Главная » 2012 » Ноябрь » 16 » Майя Менглет
11:24
Майя Менглет
Менглет Майя Георгиевна
Maya Menglet
Родилась 8 августа 1935 года в Москве, в семье актеров Георгия Менглета и Валентины Королевой. В годы войны Майе довелось жить в эвакуации в Сталинабаде (ныне Душанбе). После победы Георгия Менглета пригласили работать в Театр сатиры, и вся семья возвратилась в столицу.

Майя была влюблена в театр и кино с детства. В книге Георгия Менглета "Актер - лицо действующее", актриса вспоминает, что снималась в пятилетнем возрасте в фильме "Лермонтов" (1943) и еще "... когда я была в девятом классе, сын актера Театра Cатиры Федора Николаевича Курихина, Никита, снимал свой дипломный фильм. Он попросил папу там сняться, а заодно снял и меня." Это были первые опыты в кино. Майя несколько лет занималась в театральной студии городского дворца пионеров и даже как-то снялась в небольшой роли в одном из фильмов. Тем не менее, свое будущее связывать с актерской профессией Майя поначалу не собиралась. Как признавалась впоследствии актриса, она побаивалась сцены и сильно сомневалась в своих внешних данных.

И все же гены взяли свое. По окончании школы вместе с друзьями Игорем Квашой и Светланой Мизери Майя отправилась на просмотр в Щукинское училище. Именно там она повстречала своего будущего мужа актера Леонида Сатановского.

Майя Георгиевна вспоминает: «И у нас возник такой флюид. Детский роман с моей стороны, но потом он прекратился, и была совершенно параллельная разная жизнь у него и у меня, а потом, так сказать, это все опять возобновилось. Я никогда не любила красивых мужчин. Это не мой тип. Я всегда любила светлых и очень обаятельных, душевных, вот так сказать, понимаете, с каким-то таким внутренним шармом. Наверное, так сказать, меня это и поразило. Потом мне очень нравилось, как он двигается, как он поет, он меня купил тем, что он мне пел такие жестокие романсы, замечательно пел».

Майя не стала поступать в Щукинское, она подала документы в Школу-студию МХАТ. Причем сделала она это тайком от родителей, сказав, что поступает в институт иностранных языков. О выборе дочери родители узнали лишь после того, как Майя была принята на курс В.О. Топоркова. А вскоре произошли изменения и в личной жизни будущей актрисы, - она вышла замуж за Леонида Сатановского. В 1955 году у них родился первенец.

На пробы к фильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Майю Менглет пригласили, когда она училась на последнем курсе. На роль скромной девушки Тони, приехавшей работать в деревню агрономом, претендовало много известных актрис. В их числе была даже жена режиссера Нина Меньшикова. Ну, какие могли быть шансы у никому не известной студентки?! Однако выбор Ростоцкого пал именно не нее!

Майя Менглет вспоминает: «… я поехала на студию Горького, и тогда знаете, модно было, чемоданчик с железными уголками, и вот шла проба, Вячеслав Васильевич Тихонов пробовался с какой-то актрисой, и я так на этом чемоданчике пристроилась где-то у стеночки, очень скромно, села на него и во все глаза, так сказать, стала пялиться и смотреть, и наблюдать, что там происходит. И вот потом режиссер Ростоцкий сказал, что я бы мог тебе уже пробу не делать, потому что я видел, как ты реагируешь, как ты непосредственна, и как ты, так сказать, наивна в чем-то, что это именно, мне показалось, что ты именно та Тоня, которая должна быть у меня в картине».

Многие сомневались в выборе Ростоцкого. Не верили, что Тихонов и Дружинина смогут сыграть деревенских парня и девушку. А что уж говорить о Майе Менглет! У начинающей актрисы действительно поначалу мало что получалось. Дело в том, что одновременно со съемками она репетировала с Олегом Ефремовым роль в дипломном спектакле. Роли были совершенно разными, и Майя порой не успевала перестраиваться. «И вот приходила на репетицию, Ефремов говорил: «Майя, что с тобой, что ты такая скованная, куда все девалось то, что мы вчера нашли». Приходила на съемку, Ростоцкий говорил: «Майя, да что ж такая разбеша, да что ж такое...» - вспоминала Майя Георгиевна. К счастью, Станислав Ростоцкий не слушал советчиков, он продолжал верить в Майю, как оказалось, не зря…

