Главная » 2013 Май 3 » Кутюрье Вячеслав Зайцев
16:37 Кутюрье Вячеслав Зайцев | |
Я родился накануне войны, 2 марта 1938 года, в городе Иваново, – вспоминает всемирно известный модельер, – в семье рабочих – Марии Ивановны и Михаила Яковлевича Зайцевых. У меня был старший брат, который уже, к сожалению, умер. Во время войны отец был призван в армию, и все тяготы жизни выпали на долю матери, простой и трудолюбивой женщины. Мама в молодые годы мечтала о сцене и была человеком одаренным, чутким и восприимчивым. Именно поэтому она оказала очень большое влияние на меня, пробудив с детских лет интерес к окружающему миру, к красоте природы, чтению и народной песне. Я всегда пел, танцевал, был заводным мальчиком, в школе и в техникуме участвовал в самодеятельности, проводил вечера. Окружающие называли меня «солнечным мальчиком». В победном 1945 году я поступил в ивановскую среднюю школу №22, в тяжелое, голодное время всеобщей разрухи. Сначала мама работала в военном госпитале, чтобы хоть как-то нас прокормить, стала работать уборщицей и стирать белье соседям. Всем, что у меня есть, я обязан Богу и маме Марии Ивановне. Она была святой женщиной – научила меня любить людей, работать и надеяться только на себя. Я ведь с семи лет уже вел хозяйство в доме, поскольку мама уходила на работу в пять утра и ложилась спать в полпервого ночи. Денег в семье не было даже на одежду – ходил в обносках, которые маме дарили люди, приносящие вещи в стирку. Уже тогда я мечтал быть артистом. Ведь я любил выступать, и зрителям нравился мой голос, я хорошо пел, танцевал... А модельером я стал совершенно случайно. Будучи сыном изменника родины, потому что мой отец бежал из плена и его посадили на 10 лет, я не мог попасть ни в какой вуз. В 1952 году пошел в единственный техникум, в который меня могли принять – Ивановский химико-технологический техникум, который окончил в 1956 году по специальности художник текстильного рисунка. Выбор профессии, как и у большинства молодых людей, родившихся в столице русского ситцевого края, был скорее данью традиции: полученная профессия гарантировала обеспеченность работой на производстве… После того как я его блестяще окончил, меня отправили в Московский текстильный институт, где я окончательно решил, что буду модельером. В 1962 году после успешной защиты диплома по теме «Деловой костюм» был неожиданно распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в г. Бабушкин. Вячеслав Михайлович улыбнулся, вспоминая то время, когда он, юный, талантливый, с горящим взором юноша, попал на обычную фабрику. – Это был просто удар ниже пояса! Я мечтал о высокой моде, а был послан создавать рабочую одежду… Но творческая энергия требовала выхода, и я создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц и жительниц села. Очень смелая по меркам тех лет, использующая элементы народного искусства в крое и цветовом решении, она разрушала стереотип представлений об облике женщин физического труда, но после бурного обсуждения, к сожалению, была отвергнута методическим советом. Однако яркая коллекция привлекла внимание французского журналиста, и вскоре ее опубликовал журнал «Пари Матч» со статьей «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году, меня по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан («Диор»), состоялась теплая встреча, положившая начало нашей дружбе с Пьером, которую журналисты назвали «встреча королей моды». Теперь я часто бываю в Париже и навещаю моего доброго друга. За время, предшествовавшее встрече, как сумасшедший работал над созданием модной женской одежды для торговой сети столицы и области, за что был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО). Там, на Кузнецком мосту, я проработал тринадцать лет и завершил свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя. За это время была проделана огромная работа совместно с группой ведущих художников Дома моделей по созданию направляющих сезонных коллекций модной одежды для домов моды и предприятий легкой промышленности страны, а также для промышленности стран СЭВ. В тот же период шла успешная творческая работа. Были созданы мои авторские коллекции одежды под общим названием «Русская серия», коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев, которые с большим успехом демонстрировались в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии и многих других странах. Однако я был объявлен невыездным, и все эти показы, принципиально важные для творческой деятельности, всегда проходили без моего участия. Я, конечно, переживал, но ничего не мог сделать. Да, у меня было много интересных проектов со звездами эстрады, театра, кино и спорта! Запомнилась работа с Любовью Петровной Орловой на ее последнем фильме «Скворец и лира», который, к сожалению, не вышел в прокат. Она меня пригласила в качестве художника по костюмам, но я, кроме того, сыграл в картине военного портного. Любовь Петровна была очень красивой женщиной и потрясающей