Главная » 2012 Сентябрь 30 » Наш Папанов
00:32 Наш Папанов | |
Если бы юному Толе Папанову сказали, что он станет одним из самых популярных в Советском Союзе актеров, он, скорее всего, в это бы не поверил. Правда, в свободное от работы литейщиком время посещал известную театральную студию «Каучук» и снимался в эпизодах на «Мосфильме», но родители смотрели на это занятие сына сквозь пальцы: все лучше, чем курить и пить вино со шпаной в подворотнях. Все мирные занятия отодвинула на второй план война. Возле небольшого городка Ямы под Харьковом старший сержант Папанов был тяжело ранен в ногу, последствия этого ранения он будет ощущать всю жизнь — врачам пришлось ампутировать ему часть стопы. Тем не менее Анатолий был уверен, что ему повезло, — все его однополчане, в том числе лучший друг Алик Рафаевич, погибли, а он выжил. Людмила ГРАБЕНКО «Бульвар Гордона» Признанный непригодным к дальнейшей службе по причине увечья, Папанов поехал домой, в Москву, где его ожидало не менее страшное испытание — голод. Собрав чудом оставшиеся от мирной жизни куски ткани, нитки и иголки, мама отправила Толю в деревню — менять весь этот дефицит на продукты. Там его и арестовал военный патруль. По законам военного времени наказание для «спекулянта» могло быть более чем строгим — до 10 лет лишения свободы. Но ему опять повезло: исхудавшего буквально до прозрачности фронтовика пожалели и отпустили. В том же 1942 году он поступил в ГИТИС, где познакомился со своей будущей женой, красавицей-фронтовичкой Надеждой Каратаевой, а уже в 1946-м на сцене драматического театра в Клайпеде сыграл свою первую роль — Сергея Тюленина в «Молодой гвардии». Для однокурсников, которые обожали комедийные этюды Папанова, вновь открывшаяся грань его дарования стала полной неожиданностью. Елена Папанова: «Папа с мамой долго отговаривали меня от поступления в театральный, хотели, чтобы я стала переводчицей» Так он с тех пор и удивлял и коллег-актеров, и зрителей своим невероятным — от комедии и фарса до драмы и трагедии — творческим диапазоном. То сыграет контрабандиста-неудачника Лелика в «Бриллиантовой руке», то фронтовика Дубинского в «Белорусском вокзале», при появлении которого на экране появляется ком в горле даже у воспитанного на голливудских боевиках молодого поколения. Среди фильмов с участием Папанова — «Живые и мертвые», «Приходите завтра», «Родная кровь», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Семь стариков и одна девушка», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства», «Джентльмены удачи», «Плохой хороший человек», «Двенадцать стульев», «Отцы и деды», «Время желаний», «Холодное лето пятьдесят третьего...», всего более 70 картин, которые можно пересматривать бесконечно. Вечером 11 августа 1987 года Анатолий Дмитриевич должен был в Риге играть Гаева в чеховском «Вишневом саде», но выйти на сцену ему было не суждено — днем Москва простилась с любимым актером навсегда... ДОЧЬ АНАТОЛИЯ ПАПАНОВА ЕЛЕНА: «ПАПА КАК-ТО СКАЗАЛ, ЧТО ВОЛК ИЗ «НУ, ПОГОДИ!» ПЕРЕГРЫЗ ВСЮ ЕГО ЖИЗНЬ» Елена Папанова — актриса Театра имени Ермоловой. Недавно в свет вышли ее воспоминания об Анатолии Дмитриевиче под названием «Хочу рассказать... Книга о моем отце». — Елена Анатольевна, с какого возраста вы помните своего отца? — Лет с трех, наверное. Дело в том, что детство я провела с бабушкой и дедушкой. Папа и мама с утра до вечера были заняты в театре, часто уезжали на гастроли. К тому же жили они в крохотной комнатке в коммуналке. Только получив наконец-то квартиру, родители забрали меня к себе. Мне тогда было 15 лет. Первое воспоминание о папе у меня сейчас прокручивается в голове, как кино: мы гуляем по набережной Москвы-реки, я сижу у него на плечах и читаю какой-то стишок. И вдруг нас догоняет очень красивая девочка и говорит папе: «Ваша дочь сандалик потеряла!» — и протягивает его нам. А мы настолько увлеклись, что этого просто не заметили. С первых дней войны Анатолий Папанов пошел на фронт. