимания. Ну не могла я зазубрить даты, съезды и фамилии партийных руководителей! (Смеется). Хотя на память не жалуюсь — слова роли выучить мне и сейчас ничего не стоит. Я, кстати, и в Щукинском диплом получила только через два года после окончания училища... — Тоже из-за КПСС?! — Теперь уже из-за научного коммунизма! Я в Театре имени Маяковского работала, и меня все время трясли: «Где диплом?», а получить его никак не выходило, потому что я научный коммунизм не могла сдать. Через два года все-таки поставили мне тройку, но за эту отметку вызывали на собеседование в горком партии... «Как, — говорят, — такую, идеологически невыдержанную, в случае чего за границу выпускать?». А мне 21 год. Представляете, в таком возрасте сидеть и учить даты съездов?! Ужас! «У МЕНЯ ТАКОЙ «ПРИНЦ» 20 ЛЕТ БЫЛ, ЧТО КО ВСЕМ ДРУГИМ ОХОТУ ОТБИЛ» — Конечно, ужас! При том, что в 20 лет вы уже снялись в своем первом фильме... — Да, это была картина «Кузнечик» режиссера Бориса Григорьева. Очень хороший получился фильм, но шел только в кинотеатрах, да и то недолго. Очень жаль, что его не запомнили: он мне дорог. Это история о молодой девочке, которая из провинции приезжает в столицу за богатым принцем. — Надо же, актуально до сих пор! — Еще бы! А ведь тема была поднята в 78-м! Для того времени смело. То девочка с одним, то с другим, то за деньги... Наконец, появляется муж — научный сотрудник, потом — любовник... — Когда играли, не догадывались, что «поиск окончательного мужчины» — и ваша стезя тоже? — Да нет, конечно! Девчонкой я была абсолютно убеждена в существовании настоящей искренней любви, которая никоим образом не зависит от вещей материальных... — А сейчас разуверились? Благодаря мужу Жоре Нильская в свое время уехала в Штаты и благодаря ему же вернулась через несколько лет назад. Людмила Валерьяновна неоднократно признавалась, что бывшему супругу благодарна за две вещи: за то, что ее бросил, и за сына, которого смогла родить лишь с четвертого раза — (С усмешкой). Сомневаюсь. Очень сомневаюсь! Может, когда встречу ее — поверю... — И принца пока нет? — Не-а! (Смеется, встряхивает задорно волосами). Я отдыхаю! У меня такой «принц» был 20 лет, что ко всем другим охоту отбил... — Это который — Жора? — Да, который Жора... Давний поклонник, который сначала красиво и преданно ухаживал. — Если не ошибаюсь, вы его, человека без образования и профессии, устроили работать администратором в театр. — Да. И до сих пор раскаиваюсь в этом. Вот потому мне и не нужен сейчас никакой «принц». Совершенно нет желания снова кому-то стирать, готовить... Хочется пожить для себя, любимой. Живем с сыном независимо, самостоятельно. — Первую известность вам принесла роль блистательной и коварной шпионки Ядвиги в телефильме «Государственная граница». Бремя славы вас тогда не испугало? — Не испугало. Но я бегала, скрывалась от этой «славы», как только могла. Подумайте сами: 80-е годы, в магазинах пустые полки, продуктов тоже нет. Стоишь в очереди за куском колбасы или сыра, а тебя узнают... Как считаете, приятно это? И до сих пор меня раздражает, когда подходят на улице, спрашивают: «Ой, это вы?!». — «Нет! — сразу же отвечаю. — Не я!». Ну, характер такой, что поделаешь... — Умение быть незаметным тоже талант. Людмила Валерьяновна, о своих прежних романах не все женщины любят говорить. Но у вас есть замусоленные прессой эпизоды: Владимир Новиков и Борис Щербаков... — С Владимиром Новиковым, партнером по «Государственной границе», у нас ничего не было! И про романы я не хочу говорить! Несколько лет назад, когда только из Америки вернулась, меня пару раз на доверительность купили. Я не совсем понимала, что в стране творится, и лишнего наговорила. Язык-то свободный... — Тогда спрошу по-другому: сложился ли у вас за жизнь идеал мужчины и тип, с которым впредь никогда не стали бы иметь дела? — Если бы я нашла идеал мужчины, то, может быть, он бы был сейчас со мной. А типы, которые мне не нравятся... Да много их, много! Ябед