Съемки фильма происходили в деревне. Актеры здесь жили, ходили в той одежде, в которой снимались, и все это способствовало быстрейшему вживанию в роль. Со временем местные жители стали полностью отождествлять их с персонажами фильма, порой забывая, что перед ними столичные артисты. Наверное, именно в такой атмосфере и рождаются настоящие шедевры…

Первая главная роль Майи Менглет в кино оказалась поистине триумфальной. Зрители с восторгом приняли фильм, искренне сочувствуя его героям. Еще недавно никому не известная актриса в один миг стала всенародно популярной. Портреты Майи Менглет можно было увидеть на многочисленных афишах, на открытках, продававшихся в киосках «Союзпечати». Дошло до того, что в одной из российских телепрограмм у отца Майи Менглет, известного народного артиста СССР Георгия Менглета как-то спросили: «Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?»

К счастью, Майя оказалась внутренне готова к этому потоку славы. Она признается: «Ну я понимала, я человек, тоже немножко обладающий юмором, я понимала, что, конечно, кино приносит шквал славы, иногда это совершенно незаконно бывает, и это не значит, что ты, так сказать, хороший актер или уже маститый актер, но иногда человек молодой и может и не вынести этого груза славы, может надломиться и задрать нос, это искалечит всю дальнейшую судьбу, но у меня, к счастью, такого не произошло».

В том же 1957 году Майя окончила Школу-студию МХАТ, а в 1958 году она была принята в Театр Станиславского, где уже работал Леонид Сатановский. Кстати, для Сатановского устройство жены в труппу театра стало приятным сюрпризом. А попала она туда благодаря другу, актеру Евгению Урбанскому. Он как-то позвонил и предложил Майе попробоваться на роль в спектакле «Раскрытое окно».

Прослушивали Майю Менглет знаменитые Михаил Яншин и Евгений Леонов. Актриса им понравилась, и Майя была принята. Работы в театре оказалось много. Майю очень быстро стали вводить в различные спектакли, первое время, поручая роли «голубых» героинь. А чуть позже актрисе стали доверять характерные роли. Майя Менглет признается: «Это было счастливое время встреч, работы с такими замечательными людьми, как М. Яншин, Б. Львов-Анохин, Л. Варпаховский, А. Попов, А. Васильев, Б. Морозов, И. Райхельгауз, Р. Быкова, Е. Леонов, П. Глебов, Л. Савченко, А. Балтер...»

А то же кино? Как ни удивительно, роль Тони в фильме «Дело было в Пенькове» так и осталась самой значительной работой актрисы на экране. Несколько лет Майя продолжала активно сниматься, причем нередко в главных ролях – в музыкальном фильме Исидора Анненского «Матрос с «Кометы», киноповести Виктора Жилина «Исправленному верить», картине Александра Абрамова «Домой» и других. Но эти работы не шли ни в какое сравнение с фильмом «Дело было в Пенькове».

Со временем Майя Менглет все больше уделяла внимания театру и все меньше появлялась на киноэкране. «Ну, я люблю театр больше чем кинематограф, признается актриса. - Я, как сказать, верна ему в первую очередь, и если вставал вопрос: театр или кино, - всегда перевешивал театр, потому что мне это было всегда интересней, потом были в театре Станиславского, где я работала, были интересные роли, спектакли, интересные режиссеры».

Неожиданные изменения в семейной жизни Менглетов произошли в 1961 году. Георгий Павлович, отец Майи, принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине Архиповой. Валентина Королева, мама Майи, мужественно перенесла этот разрыв. После развода Георгий Павлович еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.

А вот Майя долго не могла простить отца: «Я, когда папа приходил, закрывалась в ванной или в туалете и не могла - рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это невозможно пережить». В те трудные годы Майе оправиться от потрясения помогла семья, - через некоторое время у нее родился второй сын. К тому же от проблем отвлекала работа в театре…

С отцом Майя помирилась лишь спустя долгих 25 лет. Помирилась и даже нашла в себе силы наладить дружеские отношения с Ниной Архиповой…

Очередной неожиданный поворот в судьбе семьи Менглет произошел в 1978 году. Старший сын Майи, к тому времени заканчивающий ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к девушке-немке, учившейся в Московском университете. Два года молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию.