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии, в 1942-м тяжело ранен в ногу под Харьковом — Когда вы поняли, что ваш отец — знаменитый? — Наверное, когда вышел фильм Столпера «Живые и мертвые», где папа сыграл генерала Серпилина. До этого он почти не снимался, у него было лишь несколько эпизодов, прошедших незамеченными, да фильм Рязанова «Человек ниоткуда», который на долгие годы положили на полку. А после Серпилина на меня буквально стали показывать пальцем: «Это та самая девочка, папа которой играл в «Живых и мертвых»...». Я очень стеснялась и комплексовала. Папу, кстати, часто зазывали в школу, но он не пришел ни на одно родительское собрание — у него просто не было на это времени. Ну а потом фильмов с его участием становилось все больше и больше, соответственно росла и его популярность. — Анатолий Дмитриевич был доволен тем, как складывалась его творческая судьба? С родителями — Дмитрием Филипповичем Папановым, Еленой Болеславовной Росковской и сестрой Ниной, 1928 год — Ролями папа обижен не был, особенно в театре — играл и Городничего в «Ревизоре», и Фамусова в «Горе от ума», и Хлудова в «Беге». Много снимался он и в кино, причем работы у него и тут были самые разные — и комедийные, и драматические. Но отец по натуре был самоедом — ему все время казалось, что он недорабатывает и что-то делает не так. Думаю, в душе, как любой актер, он хотел большего. — С кем из партнеров Анатолий Дмитриевич любил работать? — Наверное, все-таки с Андреем Александровичем Мироновым, с которым много играл и в театре, и в кино. Но они были именно партнерами: особой дружбы между ними не водилось. Вообще, папа мало с кем дружил, он был волком-одиночкой. — Кстати, о волке... Как ваш отец относился к своему знаменитому персонажу из мультфильма «Ну, погоди!»? С супругой актрисой Надеждой Каратаевой. «Надежда Юрьевна — замечательная женщина, бывшая фронтовичка, справедливая, честная, талантливая» — С присущим ему юмором папа как-то сказал, что Волк перегрыз всю его жизнь. Известна история, когда на гастролях Театра сатиры в Болгарии во время выступления на стадионе театрального начальства публика вдруг дружно начала скандировать: «Ну, по-го-ди!». И продолжалось это до тех пор, пока отец не вышел на трибуну, не взял в руки микрофон и не сказал своим характерным голосом: «Ну, заяц, погоди!». Восторгу зрителей не было предела. — Просто удивительно, как можно было сделать мультипликационного героя таким выразительным при помощи одной только фразы! — Режиссер этого мультика Вячеслав Михайлович Котеночкин рассказывал, что в новых сериях у Зайца и Волка предполагалось довольно много текста. К тому же герои должны были обзавестись женами и детьми. Волчата выросли бы примерными во всех отношениях — хорошо учились, играли на скрипке, а зайчата стали бы панками и рокерами. Но, к сожалению, воплотить эти замыслы в жизнь из-за папиной смерти не успели. С Олегом Янковским, «Служили два товарища», 1968 год — На съемки вы с отцом никогда не ездили? — Мне очень этого хотелось, но он нас с мамой никогда с собой не брал. Я и на сцене папу впервые увидела, наверное, лет в 10 — в спектакле «Проделки Скапена». Меня вообще нельзя было назвать ребенком кулис, подобно другим