ненавижу! Без чувства юмора терпеть не могу! Петухов не выношу, которые распустят перья и хвастаются цацками-шмацками, машинами... Многое в мужчинах не люблю. — И этим сильно отличаетесь от своего персонажа — Галины Брежневой. Она всех любила... — А может, и слава Богу? Она была более открыта, более чувственна. А я эмоции выплескиваю на работу, в жизни же достаточно сдержанна. Мне, кстати, многие пеняли на это. Ничего. Зато людей вижу трезвее. «МУЖ СООБЩИЛ, ЧТО В РОССИИ У НЕГО МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА, К КОТОРОЙ ОН НАМЕРЕН УЙТИ» — Александр Михайлов тоже относится к людям, суть которых вы поняли сразу? — Честно говоря, поступок Саши, на который вы намекаете, саму очень удивил! Из досье «Бульвара Гордона». Бурный, в чем-то даже авантюрный роман Людмилы Нильской с Борисом Щербаковым стал в свое время притчей во языцех в актерских кругах. Щербаков часто оставался ночевать у Людмилы, появлялся с ней в магазинах, продавщицы которых прекрасно знали и самого Бориса, и его супругу. В какой-то момент он решился: написал заявление «В связи с разводом прошу предоставить хоть какую-то жилплощадь...». В лучших советских традициях МХАТ взорвался: было общее собрание, где постановили «вернуть Щербакова в семью». А однажды поздно ночью в доме у Нильской раздался телефонный звонок: актер Александр Михайлов, партнер Людмилы по фильму «Бешеные деньги» и сосед Щербакова по дому, надрывно кричал в трубку, что жена Бориса пыталась отравиться, что Людмила поступает подло, пытаясь увести его из семьи и оставить без отца маленького ребенка... — Я и сейчас считаю, что ничего предосудительного не делала, никому не набивалась и ни на чем не настаивала. Саша меня порицал, осуждал... А сам совершил поступок гораздо хуже, чем могла бы сделать я. Прожив с женой 30 с лишним лет, он ее оставил и ушел к женщине вдвое моложе его... Ну ты ж тогда хоть не учи других, как им жить! Я встречалась с его бывшей супругой Ириной уже после возвращения из Америки: дама, которой за 60, мажет щеки кремом с блестками и приклеивает себе неимоверно длинные черные ресницы. До какого же отчаяния надо довести человека... Моралист Михайлов свою семью уничтожил. Так что к моралистам я тоже нехорошо отношусь. — Зато часто тепло отзываетесь об однокурснике Сергее Маковецком. А ведь ходили слухи, что он по молодости попался на воровстве... — «Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам...» — так вроде у Высоцкого? У Сережи в молодости была очень непростая жизнь, и уже за то, что он трудности преодолел, добился таких высот, его можно уважать. Вернувшись из Штатов, я с ним как-то не сталкивалась. А в годы учебы он был замечательным, добродушным, славным парнем! Мы все его звали Мак. — Вы уезжали в Штаты от несчастной любви или из несчастной страны? — Ой, ну при чем здесь любовь?! Я к тому времени с мужем Жорой прожила уже девять лет. Нашему ребенку было три года... Нет, это страна тогда достала... 94-й год, на спектаклях по пять человек в зале, кино вообще перестали снимать, кушать нечего, ребенок маленький... Я и решила: если кино, театр и восстановятся, то не раньше чем лет через 50. И поехала. Сманил Жорин отец. А оказалось, страна с разрухой куда быстрее справилась... — Знаю, что за океаном вам пришлось досыта нахлебаться доли славянских женщин: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик»... — Зато сильнее стала... — Необходимость из актрисы переквалифицироваться в таксиста кого угодно сильнее сделает... — Работала я не совсем таксистом. Возила наших русскоязычных бабушек по магазинам. Они там по четыре-пять часов гуляли, я в это время занималась своими делами. Потом приезжала, забирала подопечную... Бабушкам, особенно тем, у кого сахарный диабет, как врачи говорят, полезно двигаться больше. Но по улицам в Америке пешком мало кто ходит — там все на машинах ездят. И если нет у нее собачки, с которой можно вокруг дома круги наматывать, бабушка вынуждена гулять по