Сергей Никоненко: "Если ты играешь хорошо - зрительный зал дышит вместе с тобой" Актёр и режиссёр Сергей Никоненко не нуждается в особом представлении. 16 апреля этому замечательному мастеру исполнилось 70 лет. Накануне юбилея с ним побеседовал наш корреспондент. - Я знаю, что Вы увлекались театром с ранней юности: Вам было всего 13 лет, и после отдыха в пионерском лагере Вы «заболели» театром, и это даже повлияло на Вашу успеваемость, которая заметно понизилась... - Как говорят французы: «Шерше ля фам!», во всех жизненных ситуациях – «ищите женщину!». В 13 лет я влюбился – вот главная отправная точка – в девочку десяти лет, а она занималась в драмкружке Московского городского дома пионеров. Я пошёл за ней, но она, правда, оттуда быстро ушла, а я задержался надолго, и по сей день занимаюсь актёрской профессией! Я одновременно занимался в двух кружках: в студии художественного слова и в драматической студии, потому что мне одного было мало – меня вдруг одолела такая жажда заниматься творчеством. Конечно, это не могло не отразиться на успеваемости в школе. Когда меня спрашивали: «Как ты, Серёжа, учишься?», то я отвечал: «Я учусь без троек!», и я говорил чистую правду, так как у меня были одни двойки! (смеётся). - Вам повезло, что Вы учились у такого мастера, как Сергей Аполлинариевич Герасимов, и у Вас был поистине звёздный курс: Жанна Болотова, Николай Губенко, Евгений Жариков, Галина Польских, Лидия Федосеева, Жанна Прохоренко и др. Как Вы думаете, у Герасимова был особый дар заранее видеть потенциальных актёров или Ваш курс – исключение из правил? - Я думаю, что наш звёздный курс это – далеко не исключение. Первый курс, который Герасимов собрал во ВГИКе, почти в полном составе снялся в его картине «Молодая гвардия», и все стали звёздами советского кино – очень популярными и интересными актёрами: Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Георгий Юматов. Последующие курсы – Алла Ларионова и Николай Рыбников, затем был курс, где учились Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева... - Это была система – отбора именно ярких личностей? - Я думаю, что это – особый талант, он непостижим: откуда он берётся? Это Господь Бог даёт! У Герасимова был грандиозный и совершенно невероятный педагогический дар, умение видеть, терпеть, ждать, работать, поэтому и получились такие результаты! Главное, что он нам сделал «прививку» к мировой культуре: всего за жизнь человеку не постичь, но стремиться к этому надо, и учиться нужно всю жизнь! - Сергей Петрович, чем был вызван тот факт, что после окончания актёрского факультета Вы решили попробовать себя в режиссуре и закончили режиссёрский факультет того же ВГИКа. Вам стало тесно в рамках актёрской профессии или Вы захотели посмотреть на своих коллег со стороны? - Я не сразу это решил: спустя четыре года после окончания актёрского факультета я пришёл к такому решению – попробовать себя в режиссуре, а потом, когда мы учились, то учёба проходила совместно с режиссёрами, и нам Герасимов не возбранял брать на себя организацию творческого процесса и заниматься режиссурой. Я посмотрел, какие режиссёры работали в производстве, но «последней каплей» стал Василий Шукшин, который «подтолкнул» меня к принятию решения стать режиссёром. Я у него снимался в картине «Странные люди», приходил с какими-то предложениями, что-то рассказывал, а он мне как-то говорит: «Ты знаешь, займись-ка режиссурой!». Василий Макарович мне это посоветовал, но я уже чувствовал в себе это и «созревал» для принятия данного решения! - Мы плавно подошли к кино. Я Вам честно признаюсь, хотя Вам это сможет показаться обидным, но у меня первая ассоциация с актёром Никоненко – это образ милиционера. Я хорошо помню фильм «Инспектор ГАИ» и знаю, что в кинематографе Вы часто играли роли сотрудников органов внутренних дел. Как так получилось, что в Вас видели подобных героев? - Вы знаете, на сегодняшний день я сыграл 200 ролей в кино, и милицейских из них – меньше двадцати, - это меньше одной десятой, но я не знаю, почему Вы так