актерским детям. Правда, когда я подросла, родители стали брать меня на гастроли в те города, где были интересные музеи или шедевры архитектуры, — кстати, именно так я побывала у вас в Киеве. «МНЕ ДО СИХ ПОР КАЖЕТСЯ, ЧТО МЕНЯ ОЦЕНИВАЮТ НЕ КАК АКТРИСУ, А КАК ДОЧКУ ПАПАНОВА» В роли Кисы Воробьянинова в комедии Марка Захарова «12 стульев», 1976 год — Родители счастливы были, что вы пошли по их стопам и стали актрисой? — Папа с мамой долго отговаривали меня от поступления в театральный институт, хотели, чтобы я стала переводчицей. Говорили, что актерская профессия очень сложная, в ней далеко не все зависит от тебя и твоих способностей. Причем у мужчин-актеров работы всегда больше — на одну треть женских ролей приходится две трети мужских. И все равно, окончив 10 классов, отнесла документы в Школу-студию МХАТ, где как раз набирали курс Алла Константиновна Тарасова и Павел Владимирович Массальский. Сама подготовила басню, стихотворение и прозу, дошла до второго тура и провалилась. Когда я не увидела в списках на третий тур своей фамилии, испытала страшный шок. Решила дождаться Аллу Константиновну, которая была где-то на консультации. Подошла к ней в коридоре, представилась и спросила: «Скажите, пожалуйста, почему меня не взяли?». Я надеялась, что она сейчас скажет: «Это какая-то ошибка — вы прошли на третий тур!». С Верой Алентовой в мелодраме «Время желаний», 1984 год Но Тарасова ответила: «Во-первых, вы очень плохо подготовлены. А во-вторых, подумайте, надо ли это вам. Если решите, что надо, подготовьтесь и приходите на следующий год». — Жестоко! — Для меня это было большим ударом. Когда я вернулась домой, родители сдались и наняли мне специального педагога, который подготовил со мной программу для вступительных экзаменов. После этого я в том же году, поскольку Школа-студия МХАТ набирает студентов на месяц раньше остальных вузов, прошла и в ГИТИС, и в Щепкинское, и в Щукинское училища. Выбор остановила на ГИТИСе, поскольку папа и мама его окончили. — К детям известных актеров окружающие всегда относятся пристрастно. Вы это на себе ощущали? — Мне до сих пор кажется, что меня оценивают не как актрису, а как дочку Папанова. При этом отец никогда мне не помогал, не занимался моей карьерой, хотя, конечно же, такая громкая фамилия имеет свои плюсы. Роль генерала Серпилина в картине Александра Столпера по роману Константина Симонова «Живые и мертвые» (1963 год) принесла Анатолию Папанову всесоюзную известность — Что раздражало и могло вывести из себя Анатолия Дмитриевича? — Прежде всего расхлябанность, неточность и необязательность. Знаю, что театральная молодежь его побаивалась — он не любил, когда опаздывают на репетицию, и мог сурово отчитать провинившегося. Раздражало его и курение на сцене или около нее, сам-то он сигаретами не баловался. Еще папа очень переживал, когда загрязняли окружающую среду. Если видел, что ломают ветки у деревьев, обязательно делал замечание. А выброшенный в лесу неподалеку от нашей дачи мусор мог довести его до сердечного приступа. И в этом я с ним солидарна, для меня просто трагедия то, что происходит сейчас в Подмосковье: у нас в округе все покрыто пластиковыми бутылками. — Отец умел отдыхать? С Андреем Мироновым в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», 1966 год. «Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками!» Фото «РИА Новости» — Мы часто ездили на море — в пансионат «Актер» в Ялте. Но ему редко удавалось полностью отрешиться от работы. Если у него на носу была театральная премьера или съемки в фильме, он и на отдыхе учил роль. — Поклонники не