Главная » 2012 » Июль » 26 » Евреи в Америке
22:48
Евреи в Америке
Все говорят, что Америка прекрасная страна. Нет для еврея ничего лучшего, как попасть в Америку.
И. Рот. "Йов".
Первые еврейские поселения в Центральной и Южной Америке связаны с началом колонизации Нового Света и имеют полутысячелетнюю историю. В 2004 году отмечался ещё один юбилей - 350-летие со дня поселения первых еврейских эмигрантов в Северной Америке. Вначале - легенда. Можно оспаривать её достоверность, но упомянуть о ней следует. Итак, Книга Мормона - суть религии христианской секты мормонов (У. Мартин. "Царство культов": мормонизм). Мормоны описывают жизнь древнего народа американского континента (праведные евреи), которые под предводительством вождя Нефия оставили Иерусалим около 600 года до н.э. На кораблях они пересекли Тихий океан и обосновались на западном побережье Южной Америки. Позже, народ раскололся на два воюющих лагеря: нефийцев и ламанийцев (индейцев). Христос явился на американский континент и открыл себя нефийцам, проповедуя Евангелие, заповеди о крещении и причастии. Однако, нефийцы изменяли праведности больше, чем ламанийцы, которые и разбили первых в битве при Куморе в 385 г. Но ламанийцы были тоже далеко не безгрешны и были за это прокляты. Признаком проклятия является их тёмная кожа. Как явствует из этого краткого пересказа - в нём много сказочных элементов. Заинтересовывает один момент: почему прародителями американских индейцев мормоны считают евреев. Это положение любители сенсаций сразу же использовали для обоснования еврейского происхождения индейцев (или хотя бы части из них). Кто они - одно из потерянных колен израилевых? Этнографические, антропологические, археологические исследования пока опровергают это предположение. Однако, несмотря на все факты, учёные из Университета Бригема Янга (Прово, штат Юта, США - центр мирового мормонизма) запустили грандиозный проект, в рамках которого планируется взять пробы ДНК у 100 тысяч добровольцев по всему миру, включая Южную Америку и Израиль. Нам остаётся ждать результатов эксперимента. Вкратце ознакомившись с древней религиозной легендой, перейдём в средневековую действительность.
1492 год вошёл в мировую историю двумя событиями: началом изгнания евреев из Испании и открытием испанским мореплавателем Христофором Колумбом (1451-1506) Вест-Индии, оказавшейся вовсе не Индией, а новым материком, впоследствии названным Америкой. Являлись ли гонения евреев в Европе и великое открытие Колумба простым совпадением? В XV веке в Старом Свете сложилась катастрофическая для евреев ситуация. Они были изгнаны из важнейших торговых городов и стран: Аугсбурга (1439-1440), Страсбурга (1438), Эрфурта (1458), Нюрнберга (1498-1499), Ульма (1499), Сицилии (1492), Португалии (1497), Регенсбурга (1519), Неаполя (1540-1541), Венеции (1550). Ещё ранее, в конце XIII века, массовое изгнание евреев в масштабе всей страны произошло в Англии. Король Эдуард I оправдывал эти действия религиозными мотивами, но имущество изгнанных евреев конфисковывалось в пользу... королевской семьи. Однако, то что происходило в Испании в конце ХV века, не шло ни в какое сравнение ни с чем. В период господства "великого инквизитора" Торквемады были сожжены или умерли под пытками десятки тысяч человек. Кроме евреев погибли и другие "еретики", но евреев убивали только за то, что они евреи. Торквемада почти на 450 лет опередил Гитлера, провозгласив "окончательное решение еврейского вопроса" и "чистоту крови" главными принципами государственной политики. Изгоняемым евреям (сфарадим: от Сфарад - название Испании на иврите, и ашкеназим: от Ашкеназ - Германия) не было места в Европе и они надеялись на новые земли, которые собирался открыть Колумб. По преданию, он имел еврейские корни: выдавая себя за итальянца из Генуи, был женат на португалке и, как утверждают учёные, его письма обнаруживают сильный португальский акцент. Такая неясность связана с насильственным крещением испанских и португальских евреев-сефардов, которые получили название "маранов" (в этих условиях Колумбу выгодно было выдавать себя за итальянца). Несмотря на мнимый переход в христианство, мараны продолжали тайно исповедовать иудаизм. Достоверно известно, что Колумб поддерживал близкие связи с еврейской общиной, прекрасно говорил на иврите и имел близких друзей среди евреев, которые оказали ему большую финансовую помощь для организации экспедиции (королевский советник Луи де Сантаджель и казначей Арагонии Санчец); снабдили книгами и новейшими навигационными приборами (Авраам Цакута, Хозе Вецинго, Мозес); в его флотилии были евреи, в частности - матросы, штурманы, переводчики, врачи. Вначале Колумб обратился с предложением организовать экспедицию к португальскому королю, но получил отказ. Его проектом заинтересовался испанский королевский двор. Если финансирование евреями первой экспедиции Колумба было добровольным, то последующие были организованы королевской фамилией на деньги, конфискованные инквизицией у уничтоженных евреев. Таков был вклад изгнанников в открытие нового континента, который являлся для них "Землёй надежды". По преданию, первым европейцем, вступившим на американскую землю, был маран, переводчик с иврита Луи де Торрес. Колумб умер, так и не узнав, что он открыл новый континент. Аборигенов он назвал индейцами, полагая, что открыл острова на подступах к Индии. После своего первого путешествия