Главная » 2013 » Февраль » 18 » Светлана Дружинина - интервью
17:23
Светлана Дружинина - интервью
Светлана Дружинина: «Счастье – это жизнь, данная вам свыше!»
Светлана Дружинина не требует специального представления: достаточно назвать киноэпопеи «Гардемарины» или «Тайны дворцовых переворотов», как сразу же становится понятно, о ком идёт речь. В этом году Светлана Сергеевна во второй раз примет участие в программе Дней Российской Культуры в Баден-Бадене, которые пройдут с 25 апреля по 8 мая 2013 года. Накануне фестиваля наш корреспондент побеседовал с этой удивительной женщиной.

- Уважаемая Светлана Сергеевна, Ваше жизненное кредо гласит: «Дорогу осилит идущий». Всегда ли Вам приходилось идти по прямой или иногда нужно было выбирать обходные пути?
- Создание фильма - искусство очень живое, зависящее от многих объективных и субъективных причин, когда приходится выбирать обходные пути... Для меня важно, чтобы они были честными и достойными. В одном из моих фильмов – «Сватовство гусара» – герой в исполнении М.Боярского поёт: «...но честь, она всего превыше! Умри, гусар, но чести не утрать!»... Это – мое жизненное кредо.

- Я изучил Вашу биографию и обратил внимание на то, что она очень насыщенная и яркая: цирковое училище, хореографическое училище, актёрский факультет ВГИКа и, наконец, режиссёрский факультет того же института. Чем вызваны такие творческие метания?
- Это не метания, это – судьба! Я счастлива, что она сложилась так невероятно. Да, были и цирк, и хореографическое училище при Большом театре, которое я закончила вместе с великим российским танцовщиком Марисом Лиепой, и первая роль непрофессиональной артистки Светланы Дружининой в фильме «За витриной универмага»... Но именно это первое свидание с магией кино и определило всю мою жизнь! Здесь, в яростном и прекрасном мире кино, можно было реализовать все те знания, которые я приобрела ранее. Для этого я поступила на актёрский факультет киноинститута (ВГИКа), во время обучения которого успела сняться в одном из культовых советских фильмов «Дело было в Пенькове» вместе с В.Тихоновым... Затем, отработав три года по советскому законодательству и с оглушительным успехом снявшись в очередном культовом фильме «Девчата», я выдержала вступительные экзамены на заветный режиссёрский факультет того же института... Мечты сбываются только тогда, когда вы упорно идёте к намеченной цели, которая и есть мечта заветная!... Для меня кинорежиссура – это не профессия, это - способ жизни.

- Женщин-кинорежиссёров очень мало, их можно пересчитать практически по пальцам. Как Вы думаете, почему мужчины узурпировали эту профессию?
- Гендерное восприятие мира ставит табу женщинам во многих профессиях: лётчики, космонавты, хирурги, режиссёры... Но мировая практика доказывает обратное: имена Валентины Терешковой, Натальи Бехтеревой, Марии Кюри, Лилианы Ковани и т. д. прославили мировую науку и искусство. Да, кинорежиссура требует огромной отдачи сил и физических, и психических, и эмоциональных... Но зрители многие годы с удовольствием воспринимают многосерийный фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» и фильмы Ларисы Шепитько «Крылья» и «Восхождение»...

- Есть ещё Кира Муратова...
- Да. Прекрасный режиссёр. Мы вместе учились в киноинституте.

- В одном из интервью Вы сказали: "Муж мне послан Богом. Познакомились мы в том же ВГИКе. Он учился на операторском факультете. Мы вместе играли в волейбол, защищая честь нашего института, были капитанами команд, нас так и называли: «два капитана»..." А кто у Вас является «капитаном» в семье, учитывая Вашу профессию?
- Постоянный вопрос зрительской аудитории, на который у меня один ответ: женщина должна быть настолько мудрой и талантливой в сложной семейной жизни, что мужчина всегда должен чувствовать себя главным капитаном. Хотя есть хорошая русская пословица «Муж – голова, а жена – шея. Куда повернёт, так и будет». Вот и думайте сами...