одолевали? — Его, конечно, узнавали. Когда зрительское внимание становилось чрезмерным, он, чтобы замаскироваться, надевал темные очки и надвигал на лоб кепку. К счастью, поклонники одежду на нем в клочья не рвали, но забавные случаи все-таки бывали. Как-то мы поехали отдыхать на водохранилище, которое находится неподалеку от нашей дачи. Как обычно, выбрали место, где не очень много народу. Спустя несколько минут по берегу прошел человек, которому, видимо, показалось, что отдыхающий на берегу мужчина похож на актера Папанова. Вернулся он уже не один, а с приятелем, вдвоем они тоже прошли мимо, внимательно посмотрев на отца. Обратно эти же люди шли вчетвером или даже впятером. Вскоре около нас собралась целая толпа, все о чем-то спрашивали, просили автографы. Отдыхать дальше стало невозможно. А где бы папа ни снимался, съемочную площадку тут же окружали зеваки, которые приходили «посмотреть на Папанова». АКТРИСА ТЕАТРА САТИРЫ ЗОЯ ЗЕЛИНСКАЯ: «ПАПАНОВ ПРИШЕЛ К ПЛУЧЕКУ И СКАЗАЛ: «ВЕДЬ МИРОНОВ УЖЕ И ТАК ВЕСЬ В КРЕМЕ, А ВЫ ЕМУ ВСЕ ПИРОЖНЫЕ И ПИРОЖНЫЕ!» Знаменитая пани Тереза из «Кабачка «13 стульев» актриса Театра сатиры Зоя Зелинская не только играла с Анатолием Папановым в одних спектаклях, но и дружила с ним и его семьей. Зоя Зелинская: «Возраст ему очень шел, плюс его актерская эстетика была с некоторым изыском» — Впервые я увидела его, еще будучи студенткой, в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», — вспоминает Зоя Николаевна. — Там он произносил одну-единственную фразу: «А где же пасется корова?», но это было до такой степени смешно, что зрители буквально падали со стульев! В то время его еще никто не знал, а я, придя утром на занятия в ГИТИС, сказала своим однокурсникам: «Сходите и посмотрите водевиль, там играет такой замечательный актер!». — При личном знакомстве он вас не разочаровал? — Когда пришла в театр после института, Анатолий Дмитриевич показался мне очень строгим человеком. В подтверждение своих слов хочу рассказать вам одну запомнившуюся историю. Здание нашего театра тогда закрыли на ремонт, и мы четыре года мыкались по чужим площадкам и городам. Были на гастролях по полгода, ненадолго возвращались домой и снова уезжали. В Москве нам дали помещение в гостинице «Советской», где за кулисами концертного зала была нагромождена разная мебель — стулья, столы. Однажды, проходя мимо этих «баррикад», я с кем-то разговорилась и присела на край одного из столов. В это время мимо шел Анатолий Дмитриевич. Увидев такое дело, он не смолчал: «Вы почему уселись на стол — это театр или что?!». Попало мне тогда ужасно. С Андреем Мироновым в «Бриллиантовой руке», 1968 год. «Спокойно, Козлодоев, сядем усе!» У Папанова долго не было главных ролей, он выходил на сцене даже в массовке, и меня этот факт удивлял и расстраивал. Наш театр в то время был очень любим москвичами, но спектакли, которые шли на его сцене, можно назвать одним словом — мелкотемье: это были легкие водевили, бытовые комедии, настоящей сатирой и не пахло. С приходом Плучека Анатолий Дмитриевич сыграл свою первую большую роль — директора фабрики детской игрушки в спектакле «Поцелуй феи». Это было невероятно смешно: он сделал себе огромные уши и говорил с забавным белорусским акцентом. Работавший у нас Эраст Павлович Гарин сказал: «Поверьте, Зоенька, он на этих ушах в рай въедет». И действительно, своим персонажем, непревзойденным по глупости, твердолобости и юмору, — Папанов потряс всю Москву. А его партнершей по сцене я впервые стала в спектакле «Где эта улица, где этот дом?», в котором все занятые актеры танцевали вальс. С