Главная » 2013 Июнь 20 » Комиссаржевская
23:30 Комиссаржевская | |
8 ноября (27 октября) 1864, Петербург — 23 (10) февраля 1910, Ташкент. Русская драматическая актриса. Первые шаги в искусстве. Дочь оперного певца Мариинского театра Ф.П. Комиссаржевского. Росла в атмосфере любви к музыке и театру, с детства увлекалась домашними спектаклями. Вышла замуж за графа В.Л.Муравьева, брак с которым оказался неудачным и длился недолго. В 1888-1889 годах некоторое время брала уроки драматического искусства у В.Н. Давыдова. В 1890 году, переехав в Москву, принимала участие под псевдонимом Комина в вокальных вечерах и спектаклях оперно-драматического училища при Обществе искусства и литературы, одним из организаторов которого был её отец. С осени 1893 начала профессиональную актёрскую карьеру в Новочеркасске, следующие два сезона провела в Вильно, где снискала особую любовь публики. Её выступления летом 1894 году в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, что вызвало приглашение на казенную сцену. Актриса, опередившая своё время. В апреле 1896 года состоялся первый выход Комиссаржевской на подмостки Александринского театра в одной из лучших её ролей — Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана). Комиссаржевская принесла с собой на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью. Одних разочаровали слабость физических средств актрисы, её техническое несовершенство, отсутствие необходимой для инженю весёлости и жизнерадостности. Другие были восхищены волнующей новизной её игры, величайшим нервным напряжением и одухотворенностью. Она умела передавать зарождающиеся, неопределившиеся чувства и неотчетливые, порывистые стремления; ей были подвластны тревожно-смутные, зыбкие настроения. В страстных, глубоких героинях распахивалась её натура — тонкая и чуткая, мятущаяся и неудовлетворенная, максималистская в своих этических требованиях. Раскрытие жизни души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом её трепетного, неуравновешенного искусства, которое она противопоставила художественно-упорядоченному мастерству создания образа, достигшему на александринской сцене почти совершенства. Её творчество было остро современным, созвучным новым веяниям эпохи, нарождающимся художественным тенденциям. Оно отличалось небывалой прежде лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем. За шесь лет, проведенных в Александринке, актриса переиграла многие свои ставшие знаменитыми свои роли: Ларису и Варю («Бесприданница» и «Дикарка» А.Н. Островского), Нину Заречную («Чайка» А.П. Чехова, единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор), Наташу («Волшебная сказка» И.Н. Потапенко), Марикку («Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана). Кроме того, выступила в классических произведениях, как русских — Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова), так и европейских — Маргарита («Фауст» Гете), Дездемона («Отелло» Шекспира). Новый театр. Однако, будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, она летом 1902 году покинула императорскую сцену. Следующие два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Открывшийся осенью 1904 в помещении петербургского Пассажа Драматический театр, оказался в центре общественного внимания накануне первой русской революции. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «Дачники», «Дети солнца» Максима Горького, «Кукольный дом (Нора)» и «Строитель Сольнес» Г. Ибсена стали ядром нового театра — Театра Комиссаржевской. В начале сезона 1906-1907 гг. одновременно с переездом в новое помещение в театре грянули перемены, связанные с приглашением в качестве режиссёра В.Э. Мейерхольда. Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л.Н. Андреева) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву. В разладе с современным театром. Весной 1908 года актриса совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актирсу не покидают сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. 8 февраля 1909 года Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своём уходе из театра. Там же заразилась чёрной оспой, ставшей причиной её смерти. Вся жизнь Комиссаржевской была полна напряженных художественных и нравственных исканий, не принесших ей удовлетворения и не примиривших её с современным театром | |
|
Всего комментариев: 0 | |