актрисой. Она пожертвовала своей жизнью, детьми, чтобы сохранить свою красоту. Знаете, у меня же был период, когда я хотел все бросить. Это был 1978 год, страшное для меня время. Ведь тогда умерла моя любимая мама. После ее смерти я решил закончить с модой. Просто понял, что все создаваемые в Доме моделей на Кузнецком вещи никому не нужны – они так и остаются на складах. Да и меня самого всячески зажимали. Например, когда в 1974-м в Чехословакии в журнале «Кветы» вышла перепечатка из французской прессы, где в обзоре моды я был назван в числе пяти выдающихся модельеров мира за сто лет: Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор и Слава Зайцев, меня вызвали в ЦК партии и сказали: «Чтобы вас больше не было видно». Я подчинился. Целый год занимался тем, что писал книги, сочинял стихи. Я не только практик, но и теоретик. Мои книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды» вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии. И стали бестселлерами. Также я преподавал в Технологическом институте бытового обслуживания. Потом пришел на фабрику индпошива №19, для которой на проспекте Мира строилось большое здание под экспериментальное ателье, и в 1982 году стал там художественным руководителем. Начал биться за независимость от подчинения городской службе быта. Спустя шесть лет трудовой коллектив Московского дома моды единогласно избрал меня директором. Таким образом, я стал первым из российских модельеров, открывшим Дом моды европейского типа под брендом Slava Zaitsev. – Раиса Горбачева утверждала, что вы шили для нее. – Раиса Максимовна была очень властной женщиной, не терпящей возражений, а я не приемлю, когда мне указывают, что мне как художнику надо делать. Я порекомендовал ей обратиться к прекрасному художнику-модельеру из ОДМО Татьяне Макеевой. Именно ее работы с удовольствием демонстрировала Раиса Горбачева. А вот Людмила Путина совершенно другой человек. Она очень милая, приятная, интеллигентная женщина, которая не позволит себе обидеть, оскорбить другого человека. Я с удовольствием буду одевать ее и дальше, если представится такая возможность. – Вячеслав Михайлович, вы очень интересный мужчина, расскажите про свою супругу Марину Владимировну. – О, это давняя история. Мы вместе учились в Текстильном институте. Марина – потрясающий художник, долгие годы она создавала костюмы для цирка. Свадьба была скромной, студенческой, где были только наши близкие друзья. Потом у нас родился сын. Кстати, в этом году Егор отмечает 30-летие своей творческой деятельности. Всегда поощрял Егоровы экзерсисы. Первая публикация его работ была в немецком журнале «Штерн». После окончания Текстильного института Егор начал работать в Доме моды, избрав для себя путь художника, создающего модные инсталляции, но в последние годы он стал создавать вполне носимую одежду и выпустил прекрасные льняные коллекции, продолжающие традиции Дома моды, основанные на формулах стиля великих кутюрье: Шанель, Диора, Баленсиаги и многих других. Теперь в нашем полку прибыло. Ведь модой увлеклась и моя внучка Маруся, она родилась в 1993 году. Моя внучка – очень тонкий, эрудированный человек с хорошим характером. Все ее коллекции проникнуты определенной идеологией. Правда, ей еще нужно будет немного поучиться, чтобы познать секреты организации производства. И тогда можно смело передавать свое дело в ее руки. Настя еще очень мала, ей 4 года, но она постоянно находится в творческой атмосфере Дома моды, может, и она свяжет свою судьбу с модой. – Говорят, что по жилищу можно узнать характер хозяина. Расскажите о вашем доме. – Усадьба в Каблуково задумывалась как музей для собрания моих самых любимых вещей из прошлых коллекций, предметов интерьера, архива эскизов, фотографий, живописных и графических работ. Там царствует удивительная атмосфера добра, созданная светом, чистейшим воздухом, напоенным ароматом сосен и елей, а также намоленностью этого места. Здесь неподалеку располагается древний мужской монастырь. Дизайн дома, его интерьеров и экстерьеров выполнен мною. Есть любимая комната – она алая, ведь это мой любимый цвет. Мне 75 лет, но я чувствую себя молодым и полным творческих сил! Люблю простую, здоровую пищу. Мой спорт – моя работа! Сколько смогу, буду трудиться! Успех – это бесконечная, беспрерывная, даже скажу – адская работа. При этом важна любовь к людям, которые принимают тебя! Необходима и вера в то, что ты делаешь, и вера в будущее. Также важно знать, что твоя деятельность принесет пользу и благо окружающим. Все от Бога! Важно понимать, что тебе дано свыше все то, что ты имеешь – от талантов до материальных благ. Если человек зазнается, то от него моментально все уходит, даже мысли текут вяло, жизнь становится неинтересна. Именно поэтому важно любить людей, для которых ты работаешь. Не столько идею, сколько людей! Я абсолютно счастливый человек! Оглядываясь назад, ничего не хотел бы менять в своей судьбе! | |
|
Всего комментариев: 0 | |