Владимиром Высоцким в картине «Плохой хороший человек», 1973 год — Как же он танцевал — ведь его на фронте тяжело ранило в ногу? — Из-за этого ранения у Анатолия Дмитриевича не было пятки — ее ампутировали. С фронта он приехал с палкой, но со временем от нее отказался, и, если вы не знали об его увечье, никогда бы и не догадались. Папанов не мог ходить быстро, но и не хромал. Кстати, он очень любил гулять на знаменитых Патриарших прудах, неподалеку от которых жил. Чтобы его никто не узнавал, надевал темные очки и спокойно шел — высокий, статный, подтянутый, с прекрасной фигурой. Помню, как-то сказал: «Зайка, для меня самое главное в роли — найти ноги. Едва я придумаю походку своему персонажу, сразу понимаю, как его играть». — Почему актер с таким мощным дарованием поздно начал сниматься в кино? — В молодости Папанов был худой и неказистый, а с годами стал импозантным мужчиной — возраст ему очень шел. Из мальчика с впавшими щеками он превратился в мужчину со скульптурным лицом, красивыми вьющимися волосами... Плюс актерская его была с некоторым изыском... Например, Чехова он играл очень тонко. С Людмилой Чурсиной, «Виринея», 1968 год Фото Fotobank.ua На роль генерала Серпилина в фильме «Живые и мертвые» Папанова пригласили после знаменитейшего спектакля «Дамоклов меч», в котором он исполнил роль боксера. В его работе были невероятные сила, мощь, эмоции. Он так потряс режиссера фильма Александра Столпера, что тот сказал: «Серпилина будет играть только Папанов!». Я тоже была занята в том спектакле, у меня была роль дочери судьи. По сюжету герой Анатолия Дмитриевича был в меня влюблен, и он так сыграл любовь, что просто невозможно было не поверить в его чувства. Много лет спустя, когда мы в труппе дарили друг другу книги об искусстве, Анатолий Дмитриевич сделал мне такую дарственную надпись: «Зоя, я тогда любил тебя по-настоящему». Она хранится у меня как самая дорогая реликвия. По созвучию с именем Папанов называл меня Зайкой. — Какими были отношения Анатолия Папанова с Андреем Мироновым, с которым они не только много играли вместе, но и ушли из жизни практически одномоментно — с интервалом в девять дней? — Я бы не назвала их простыми. Андрей уважительно относился к Папанову и многому у него учился. С Галиной Польских в фильме «По семейным обстоятельствам», 1977 год Но Анатолий Дмитриевич был обижен на нашего главного режиссера Валентина Николаевича Плучека, потому что с приходом в театр Миронова спектакли ставились только на него, в то время как специально для Папанова не взяли ни одной пьесы. По сути, он вынужден был подыгрывать Миронову: если Андрей хотел сыграть Хлестакова, Анатолий Дмитриевич получал роль Городничего, если Андрюша хотел сыграть Чацкого, Папанову доставался Фамусов. — Именитый актер страдал молча или все-таки ходил к Плучеку выяснять отношения? — Он пытался как-то изменить сложившееся положение, но у него ничего не получалось. Как-то Папанов пришел к Плучеку, которого очень уважал, и сказал: «Валентин Николаевич, что же это происходит? Ведь Миронов уже и так весь в креме, а вы ему все пирожные и пирожные!». Ну кто еще в такой форме мог высказать свое неудовольствие? — В какие-то театральные коалиции, дружившие против кого-то, он вступал? В роли Николая Ивановича Дубинского с Алексеем Глазыриным, Евгением Леоновым, Ниной Ургант и Всеволодом Сафоновым в культовой картине Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», 1977 год — Никогда! Будучи человеком ранимым, Анатолий Дмитриевич очень жалел актеров, поэтому никогда никого даже не критиковал. Он любил вспоминать старую