- С 25 апреля по 8 мая 2013 года в Баден-Бадене пройдут «Дни российской культуры». Я знаю, что в прошлом году Вы уже принимали участие в подобном масштабном мероприятии. Что-то изменится в этом году или всё пройдёт, как и раньше?
- Все подобные мероприятия, как правило, проходят по одной и той же схеме, но истинный успех зависит от высокого уровня культурной программы, от того, какие творческие силы задействованы в реализации замысла, насколько они соответствуют задачам фестиваля и с какой отдачей – творческой, человеческой и гражданской – участвуют в предложенных обстоятельствах, насколько органично подбираются команды... Только сумма этих сложнейших слагаемых определяет качество фестиваля. Дебют фестиваля в 2012 году состоялся на таком высоком уровне, что ему могли бы позавидовать многие старожилы! И хотелось бы отметить, что столь высокую планку поставили и преодолели две красивые, умные и талантливые женщины – Алёна Петрова и Алёна Сахно! Спасибо им за честь, оказанную нам, приглашением на этот фестиваль. Постараюсь оправдать их ожидания...

- В этом году «география» фестиваля расширится: он пройдёт в нескольких городах Германии и Франции: Баден-Баден, Баденвайлер, Висбаден, Дармштадт, Карлсруэ, Мангейм, Страсбург (Франция), Фрайбург, Франкфурт, Гейдельберг, Хайльброн, Штутгарт.
- Да, рамки фестиваля расширяются, в том числе увеличивается и круг общения с зарубежными зрителями, так как он ориентирован не только на «русских», проживающих в Германии и в других странах Западной Европы (например, в прошлом году было очень много русскоязычных зрителей из Италии). Хотелось бы, чтобы зрительская аудитория пополнилась и коренным населением ФРГ, которая познакомилась бы с высоким уровнем современной российской культуры! В рамках нынешнего фестиваля состоятся творческие встречи с участием известных российских режиссеров и артистов, среди которых С.Говорухин, К.Шахназаров, В.Меньшов и В.Алентова, В.Абдрашитов, В.Хотиненко, А.Эшпай и Е.Симонова, Г.Волчек, С.Дружинина, С.Крючкова, М.Боярский, Ф.Бондарчук, В.Лановой, О.Табаков, Е.Образцова, И.Богачёва, Т.Синявская и др.

- Одно время Вы из-за родителей мужа, которые работали в разведке, были невыездной. Когда с Вас сняли этот «гриф»?
- Да. Нас с мужем оберегали, но как только они вышли в отставку, меня тут же отправили с моим режиссёрским дебютом в Австралию. Это была экранизация романа В.Каверина «Исполнение желаний» (сюжет – эмиграция из России в 1924 г.). Вениамин Каверин во многом определил мой творческий путь. Время было сложное, и многое можно было честно и правдиво показать, прибегая к «эзопову» языку. Исторический материал помогал этому: «Имеющий уши да услышит, имеющий очи да увидит». Методом исторических аналогий можно было говорить о современных проблемах. Я стала работать в историческом и музыкальном кинематографе, благо, и профессия балерины мне во многом помогала.

- Какие у Вас впечатления от пребывания в Германии?
- Впервые я познакомилась с Германией, еще разделённой на Западную и Восточную. Советские войска только-только покинули ГДР, оставив пустые нетопленные казармы, в которых нас и расселили. Лучший генеральский номер мы отдали Людмиле Гурченко, потому что он отапливался углём, и только там можно было согреть её тоненькую девичью фигурку. Настроение немецкого руководства было более чем недружелюбное: нам запретили снимать дворец Сан-Суси, хотя именно там и проходили все исторические события, которые мы должны были отснять. Нам предложили очень далёкий замок за Дрезденом в полной уверенности, что мы от него откажемся. Но не тут-то было! Каждое утро в шесть часов вся группа выезжала на съёмки и возвращалась из промороженных каменных вековых стен поздней ночью, после чего Людмилу Гурченко отвозили на репетиции кинофестиваля Берлинале, где она с берлинским балетом танцевала и пела свои «Пять минут», а поутру – опять на съёмочную площадку из Потсдама за Дрезден! Великая актриса и человечище!... Выступление её было успешным, да и у нас она снялась отлично. Зрители могут увидеть и оценить её работу в представленных на фестивале фильмах «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины-3», где она исполнила роль Иоганны, матери принцессы Фике, будущей императрицы России Екатерины Великой... Сейчас настали иные времена: нас ждут, нас прекрасно принимают, мы проживаем в отелях курорта Баден-Бадена, открытие фестиваля проходит в лучшем зале города, где когда-то были и Тургенев, и Достоевский, и Шаляпин, и многие великие мастера российской и мировой культуры!

- Я обратил внимание на то, что Вы всегда очень изысканно и элегантно одеты. Вы следите за модой?
- Я предпочитаю не бежать в ногу с модой, я предпочитаю то, что мне близко по духу и профессии. Мне более близки спортивный и английский стиль... Может быть, это продиктовано моим образованием – как в балете, так и в институте... У меня были отличные учителя... Светлая и Вечная им Память!