Колумб возвращался в эти места ещё три раза, открыв сначала остров в Багамском архипелаге (Сан-Сальвадор), затем Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайку, Тринидад, Мартинику и многие другие. Аборигены во время первого появления европейцев на их земле показались Колумбу милыми, гостеприимными людьми (что впоследствии оказалось далёким от действительности). В ответ на подарки, которые им делали испанцы, они дарили украшения (иногда - золотые), что позволило сделать заключение о том, что вновь открытая земля богата золотом. Эти предположения подтвердились и в Испанию поплыли корабли, груженые золотом. Первые "трофеи" Колумба, привезенные в Испанию, были на первый взгляд весьма скромными: правда, табак, красный стручковый перец и каучук сразу нашли применение. Помидоры, картофель, кукуруза использовались в качестве декоративных растений в садах. Потребовался век, чтобы понять, что главное в картофеле - это его клубни, а не ботва. По сравнению с золотом, сущим пустяком казались поначалу какао-бобы и только спустя многие десятилетия испанцы поняли их истинную ценность - за сто семян какао-бобов можно было купить хорошего раба. Арахис рос и в Испании, но пока Колумб не познакомил испанцев с рецептами блюд, приготовляемых индейцами из арахиса, никто не обращал на этот орех внимания. А ещё благодаря Колумбу в Европе появились... попугаи, которых в качестве подарка туземцы вручили бледнолицым. Последние годы своей жизни Адмирал (этот титул пожаловала ему королева Изабелла) провёл в немилости, больной и всеми забытый. Старший сын Колумба Диего по указу королей Испании унаследовал титул Адмирала и вице-короля Индии, но после их смерти Диего Колумбу с большим трудом удалось добиться своих прав на наследование. Тогда же он перевёз на вновь открытые земли прах своего отца, которого вначале похоронили в Вальядолиде, где он умер; затем поместили в кафедральном соборе Севильи - самом значительном и большом соборе Испании. А затем начались посмертные путешествия праха Колумба. Получив пост губернатора острова Эспаньёла (Гаити), Диего перевёз останки отца в кафедральный собор города Санто-Доминго, где они находились до конца XVIII века, затем ещё сто лет прах Адмирала был на Кубе и, наконец, в 1899 году останки отца и сына вернулись в Испанию. В завещании Христофор Колумб просил похоронить его не в земле Испании, где он при жизни был предан забвению, а в земле Вест-Индии, открытой им. Его желание выполнено: прах Адмирала не похоронен в испанской земле: урна покоится в кафедральном соборе Севильи в великолепном саркофаге. Интересно, что посмертные путешествия Адмирала исполнены глубокой символикой: его прах покидал острова, открытые им, но по мере вытеснения оттуда испанцев. Ни одного прижизненного портрета Христофора Колумба не существует. По описаниям современников он был высоким и сильным. Лицо - продолговатое, покрытое веснушками, нос - орлиный, глаза - светло-серые. Таким был человек, открывший новый материк, которому суждено было сыграть огромную роль в мировой истории. Испания за счёт вывоза природных богатств Америки стала богатейшим государством Европы, создала могущественный военный флот - "Непобедимую армаду". Однако, процветание длилось недолго. В 1588 году Испания была разгромлена английским флотом, изгнана из Америки и потеряла своё былое могущество, которое без уничтоженных во времена инквизиции инициативных и образованных евреев она не смогла восстановить никогда. Сейчас Колумба чтут повсеместно: в Центральной Америке в честь него названо государство Колумбия; в Северной Америке его именем названы провинция Британская Колумбия в Канаде; несколько городов Колумбус в США; острова, горы, реки, заливы. В Южной Америке - города (Colon): в Аргентине, Уругвае, Кубе, Гондурасе, Панаме; Галапагосский архипелаг (архипелаг Colon) в Эквадоре. Почему же новый материк был назван Америкой, а не Колумбией? Среди немногочисленных христиан - мореплавателей был капитан одного из кораблей, совершавший своё второе путешествие к берегам новой земли - Америго Веспуччи (1454-1512). Говорят, что он первым понял, что открытая Колумбом земля вовсе не Индия, а новый материк. Познакомившись с Колумбом, он увлёкся мореплаванием, и "переквалифицировался" из банковского служащего в моряка. На свои деньги он купил корабль и отправился по следам Колумба, открыв остров Кюрасао и Венесуэлу. Эту страну он назвал в честь Венеции, поскольку жилища индейцев на берегу океана напоминали ему Венецию. В 1507 году Веспуччи опубликовал книгу о своих путешествиях вместе с картой Нового Света. В дальнейшем немецкий картограф Мартин Вальдземюллер написал на этой карте имя мореплавателя, но по аналогии с названиями других материков, дал ему женское имя "Америка". Через 10 лет после первого плавания Колумба, на подобное мероприятие решился португальский король Эммануил Великий. Он снарядил экспедицию из пяти кораблей во главе с Педро Альваресом Кабралом. Экспедиция открыла новую землю, которая была названа Санта-Круз. Там добывалась цезальпиния (pau brasil) - сырьё для производства высококачественных текстильных красок, которое королевский двор с большой выгодой продавал Фландрии. Позднее страна была переименована в честь этого растения в Бразилию. Ключевым человеком в этих торговых операциях был маран Фернандо де Лоронья. Он взял в аренду новую землю и согласился платить подать в виде цезальпинии.
