Главная » 2013 » Апрель » 17 » Судьба Александры Перегонец
22:54
Судьба Александры Перегонец
ПЕРЕГОНЕЦ, АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА
...Занималась в театральной секции офицерского клуба в Калуге. В 1915 окончила Петроградскую театральную школу под руководством А.П.Петровского. Учась в театральной школе, играла: Нору (Нора Ибсена), Бронку (Снег С.Пшибышевского), Аню (Вишневый сад Чехова) и др. По окончании театральной школы в 1916 работала в Петрозаводске, в актерском товариществе под управлением Б.А.Бертельс (Катя Дети Ванюшина, Леночка Дворянское гнездо); играла в Петроградском театре миниатюр А.Фокина. Романтические, комические, трагедийные мальчики и девочки Перегонец были полны любовью актрисы к детям и неподкупной жизненной правдой (Галочка Нянька Галочка А.Аверченко; и др.). В 1917 Перегонец уехала в Новороссийск с труппой О.Ф.Сорокиной. Ее Гриша (Иван Миронович Е.Чирикова) – образ, завоевавший новороссийскую публику. После революции Перегонец работала в Киеве в театре «Кривой Джимми» (руководитель Н.Агнивцев, режиссер К.Марджанов). В труппе театра также работали: В.Хенкин, Ф.Курихин, И.Вольский и др. Бои за Киев в ходе Гражданской войны вынудили театр бежать из города: началось «турне по южным городам»: Харьков, Краснодар, Ростов, Тифлис. В Тифлисе театр «Кривой Джимми» начал работать регулярно. В этот период репертуар Перегонец значительно расширился за счет других жанров, например танцевально-пантомимного характера, при участии постановщика Г.Плетнева: Гамаюн, птица вещая, Игрушечные солдатики, Ярило и др. В Тифлисе актриса играла Анету – Утка и стакан воды, Луизу – Узкие башмаки и др. Успех Перегонец в водевилях основывался на органичности ее игры и личном обаянии актрисы. В 1922 «Кривой Джимми» переехал в Москву, где окончательно соединился с ростовским театром «Гротеск» и московским театром «Летучая мышь». В это время Перегонец создавала образы с бесконечными оттенками женской души в миниатюрах: Первая ревность Антимонова, Наказанный зверь Тэффи, Бой быков Агнивцева и др. В 1922 Перегонец впервые появилась среди артистов Театра Корша в роли Елизаветы Валуа (Дон Карлос Шиллера). Актриса рисовала этот характер на противопоставлениях нежности и стойкости, женственности и мужества. В 1924 снялась в художественном фильме Аэлита по А.Толстому в роли марсианки Ихошки. До 1927 работала в Казанском театре, в Петрозаводском театре, в ленинградском Большом драматическом театре, в Новосибирском театре, в драматическом театре Иркутска. Сыгранная ею там роль Луизы (Коварство и любовь Шиллера, 1929) стала этапной. Эту роль она долго играла в Сибири, потом – в Крыму. С 1931 – актриса Симферопольского театра. На этой сцене ею были созданы образ: Насти (На дне Горького, 1938), которую она подавала с неожиданно романтической стороны; Дианы (Собака на сене Лопе де Вега, 1939), которая пользовалась большим успехом у зрителей. Лучшей ролью Перегонец стала Нора (Нора Ибсена, 1940). Актриса играла Нору сильным и сдержанным человеком, принявшим единственное правильное и неизбежное решение. Также в Симферопольском театре Перегонец играла роли современниц: Маня (Чужой ребенок В.Шкваркина, 1934), Наташа (Чудесный сплав В.Киршона, 1934), бригадирша Машка (После бала Погодина, 1935) и др. Была наставницей нового поколения актеров, вела занятия по мастерству с театральной молодежью, готовила с ними отрывки пьес, ставила целые спектакли. В Симферопольском театре вошла в режиссерскую группу (спектакль Страх А.Афиногенова). Работала с самостоятельными театральными коллективами города. Осуществила с ними несколько постановок: Путь далекий Шестакова, Гибель Надежды Гейерманса, Бабьи сплетни Гольдони.

