Главная » 2013 » Октябрь » 4 » Легенды советского кино
18:53
Легенды советского кино
Отчего мы так любим старое кино? В нем нет спецэффектов, нет ярких красок и объемного звучания. Тогда почему? Что в них особенного – в этих старых кинолентах? В них есть душа, живущая в глазах актеров и актрис – добрых, лучистых, бездонных.
И еще в них нет не главных ролей. В этих фильмах все роли значимые, ведь недаром мы помним актеров, занятых порой в самом небольшом эпизоде, но играющих так, что видишь прожитую ими целую жизнь.
Простая русская баба
Вот стою я перед вами, простая русская баба… - слова героини из фильма "Член правительства" давно стали крылатой фразой и многие, произнося ее, даже не знают, откуда она. А произнесла ее с экрана Вера Марецкая, одна из самых популярных актрис нашей страны, актрисы "неожиданностей" - настолько разными были созданные ею образы: безграмотной деревенской бабы ставшей депутатом правительства, гимназистки, превратившейся в сельскую учительницу, дамы полусвета, английской леди…



Вера Марецкая - актриса удивительной судьбы, ею восхищались и ей завидовали. А ведь актрисой она стала, чтобы доказать, что деревенские не лыком шиты и городских за пояс заткнут. Марецкая не только сразу прошла оп конкурсу в театральную студию, но и первая сыгранная ею роль в кино обернулась у дачей. В военные годы Вера Марецкая стала кумиром всех фронтов, где побывала с актерскими фронтовыми бригадами. Сыграно множество ролей в театре и около 30 в кино. Счастливая судьба для актрисы!
Свадьба (1944)




Но быть счастливой и казаться ею это две разные стороны ее жизни. Долгие годы Ее преследовал страх, страх быть арестованной и каждый раз он вздрагивала по ночам при звуке лифта или тормозящей машины. Сестра в лагере, двоих братьев расстреляли (по чьему-то доносу), и она ждала, когда придут и за ней. Личная жизнь у нее тоже как-то не ладилась – первый муж ушел, увлекшись другой, второй погиб на фронте, третий роман не закончился браком – его приходилось скрывать... Правда судьба подарила ей двух детей – сына и дочь, но у дочери оказалось незавидная доля. А на экране все видели настоящую Звезду! Она все держала в себе, тяжело переживая трагедию за трагедией, разыгрывавшиеся в ее личной жизни, за экраном. Последней каплей стала тяжелая болезнь, бороться с которой она могла, только уходя в работу. Ее жизнь поддерживал театр! Чтобы поддержать 70-летнюю Марецкую режиссер театра Завадский на время отдал ей главную роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж", отстранив на время Любовь Орлову. Намерения были благими, но исход…. Через министра культуры Любовь Орлова добилась, чтобы роль ей вернули, ведь ей также было важно выходить на сцену, видеть глаза зрителей. А Марецкую вскоре положили в кремлевскую больницу на операцию, куда волей судьбы вскоре попали и Орлова, и Завадский…. Актрисы так и не помирились, лишь обменивались колкостями при случайных встречах, да спорили, кто умрет раньше. Орлова ушла первой, а Марецкая, превозмогая тяжелый недуг, еще три года выходила на сцену, каждый раз играя, как последний….
Она любила… статных мужчин и имя Роланд
Именно этот ее образ первым приходит на память, когда вспоминают актрису Зою Фёдорову. Младшая дочь в семье рабочего-металлиста Зоя увлеклась театром еще в школе, но по настоянию отца по ее окончании стала счетчицей Госстраха. ВЫ можете себе представить веселую Зою – унылым счетоводом? Да никогда! И она поступает в театральное училище. Через четыре года она успешно заканчивает учёбу. Первые ее съемки в эпизоде фильма "Встречный" Юткевича так никто и не увидел – эпизод был вырезан. Вместо первой славы к Зое пришла первая любовь оператор Владимир Рапопорт, а с ним и фильмы, в которых он снимал ее. Первый успех в кино тоже не заставил себя долго ждать – фильм "Подруги", вышедший на экран в 1936 году принес ей всесоюзную известность!