Благодаря Лоронье появилось место, где евреи, бежавшие от инквизиции, могли скрыться от преследования. Король приказал ежегодно исследовать по триста лиг бразильского побережья и строить крепости по пути следования. Так возникли первые еврейские поселения в Америке. Переселение евреев в Южную Америку после открытия её Колумбом долгие годы не приносило им счастья - инквизиция преследовала их и здесь. Однако, приток евреев ширился. Первыми купцами в Новом Свете были всё те же изгнанники. Уже в 1492 году евреи основали на острове Св. Фомы сахарные плантации и наладили сахароварение. Через несколько десятков лет здесь была создана высокопродуктивная сахарная промышленность, которую некоторое время спустя наладили и на материке, в Бразилии. Именно за счёт сахарной промышленности эта страна достигла своего первого расцвета. Вскоре большинство самых богатых людей Бразилии состояло из "новых христиан". Евреем был даже генерал-губернатор. Золото, заполнявшее хранилища испанской и португальской казны, не могло оставить в стороне Англию, Францию и Голландию. Последняя славилась своей терпимостью к евреям. Туда бежали многие мараны, спасавшиеся от испанской инквизиции. Голландцы с помощью бразильских евреев разбили португальцев и захватили северо-восточную часть бразильской территории, которую назвали Новой Голландией. Именно в период перехода в руки голландцев (1624г.), когда туда начинали прибывать богатые голландские евреи, колония достигла настоящего процветания. Образовалась община, включившая местных и голландских евреев. В первой половине XVII века все крупные сахарные плантации Бразилии находились в руках евреев. Они строили богатые дома в Ресифе. Особого могущества Центрально - и Южноамериканское еврейство достигло в конце семнадцатого столетия, когда установилась тесная связь между английскими колониями Северной Америки и Голландской Вест-индской компанией. Однако, процветание бразильских евреев продолжалось недолго. В 1654 году вернулись португальцы и изгнали голландцев и евреев с освоенных ими земель.
В 1654 году 23 еврея поселились в голландской колонии Новый Амстердам в Северной Америке. Единого мнения о том, откуда они прибыли нет. Одни источники утверждают, что это были жители бразильского города Ресифе, спасавшиеся от вернувшихся португальцев, другие свидетельствуют о том, что первые евреи в Северную Америку приехали непосредственно из Европы: по обеим версиям следует, что это были испано-португальские мараны, спасавшиеся от инквизиции. В том же году англичане взяли в свои руки управление колонией, которая была названа Нью-Йорк. Любопытен процесс натурализации первых евреев, находившийся в юрисдикции английского королевства. Чтобы приобрести патент о подданстве, человек должен был уплатить в английскую казну 57 фунтов (эквивалент нынешних $20 тысяч). Родившиеся на новой родине дети автоматически получали подданство по праву рождения. Через определённый промежуток времени все члены семьи получали гражданство. В 1776 году в Северной Америке произошла революция. Колонии Великобритании провозгласили независимость. В те времена в Северной Америке проживало около двух тысяч евреев. Из них в Американской армии сражалось свыше 100 евреев-добровольцев. Имена полковника Френсиса Сальвадора, майора Бенджамена Нонеса, адъютанта Джейкоба Франкса вошли в историю США. Многие не были на поле боя, но оказали огромную финансовую поддержку американскому правительству - роль их невозможно переоценить: например, польский еврей Хаим Соломон собрал для армии огромную сумму денег, раввин Нью-Йорка Гершом Сайкес призвал соплеменников не жалеть своего имущества во имя американской независимости. После победы революции и учитывая роль евреев в создании государства, первый президент США Джордж Вашингтон написал знаменитое письмо "К еврейской общине Ньюпорта", ставшее своего рода хартией вольности для всех американских евреев: "Пусть же дети рода Авраамова, поселившиеся на этой земле, и впредь заслуженно пользуются добрым к ним отношением со стороны других жителей, когда каждый сможет сидеть безопасно под собственной виноградной лозой и смоковницей, и ничто не будет угрожать ему". Первая волна еврейской эмиграции была испанской. В начале XVIII века начали прибывать немецкие евреи. В 1750 году они уже превосходили испанских по численности. Новые иммигранты нашли новые области применения сил. Одни из них стали судовладельцами, другие - работорговцами, третьи двинулись на Запад. Активного участия в общественной жизни страны они не принимали. К 1825 году первый период иммиграции, продолжавшийся 175 лет, закончился. В Штатах насчитывалось к тому времени около 10 тысяч евреев. Только вероисповедание отличало их от других американцев. Ни пейсы, ни характерная одежда, ни язык - ничто не напоминало в них евреев. Их имена были переделаны на английский лад, говорили они на английском. Влияние религии на них тоже постепенно ослабевало. До 1730 года в колониях не было ни одной синагоги. Происходила "ползучая ассимиляция". Вторая волна иммиграции увеличила численность американского еврейства с 10 до 250 тысяч человек. Евреи бежали в Америку вместе с несколькими миллионами христиан, спасаясь от европейских революций и контрреволюций. Основную массу второй волны составляли евреи Германии. Характерная черта этой иммиграции состояла в том, что она "пришлась ко двору". Стране нужны были фермеры для освоения Запада и торговый класс для нужд Востока и Запада. Иммигранты-христиане в основной массе были крестьянами - они стали фермерами. Евреи становились свободными предпринимателями. Многие из них не оставались на восточном побережье, а направлялись на Юг и Запад, искать свои Эльдорадо.
