15:56 Вспоминая великую Раневскую Автор: засл арт. Сергей Гамов | |
Здравствуйте! И вот странность какая – ответственность автор понимал, но к своей работе над книгой отнесся весьма и весьма безответственно! Стр. 53: «Чутьем большого художника она угадала в скромной молоденькой участнице массовок черты подлинной одаренности…» -вспоминает Н.С.Сухоцкая. Очевидно, на 74-ой странице автор запамятовал, что на 53-ей уже цитировал эту фразу Нины Станиславовны. Стр. 63: «…Фаина Георгиевна сыграла… Машу Заречную в «Чайке»…» Помилуйте! В «Чайке» великого Антона Павловича Чехова - Нина Заречная и Маша, - два совершенно разных персонажа. Так какую роль сыграла Фаина Георгиевна в крымской «Чайке»???!!! Стр. 83: «Однако, по признанию Павлы Леонтьевны, Грешница, которую предстояло играть ей, «не грела, не увлекала, я только чувствовала трудность своего положения – страдающая женщина среди комедийных персонажей». Видимо, почувствовав такое её отношение к роли, Вульф решила отказаться от постановки.» Что из этого должен понять читатель? Кто должен был играть Грешницу? Вульф? Ее признания цитируются? Тогда чье её отношение к роли Вульф почувствовала? Стр. 89: « … Камерный театр. В этом театре она сыграла несколько эпизодических ролей, да и роль Дуньки в пьесе «Патетическая соната» тоже была эпизодической…» В «Патетической сонате» Раневская играла не Дуньку, а Зинку, о чем справедливо указывается далее в этой же книге, на стр. 97! Стр. 113: ( О «Мечте») «… он (фильм) вышел на экран в 1943 году…» Так когда «писался» сценарий знаменитой «Мечты»??? И когда фильм вышел на экраны??? Даже не связанный с кинопроизводством человек поймет, что от сценария до фильма – путь долгий. И уж никак фильм не выйдет раньше, чем будет написан его сценарий!!! Стр.138: «Вот одно из таких писем, написанных 28 августа 1945 года, в день рождения Раневской…» И опять автор допускает неточность – если всё же верить официальным биографиям актрисы, день ее рождения – 27 августа! Стр. 138: «При первой возможности Фаина Георгиевна ездила к Ахматовой в Ленинград.» Стр. 185: (Раневская об Абдулове) «Мне посчастливилось видеть его в домашней обстановке. Обаяние его личности покоряло. Он любил шутку. Шутил непринужденно, легко, не стараясь рассмешить.» Почти слово в слово! Автору опять изменили память и внимание! Редактор, видимо, не утруждал себя чтением рукописи, а корректор отнесся к своей работе формально! Стр. 163: «В качестве примера анекдотов от Раневской хочу привести рассказ Бориса Ефимова…» Стр. 197: (О ночном звонке Михоэлса Раневской) «В три часа!» Да, возможно, тут сыграло роль то, что об одном и том же событии рассказывается из разных источников, но на что тогда автор, который должен все связать, объединить, объяснить, оправдать, обыграть?!. Стр. 101-102: «Раневская числилась в штате Камерного театра до весны 1933 года, когда она ушла в Центральный театр Красной армии…. Когда Раневская перешла в Театр Красной армии, художественным руководителем его был Юрий Александрович Завадский…» Что же получается? В 1949 году Завадский уже не помнил, что Раневская работала под его руководством в Театре армии и играла саму Вассу Железнову??? Стр. 102: «Вспоминает одна из актрис театра…» И далее идет более чем на страницу рассказ неизвестно какой актрисы о том, как она репетировала с Завадским роль престарелой генеральши Нюриной. Считаю, что в подобной книге из серии «Жизнь замечательных людей» неуместны без каких-либо авторских комментариев и верных акцентов выдержки из дневниковых записей Л.Чуковской, которая якобы застала у NN Раневскую… после большого пьянства (см. стр. 141). Если автор был лично знаком с Фаиной Георгиевной, то не мог не знать, что Раневская с юности страдала от диабета и всю жизнь сторонилась спиртного. По-моему, книга больше напоминает студенческий реферат на тему «Раневская», в котором ученически надёрганы кусочки из разных книг, интервью и даже … некрологов – верх «писательского мастерства»! На стр. 293 приводится некролог из газеты «Советская культура»: «Советское искусство понесло тяжелую утрату….» и так далее, в духе пожелтевших газет с полным перечнем (?!) подписавших некролог – членов Политбюро, деятелей культуры. Комментарии излишни… Беря на себя огромную ответственность, автор отнесся к своей же книге безответственно, (причем, посвятив её своей дочери!). Говорят, что когда-то в СССР было правило – если допускалась какая-то ошибка, неточность или опечатка в серьезных изданиях (что случалось крайне редко при высоком профессионализме редакторов и корректоров!), то весь тираж шёл «под нож». Времена изменились, опечатки, ошибки, неточности, оговорки, к сожалению, допускаются повсюду и мы пожинаем плоды этого «падения»… Но в данном случае, с книгой о Раневской – может быть, честнее будет изъять весь тираж, и повинившись перед памятью Актрисы, издать другую, хорошую, профессиональную и честную книгу??? Сергей ГАМОВ, P.S. Считаю своим долгом защитить память, честь и достоинство Фаины Георгиевны Раневской ещё и потому, что был лично знаком с нею | |
|
Всего комментариев: 0 | |