Главная » 2012 » Февраль » 23 » К Дню рождения Олега Янковского
22:22
К Дню рождения Олега Янковского
Янковский Олег Иванович
Oleg Yankovsky
Родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской области (Казахстан).
Отец — Янковский Иван Павлович, до Октябрьской революции служил в армии, был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, кавалером Георгиевского креста. В советское время был репрессирован и погиб в лагере.

Детство Олега Янковского прошло в Казахстане, в городке Джезказгане, куда была сослана семья: рудник, специфический контингент — семьи ссыльных интеллигентов и уголовников.
Мать — Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей — такую же ссыльную интеллигенцию.
Со временем Янковские перебрались в Саратов. Старший из братьев — Ростислав — начал играть ещё в Джезказгане. Он закончил саратовское театральное училище, потом уехал в Минск, в Русский театр. 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот (в семье остался один кормилец — средний брат Николай). Там Янковский-младший дебютировал на сцене — заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица".

Вернувшись в Саратов, Олег Янковский поступил в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова. Правда, здесь произошла совершенно фантастическая и судьбоносная история. Когда Олег пришёл в училище, экзамены уже давно закончились. Он осмелился зайти к директору — узнать об условиях приёма на будущее. Директор, не дав даже объяснить цель визита, спросил: "Как ваша фамилия?" "Янковский", — ответил Олег. Тот заглянул в какие-то списки у себя на столе и сказал: "Хорошо. Вы приняты. В сентябре приходите учиться." Олег вернулся домой ошарашенный: почему его приняли без экзаменов, наверное, в училище недобор. Осенью он просто пришёл на занятия. И только через несколько месяцев выяснилось, в чём дело. Оказывается, его брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечтал о сцене. Вот и пошёл поступать в театральный, никому ни слова не сказав об этом. Он сдал все экзамены, прошёл все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью — маму и бабушку. А в училище ещё долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

После окончания учёбы в 1965 Олег году был зачислен в труппу Саратовского драматического театра.
После дипломного Тузенбаха (1965) — хрупкого романтика с обрезанными крыльями – был театральный дебют: Ненилло в «Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуарде де Филиппе. Затем — недалёкий, но с нетривиальным природным чутьем Мешем в «Стакане воды» Скриба; неискушённый недотепа Мелузов в «Талантах и поклонниках» и ещё много проходных ролей, на которых обычно держится репертуар. Но судьба подарила и роль князя Мышкина. Художник спектакля Татьяна Сельвинская вспоминала, что «на репетициях в сценах с Настасьей Филипповной у Янковского проступали темные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога...» Правда, сам артист говорит, что к этой роли он только «прикоснулся»...

С кино Олегу тоже помог случай. Однажды театр гастролировал во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан пообедать. А недалеко за столиком сидели Владимир Басов, Валентина Титова и другие члены съёмочной группы будущего фильма "Щит и меч". Они обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот человек подошёл бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
Благодаря роли Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч» и следующей картине — «Служили два товарища» Олег Янковский стал популярным артистом.

В 1973 году был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола.
На сцене «Ленкома» наиболее значительными его работами стали роли в спектаклях «Автоград—XXI», «В списках не значился» по Борису Васильеву, «Ясновидящий» по Л. Фейхтвангеру, «Синие кони на красной траве» и «Диктатура совести» Михаила Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Карманный театр» Жана Кокто, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова, «Чайка» А.П. Чехова, «Варвар и еретик» (по роману Ф.М. Достоевского «Игрок»), «Шут Балакирев» Г.И. Горина, «Tout paye, или Все оплачено» И. Жамиака.