С 1860 года евреи становятся значительной силой в американском бизнесе. Банкир Джозеф Зелигман возглавил казначейство страны, а Джейкоб Шиф - крупную финансовую корпорацию. Гимбель и Штраус создали крупнейшие сети универмагов. Как правило, их работа сопровождалась широкой благотворительной деятельностью. Филантропической деятельностью прославилась фамилия Гуггенхаймов. Вопрос о рабстве разделил евреев точно так же, как и всю страну. Южные евреи сражались на стороне южан не потому, что отстаивали рабовладение, а потому что любили Юг. Еврейская элита Юга симпатизировала южной аристократии. Эта аристократия была, как правило, более либеральна и образована, нежели северяне. Когда вспыхнула Гражданская война, южные раввины призывали евреев вступать в армию конфедератов, а северные - в армию Гранта. К концу войны в армии Гранта насчитывалось девять генералов-евреев и сотни офицеров-евреев. Первые волны еврейской иммиграции выдвинули замечательных коммерсантов и филантропов. Но они не внесли весомого вклада в социальное и культурное развитие Америки.
Но наступили 1880 - годы и картина резко изменилась. В Восточной Европе прокатилась мощная волна погромов и свыше двух миллионов беженцев, в основном из России и Польши, прибыли в Штаты. Как правило, это были местечковые бедняки из черты оседлости, говорившие на идиш. Между ними и "коренными" была огромная разница не только в языке и материальном положении, но и религиозная ("коренные" были, в основном, реформистами; приезжие - хасидами и ортодоксами). На первых порах беженцам было очень тяжело. И вновь счастье было на их стороне. Но каким же тяжёлым было это еврейское счастье! Америка нуждалась в миллионах неквалифицированных рабочих, чтобы обслужить ту громадную промышленность, которую она создала. Америка нуждалась в миллионах людей, которые смогли бы накормить, одеть и обслужить население разбухавших городов. Иммигранты третьей волны 1880 - 1920 г.г. удовлетворяли этим требованиям так, как будто их специально подбирало какое-то иммиграционное агентство. Они работали на швейных фабриках, занимались скорняжным и столярным делом; неквалифицированные рабочие устраивались на заводы Питтсбурга, Детройта, Кливленда. Труднее было устроиться учёным и специалистам, хотя вакансии были именно в профессиональных сферах: искусстве, науке, управлении. Но это всё - в перспективе, а на первых порах необходимо было прокормиться. Учёные овладевали новыми профессиями, хотя всех их объединяла неприязнь к неквалифицированному труду. Работа была тяжёлой, доходы мизерными, но на жизнь хватало. Большинство надеялось на лучшие времена, если не для себя, то для своих детей. Поначалу немецкие евреи в ужасе отшатнулись от своих нищих, ортодоксальных русских "трущобных" братьев. Они приняли "позу аиста", полагая, что "братья" волшебным образом исчезнут. Но американская печать заставила немецких евреев устыдиться и срочно организовать помощь иммигрантам. И "немцы" показали себя: они основали филантропические организации, школы, госпитали, центры переобучения и дома призрения. Еврейские дети хлынули в государственные школы и вскоре заняли там ведущие позиции по успеваемости, почти каждая семья пользовалась абонементом в библиотеке или покупала книги (чаще всего потрёпанные, со вторых рук). Родители экономили каждый цент, чтобы их дети могли поступить в колледжи и университеты, медицинские и юридические школы. На протяжении жизни всего лишь одного поколения характер еврейских профессий неузнаваемо изменился. Таким он остался и до наших дней: почти нет неквалифицированных рабочих, 25% служат клерками и продавцами; остальные - свободные предприниматели, специалисты-промышленники, менеджеры, владельцы магазинов, администраторы, врачи, адвокаты, писатели, артисты, учителя, профессора университетов, научно-исследовательские работники.
Чем объяснить такое чудо? Ответ, видимо, надо искать в составе еврейской и христианской иммиграции. Богатые и образованные русские, поляки, венгры, румыны не покидали своих стран: эмигрировали малоимущие рабочие и крестьяне. С евреями дело обстояло иначе - гнёт распространялся на всех. Поэтому бежали все - богатый и бедный, рабочий и учёный, ортодокс и радикал. С ними уходила их культура, которая впоследствии стала фундаментом современной американской еврейской культуры. Газеты на идиш выходили огромными тиражами, блистал еврейский театр, дети учились. Со временем они активно участвовали в общественной жизни. Первым министром еврейского происхождения в правительстве США конца ХIХ века был Оскар Штраус, в 1916 году членом Верховного суда стал видный юрист-еврей Луи Брандайз. Первым американцем, получившим Нобелевскую премию, был физик Альберт Абрахам Майкельсон, евреи создали Голливуд и фабрику грёз - Диснейленд. Америка вышла на передовые позиции в мире музыкантов-исполнителей. Пианисты Владимир Горовиц, Александр Браиловский и Артур Рубинштейн, скрипачи Миша Эльман, Ефрем Цимбалист, Яша Хейфец, Натан Мильштейн и Айзек Стерн, Иехуди Менухин, виолончелист Григорий Пятигорский, дирижёры Сергей Кусевицкий и Бруно Вальтер - таков далеко не полный перечень музыкантов-исполнителей еврейского происхождения, прославивших свою родину. Американское еврейство вышло на мировую арену. Вот как оценил роль евреев в жизни США президент