считали. У меня есть роли в фильмах «Журналист», есть роль крестьянского парня у Шукшина в «Странных людях», фильм «Трын-трава», – там сельскохозяйственная тема, его недавно повторяли по телевидению. Есть руководитель современного балета в фильме «Зимний вечер в Гаграх»... - Вы понимаете, что я в силу возраста просто не застал Ваши ранние фильмы. - Я снимаюсь в кино уже пятьдесят лет, поставил пятнадцать полнометражных фильмов и один 16-ти серийный телефильм (речь идёт о фильме «Аннушка», прим. автора), который, почему-то до сих пор придерживают. Он должен выйти на Первом канале... - Сейчас в производстве находится фильм «Аптекарь»... - Да, я там играю очень хорошую роль, неожиданную для себя и очень благодарен, что мне эту роль поручили и пригласили сниматься. Я с большим удовольствием работал. Режиссёр этой картины Александр Баршак, и я у него заканчиваю сниматься в картине «Кедр пронзает небо». (Демонстрация этого 16-ти серийного фильма началась на канале «РТР-Планета» 11-го апреля этого года. Прим. автора). - Будем с нетерпением ждать выхода этих картин! Сергей Петрович, я знаю, что Вы – большой любитель творчества русского поэта Сергея Есенина, и в 1994 году Вы открыли в Москве Есенинский центр. Как это произошло? - Дело в том, что сначала – сорок лет назад в 1971 году – я сыграл роль Есенина в кино (фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт», прим. автора) и просто «заболел» этим поэтом: я стал собирать всё, что связано с Сергеем Есениным и друзьями поэта – Клочковым, Орешиным, Ганиным: его ранние произведения, ещё прижизненные издания. Когда я нашёл помещение, оно было жутко разрушенным, но я знал, что в этой квартире бывал Есенин, поэтому в центре Москвы я создал Есенинский уголок и назвал его Есенинским культурным центром. Он находится практически в центре нашей столицы – на Арбате, по адресу: переулок Сивцев Вражек, дом 44! - Я Вам открою небольшой секрет: в Германии я Вас видел в двух антрепризных спектаклях – в спектакле «Всё проходит» с Александром Абдуловым и Еленой Прокловой, и в постановке «Западня», где Вы играли вместе с Борисом Невзоровым, Вадимом Колгановым и Алисой Гребенщиковой. Вы также заняты в спектакле «Безымянная звезда». Каким образом Вы стали играть в антрепризе? - За пятнадцать лет работы в антрепризе я сыграл тринадцать ролей, и одна из них – в «Безымянной звезде», которая показывается в Германии. Мне нравится работать в театре, потому что я нашёл разницу между актёром, работающим на съёмочной площадке, и тем, кто работает в театре. Она заключается в следующем: в кино у тебя нет партнёра, а в театре самый главный партнёр – это зритель. Вот он – ЗДЕСЬ! И тебе не надо читать рецензии, ты сразу слышишь и видишь, и чувствуешь, как ты играешь. Если ты играешь хорошо – зрительный зал дышит вместе с тобой: смеётся или плачет – всё происходит по твоей воле. Ты, как волшебник, вместе с другими партнёрами рассказываешь публике историю, которая заставляет задумываться и пробуждать в зрителях человеческое начало, по крайней мере, мне бы так хотелось! - В своё время вышел фильм «Безымянная звезда», где главные роли исполнили Игорь Костолевский и Анастасия Вертинская. Не было страха, что зрители начнут сравнивать этот фильм с вашим спектаклем? - Ничуть не страшно! У них – своя картина, у нас – свой спектакль, и мы немного по-иному прочитали эту пьесу... - Ваш юбилей совпал с гастролями в Германии: 16-го апреля, в день Вашего 70-летия, Вы играли спектакль «Безымянная звезда»... - Это очень хорошо, что я нахожусь в строю, я – в работе, я – в седле! Я – востребован, и это – самый большой подарок судьбы! - Я знаю, что в этом году осенью будет юбилей и у Вашей супруги... - Я не знаю, это Вам всё известно! (На самом деле у жены Сергея Никоненко Екатерины Ворониной 19 ноября – тоже юбилей. Прим. автора). - Я Вам желаю дальнейших творческих успехов как режиссёру и как актёру и благодарю за этот интересный разговор! - И Вам, Евгений, всего доброго! Беседовал Евгений Кудряц Газета "Вести", май 2011-го года |