Во время Великой Отечественной войны осталась в городе, в 1942 вошла в состав руководства театральной студии, основной задачей которой было спасение молодежи от отправки в Германию. В том же году усилиями Перегонец и др. было получено разрешение от немцев на открытие театра. В репертуаре это театра были Бедность не порок, Тетка Чарлея, Женитьба Бальзаминова и др. В 1944 подпольная группа, в состав которой входила А.Перегонец, была раскрыта, и Перегонец вместе с другими была расстреляна.
Александра Фёдоровна Перегонец
...Александра была пятой дочерью исправника по горному делу Фёдора Егоровича и его жены Марии Матвеевны. В 1897 году семья переехала в Калугу. В 1914 году Александра закончила Калужскую женскую гимназию, ныне школа № 5 Калуги, со званием домашней учительницы. Выступала в самодеятельных спектаклях, занималась в театральной студии клуба офицеров. Осенью 1914 года Александра поступила в петербургскую «Школу сценического искусства», организованную в 1908 году Андреем Петровским. На театральной сцене она с успехом исполняла роли Анны из «Вишнёвого сада», Норы и др.

С 1916 года работала в актёрском товариществе Петрозаводска, затем в Петроградском театре миниатюр в амплуа травести и инженю. Вышла замуж за артиста Ивана Александровича Вольского, с котором рассталась в 1928 году. Играла в театре «Кривой Джимми» Н.А. Агнивцева, выпустившего сборник "Блистательный Санкт-Петербург" (Берлин, 1923 год), свою лучшую книгу элегических стихов, посвященную Александре Перегонец.

С 1917 года Александра Перегонец работает в разных театрах — в Новороссийске, Киеве, Харькове, Краснодаре, Ростове, Тифлисе; в то время актёров набирали, как правило, на один сезон. С 1922 года — в Московском театре «Летучая мышь».

«Глубокая и сильная драматическая актриса... Ее героини, женственные и хрупкие, всегда были мужественны и сильны духом»,— пишет «Театральная энциклопедия».

Драматург Иосиф Прут в своих воспоминаниях говорит: «Я никогда не забуду выступлений этой актрисы». В 1924 году по его рекомендации актриса снялась в фильме Якова Протазанова «|Аэлита», где исполнила роль служанки Аэлиты Ихошки: «Всем хороша, а уж актриса чудесная!». Согласно сценарию], героиня А. Перегонец погибает от рук «марсианских фашистов»…

В 1920-е годы актриса работала в театрах Казани, Петрозаводска, Ленинграда (БДТ), Новосибирска, Иркутска.

Александра Федоровна работала в Томске в сезоны 1929, 1930, 1931 годов, а затем вместе с мужем, характерным актером А.И.Добкевичем перебралась в Симферополь.

С 1931 года и до конца дней — актриса Крымского русского театра им. М. Горького в Симферополе.

Создала запоминающиеся образы Норы («Кукольный дом»), Луизы («Коварство и любовь»), Дианы («Собака на сене»), Насти («На дне»), Дездемоны, Машеньки, Вали ("Машенька", "Страх"), Коринкиной, Лидии ("Без вины виноватые", "Бешеные деньги" Островского), Верочки ("Месяц в деревне" Тургенева), неожиданно ярко играет Дуньку («Любовь Яровая»).

Заслуженная артистка Крымской АССР, по другим данным — Заслуженная артистка РСФСР.

Подпольная деятельность

В 1941 году симферопольский театр не смог эвакуироваться — путь на Севастополь был отрезан. Труппа вернулась в Симферополь, который был оккупирован 1 ноября 1941 года. Во время оккупации второй муж актрисы, Заслуженный артист РСФСР Анатолий Иванович Добкевич отказался стать городским головой Симферополя и был убит фашистами. В мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием «Симферопольский русский театр драмы и комедии». А.Ф. Перегонец получила разрешение создать при театре молодёжную студию, куда привлекла около 50 человек, спасаю их тем самым от угона в Германию.