театральную байку о Качалове, который, боясь кого-то обидеть, во время обсуждения спектакля на худсовете начинал хвалить всех подряд: «Вы замечательно играли! И вы замечательно! А вы — так просто прекрасно!». — «Василий Иванович, — удивлялись актеры, — так ведь он вообще в спектакле не занят!». Папанов на худсоветах вел себя точно так же. «СУПРУГА ПАПАНОВА СКАЗАЛА ЕМУ: «С ЭТОГО ДНЯ БУДЕМ ПИТЬ ВМЕСТЕ — ТЕБЕ ПОЛСТАКАНА И МНЕ ПОЛСТАКАНА» — О его неподражаемом юморе ходят легенды! — Он в этом смысле ни на кого не был похож. Помню, во время гастролей в Магнитогорске мы жили на одной стороне города, а театр, в котором работали, находился на другой, окутанной едким дымом от многочисленных заводских труб. Дышать там было просто невозможно. И вот ночью, после спектакля, измученные, уставшие, мы едем через весь город в жутком автобусе, подпрыгивающем на ухабах. И вдруг в темноте слышен голос Папанова: «Эх, скорей бы ночь прошла и снова за работу». Жить и работать рядом с ним было радостью. Если спросите о его поклонницах, то я была первой. Александр Прошкин: «Анатолий Дмитриевич, на мой взгляд, был великим трагическим актером» — А их у него было много? — Как и у любого актера! Хотя такого ажиотажа, как вокруг Миронова, конечно, не наблюдалось. Андрей, у которого родители были артистами-эстрадниками, рос в атмосфере зрительского почитания и поклонения, поэтому для него такое отношение было в порядке вещей. Дошло до того, что для так называемых девочек Миронова оставляли в кассе билеты в первые ряды партера. Папанов же был из простой, неактерской семьи, и подобные отношения были для него неприемлемы. — По слухам, в молодости Анатолий Дмитриевич изрядно увлекался алкоголем. Это правда? — Были у него такие проблемы, но его жена Надежда Юрьевна Каратаева все это выдержала и, в конце концов, отучила супруга от выпивки. В их жизни был такой момент, когда она поставила на стол бутылку водки и сказала: «Все, с этого дня будем пить вместе — тебе полстакана и мне полстакана!». Закончилось это тем, что Каратаеву увезли на «скорой помощи» в больницу с тяжелым отравлением. Вообще, Надежда Юрьевна — замечательная женщина: бывшая фронтовичка, очень справедливая, честная, талантливая. После того как она сыграла в спектакле «Гнездо глухаря», Плучек, который почему-то почти не давал ей ролей, сказал: «Наденька, ты играешь не хуже, чем Папанов». — Говорят, он всю жизнь мечтал о режиссуре? — Слава Богу, успел поставить в нашем театре «Последних» Горького. Это было в конце театрального сезона, поэтому на премьере не было никого из труппы, даже жены Папанова, пришла только я. Когда действие закончилось и актеры стали хлопать, вызывая его как режиссера на сцену, он встал и пошел по проходу бледный как смерть — Анатолий Дмитриевич был из тех людей, которые в моменты сильного волнения не краснеют, а, наоборот, бледнеют. Вы даже не представляете себе, какая была овация в зале, как долго его не отпускали! С Валерием Приемыховым в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...»,1987 год. Роль Копалыча в этой картине стала последней киноработой Анатолия Папанова. «Хотелось бы просто пожить по-человечески», — говорил его герой, который по сюжету погибает Я побежала наверх, в гримерку, чтобы поздравить. Никогда не забуду, как Папанов стоял, прижавшись к стене и ничего не видя перед собой, настолько он был счастлив — его мечта осуществилась. Никто тогда не догадывался, что жить ему оставалось всего два месяца. — Как вы узнали о его кончине? — В июле мы отправились на гастроли в Прибалтику: месяц провели в Вильнюсе, а потом переехали в