Теодор Рузвельт 100 лет назад, когда было отпраздновано 250-летие поселения евреев в Штатах: "евреи помогли создать страну". А экс - президент Гровер Кливленд сказал: "Немногие - или даже вообще ни одна - из составляющих американский народ национальностей не оказали большего, прямого или косвенного, влияния на развитие современного американизма, чем еврейская нация". Совсем недавно, 6 мая 2005 года, президент США Джордж Буш (младший) провозгласил "Неделю еврейской традиции" в знак благодарности за вклад евреев в становление и развитие Америки. Он заявил: "История еврейского народа является свидетельством победы веры, силы надежды и важности семьи. На примерах историй о готовности к принесению личных жертв и истории национального выживания еврейский народ доказал, что он непобедим, что его вера в Б-га и любовь к нему непоколебима, что он навечно предан вере и принципу свободы человека" (berkovich-zametki.com/Guestbook? 06, May, 2005) . Евреи проходят какой-то особенной нитью через всю ткань народного хозяйства от самого его начала, так что хозяйственная жизнь Америки с первого же момента принимает особый отпечаток... "Ибо то, что мы называем американизмом, есть в главных своих чертах не что иное, как кристаллизовавшийся еврейский дух" (В. Зомбарт. Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. #1). Первая мировая война положила конец массовой эмиграции. Она ещё продолжала струиться тоненьким ручейком до российского большевистского переворота. Но когда американцы услышали об ужасах Гражданской войны, они заставили Конгресс принять закон о запрете дальнейшей иммиграции. Страну охватила антикоммунистическая истерия, к которой иногда примешивались элементы антисемитизма. Так, автомобильный "король" Генри Форд в течение ряда лет поощрял и субсидировал анти-еврейскую кампанию. Правда, узнав о фальсификации "Протоколов сионских мудрецов", он извинился перед евреями. В 1921 году 119 выдающихся американцев, в том числе президент Вильсон и вице-президент Тафт, подписали заявление с призывом положить конец антисемитизму. Настоящая волна антисемитизма захлестнула США в 1929 году и была спровоцирована немецкой пятой колонной в период жесточайшего экономического кризиса в богатейшей стране мира. Немцы, как обычно, пытались свалить всю вину на евреев и подорвать волю американцев к противостоянию фашизму. Постепенно антисемитизм пошёл на убыль - причина была простая: кончился кризис. Фашизм в Европе косвенным образом сослужил США "добрую службу". Произошло обогащение американской культурной и духовной жизни. После 1935 года Конгресс облегчил правила иммиграции.
Началась четвёртая волна переселения евреев, которая предоставила убежище 300 тысячам евреев, которые бежали от нацистских преследований. Многие из них были учёными, исследователями, писателями. В результате, культурный центр сместился из Европы в Америку. К примеру, если за 38 лет (1901 - 1939 г.г.) Нобелевские премии по физике, химии и медицине получили 35 немцев и 14 американцев, то в период 1943 - 1955 г.г. Нобелевских лауреатов-американцев было 29 человек и всего 5 немцев. Третья и четвёртая волны иммиграции вписали блестящие страницы в историю научной и культурной жизни Штатов. Волны иммиграции сформировали религиозную мозаику первоначально ортодоксальной еврейской Америки. Вторая волна произвела радикальные преобразования в религиозной жизни евреев Америки. В средине ХIХ века молодой раввин из Богемии Айзек Вайз прибыл в Америку и основал новое течение - реформистский иудаизм - со своими синагогами, куда уходили дети ортодоксов, с разрешением вступать в брак с неевреями, не одевать традиционные еврейские одежды. Это был иудаизм по-американски. Старому иудаизму гетто угрожала гибель. Раввины гетто модернизировали внешние формы ортодоксального иудаизма, не меняя его основ. Так в конце XIX века возникли два течения: реформистское и неортодоксальное (фактически - ортодоксальное). Различия между ними касались не сути веры, а законов кашрута, субботы, правил богослужения. Америка стала родиной самого последнего по времени (начало ХХ века) течения в иудаизме - консервативного. Его основал румынский раввин Шлома Шехтер. Основой нового учения легло сочетание Торы с современной социологией. Шехтер объединил консервативные элементы реформизма и либеральные элементы ортодоксии. Он разрешил своим последователям перенимать многие манеры, обычаи и привычки окружающего нееврейского общества. Сегодня все три ветви иудаизма - ортодоксальная, реформистская и консервативная - представляют собой одно целое, не разделённое, в отличие от католичества, протестантства и православия, глубокой пропастью. Такова вкратце история жизни евреев в США. Они сумели хорошо вписаться в жизнь американского общества, потому что нашли здесь то, что искали всю жизнь - свободу и равенство. Евреи никогда не были нахлебниками на шее страны: весь свой талант, свои способности они посвятили своей новой родине. Два исторических события - эмиграция русских евреев и уничтожение европейского еврейства Гитлером - увеличили число американских евреев до пяти миллионов и превратили страну в центр всемирной диаспоры. Несмотря на появление в 1948 году государства Израиль, численность еврейской общины США в настоящее время примерно равна еврейской общине Израиля.
