Главная » 2011 » Февраль » 5 » Смерть от яблока
10:38
Смерть от яблока
Ее коронная фраза в «Покровских воротах»: «Высокие, высокие отношения!» Также можно легко вспомнить ассистента Машу из «Приключений Электроника», фру Лауру из «Пеппи Длинныйчулок»… Никто из зрителей не мог и подумать, что эта веселая умная женщина в жизни страдала депрессиями и запоями...

Приступы одиночества начали преследовать Елизавету еще с детства. И вовсе не без причины. После войны ее отец уехал за границу, он входил в группу людей, восстанавливающих разрушенные войной города. Почему-то отец Лизы взял с собой всю семью, а ее единственную оставили жить с бабушкой в Ярославле. Семилетний ребенок воспринял это как предательство, после этого отношения с родителями (а они увиделись только через семь лет) так и не сложились. Узнав, что Лиза поступает в театральный, отец дал ей пощечину, на этом семейные отношения были разорваны. Отучившись, Елизавета пошла работать актрисой в Театр имени Станиславского и долгое время сидела там без ролей. И вдруг – невероятная удача – главная роль в спектакле «Антигона», в партнерах – непревзойденный Евгений Леонов. Почему же Елизавета сомневалась?

– Тогда она была влюблена в виолончелиста Алексея Познанского, – вспоминает подруга Никищихиной, актриса Татьяна Ухарова. – И у них была просто душераздирающая история любви, полная противоречий.
Познанский пошел служить в армию и вернулся оттуда с травмой позвоночника. Он стал инвалидом. Елизавета все свободное от театра время ухаживала за женихом. И забеременела от него как раз в тот момент, когда ей дали долгожданную главную роль… Что делать? Никищихина выбрала театр и тайно сделала аборт. Жених этого простить не смог – они расстались. Так вот актриса заплатила за свою первую славу, которая, увы, быстро прошла. В театр пришел новый режиссер, который снял спектакль из репертуара. Но тут актрису подхватило кино. Роль в знаменитом детском фильме «Приключения Электроника» она получила, обогнав на пробах таких актрис, как Ирина Муравьева и Лия Ахеджакова! Личная жизнь актрисы тоже начала налаживаться. Она вышла замуж за психиатра Эдуарда Лейбова и снова забеременела. И снова жизнь поставила актрису перед выбором – личная жизнь или работа. После долгого перерыва в театре ей снова предложили главную роль, да какую – Катерина в «Грозе». Но на этот раз актриса была не готова жертвовать личным счастьем. Она ушла в декрет и назвала родившуюся дочку Катей.

– Думаю, основная проблема Елизаветы была в ее одиночестве, – рассказывает актер Театра Станиславского Владимир Коренев. – Даже когда у нее были ребенок и муж, она все равно была одинока…

Никищихиной очень быстро надоело сидеть дома с ребенком, но и в театре актрису уже никто в расчет не брал. После долгих уговоров ей дали три крошечных эпизода в спектаклях, ими актриса жила много лет. Елизавета начала попивать и делала эта тайком от мужа. Маленькая дочка все видела и сильно переживала. Однажды Катя сидела на спектакле в зале и увидела, как мама на сцене откупорила бутылку шампанского. На весь зал Катя закричала: «Мама, ты же обещала не пить!»

– Когда у Елизаветы Сергеевны наступали такие периоды, ее в театре заменяли другие актрисы, – говорит Владимир Коренев. – За талант ей многое прощали. Мы, актеры, как могли, старались ее поддержать…
Но сорокалетнюю актрису могли бы утешить только новые роли. А раз их не было – она пила. Первый муж от актрисы ушел. Появился второй – писатель Евгений Козловский. В отличие от предыдущего он Елизавету понимал и терпеливо переносил ее запои, возил ее по врачам. Но это тоже не могло продолжаться бесконечно, и после нескольких лет безуспешной борьбы с водкой он ушел из дома. В отместку Никищихина продала его любимую собаку за бутылку водки. Псина не выдержала разлуки и умерла от тоски. Так что когда школьница Катя вернулась домой из пионерского лагеря, дома не оказалось ни собаки, ни отчима, с которым у нее сложились добрые отношения. Неудивительно, что Катя все больше и больше отдалялась от матери и не хотела ее понимать. Она уже не верила, что та вылечится. Когда Катя вышла замуж и у нее родился сын, Елизавета Сергеевна очень привязалась к внуку. Но пить не перестала… Так что в итоге дочь разменяла квартиру, и они разъехались навсегда.

К тому моменту Никищихиной уже было пятьдесят с лишним лет, и она оформила пенсию. Ее хватало лишь на то, чтобы едва сводить концы с концами. Коллеги по театру еще раз попытались вылечить актрису и устроить ее в наркологическую клинику, но врачи сказали, что уже поздно. Она превратилась в хронического алкоголика. К тому же только спиртное спасало Елизавету Сергеевну от мысли о самоубийстве. Ну и те крошечные роли, что ей из жалости давали в театре, закрывая глаза даже на то, что Никищихина приходила в театр нетрезвой. Все равно у нее была роль пьяной в пьесе Горького «На дне»…

За год до смерти с актрисой случилось несчастье – на нее напал грабитель и придушил ее. Елизавете Сергеевне вовремя пришли на помощь, но дыхательные пути были повреждены. Она стала задыхаться и часто оказывалась в больнице с диагнозом астма. Никищихиной запретили есть твердую пищу. Актриса стала бояться жить одна и разменяла свою квартиру на комнату в коммуналке. Но и это не спасло ее от нелепой гибели… 28 октября 1997 года ее нашли мертвой. Экспертиза показала, что актриса подавилась кусочком яблока.

Кирилл Песков.

Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 746 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]