Ригу. Помню, собрались на репетицию спектакля «Рыжая кобыла с колокольчиком» по пьесе Иона Друцэ, а Анатолия Дмитриевича не было. Все сразу заволновались, потому что знали: Папанов не может ни опоздать на репетицию, ни тем более пропустить ее. Начали его искать. Позвонили в Карелию — в съемочную группу фильма «Холодное лето пятьдесят третьего...», в ГИТИС, дочери, которая в это время была в Москве. Лена с мужем поехала на родительскую квартиру, где и обнаружила тело отца. О том, что через девять дней, в Риге, умер Андрей Миронов, знают все. На самом деле потерь в тот год у нас в театре было гораздо больше — смерть будто косой косила. Умерли и лучшая за всю историю театра замдиректора, и лучшая завлит, и лучшая помощник режиссера. Я уже не говорю о том, что первым в том злополучном году ушел из жизни мой муж, известный журналист Валерий Валерьевич Леднев. — Почему на похоронах одного из ведущих актеров не было никого из труппы театра? — Из-за гастролей в Москву отпустили только жену Анатолия Дмитриевича — Надежду Юрьевну. Тогда я написала ей письмо, в котором была такая фраза: «С уходом Анатолия Дмитриевича Папанова для нас, актеров, которые работают давно, много и серьезно, Театр сатиры кончился». И это было правдой. Недавно Надежда Юрьевна и Лена вернулись из Вязьмы — родного города Анатолия Дмитриевича, где местные власти к 90-летию собираются открыть ему памятник. Папанов, выполненный в бронзе, будет сидеть на скамейке со спинкой в виде кинопленки. Сначала хотели изобразить Анатолия Дмитриевича в образе Серпилина, но Надежда Юрьевна отказалась: Папанов за свою жизнь сыграл столько ролей, что выделять одну, пусть даже и такую знаковую, не стоит. КИНОРЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР ПРОШКИН: «ПАПАНОВ ВЕРНУЛСЯ НА СЪЕМКИ И ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПОПРОСИЛ: «ПОКАЖИ МНЕ МОЮ МОГИЛКУ!» Копалыч в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего...» стал последней киноработой в жизни Анатолия Папанова. К счастью, успели отснять все сцены с его участием, а вот озвучивать роль пришлось уже другому актеру. — Александр Анатольевич, почему на роль Копалыча вы пригласили именно Папанова с его шлейфом комедийных ролей? — Мне нужен был не какой-то исключительный, а очень простой человек, попавший в сталинскую молотилку. Чисто внешне Анатолий Дмитриевич подходил сюда как нельзя лучше. Что же касается характера актерского дарования Папанова, то он, на мой взгляд, был великим трагическим актером. А его участие в комедиях казалось мне уловкой, которая позволяла ему отказываться от ролей больших начальников и партийных функционеров. Я много думал о том, почему Анатолий Дмитриевич согласился сниматься в нашей картине, и понял: страх, существовавший в людях в годы сталинских репрессий, видимо, крепко сидел и в нем. Он хорошо помнил время, когда рядом исчезали ни в чем не повинные люди, и этот дамоклов меч висел над каждым. Папанов как-то рассказывал, что в молодости, когда он работал на заводе, всю их бригаду арестовали и держали в тюрьме несколько суток — обвиняли в краже каких-то деталей. В конце концов, выяснилось, что никто не виноват, но ужас перед безжалостной машиной НКВД остался у него на всю жизнь. Мне кажется, работа в нашей картине была для него освобождением от этого чувства. Тем более что на дворе стоял 1987 год, когда только началась перестройка и еще никто не знал, как события в стране будут разворачиваться дальше. — Правда, что за съемками сцен, в которых участвовал Папанов, наблюдали все местные жители, включая старых и малых? — Народная молва