Канада является британским доминионом с 1867 года. Доминион был создан Британией, чтобы воспрепятствовать захвату Соединёнными Штатами канадских земель. Объединение канадских провинций совпало с массовой иммиграцией, особенно в западные области Канады. С тех пор иммиграция является одной из основных особенностей Канады. История Канады неразрывно связана с историей США. Обе страны теперь независимы, однако достигли независимости разными путями: Канада - путём постепенных конституционных изменений, а США - войной за независимость. Поэтому и судьбы евреев, живущих в этих странах, отличаются: канадские евреи последующих поколений не пережили тех потрясений, которые выпали на долю их собратьев в США. Канада является страной, в которой еврейская община - вторая по величине на Американском континенте, уступая лишь Соединённым Штатам. В 2003 году в этой стране проживало 370 тысяч евреев. Характерной чертой канадской общины является её неуклонный рост. Особенно этому способствовала вторая мировая война, когда канадское правительство приняло решение принять евреев, переживших Холокост, и беженцев из Северной Африки. С 1948 по 1960 г.г. количество евреев в Канаде выросло от 180 до 250 тысяч человек. Наиболее многочисленная община (200 тыс.) проживает в Торонто, далее следуют Монреаль (100 тыс.), Ванкувер, Виннипег, Оттава и Гамильтон. Большинство канадских евреев - ашкенази, но есть также прослойка франкоговорящих марокканских евреев, живущих в провинции Квебек. Сейчас еврейская община продолжает расти благодаря иммиграции из бывшего СССР, а также Израиля. 40% канадских евреев являются ортодоксами, столько же относятся к консервативному направлению, остальные - реформисты. Евреи Канады, как и США, хорошо влились в жизнь канадского общества, активно участвуя в общественной и политической жизни страны. Многие из них являются профессорами, учёными-исследователями, адвокатами, судьями, членами парламента. Антисемитизм начал расти в последние годы по мере иммиграции в Канаду выходцев из мусульманских государств. "Бней Брит" сообщает о возросшем на 27% проявлений антисемитизма в 2003 году по сравнению с предыдущим годом. Канадские власти борются с этими проявлениями варварства: на многих антисемитов возбуждены уголовные дела, а один - приговорен к тюремному заключению. Сейчас канадским евреям (как и их собратьям в США) угрожают не неонацисты, а люди и группировки, связанные с террористическими организациями. Как развивалась всё это время еврейская жизнь в Южной Америке, куда они впервые попали полтысячи лет назад?
Испанские и португальские евреи бежали в Южную Америку от инквизиции. В поисках счастья они предпочитали более космополитичную Аргентину. В начале ХХ века там был самый высокий уровень жизни в мире. Доход на душу населения был выше, чем в Италии. Буэнос-Айрес называли Парижем Латинской Америки. Аргентинская еврейская община - наиболее крупная в Южной Америке. Сейчас она насчитывает 180 тысяч человек (в 1970 г. - 450 тысяч). Эти цифры говорят сами за себя: община находится в глубоком кризисе, который обусловлен экономическим спадом некогда процветавшей страны и резким всплеском антисемитизма. Не надо забывать, что после Второй мировой войны аргентинское правительство дало приют многим высшим чинам фашистской иерархии. Достаточно вспомнить, что один из главных палачей еврейского народа Эйхман был пойман израильской разведкой именно в этой стране. Многие десятилетия после войны ходили разговоры о том, что в Аргентине прячется один из главарей III Рейха Мартин Борман. Дыма без огня не бывает - ясно, что в Аргентине свили себе гнездо многие недобитые нацисты, которым удалось избежать справедливого возмездия. Позднее к ним присоединились арабы. В 1970-х годах власть в стране захватила хунта во главе с президентом Менесом (сирийцем). Аргентинские фашисты "расправили плечи": тысячи молодых евреев "исчезли навсегда". Через несколько лет массовые захоронения евреев были найдены... в Уругвае. Аргентинские фашисты использовали богатый опыт своих идейных вождей Гитлера и Сталина. Прошло два десятилетия и всё опять повторилось сначала, однако, теперь уже с мусульманским оттенком. В 1992 году взрыв возле израильского посольства в Буэнос-Айресе унёс жизни 29 человек. В 1994 году в главный вход столичного Еврейского центра врезалась машина с самоубийцей за рулём, начинённая взрывчаткой. В одно мгновение 7-этажное здание рухнуло. Убиты 85, ранены более 200 человек. Результаты следствия показали, что оба теракта профинансированы Ираном, а осуществлены "Хизбаллой" и местными террористами. Не правда ли, напоминает репетицию 11 сентября? Ещё со времён хунты начался массовый исход евреев, среди которых, кстати, было много выходцев из России ("русос"). Люди вынуждены покидать страну, с которой сроднились многими поколениями.
Бразилия не была основной страной, куда направлялись европейские евреи: жить там было значительно труднее, чем в Аргентине. У Бразильской еврейской общины богатая 500-летняя история. Она состоит из ашкеназских евреев Восточной Европы и Германии, а также сефардских евреев из Португалии, Испании, Турции, Греции, Северной Африки и Ближнего Востока. Среди членов общины есть потомки семей эпохи инквизиции. В 2000 году в городе Ресифэ была обнаружена миква, датируемая 1640 годом. Эта миква - самая древняя в Западном полушарии. Община неплохо интегрировалась в общество, однако существует и оборотная сторона этого процесса: среди бразильских евреев распространены межрасовые браки, что ведёт к ассимиляции еврейского населения. Проявления антисемитизма редки и всегда встречали отпор властей - особенно на юге страны, где обосновались большие немецкие землячества. К примеру, директор одного из издательств, немец-нацист, издавал книги, отрицавшие факт Холокоста. Еврейская община Порту-Алегри подала на него в суд: ответчик получил два года тюрьмы. Евреи внесли значительный вклад в искусство и культуру, экономику и деловую жизнь страны. Среди бразильских евреев есть министры, государственные чиновники, мэры городов. И тем не менее... По сравнению с 1970 годом количество евреев в Бразилии снизилось со 160 до 95 тысяч в 2003 году (вторая по численности еврейская община Южной Америки). И это несмотря на то, что в целом они живут в достатке. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что примерно треть евреев владеет собственным бизнесом, другая треть занята в свободных профессиях, 10% - служащие.