В историческом для артиста 1983 году его пригласил Андрей Тарковский в «Ностальгию». «Похудеть не сможешь?» «Куда? от неожиданности выпалил я, — вспоминал о первой встрече Янковский. — Хотя я понимал, что ему нужен человек, измученный духовной жизнью в прямом смысле слова. Что это состояние и будет сюжетом фильма. Мы сидели теплым вечером в маленьком кафе на безлюдной римской площади. Говорили о ностальгии. Как это играть? Что за этим стоит? Только ли берёзки? Но они есть и в Италии. А ностальгия? Наверное, тоже. Вдруг, как в плохом фильме, подошли два мальчика — один с кепкой, другой с аккордеоном — и заиграл "Амурские волны". "Это уж слишком, — сказал Андрей. — Никому об этом не говори. Не поверят"».
Сердечная боль нарастает, ноги не держат, душит участившийся пульс. Он зажигает в третий раз, собирает последние силы будто перед смертью, чтобы уберечь неверное пламя, и доходит. Его мы не видим. Всплеск. Звуки вердиевского реквиема.

В 1987 году была ещё одна бенефисная роль в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната». Это был измождённый, изверившийся, несмирившийся человек с расхристанной душой. Горячечный монолог своего героя (то он вспыхивал, то сникал, то судорожно закуривал, то, ободренный наркотиком, заходился в путаных, сбивчивых признаниях) артист проживал с почти забытой на нашем экране силой страсти, с немыслимым, казалось, для его актёрской природы трагизмом.
В начале 1990-х Янковский вернулся из Франции (где полгода играл в европейском театральном проекте) «в другую страну». Поток коммерческой продукции «кооперативного» кино хлынул на экраны, но участвовать в этом артист себе позволить не мог. Но согласился в 1993 году стать президентом открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»).
В 1996 году Марк Захаров поставил «Чайку», где Янковский беспощадно и вместе с тем неброско играет Тригорина. В 1999 году ему довелось замечательно сыграть небольшую роль местечкового еврея в мелодраме Салли Поттер «Человек, который плакал» вместе с такими звёздами, как Джонни Депп и Джон Туртурро (фильм показывался в официальной программе Венецианского фестиваля). А в середине 1990-х — Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре» и Персиков в «Роковых яйцах».
Заслуженный артист РСФСР (1977).
Народный артист РСФСР (1984).
Народный артист СССР (21.12.1991).

Общественная деятельность:
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Президент Открытого российского кинофестиваля в Сочи ("Кинотавр") (1991-2005).
Президент благотворительного фонда имени Евгения Леонова (1996-2009).

В 2000 году Олег Иванович Янковский решается (вместе с оператором Михаилом Аграновичем) на режиссёрский дебют и ставит «рождественскую сказку» «Приходи на меня посмотреть», в которой играет современного героя, «нового русского», который по ошибке забрёл к старым русским (великовозрастной дочке — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью) и остался с ними.

Режиссёр Роман Балаян об Олеге Ивановиче Янковском: «он работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране... В нём нет никакой однозначности. А его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого».

В семейной жизни Олег Янковский — однолюб. Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года — и именно на всю жизнь. Олег женился на втором курсе училища на Людмиле Зориной (она училась на курс старше). После училища Людмилу сразу пригласили в Саратовский драмтеатр и она мгновенно выдвинулась в звёзды. Смотреть на неё ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: "Это муж самой Зориной". Но Людмиле ради мужа пришлось пожертвовать своей карьерой — бросив всё, она последовала за ним в Москву, с головой ушла в семью.

Сын — актёр и режиссёр Филипп Янковский (1968 г.р.). Невестка — актриса Оксана Фандера. Двое внуков — Иван и Лиза.

В конце 2008 года стало известно, что Олег Янковский тяжело болен — у него был обнаружен рак поджелудочной железы на поздней стадии.

Последний спектакль Олега Янковского — «Женитьба» — сразу оказался на пике зрительской любви. Отставной моряк Жевакин – смешной, нелепый, бровки домиком — выходил на сцену под аплодисменты. В этом спектакле Янковский последний раз вышел на театральную сцену — это было 17 февраля 2009 года. В тот день Олег Иванович навсегда попрощался со зрителями.

Ушёл из жизни 20 мая 2009 года в 06:52 утра в одной из московских клиник после болезни. Похороны актёра состоялись 22 мая на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10, ряд № 10, место № 4).
Категория: Будем помнить! | Просмотров: 757 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]