делала из Анатолия Дмитриевича хохмача и анекдотчика, он же этим тяготился. Возможно, на сцене актер и занимал именно комическую нишу, но в реальной жизни это был совсем другой человек — умный, глубокий, вдумчивый, образованный, начитанный. Не любил привлекать к себе лишнее внимание, старался быть незаметным, а всеобщее обожание дико его раздражало. Снимали мы в Карелии, в очень глухих местах — в деревушке, где было всего четыре или пять домов. Но как только по дороге проезжали наши автобусы и такси с актерами, со всей округи подтягивался народ на моторках. Меня это тоже очень злило, потому что мне нужна была чистая вода, а они ее баламутили. Цель у многочисленных гостей была одна — пообщаться с Папановым. Добрейший Анатолий Дмитриевич просто впадал в бешенство, когда к нему лезли с водкой и разным угощением. Хотя я людей понимаю: было в Папанове огромное человеческое обаяние и некая простота, делавшая его невероятно своим, поэтому популярность у него была необычайной. — Он был похож на своего героя — Копалыча? — Слава Богу, лагерная судьба Анатолия Дмитриевича миновала. На эту роль я пробовал нескольких актеров, которые в сталинские времена сидели. Например, Вацлав Дворжецкий мне не подошел по причине своей аристократичной внешности — наша история сразу приняла бы другой оборот. Отказал я и замечательному актеру Владимиру Заманскому, хотя пробы с ним были очень хороши. Дело в том, что репрессии пришлись на времена его молодости, поэтому, когда он о тех временах вспоминал, получались не ужасы, а сплошные хохмы. Человеку свойственно даже в самые мрачные периоды своей жизни выделять и запоминать что-то светлое, а все остальное вычеркивать, это защитная реакция психики, не позволяющая нам сойти с ума. Мне же казалось, что Копалыч не должен быть ни весельчаком, ни страдальцем, мне нужен был простой, стертый человек. — Как Папанов себя чувствовал во время съемок — были какие-то тревожные симптомы? — Нет, он находился в замечательной форме, никогда ни на что не жаловался, хотя, наверное, что-то предчувствовал. Сцену, в которой Басаргин (Валерий Приемыхов) ставит крест на могиле Копалыча, мы снимали, когда Папанов был в Москве. Вернулся он к эпизоду перестрелки с бандитами и первым делом попросил: «Покажи мне мою могилку!». — «Зачем? — удивился я. — Это же просто декорация». — «Все равно, — уперся Папанов, — покажи». Пришли мы с ним к этому холмику, он постоял около него, помолчал, о чем-то подумал и ушел. Возможно, человеку такого дарования и такой интуиции, какими обладал Анатолий Дмитриевич, свойственно что-то предчувствовать... Я уговаривал его остаться со мной в деревне, где жил в одиночестве (вся съемочная группа поселилась в гостинице в Петрозаводске). Говорил: «Посидите здесь несколько дней, погуляйте, подышите свежим воздухом». Но актер рвался в Москву: «Мне нужно пробивать студентам общежитие». Оттуда он через несколько дней должен был ехать на гастроли в Ригу. Незадолго до своей смерти он мне признался: «Если я плохо себя чувствую, то становлюсь под ледяной душ и выхожу совершенно здоровым». Когда взломали дверь в его квартиру, на лестничную площадку хлынул поток воды: Анатолий Дмитриевич лежал в ванной, кран душа был открыт... Видимо, в этот раз проверенный способ улучшить самочувствие не сработал... — К сожалению, уже нет многих актеров, снимавшихся в вашем фильме: Анатолия Папанова, Валерия Приемыхова, Виктора Степанова, недавно не стало Виктора Косых. Что чувствует режиссер, когда из жизни уходят актеры, с которыми он работал? — Что я чувствую? Сиротство... | |
|
Всего комментариев: 0 | |