Третья по численности еврейская община - мексиканская (41,5 тысяч человек, 2003 г.). Это единственная в Южной Америке община, численность которой неуклонно растёт, начиная с 1948 г. (25 тыс. человек). Мексиканская община отличается продуманной организацией, начиная от начального образования детей (школы); до высших учебных заведений (ешивы), Еврейские университеты и Древнееврейский университет, в которых занимаются будущие еврейские учителя. В стране издаётся десять еврейских журналов и газет. Планируется открытие первого в Латинской Америке Института документации Холокоста. Несмотря на некоторые проявления антисемитизма, евреи не подвергались гонениям. Чтобы победить финансовый кризис, затронувший многих евреев, разработаны программы, основанные на принципе Майионида: в созидательной деятельности больше благотворительности, чем денежной помощи. С этой целью создаются предприятия для того, чтобы обеспечить работой безработных. Необходимо отметить, что среди групп, официально зарегистрированных как "израильтяне", есть и протестантские секты, и метисы (мексиканцы с индейскими и европейскими корнями), претендующие на еврейское происхождение (группы "Иглесиа де Диос" и "Каса де Диос"). Ни одна из этих групп не признаётся ни израильским, ни мексиканским раввинатом. Евреи обосновались в Уругвае в 1770 годах. Они занимались развитием фермерского хозяйства, становились владельцами ранчо, некоторые работали пастухами. Главная волна иммиграции нахлынула в ХХ веке и исходила из Восточной Европы. Вскоре после начала второй мировой войны убежище в Уругвае нашли многие евреи. Их происхождение: 75% - восточно-европейское, 14% - западноевропейское, 11% - сефардское. Еврейская община состоит из четырёх независимых религиозных общин: русско-польская, немецкая, венгерская и сефардская. Большинство евреев принадлежит к среднему классу, но многие оказались банкротами в связи с жестоким экономическим кризисом. Около 3000 евреев живут теперь ниже черты бедности. Очень мощную поддержку евреям оказали Еврейское агентство и Фонд Пинкуса, основанный в Израиле бывшим южноафриканским адвокатом Луи Пинкусом. В своё время в Уругвае проживало 60 тысяч евреев. В 2003 году количество их снизилось до 21 тыс. человек. Трудно предсказать будущее общины, учитывая большое количество уезжающих из страны и растущую ассимиляцию.
Еврейская иммиграция в Чили происходила в разное время, начиная с ХIХ века. Они прибывали из Германии, Восточной Европы и Балканского полуострова, образовав две общины: ашкеназийскую и сефардскую. Еврейское население значительно увеличилось в 1956 году после неудавшегося восстания в Венгрии, когда евреи искали и нашли убежище в Чили. В 2003 году в стране проживало 20 тысяч евреев, что почти в два раза меньше, чем в 1960 году (35 тыс.). Большинство евреев не является особенно религиозными, поэтому в стране высокий уровень ассимиляции. В то же время, еврейские традиции (немецкие, венгерские и сефардские), как правило, чтут все. В Сантьяго выпускаются несколько еврейских газет и журналов, а в Университете существует департамент еврейских студентов. Следует отметить, что, несмотря на то, что евреи приняты обществом (среди них есть сенаторы и министры), в Чили, как и во многих других странах Южной Америки, часто наблюдаются проявления антисемитизма. Ещё в тридцатых годах прошлого века здесь, как и в Аргентине, были основаны фракции нацистской партии, породившей после второй мировой войны неофашизм. Этому способствовал и нелегальный въезд в страну после войны многих видных фашистов. Не случайно в апреле 2000 года в Сантьяго было запланировано проведение международного неонацистского конгресса, приуроченного ко дню рождения Гитлера. Под влиянием чилийской общественности и Латиноамериканского Еврейского Конгресса правительство запретило это сборище. Венесуэла - единственная из всех стран Американского континента, являющаяся собственно "Америкой", т. к. её открыл Америго Веспуччи и, как уже было сказано, получила название в честь Венеции. Последнюю четверть века численность еврейской общины этой страны колеблется в пределах 15 - 20 тысяч человек, в 2003 году составляя 18 тысяч. Половина общины живёт в столице - Каракасе; другая большая часть общины находится в нефтяном центре - Маракайбо. Структурно она охватывает четыре организации: сефардов, ашкеназов, сионистов и "Бней Брит". Община разработала чёткий образовательный план, начиная от детского сада и кончая средней школой. Высшее образование можно получить в Ешиве и в Институте Еврейского образования. Главная социальная и культурная организация - Еврейский спортивный и социальный Центр, спонсирующий лекции, спектакли и концерты. Выходит еврейская газета и радиопрограмма о событиях в еврейском мире. В Венесуэле отмечается та же тенденция, что и в других американских странах: постоянное увеличение межнациональных браков. Именно поэтому еврейское население планеты ежегодно уменьшается на 100 тыс. человек. Описание восьми наиболее крупных (свыше 15 тыс.) еврейских общин Американского материка приведено в порядке уменьшения их численности, которая в целом составляла 5 млн. 895 тыс. человек (по данным на 2003 год). Значимость каждой из этих стран на протяжении пяти веков со времени открытия материка менялась: на протяжении двух первых веков политический и экономический центр совпадал с центром географическим –