Для семьи это был большой удар. В те времена общение с иностранцами, мягко говоря, не приветствовались спецслужбами. К тому же для родителей отъезд сына за границу был равнозначен его потере.

К счастью, вскоре в стране начались перемены, и у Майи Георгиевны с мужем появилась возможность выезжать к сыну. Тем временем, младший сын решил не идти по стопам родителей. Он увлекся химией, стал доктором наук и в 90-е годы эмигрировал вслед за своим братом в Австралию.

Московскому драматическому театру им. К. С. Станиславского Майя Менглет отдала 43 года. Она мечтала играть здесь всю свою жизнь. Но после кончины главного режиссера В. Ланского в театре все изменилось. Вспоминает Майя Георгиевна: «Все управление перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой "коммерческой хваткой". Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки. После одной из оскорбительных выходок "бизнесмена от театра" мы с мужем подали заявление об уходе, которое было моментально подписано».

Потеря родного театра стала для четы Менглет-Сатановских настоящей трагедией. Как признавалась Майя Георгиевна, они просто не знали куда себя деть, как жить дальше. Решение пришло неожиданно, - сыновья пригласили родителей к себе в Австралию.

В настоящее время Майя Менглет и Леонид Сатановский работают в Монреальском Русском драматическом театре им. Л.В. Варпаховского, организованным Анной Варпаховской и Григорием Зискиным. С театром они гастролировали по многим городам США и Канады. Помимо этого Майя Менглет работала в спектаклях русской антрепризы Михаила Козакова.

Несмотря на эмиграцию, Майя Менглет и Леонид Сатановский остаются гражданами России. Они искренне любят свою Родину и периодически приезжают в Москву. Живет в Мельбурне, Австралия.

Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого актера Георгия Менглета. Наш репортер встретилась с его вдовой – актрисой Ниной Архиповой. Выяснилось, что юбилей торжественно не отмечали. Великого артиста помянули в узком, почти семейном кругу. Нина Николаевна и коллеги Менглета по Театру сатиры были удивлены, что в день юбилея им не позвонила дочь Георгия Павловича – Майя Менглет, звезда фильма «Дело было в Пенькове». Она уже 10 лет как эмигрировала в Австралию. По словам вдовы, от нее не было вестей вот уже несколько лет. Однако нам удалось разыскать Майю Георгиевну в Мельбурне.

– Майя Георгиевна, почему вы не приехали в Россию на 100-летие Менглета?

– После смерти папы у меня никого не осталось из близких в России. И я теперь живу в Австралии. Почему не приехала на юбилей? Так меня никто и не приглашал. Из Театра сатиры не было никаких звонков, хотя Александр Ширвиндт знает мой телефон. А с вдовой папы, Ниной Архиповой, я сейчас не имею никаких контактов.

– Многие поклонники гадают, почему вы уехали из России.

– Поверьте, самой большой неожиданностью наш отъезд был для меня и для моего мужа, народного артиста Леонида Сатановского. В 2002 году нам с ним пришлось уйти из Театра имени Станиславского, которому мы отдали 43 года! Нас просто предали, причем лучшие друзья и коллеги! Случилось это за три недели до нашей с Лёней премьеры – спектакля «Мещанин во дворянстве», в котором мы оба были заняты. Обидели моего мужа, а я, как верная жена, первая подала заявление.

А случилось вот что: муж заболел, два дня у него было повышенное давление, в эти дни он не мог репетировать. И за эти два дня ему успели найти замену! Когда я пришла на очередную репетицию, увидела, что в костюме мужа репетирует другой актер! Побежала к директору, стучала, стучала. В конце концов он мне открыл. И оказалось, что он пьян! Я его спросила: «Почему вы сняли с роли Сатановского? Как могли, ведь это непорядочный поступок, предательство!» Он ответил: «Не нравится – уходи!» Я бросилась в кабинет секретаря, взяла какой-то обрывок бумаги и написала заявление. Директор вслед мне кричал: «Скатертью дорога!» Я помчалась домой и сказала Лёне о своем поступке. Потом нам звонили из Министерства культуры, просили вернуться. Но в театре стало все разваливаться. Много лет мы надеялись, что Театр имени Станиславского возродится из пепла. Но этого, как видно, до сих пор не произошло.