громадным торговым центрам — присаживаться возле фонтанчиков, заходить в кафе, рассматривать зимние сады... — А чем занимался ваш муж, пока вы возились с чужими бабушками? — Сначала тоже пытался зарабатывать. На деньги, вырученные от продажи моей двухкомнатной квартиры в Москве, открыл автомастерскую, но быстро прогорел. Ему казалось, что быть боссом легко: купи себе кожаное кресло и сиди в нем весь день, задрав ноги на стол... В итоге ничего путного не получилось. Не состоялся человек. Начал снова ездить в Россию и однажды сообщил, что у него там молодая женщина, к которой он намерен уйти. — Как вы вернулись в Москву, я читала: близкая подруга отругала вас по телефону и приказала: «Немедленно собирай вещи!»... — Да, Катя тогда просто наорала: «Ничего слышать не желаю! Жить можно и у меня!», после чего я лихорадочно начала собираться. Вернулась: два чемодана и ребенок под мышкой... — Подруга тоже актриса? — Нет, она была директором на «Мосфильме», сейчас — продюсер. В плане профессии помочь мне не могла: работала с режиссерами, которые сами выбирали актеров и ни к чьим рекомендациям не прислушивались. Не представляю, как бы Катя настаивала: работайте непременно с Нильской. Я на такое никогда бы не согласилась, поэтому в ее проектах не снималась. Но психологически она меня очень здорово поддержала. «ПРОШУ У БОГА ПОБОЛЬШЕ РАБОТЫ» — Вы простили своего Жору? — Да я даже рада, что так получилось! Если бы не его измена, до сих пор сидела бы в этой Америке! Ужас!.. Ребенок превратился бы в американца, ушел бы из семьи лет в 18 — они там очень рано отправляются на самостоятельные хлеба. И что бы я там делала? Ну вот что?! — Года три назад в интервью вы сказали, что хватаетесь за любую актерскую работу, чтобы заработать на квартиру. Решили уже проблему? К Лужкову или Путину не пришлось обращаться? — Все получилось! Заработала! Соглашалась на все роли, которые предлагали. Жилье пусть не такое, как было раньше на «Соколе», но свое. Теперь живу на Волгоградском проспекте и довольна. Потому что до этого два года приходилось снимать жалкую «однушку». Дорого — да вы что! И раз в два-три месяца цена непременно повышалась. А к Юрию Лужкову все-таки обратилась сначала, но мне отказали. Дело в том, что квартиру, которая у меня была до эмиграции, мне выделило правительство Москвы, и в компьютере остались об этом данные. Сейчас мэр бесплатно жилье не раздает: если кому и выделяют, то просто со скидкой, чуть дешевле цены коммерческой. Но мне и в маленькой этой льготе было отказано. — Вы по-прежнему востребованы? Работа есть? — Сейчас, в связи с кризисом, стало сложнее. Есть, допустим, несколько проектов, в которые я утверждена, но их осуществление все отодвигается и отодвигается: нет денег, нет денег, нет денег... — А чем сын занимается? — Дима окончил первый курс Университета физкультуры, спорта и туризма, а вообще, он серьезно занимается хоккеем. Очень преданно любит этот вид спорта, но... Раз в 18 лет его не взяли в серьезную профессиональную команду, видимо, особого таланта к игре нет. Он выбрал себе в профессию не непосредственно хоккей (там разные специализации) — будет «менеджером организации». Это нечто продюсерское... — А с отцом общается? — Дай Бог, если раз в пару недель. Ребенок все понимает: кто, как, с кем... — Чего сейчас больше всего хотите от жизни? — Во-первых, чтобы у меня состоялся ребенок. Как человек, как личность, как специалист. А для себя прошу у Бога побольше работы, чтобы я не выпала из профессии. Наступает возраст, для которого мало пишется серьезных ролей. Фильм «Галина» стал подарком судьбы. Знаете, сколько писем от зрителей приходит? — Только, пожалуйста, не надо про возраст! Выглядите вы на ура!.. — А я про возраст и не говорю! Не так, как некоторые девочки: «Ой, мне 30, я уже совсем старуха!». P. S. За помощь в организации интервью «Бульвар Гордона» благодарит продюсера Евгению Максименко и предпринимателя Елену Карпенкову. | |
|
Всего комментариев: 0 | |