За следующие 10 лет актриса снялась в 22 фильмах и ее роли уже были главными, причём за два фильма она была удостоена Сталинской премии (Музыкальная история (1940) и Фронтовые подруги (1941)). Фёдорова была удостоена. Перед самой войной брак Фёдоровой распался и она встретила свою вторую большую любовь – Ивана Клещева, летчика, ставшего Героем Советского Союза. Война сделала эту любовь яркой, но короткой….



Третья любовь Зои могла быть долгой и счастливой, если бы на этот раз не вмешалась политика. На одном из торжественных приемов в 1945 году состоялось ее знакомство с сотрудником американской военной миссии Джексоном Тэйтом. Они были счастливы…. После окончания войны американцы из наших союзников превратились во врагов, и связь Фёдоровой с Тэйтом, но как только закончилась война, союзники превратились во врагов, Тэйта выслали и, вернувшаяся с Крымских гастролей Зоя, уже не застала его в Москве. А он так и не узнал о рождении дочери, и об аресте Зои. Федорову арестовали 27 декабря 1946 года, ее, знаменитую актрису, любимицу советского народа, держали на Лубянке, издевались, обливая кипятком, мучая бессонницей, попросту избивая. Ее приговорили к 25 годам заключения и отправили в Челябинск, затем во Владимир. Только через два года после смерти Сталина она вышла на свободу. Возвращение было трудным – директор Мосфильма попросту выгнал ее, и если бы не помощь подруги по заключению Лидии Руслановой и Сергея Михалкова, с которым она была просто знакома, ее актерская карьера могла закончиться навсегда. Через несколько месяцев после освобождения она вернулась…. Прошедшая через столько боли, горя, страданий Зоя Федорова создала столько веселых, жизнерадостных и комических образов, хотя судьба ее не баловала по-прежнему. Только искорки в ее добрых глазах заменила грусть…



Недавно на экраны вышел фильм "Зоя" режиссера Виталия Потапова, где главную роль Зои Фёдоровой сыграла Ирина Пегова.



Царицы такими не бывают
Царицы такими не бывают – фраза, произнесенная Вождем всех народов при вручении премии его имени съемочной группе фильма "Иван Грозный". Сказал и вычеркнул Людмилу Целиковскую из списка награжденных. Он вычеркнул, а народ – нет, ее, кинозвезду самых тревожных 40-х – 50-х годов, искренне любили, если не сказать обожали!
Людмила - дочь из музыкальной семьи, проучившись на фортепианном отделении, окончила и Щукинское театральное училище. Так что можно сказать, что талант заботливо растили. Став в 1941 году актрисой Московского академического театра имени Евгения Вахтангова, Целиковская прослужила в нем до 1992 года!



Шурочка Мурашова из "Сердца четырех" и Симочка Воронова из фильма "Антон Иванович сердится". В самом начале ее актерского пути все узнавали ее по сияющим глазам, обворожительной улыбке и легкомысленным кудряшкам, за которыми скрывались удивительная интеллигентность, воля и огромный труд.




Сердца четырех – фильм, который должен был стать самым популярным в 1941 году, но война внесла свои коррективы, и на экраны он был выпущен только 1944-м. Эта картина стала самой любимой в жизни актрисы – она не играла Шурочку, она играла себя. Так же как и Шурочка, она любила петь, ненавидела математику и обожала сладкое. Но известность к ней пришла раньше – с выходом фильма "Антон Иванович сердится" (1941), после которого Целиковская снялась в фильмах "Воздушный извозчик" (1943), "Близнецы", "Иван Грозный" (1945). Шла война, а фильмы снимались – и какие это были картины!



