Главная » 2012 » Ноябрь » 8 » Раиса
10:12
Раиса
Раису Куркину зрители запомнили по роли жены Верещагина в картине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Всего несколько эпизодов, но как сыграла! Недавно заслуженной артистке исполнилось 85 лет. В кинотусовке никто об этом даже и не вспомнил. Коллеги актрисы не сочли нужным набрать номер телефона истинной «королевы эпизода» и сказать ей хотя бы пару теплых слов.

Раиса Семеновна праздник не отмечала.

– Какая радость от того, что еще один год жизни прошел и впереди у меня лет осталось совсем немного? – с легкой грустью поделилась с нами по телефону актриса. – В последнее время почему-то на ум приходят такие мысли: вот мой брат умер тихо, во сне, и подруга тоже.

Недавно я сказала доктору, что хотела бы такой же легкой смерти. На что он отшутился: «Такую смерть еще заслужить надо!» Я никогда никому зла не желала, не завидовала. Может быть, и заслужила все-таки?

– Пессимистичные у вас мысли, не надо думать о плохом.

– Это говорю не я, а моя болезнь, – вздохнула моя собеседница. – Прошлым летом я перенесла инсульт, очень тяжело из него выходила. Вообще-то не люблю жаловаться, говорить о своих болячках. После болезни перестала принимать у себя гостей.

Не хочу, чтобы меня видели в такой – не лучшей – форме. Я не нравлюсь себе как внешне, так и по мироощущению. Но ничего поделать не могу.

– Кто вам помогает?

– Приходит социальный работник – приносит продукты, помогает со стиркой и уборкой. Но я и сама иногда убираю, надо заставлять себя двигаться. Добрым словом поддерживают батюшка и прихожане церкви, куда я хожу, я верующий человек.

Дочь, зять и внучка находятся далеко, в Канаде, – эмигрировали. Но они часто звонят, зовут меня к себе. Но куда я поеду? Я привыкла в Москве, здесь все родное. Здесь воспоминания – то немногое, что у меня осталось. Это ценность, которую не купишь ни за какие деньги!

Раиса Куркина была второй женой Владимира Мотыля, режиссера «Белого солнца пустыни». Первая его супруга – актриса Инна Кириллова.

От Мотыля она ушла к Павлу Луспекаеву, сыгравшему Верещагина. Именно по просьбе экс-жены Мотыль и взял на роль Луспекаева, хотя актер сильно болел. У него были повреждены ноги – после обморожения на одной стопе ампутированы пальцы, на другой – пятка.

С огромным трудом ходил, а жил на обезболивающих препаратах. Он мог сорвать съемки, однако режиссер не испугался его пригласить.

На съемках он ревновал Раису к Луспекаеву: не нравилось ему, что супруга часто пропадала в гостиничном номере у Павла Борисовича. Ничего личного – репетировали текст.

– Что-то слишком часто репетиции, а ведь сцены маленькие. Что-то нечисто… – ворчал Владимир Яковлевич.

Но выпускница Театрального училища имени Щукина крайне щепетильно относилась к работе. Как и Луспекаев. Поэтому их совместные сцены в картине получились, пожалуй, самыми пронзительными.

Однажды на съемках Мотыль жену чуть не утопил. Снимали сцену, в которой героиня Куркиной выбрасывала из лодки все оружие своего бравого Верещагина.

Лодка должна была отплыть довольно далеко от берега. А Раиса не умела плавать.

– Я выросла в Москве. Время трудное, военное – не до плавания, – поделилась моя собеседница. – А тут дали дырявую лодку. Другой, как сказали, не нашли. Слукавил Володя или на самом деле было так, я не знаю. Но помню, как сидела и дрожала будто осиновый лист. Пыталась даже вычерпывать воду из лодки, но это было практически невозможно – много воды. Паша Луспекаев, спасибо ему, понял мое состояние – забрался в лодку, сел рядом и сказал: «Не бойся, будешь тонуть – я тебя спасу». Сцену мы сыграли.

Владимир Мотыль, хоть и ревновал супругу, сам, как оказалось, имел любовницу. Однажды Раиса случайно обнаружила у него в кармане письма откровенного содержания от другой женщины – и подала на развод. Но это было уже после съемок.

Больше она замуж не вышла. В отличие от бывшего мужа, который сошелся с женщиной намного его моложе.

– «Белое солнце пустыни» снимали в Махачкале. Город непростой, криминальный, – вспоминает Раиса Семеновна. – У меня как-то среди бела дня вырвали сумочку из рук. Вор даже не убежал, а спокойно пошел по улице и потом прыгнул на подножку проходящего мимо грузовика. А я так опешила, что застыла как вкопанная. В этой сумке у меня было все: деньги, документы, которые пришлось восстанавливать. И даже очки, без которых я не могла работать – не очень хорошо видела. А нашего Петруху – Николая Годовикова – обворовывали несколько раз и даже били. Потому что вечером он – молоденький же совсем – любил куда-нибудь сходить на поиски приключений. Вот и находил…

– Вы играли роскошные эпизоды в «Афоне», «Белорусском вокзале», «Звезде пленительного счастья», в фильме «Ташкент – город хлебный»… А вот главных ярких ролей не получилось. Не обидно?

– Нисколько. Я прожила счастливую жизнь. Судьба ко мне благоволила, а на пути попадались очень хорошие и талантливые люди.

Раиса Семеновна ни о чем не жалеет. Считает: как вышло – значит, так и надо. Не в обиде на коллег, которые о ней забыли: «Что вы, у них своя жизнь, они прекрасные люди!"
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 842 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]