Карибские острова, Венесуэла, север Бразилии, Аргентина (везде евреи играли видную роль, особенно - в экономике). Позднее ход исторических событий сместил центр к северу, создав сверхдержаву - США, где еврейский гений, полностью раскрепощённый, заблистал особенно ярко. На Американском континенте насчитывается ещё 19 небольших (менее 5 тыс.) еврейских общин, общая численность которых составляет 20 тыс. человек (по данным на 2003 год). Это общины Панамы, Колумбии, Перу, Коста-Рики, Пуэрто-Рико, Гватемалы, Парагвая, Эквадора, Боливии, Кубы, Ямайки, Антильских о-вов, Вирджинских о-вов, Багамских о-вов, Сальвадора, Доминиканской республики, Суринама, о. Кюрасао, Никарагуа. Среди них есть общины с очень древней и интересной историей, например, еврейская община Суринама. В 1654 году представители двух еврейских общин бразильских городов Ресифэ и Байа, спасаясь от инквизиции и с целью освоения новых земель, выехали в бывший португальский Суринам, принадлежавший в то время англичанам. Среди них были голландские и итальянские евреи Они поселились компактно для ведения сельского хозяйства на территории, которая впоследствии стала называться Юден Саванна, или "Еврейская саванна". В 1665 году евреи получили от англичан большие привилегии. Позже Суринам был присоединён к Голландии, находясь под управлением Голландской Вест-индской компании до 1794 года, и с тех пор вплоть до 1975 года оставался колонией Нидерландов. Евреи были большими патриотами своей новой родины. В 1689 году, когда Суринам был атакован французскими войсками, еврей Насси возглавил героическую оборону Юден Саванны до прихода голландских колониальных войск. В XVIII веке во главе всех вооружённых сил страны стоял капитан Исаак Пинто, который командовал армией, защищавшей Суринам от многих завоевателей. В стране постоянно функционировали сефардская и ашкеназийская общины. Основой экономики было выращивание сахарного тростника. Побочно возделывали кофейное и шоколадное деревья, индиго, хлопчатник, зерновые культуры. Было время, когда в Суринаме существовала большая еврейская община, которая процветала и росла, достигая 12 тыс. человек. Достаточно сказать, что в 30-х годах прошлого столетия существовал план массовой эмиграции евреев в Суринам. Финансовые трудности, а затем начавшаяся вторая мировая война не позволили осуществить этот план. В дальнейшем численность еврейского населения резко уменьшилась, и сейчас там проживают всего 200 евреев. Это явилось следствием ассимиляции и эмиграции. Суринам - страна, свободная от антисемитизма. В столице Парамарибо до сих пор существует еврейский квартал, где отражается жизнь первых его обитателей - португальских евреев. Здесь имеются синагоги, бани, школы и кладбище, на котором похоронены известные еврейско-португальские персоны тех далёких времён. Песок, покрывающий пол в сефардской синагоге о. Кюрасао, имеет глубокую символику. Сюда бежали от инквизиции евреи-сефарды Испании и Португалии. Вначале их путь лежал в толерантный Амстердам, а затем - на нидерландские Антильские острова. Синагога на о. Кюрасао "Микве Исраэль-Эмануель" необычная. Это одна из самых старых ныне действующих синагог Западного полушария. Что означает песок на полу? Во времена инквизиции на Пиренеях сефарды под страхом смерти были вынуждены принять христианство. Однако, эта акция была чисто внешняя: евреи всё равно соблюдали Законы Моисея и проводили тайные молитвы на чердаках или в дальних комнатах своих домов. Чтобы приглушить свои шаги, они посыпали пол этих помещений песком. Песок символизирует также 40-летнее странствие евреев по пескам пустыни. Любопытна история синагоги. До 1864 она была ортодоксальной, затем произошёл раскол и наряду с ортодоксальной "Микве Исраель" возникла реформистская синагога "Храм Эммануэль". Песок времени примирил эти два течения, создав конгрегацию "Микве Исраэль-Эммануель". Рядом с синагогой находится старое еврейское кладбище "Бейт-Хайм", название которого напоминает о вере евреев в загробную жизнь. На надгробиях часто встречается изображение топора. Это символ смерти. Когда умирал взрослый человек, топор срубает дерево, когда ребёнок - цветок. 320 лет евреи живут на о. Кюрасао, являясь составной и неотъемлемой частью его общества. Никарагуа является наглядным примером ассимиляции евреев Нового Света. Это можно проследить на примере германской еврейской семьи Тефель. В 1878 г. они основали кладбище "Семетерио Йизрелита" в городе Гранаде, чтобы похоронить своего десятимесячного сына Якобо. На кладбище всего 13 могил и, возможно, это самое маленькое еврейское кладбище на американском континенте. В 1930-е годы Тефели начали отходить от иудаизма. В столице Манагуа пять могил членов этой семьи, включая последнюю (1993г.), декорированы не Звёздами Давида, а крестами. 28-летняя Алехандра Боза, праправнучка патриарха семьи Тефель и владелица кафе в Гранаде, гордится своими еврейскими предками. Правда, сама она католичка. Такова реальность, замолчать которую невозможно... В заключение следует подчеркнуть, что в Новом Свете в 2003 году проживало 5 млн. 915 тыс. евреев, то есть почти половина еврейской общины всех других континентов планеты, вместе взятых - 12 млн. 900 тыс. (Европа, Азия, Австралия и Африка). В Америку евреи иммигрировали для того, чтобы выжить - от инквизиции, фашизма, сталинизма и других экстремистских движений. Искатели счастья - такова еврейская доля. Нашли ли они его на континенте Колумба? Они нашли главное - СВОБОДУ и РАВЕНСТВО.
Автор Владимир Островский
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 1768 | Добавил: unona | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]