После войны были - "Беспокойное хозяйство" (1946), "Повесть о настоящем человеке" (1948), "Мы с вами где-то встречались" - фильм-концерт с Аркадием Райкиным (1954, с А. Райкиным) и "Попрыгунья" (1955). В Следующие годы Целиковская снималась очень мало…Кумир 40-х годов, солнечная женщина Людмила Целиковская была, как это иногда говорят, настоящая и живая. Она любила жизнь, любила быть всегда занятой –переводила пьесы Уильямса и вязала, любила накрыть стол для гостей и играла в теннис, пела романсы и играла в карты. Они никогда и ничего не боялась, ни трудностей жизни и воли властей, потому что она – Целиковская! Одинаково хороша в комедийных и драматических ролях, одинаково правдива, естественна и …никакой звездной болезни. О ее скромности буквально ходили легенды. В ее жизни было много любви – а как иначе? Ведь она – Целиковская. Она дарила талант, тепло и любовь. Царицы должны быть такими!
Все о Целиковской…



Девочка, хочешь сниматься в кино?
С этой фразы началась Заслуженная и Народная артистка РСФСР Алла Ларионова. Ни отец, директор райпищеторга, ни мать, завхоз детского сада, и думать не могли об актерской карьере для дочери. Но судьба сама нашла Аллу, как может быть только на экране! Восьмиклассница Алла поначалу снималась в массовках и эпизодах. Учеба была заброшена – все время уходило на съемки. Но по окончании школы документы были поданы сразу в два института - ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе ее ждал провал – она просто забыла текст, а во ВГКИКе, где курс набирал сам Герасимов, ей дала шанс Тамара Макарова, Хозяйка Медной горы и жена Герасимова. Она убедила его взять Аллу, потому что "она славненькая". И не ошиблась. Красота, которой природа щедро наградила Аллу Ларионову, оказалась родной сестрой и ее таланта!



Первая же роль в фильме "Садко" оказалась успешной. После конкурсного показа в Венеции, где фильм получил Золотого Льва, ее буквально одолели режиссеры и ее, первую из русских актрис, пригласил Голливуд. Хотя туда ее из-за железного занавеса, разумеется, не выпустили, о чем она жалела всю жизнь, ведь пригласил ее Чарли Чаплин…



Настоящая слава пришла к ней после фильма по рассказу А.П. Чехова "Анна на шее". После нее было еще около 40 ролей, но Анна – стала ее символом на всю жизнь. Изумительная игра великолепного трио – Вертинский, вернувшийся из эмиграции, Жаров, кумир всей страны и молодая Ларионова, сыгравшая свою роль блестяще.




Следующим был фильм режиссера Я. Фрида "Двенадцатая ночь", чуть было не ставший для нее последним из-за визитов на съемочную площадку министра культуры Г. Александрова. Министра обвинили в легкомысленных отношениях с женщинами, приписав ему и Ларионову, и директор Мосфильма И. Пырьев, запретил снимать ее в кино. Но актриса добилась приема у нового министра и так яростно угрожала дойти на самый верх и рассказать о порядках на Мосфильме, что министр уладил конфликт.
В жизни Аллы Ларионовой кроме любви к кино была еще одна – большая, настоящая, верная. Может быть, это было больше, чем любовь – Алла Ларионова и Николай Рыбников. Прекраснейшая из женщин и настоящий мужчина. Но это уже другая история…




Наши любимые актрисы и фильмы, с их участием, которые мы готовы смотреть десятки раз. Их каждая роль – целая жизнь, даже если это бы маленький эпизод. Золотой фонд нашей культуры – легенды советского кино. И сегодня стоит на экране появиться любой из этих великих актрис, как мы замираем, позабыв о делах, и смотрим, не отрываясь. А сколько их ролей, увы, до сих пор пока остаются для нас "за кадром". Почему?
Галина Замыслова
Рубрики: TV. Кино и Подмостки
"СССР" - ретро
Кумиры
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 611 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]