В 1943—1944 гг. А. Ф. Перегонец активно участвовала в подпольной деятельности разведывательно-диверсионной группы «Соколы» (по другим данным, «Сокол» - по подпольной кличке руководителя группы). Группу возглавлял майор НКГБ Гиссак Арабаджи. Ее называли "наш Красный Крест": она добывала медикаменты для партизан в условиях, когда средства для наркоза, перевязочный материал, хирургический инструментарий состояли на строжайшем учете у гитлеровцев.

В подпольную группу входили около 60 человек, в том числе 10 сотрудников театра: актёры Зоя Павловна Яковлева и Заслуженный артист РСФСР Дмитрий Константинович Добромыслов, костюмеры Илья Николаевич Озеров и Елизавета Кучеренко, машинист сцены Павел Ипполитович Чечёткин, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Савватеев. Организаторами группы были главный художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Фёдоровна Перегонец.

Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. В частности, планировалось проведение террористической операции — покушение на Гитлера осенью 1943 года, прибывающего в Крым на открытие моста через Керченский пролив. Однако «крымский мост» был разрушен, Гитлер не приехал, операция отменена. Подпольщики переориентировались на разведывательную работу, готовились к диверсионным актам. В частности, они взорвали здание областного архива, откуда при отступлении не успели вывезти секретные документы. В целом группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных донесений.

В конце 1943 года Н.А. Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й Армией в 1944 году. Подпольщики поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом.

В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. Удалось спастись только Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении немцев спасла здание театра от пожара.

Кто выдал подполье — до сих пор не вполне ясно. Предательница, работница театра Каблукова из фильма «Они были актёрами» — не более, чем художественный вымысел.

Автор книги «В крымском подполье», секретарь Крымского подпольного центра Иван Андреевич Козлов (1888—1957) подозревал в провале группы связную под псевдонимом «Лесная». На самом деле под этим псевдонимом скрывалась Скрипниченко Людмила Васильевна, офицер НКГБ. Она была замучена в гестапо 29 марта 1944 года. В апреле погиб и её муж, Александр Иванович Скрипниченко, также профессиональный разведчик. По данным архивов КГБ, группа «Соколы» выдана агентом абвера М.Ящининым, работавшим на Симферопольской электростанции.

А. Ф. Перегонец вынесла страшные пытки, у неё были сожжены ноги. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, подпольщики были расстреляны в урочище «Дубки», на территории совхоза «Красный».

А. Ф. Перегонец похоронена на 1-м гражданском кладбище Симферополя.
« * * *

... Я помню, как военною грозой
Над крымскими пахнуло берегами.
О, лета сорок первого сезон,
О, Лермонтов, расстрелянный врагами!
В фойе бушлаты, гимнастерки, бриджи
И желтый блеск скрипучих портупей.
Шампанское в буфете мирно брызжет,
Но тень беды маячит у дверей.
Я помню, как гремит раскатом «бис»,
И не жалеют зрители ладоней.
В последний раз я вижу Перегонец,
Что Машенькой выходит из кулис.
Такой она осталась для меня -
Доверчивой и трогательно юной,
Актриса, что слилась судьбой трибунной
Теперь с гореньем вечного огня.

... Театр мой! Как прежде ты в строю,
Спасенный от эсесовской взрывчатки...