– Почему именно Австралия?

– Тут уже давно жил сын Алексей, он сделал в Австралии актерскую карьеру. Другой сын, Дмитрий, закончил МГУ и работал также за границей. Поэтому нам было к кому ехать. Но все равно первый год нам дался очень тяжело! Лёня, как мужчина, скрывал переживания. А я каждый день плакала, ведь это был такой удар в спину. Мы совершенно не собирались уезжать из страны! Но обратно нас никто не звал, звонили только друзья. Официальных предложений работать не было. А потом на наше счастье нас пригласили в Первый русский драматический театр в Канаде, и там мы переиграли весь классический репертуар. Туда приглашали и актеров из Москвы. Еще я работала с Михаилом Козаковым в Израиле. Это для нас была творческая отдушина, но ездить очень далеко. Пришлось расстаться с этим театром.

– После выхода фильма «Дело было в Пенькове» в 1955 году к вам пришла бешеная популярность, вашу Тоню обожали все. Может, кино могло бы вас поддержать?

– Меня не так уж много приглашали сниматься, в итоге работ мало. Как-то режиссер Петр Тодоровский сказал мне: «У тебя морда не для советских кинофильмов!» А я действительно любила больше театр. И еще для меня всегда на первом месте была семья!

– Майя Георгиевна, говорят, что уход Менглета из семьи был для вас большой трагедией…

– Папа ушел из дома в 1961 году. Мы жили все вместе – мама, я, муж, и моему сыну уже было пять лет. Он обожал папу и называл его «дед Жорюга». Я прекрасно помню тот вечер, когда папа собирал вещи. Он стоял у окна и плакал. Говорил: «У меня нет возможности поступить иначе!» Для меня это был удар ниже пояса. Мне казалось, что папа просто меняет плохие условия на хорошие.

Мы ведь всегда жили бедно – на пять человек однокомнатная квартира. Я с мужем жила в кухне, а кухню сделали из ванной. Денег совсем не было. Когда мне из папиных штанов сшили юбку – это было большое счастье! Вообще, мама прекрасно умела шить и делала такие платья, что мне в 10-м классе предложили быть манекенщицей и поехать в Англию.

Правда, когда я с восторгом рассказала об этом родителям, папа впервые в жизни залепил мне пощечину. Так его возмутила моя готовность уехать. От его выволочки я пришла в себя и о карьере модели забыла.

– Значит, вы действительно не разговаривали с отцом много лет?

– Писали, будто я 25 лет не разговаривала с отцом. Это неправда. Сильно обижалась только первое время. Когда отец приходил к нам, я закрывалась в ванной и плакала. Потом выходила к матери и говорила: «Спусти его с лестницы!» Мне было обидно за маму, ведь папу сделала именно она! Она очень помогла ему в жизни. У нас дома был культ папы. Во время войны если в доме было яблоко, его отдавали папе, а не мне. В холода я гуляла на улице и не могла вернуться домой, потому что папа отдыхал перед спектаклем, а мы жили в тесноте: шесть человек в девятиметровой комнат

е. Папа был кумиром! Им гордились, его обожали! Продали в Воронеже дом, купили ему шубу на хорьковом меху. Это не показное, а от души! Мама выступала в роли строгого судьи, читала нотации. А папа был моей «подружкой», самым близким человеком. Но в бытовых делах он всегда выглядел беспомощным. Когда уходил из дома, поднимал ногу, а мама ему завязывала шнурки.

– Вы обвиняли отца в предательстве?

– Он ведь действительно предал маму. Ведь поначалу она тоже работала в Театре сатиры. Потом она заболела гриппом, получила осложнение, долго лечилась. В результате попала под сокращение, и папа даже слово за нее не замолвил, хотя имел такую возможность. Мама осталась без пенсии и без работы, без всего! Он приходил к нам, потому что его тянуло к близким. Потом, стоя у маминого гроба, папа сказал: «Это человек, которого я любил всю жизнь!» Мама больше не вышла замуж. Она воспитала моих детей. Только за счет этого я могла играть в театре и сниматься в кино.

– Нина Архипова говорила, что у вас с ней наладились отношения. Но, похоже, вы не очень с ней близки.