- Вам, наверно, в те годы приходилось соблюдать строгую диету.
- Особой диеты не было. Но балет и его атрибутика не терпят наполненного живота. Да и время было тяжёлое. В столовой балетной школы всегда стояли шеренги кувшинов, наполненных отваром шиповника. На обед подавали много овощей, гречневую и овсяную каши и рыбу... Наши учителя, ещё балерины Императорского театра, помимо «па» и «фуэте», прививали нам светские манеры, учили этикету, развивали в нас чувство женского достоинства... Ведь в простых школах все были равными пионерами и комсомольцами без различия на мальчиков и девочек... Балет, помимо профессионального образования, развил во мне чувство локтя, невероятное трудолюбие, дисциплину, порядок и уважение к таланту... В балете, как и в цирковом искусстве, которому мне пришлось немного проучиться, нет пощады к лодырям и бездарностям. Балет – это жёсткая школа мужества, выраженная в невероятном изяществе и воздушности полета, под которыми тщательно и искусно маскируются и пот, и слёзы, и коварство! Балет – это истинная любовь к искусству! А иначе, зачем мне, девочке из Марьиной Рощи, с шести часов утра тащиться на двух промерзших трамваях до Трубной площади, задыхаясь, бежать всю Неглинную улицу до Пушкинской 2, где и располагалось знаменитое хореографическое училище при Императорском театре Оперы и Балета, и, претерпевая боль, натирая кровавые мозоли, испытывать чувство великого наслаждения на сцене Большого театра, танцуя под музыку великих композиторов?

- В 90-е годы отечественное кино переживало не лучшие времена: на экраны хлынул поток низкопробных фильмов. Как Вам удалось пережить это непростое время?
- С развалом Советского Союза многое рухнуло, в том числе, и отечественный кинематограф! Казалось, не будет света в конце тоннеля, погибали многие талантливые люди. Но я знаю: дорогу осилит идущий... К сожалению, был дан старт многим иностранным посредственным фильмам, которые отработали свой сроки пылились где-то на полках... Именно они хлынули в наш обнищавший прокат... Я называла их «ржавые коробки», но именно они кормили меня, моего мужа и моих детей... Я стала активно работать режиссёром и актёром дубляжа и помогала многим моим безработным друзьям по цеху. А параллельно писала сценарий для режиссёра Дружининой, оператора Анатолия Мукасея и своих обездоленных друзей от кинематографа... Это неправда, но так случилось... В самые трудные «нулевые, 90-е» я написала и сняла шесть сложных игровых исторических фильмов из проекта «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» со звездами отечественного кино и театра... Век реформаторский Великого Петра невероятно напоминал всем зрителям век настоящий... Век перемен - век великих испытаний! Об этом и повествуют десять фильмов данного проекта, отснятых на сегодняшний день!

- Ваше имя ассоциируется с двумя большими проектами. Это – «Гардемарины» (3 фильма) и «Тайны дворцовых переворотов» (10 фильмов). Когда и как Вы осознали, что именно историческое кино – это то, что нужно российскому зрителю?
- Я вам уже ответила на этот вопрос. Мне интересно жить во времени... Это заставляет меня размышлять, прогнозировать события, проводить параллели, и порой печалиться тому, как часто наша Россия «падает на лицо своя»... А ведь история не учит, история проучивает!

- Как Вы думаете, есть ли формула успеха?
- Успех, удача, фортуна – все они любят трудоголиков! «Синяя птица удачи» пролетает над каждым, но не каждый готов ее поймать! Нужно быть всегда готовым к этому моменту... А дальше, как Богу будет угодно! Ибо нам, смертным, "не дано предугадать, как наше слово отзовётся.."

- Что для Вас является счастьем?
- Счастье – это то, чего мы порой не замечаем: оно для нас или в прошлом, или в будущем... А счастье по мне – это: здесь и сейчас !... Счастье – это жизнь, данная нам свыше. Счастье – это талант жить!

- Традиционный вопрос: что Вы хотите пожелать себе и нашим читателям?
- Вопрос традиционный. Каков вопрос, таков и ответ. Жизнь помогла мне вывести формулу счастья: это уникальный момент, когда вас посещают одновременно Здоровье, Любовь и Удача! Так что, будьте счастливы, мои дорогие друзья!

Беседовал Евгений Кудряц
журнал "Глянец" (Германия) январь 2013
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 1360 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]