А.И. Милявский

Память

Именем А.Ф. Перегонец названа улица в Киевском районе Симферополя.
На здании театра имени М.Горького, где работали и сражались участники группы, установлена мемориальная доска.
В этом театре в 1973 году режиссёром А. Г. Новиковым был поставлен спектакль «Они были актёрами» по одноимённой пьесе В.В. Орлова и Г.Г. Натансона. За этот спектакль в 1977 году коллектив был удостоен Государственной премии СССР, а в 2000 году — Почетной грамоты Верховной рады Крыма.
В 1981 г. Георгием Натансоном был снят художественный фильм «Они были актёрами», в котором на основе фактического материала рассказывалась история подпольной группы «Сокол». Режиссёр работал над сценарием, пользуясь архивами КГБ и военной разведки. Роль А.Ф. Перегонец исполнила народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко.
12 мая 2010 года по телевизионному каналу «Россия 1» был показан документальный фильм режиссёра Александра Беланова «После премьеры — расстрел. История одного предательства». В фильме показано, что в разгроме группы активное участие приняли крымскотатарские коллаборационисты, возглавляемые Мустафой Кырымалом.
АКТРИСА АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК
Сто пятнадцать лет назад ноябрьским днем в семье Федора Егоровича Перегонца родился пятый ребенок — дочь Александра. Произошло это в городе Кузнецке Томской губернии. Вскоре семья переехала в Калугу, где и прошли детские годы будущей актрисы, вошедшей в историю не только благодаря сценическому таланту, но и подвигу в годы Великой Отечественной войны.

Калуга начала ХХ века — обычный провинциальный городок, где единственным светлым пятном был театр, в котором работали серьезные антрепризы с замечательным репертуаром. Именно здесь юную Шурочку Перегонец навсегда покорило волшебное искусство Мельпомены. Актерский дар в ней открыл руководитель театральной секции отставной полковник Федор Павлович Наттер. Девочка с успехом выступала на гимназической сцене, а затем и во взрослых спектаклях в Офицерском клубе.

Летом 1914 года Шура Перегонец стала ученицей частной Школы сценических искусств А. Петровского. Педагогический опыт Андрея Павловича высоко ценил К. Станиславский. Сам же Петровский во многом разделял взгляды Константина Сергеевича как на театральное искусство в целом, так и на систему воспитания актера. В одном из интервью он подчеркивал: «Учить лицедейству нельзя: нужно, чтобы творили душа, воображение, воля…» Педагогом Петровский был строгим, но в его отношении к ученикам чувствовались настоящая любовь и доброта. В индивидуальности Перегонец наставник увидел сочетание лирического начала с глубоким драматизмом. Не будучи героиней по внешним данным (по общепринятым требованиям для этого амплуа ей не хватало роста, величественной фигуры, сильного голоса, ее амплуа — скорее, инженю), по внутренним качествам она — подлинная героиня. Неслучайно Петровский называл ее «второй Комиссаржевской».

Педагогами Перегонец в школе также были Мария Савина и Александра Щепкина, внучка великого актера. Становление Александры Федоровны как актрисы связано с Петроградским театром миниатюр Фокина, театрами «Би-ба-бо» и «Приют комедиантов». Малые формы были тогда необычайно популярны, критик А. Кугель по этому поводу писал: «Актер в сценической миниатюре не погибнет, а возродится. Наивная непосредственность, присущая этому жанру, — непременное условие творчества». И действительно, малые формы обогатили Перегонец профессионально. Потом были скитания по России времен революции и гражданской войны, работа в разных коллективах, в том числе и в Московском театре комедии, куда ее пригласили благодаря поддержке А. Петровского. Первой ее ролью здесь стала Елизавета в «Доне Карлосе» Ф. Шиллера, открывавшем сезон 1922—1923 гг.

В начале 1924-го Александре Федоровне неожиданно предложили роль Ихошки в фильме Якова Протазанова «Аэлита».

В сезон 1924—1925 годов в Казани организовали филиал Московского театра комедии (бывший Корша), куда вошли наиболее одаренные актеры среднего поколения и многообещающая молодежь. Именно здесь состоялась встреча Александры Перегонец и Анатолия Добкевича.

Анатолий Иванович полюбил Александру Федоровну с первого взгляда, поначалу — без надежды на взаимность. Но постепенно его благородство, душевная красота и искренность завоевали ее сердце. В 1925 году Перегонец пригласили в Большой драматический театр, Добкевич последовал за ней в Ленинград. Когда ему не удалось устроиться туда же, он стал играть в разовых постановках, лишь бы быть рядом.

Судьба подарила Александре Федоровне любовь удивительного человека, но, измученная невзгодами прежних лет, она не сразу решилась ответить на его чувство.