– Пока была жива мама, я в доме Архиповой никогда не появлялась. Пришла туда на какой-то папин юбилей уже после смерти мамы. К тому времени мы подружились с сыном Архиповой, Михаилом. Он был врачом и очень помог моей матери. Он замечательный человек, за его заботу я ему очень благодарна!

Однако мне было очень обидно, что папа во всех интервью говорил о детях Архиповой, а о моих сыновьях, обо мне, – своих родных дочери и внуках – ни слова! Он даже не упоминал о нас. Хотя мой старший сын Алексей состоялся как актер, младший, Дима – доктор наук, да и я занимала свою определенную нишу… Может, это все было специально так сделано, чтобы отстранить папу от нас. Но это доставляло мне боль! Однако, несмотря ни на что, я папу очень любила, люблю и буду любить. Возможно, будучи ребенком, я бы легче перенесла уход отца. Но мне тогда исполнилось 26 лет, и я понимала, как тяжело моей маме. Не знаю, простила ли она его, в ней текла литовская кровь, и она не показывала нам свои чувства. Мама всегда говорила о папе: «Ему хорошо, и слава Богу!» От печальных мыслей ее отвлекали мои дети. Если бы не они, ей бы было еще тяжелее.

– После ухода из семьи Георгий Павлович помогал вам материально?

– Нет. Никогда! Никогда… Один раз в жизни был неприятный случай, когда я попросила денег. Но он не дал. Вообще, папу в той семье очень сильно изменили.

Например, он стал заниматься бытом. Теперь его можно было встретить на улице несущим авоську с продуктами. Он имел связи в мясной лавочке, куда приходил за хорошим товаром. Это меня очень удивляло! Ведь живя с мамой, он даже не знал, где поблизости находится продуктовый магазин.

– Позже вы простили Нину Архипову за то, что она увела вашего отца из семьи?

– Между мной и Ниной не было никакой откровенной беседы, примирения. Я в ее дом приходила очень редко. А когда папа умер, она попросила, чтобы я написала заявление, что не претендую ни на какое наследство. Я подписала, сказав: «Мне ничего не надо!» Попросила только портрет моего прадеда, генерала царской армии Михаила Охотина, но она сказала, что он в музее. Нина Николаевна предложила мне на память несколько папиных галстуков и старые оправы от очков. Галстук я взяла, он висит у меня дома в рамке вместо портрета. Ну и фотографии отца и афиши висят, конечно. Я никакой злобы на Нину Николаевну не держу. Но и говорить мне с ней особо не о чем. Папа действительно имел чувства к этой женщине. Потом, там было удобнее жить, большая квартира. Дети Архиповой находились больше на даче, с мамой писателя Горбатова, ее предыдущего мужа. У них собирались компании. А у нас – совершенно другая жизнь, омраченная постоянным безденежьем.

– Сколько у вас сейчас внуков?

– У меня две внучки, одна правнучка и, надеюсь, будет скоро еще одна внучка. Алексей и Дмитрий живут отдельно от нас. Дмитрий занимается наукой. Алексей работает в Мельбурне, он директор русского радио. Мы с Лёней живем в отдельной квартире. Мне недавно сделали серьезную операцию на коленке, вставили в колено искусственный сустав. Я была в круизе (путешествовали по Европе) и упала, выходя из автобуса. После этого понадобилась операция. Сейчас я уже могу ходить, но недолго, к тому же приходится все время принимать обезболивающее… Здесь, за границей, меня потрясает человеческая доброжелательность. Например, я ужасно говорю по-английски, но где бы я ни была, мне помогают и говорят: «О’кей, нет проблем!» В деньгах мы не нуждаемся. Финансовыми вопросами занимается мой муж, находит способы зарабатывать. Мы с Лёней вместе 53 года!

– А в Россию вас не тянет?

– Возможно, я поеду туда в ноябре. Смущает только мое колено: придется сидеть в гостинице и приглашать друзей. Конечно, я скучаю по России.

Справка

Майя Менглет родилась 8 августа 1935 года в семье известного актера Георгия Менглета.

В 1953 году поступила в Школу-студию МХАТ. Больше 40 лет служила в Театре им. Станиславского. Известность пришла к актрисе в 1955 году, когда она сыграла главную роль в фильме «Дело было в Пенькове». Актриса замужем за актером Леонидом Сатановским, имеет от него двух сыновей.
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 1886 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]