В ноябре 1927-го она сообщила брату: «Что будет — не знаю. Я ведь не из увлекающихся особ, мне трудно менять свою жизнь… Слишком уж давно я одна и самостоятельна…».

А уже год спустя, летом 1928-го, Перегонец пишет о Добкевиче: «Теперь так не любят. Этот человек — романтик… его все любят, все уважают и ценят. Он умный, интересный и очень добрый».

В Ленинграде актриса надолго не задержалась. Несмотря на явные творческие удачи в спектаклях «Мятеж» и «Продавцы славы», Александра Федоровна покинула БДТ.

В 1931 году судьба привела А. Перегонец и ставшего ее мужем Добкевича в Крым: сначала в Севастополь, а весной 1932 года — в Симферополь — в драматический театр им. М. Горького. В то время здесь царила удивительно творческая атмосфера, шли лучшие произведения русской и мировой классики, ставились пьесы советских драматургов. Одну за другой играет Перегонец на симферопольской сцене роли, в жанровом отношении близкие к романтической драме: Эсмеральду в одноименном спектакле, Валерию в «Спартаке», Юльку в «Медвежьей свадьбе». Но главным был, конечно, обширный классический репертуар актрисы: Верочка в «Месяце в деревне» И. Тургенева, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Катарина в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше. Полюбилась зрителям ее Аня в спектакле «Вишневый сад». Несмотря на то, что режиссер спектакля Л. Фатин принадлежал к мхатовской школе, пьесу Чехова он поставил в гротесковом плане. Это была сатира, где герои представали в остро шаржированном виде, подчеркивали рецензенты. Особняком выделялся образ, созданный Перегонец. Это не первое обращение прекрасной актрисы к этой роли, Аню она играла и раньше — еще в досимферопольский период. По воспоминаниям современников, она решила ее в лирическом ключе, усиливая в своей героине порыв к действию. С. Ландау в книге «Александра Перегонец. Судьба актрисы» подчеркивал, что Александра Федоровна подняла свою Аню «до некоего символического обобщения юности, с ее безоглядным стремлением вперед и непоколебимой верой в свое право не жалеть о прошлом, встречая новую жизнь». Критики также в один голос утверждали, что Перегонец создала образ чистой, искренней девушки, верящей в будущее и не желающей оглядываться назад.

В тот же сезон 1934—1935 годов главный режиссер театра Б. Бертельс включил в репертуар «Любовь Яровую» К. Тренева. Рецензент газеты «Красный Крым» И. Столяров писал: «Постановку… надо признать ценной и своевременной». Главной удачей спектакля стали две роли: А. Добкевич (Швандя) и А. Перегонец (Дунька). Согласно логике Александра Федоровна должна была играть роль Пановой, которая точно «ложилась» на ее актерскую индивидуальность. И вдруг — роль второго плана — глупая, вульгарная Дунька. Современники, видевшие спектакль, вспоминали, с каким восторгом принимала публика работу Перегонец. Критик К. Францев писал: «Дунька—Перегонец… новый вклад в галерею запоминающихся образов, созданных этой замечательной артисткой. Яркая, чеканная работа, ничего лишнего, все строго обдумано, рассчитано». Актриса вела роль в несколько гротескном плане, подчеркивая самодовольную сущность своей героини. Это была по сути первая острохарактерная роль, исполненная Александрой Федоровной.

С. Ландау в книге об А. Перегонец приводит воспоминания ее многолетней партнерши и близкого друга Е. Одоевской: «Перегонец… в ранней юности трогала и волновала своей искренностью. В нее верили как в драматическую актрису. Но актрисой она стала акварельных красок, ей были чужды сильные чувства, выплескивающие эмоциональность, яркие краски…»

О Дездемоне—Перегонец критики писали, что она играла небесную чистоту, тот идеал, которому поклонялся Отелло.

Великолепен был актерский дуэт Перегонец и Добкевича в спектакле «Егор Булычев и другие» М. Горького, где Александра Федоровна играла Шуру, а Анатолий Иванович — Булычева. Шурка Булычева в исполнении Перегонец была неуемно дерзкой, язвительной, озорной и колючей, главным для нее было — докопаться до истины.

Еще при жизни Перегонец начался спор о том, какая же все-таки она актриса — комедийная или драматическая? Продолжается он и по сей день. Но наиболее точно ее амплуа, думается, определил известный искусствовед Н. Эльяш, который видел многие спектакли и был знаком с ней лично. В статье, посвященной Александре Федоровне, он писал: «Перегонец как актриса опередила свое время. Она была мастером тонкого психологического нюанса, пастельных красок. Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия».

В 1940 году Александра Федоровна создала один из лучших своих образов — Нору в одноименном спектакле по драме Г. Ибсена «Кукольный дом», который был поставлен специально для Перегонец. Рецензент газеты «Красный Крым» в номере от 7 января 1941 года писал: «Артистка… нашла ключ к этой трудной и сложной роли. Она показывает перспективу души героини. Ее Нора прозревает не сразу, не вдруг». Перегонец создавала характер упорный, личность самоотверженную и цельную. Она играла Нору человеком сдержанным и сильным. Как отмечали современники: в финале спектакля — никаких мелодрам, а человек, принявший решение.

Летом 1941 года театр гастролировал в Севастополе. Вечером 21 июня шел спектакль «Кремлевские куранты». Возвращаясь в гостиницу после спектакля, Перегонец с Добкевичем последний раз любовались морем. А ночью их разбудили взрывы… Так ворвалась в их жизнь война. Объявленный на 22 июня спектакль «Машенька» с Перегонец в главной роли уже не состоялся. Поступил приказ дирекции немедленно возвращаться в Симферополь.

За первые два с половиной месяца войны театр дал свыше 100 выездных концертов в военных частях и госпиталях, шли спектакли на стационаре.

В конце октября 1941 года, когда фронт уже был прорван и Крым оказался отрезанным от Большой земли, часть коллектива сделала попытку эвакуироваться, но уже было поздно. В Симферополь вошли гитлеровцы. Началось страшное время оккупации. В декабре расстреляли одного из ведущих актеров труппы Якова Смоленского. В феврале в гестаповский застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич.

Весной 1942 года начался массовый угон в Германию молодежи. Именно тогда Н. Барышев предложил убитой горем Перегонец создать театральную студию, чтобы спасти хотя бы часть молодых крымчан. Набор в студию она осуществляла с Еленой Алексеевной Одоевской. Как и предполагал Барышев, смысл набора молодежь поняла сразу. Приняли 50 человек. Позже прибавилась еще одна студентка. Ее взяли по просьбе Барышева. Это была советская разведчица-радистка Наташа (Татьяна Овсюг).

Летом театр начал работать. Играли русскую классику, музыкальные спектакли, оперетты.

К концу 1942 года подпольной группе театра во главе с Барышевым и Перегонец удалось установить связь с партизанским движением. Подпольщики снабжали народных мстителей медикаментами, теплыми вещами. Собирали они и разведданные. Н. Барышев составил карту города с указанием фашистских военных объектов, расположенных в Симферополе, которую передали на Большую землю.

В первых числах марта 1944 года начались аресты подпольщиков. Перегонец арестовали 18 марта, а за пять дней до этого, 13 марта, по просьбе ученицы Л. Приваловой она надписала ей свои фотографии. На одной из них есть такие слова: «Любите, любите наш театр. Любите театр, но не себя в театре…» Так могла написать только истинно великая актриса и благородный человек. Это своего рода завещание Александры Федоровны нам, работающим здесь.

Героическая деятельность подпольной группы театра имени М. Горького увековечена в спектакле «Они были актерами», в мемориальной доске на фасаде театра. Но очень хотелось бы, чтобы крымчане помнили не только подпольщицу Александру Перегонец, но и прекрасную актрису, которая, работая в Крыму на провинциальной сцене, не уступала столичным «звездам». И как высший итог — ее творческий подвиг слился с патриотическим.
Людмила КАСЬЯНЕНКО,
заслуженный работник культуры Украины,
заслуженный деятель искусств АРК,
лауреат Премии АРК

БИОГРАФИЯ
Перегонец Александра Федоровна
Родилась 15 ноября 1895 года в Кузнецке, в обедневшей дворянской семье. Занималась в театральной секции офицерского клуба в Калуге.
В 1915 году окончила Петроградскую театральную школу под руководством А.П. Петровского. Учась в театральной школе, играла: Нору (Нора Ибсена), Бронку (Снег С. Пшибышевского), Аню (Вишневый сад Чехова) и др.

По окончании театральной школы в 1916 году работала в Петрозаводске, в актерском товариществе под управлением Б.А. Бертельс (Катя Дети Ванюшина, Леночка Дворянское гнездо); играла в Петроградском театре миниатюр А. Фокина. Романтические, комические, трагедийные мальчики и девочки Перегонец были полны любовью актрисы к детям и неподкупной жизненной правдой (Галочка Нянька Галочка А. Аверченко; и др.).

В 1917 году уехала в Новороссийск с труппой О.Ф. Сорокиной. После революции Перегонец работала в Киеве в театре «Кривой Джимми» (руководитель Н. Агнивцев, режиссер К. Марджанов).
Бои за Киев в ходе Гражданской войны вынудили театр бежать из города: началось «турне по южным городам»: Харьков, Краснодар, Ростов, Тифлис. В Тифлисе театр «Кривой Джимми» начал работать регулярно.
В этот период репертуар Перегонец значительно расширился за счет других жанров, например танцевально-пантомимного характера, при участии постановщика Г.Плетнева: Гамаюн, птица вещая, Игрушечные солдатики, Ярило и др. В Тифлисе актриса играла Анету – Утка и стакан воды, Луизу – Узкие башмаки и др. Успех Перегонец в водевилях основывался на органичности ее игры и личном обаянии актрисы.
В 1922 году «Кривой Джимми» переехал в Москву, где окончательно соединился с ростовским театром «Гротеск» и московским театром «Летучая мышь». В это время Перегонец создавала образы с бесконечными оттенками женской души в миниатюрах: Первая ревность Антимонова, Наказанный зверь Тэффи, Бой быков Агнивцева и др. В 1922 году Перегонец впервые появилась среди артистов Театра Корша в роли Елизаветы Валуа (Дон Карлос Шиллера).
В 1924 году снялась в художественном фильме Аэлита по А. Толстому в роли марсианки Ихошки. До 1927 года работала в Казанском театре, в Петрозаводском театре, в ленинградском Большом драматическом театре, в Новосибирском театре, в драматическом театре Иркутска. Сыгранная ею там роль Луизы (Коварство и любовь Шиллера, 1929) стала этапной. Эту роль она долго играла в Сибири, потом – в Крыму.

С 1931 года – актриса Симферопольского театра. На этой сцене ею были созданы образ: Насти (На дне Горького, 1938), которую она подавала с неожиданно романтической стороны; Дианы (Собака на сене Лопе де Вега, 1939), которая пользовалась большим успехом у зрителей. Лучшей ролью Перегонец стала Нора (Нора Ибсена, 1940).
Играла и роли современниц: Маня (Чужой ребенок В. Шкваркина, 1934), Наташа (Чудесный сплав В. Киршона, 1934), бригадирша Машка (После бала Погодина, 1935) и др. Была наставницей нового поколения актеров, вела занятия по мастерству с театральной молодежью, готовила с ними отрывки пьес, ставила целые спектакли. В Симферопольском театре вошла в режиссерскую группу (спектакль Страх А. Афиногенова). Работала с самостоятельными театральными коллективами города.
Во время Великой Отечественной войны осталась в городе, в 1942 году вошла в состав руководства театральной студии, основной задачей которой было спасение молодежи от отправки в Германию. В том же году усилиями Перегонец и др. было получено разрешение от немцев на открытие театра.

В 1944 году подпольная группа, в состав которой входила А.Ф. Перегонец, была раскрыта, и Перегонец вместе с другими была расстреляна 10 апреля 1944 года.
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 1618 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]