Главная » 2013 Октябрь 26 » Поговорим с Хазановым
11:03 Поговорим с Хазановым | |
> удивление ранимый. Его внутренний мир не то, чтобы хрупок, но крайне > чувствителен к равнодушным грубостям этого мира. Ровно за день до > нашей беседы Геннадий Викторович выгнал корреспондентку одного > популярного издания через пятнадцать минут после начала разговора - > глупой показалась. Мне кажется, сурово поступил: глупым тоже надо > кушать, не всем же Эйнштейнами быть или Хазановыми. > Тем не менее, я считаю Хазанова фигурой трагической. Он всю жизнь > боролся с драконом, наконец, победил его, а победив, всплакнул на > могиле, усомнившись - тому ли была отдана жизнь? И даже отказал себе > в высоком звании интеллигента, а ведь интеллигенция такого не прощает > - у них, как у уголовников: вход рупь, выход два. Такая странная > жизнь... > В общем, человек, который смеется, по жизни оказался человеком, > которому не до смеха. > > > Когда я подошел к столику в ресторане ЦДЛ, где мы договорились > встретиться, Хазанов вел какие-то бурные переговоры по ай-фону. > - <<Все-то вы в трудах, государь>>, - цитатно подколол я. > - Я понял, что если я не буду трудиться, я просто умру, - как бы даже > оправдываясь ответил Хазанов. - У меня органическая неспособность > получить радость от самого физиологического факта жизни. Есть люди, > которые радуются своему животному существованию, тому, что солнце > светит. Счастливчики. А мне этого мало. Мне приходится работать, чтобы > получить удовлетворение и наполнить жизнь. > - Сочувствую. Неудачные мы с вами какие-то... Такое устройство личности > - первый шаг к самокопанию и инфарктам. Но вы, тем не менее, > производите впечатление человека довольного жизнью. Я тут вчера набрал > в поисковой строке <<Геннадий Хазанов>> и первое же определение, на > которое наткнулся, было <<баловень судьбы>>. Представляете? > - <<Баловень судьбы>>?.. Сразу хочется сказать, что это не так. Но едва > я раскрываю рот, чтобы заявить, будто никакой я не баловень, тут же > приходит мысль: надо совесть поиметь! ну, как же не баловень? > баловень! Как есть баловень! Судьба мне дала столько, что жаловаться > на недоданность - совсем хамство. Давайте начнем сначала... Я вырастаю в > московской коммуналке, в семье с очень непростыми взаимоотношениями > между мамой и бабушкой, без отца. > - Вот и первая недоданность - отсутствие отца. А ведь отец - тот > камень в фундаменте личности, который непременно должен быть. Он > формирует будущее строение. Которое иначе оказывается перекошенным. > - Кто знает, с какой целью судьба лишила меня отца? Кто знает, с какой > целью мне были даны длинные вереницы неудач в начальном периоде жизни? > Видимо, чтобы я сразу выбрал весь свой ресурс неудач... Гадкий утенок > в школе. Родившийся в не самой счастливой семье, в очень нервной > атмосфере. Моя мама в 25 лет лишается мужа - отца моего старшего > сводного брата. Его арестовали и расстреляли в 1938 году, а через 19 > лет посмертно реабилитировали, выплатив двухмесячное пособие. И > сколько я себя помню, между моей матерью и ее матерью - моей бабкой - > были, как бы это сказать... весьма неблагостные отношения. Мать вышла > замуж против воли бабушки. А арест и расстрел только подтвердили > бабушкино отношение к ее избраннику. Моя бабушка была такой > правоверной, ортодоксальной большевичкой. У нее был очень непростой > характер и твердая уверенность, что коммунистическая идея - светлейшее > будущее человечества. И у бабушки были на то свои резоны! > - Какие же? > - Она родилась в еврейском местечке, в Бессарабии, за чертой оседлости > в 1888 году. А моя мама, обратите внимание, родилась в 1913 году на > Дальнем востоке, в захолустном Сковородино. Если вы подсчитаете, то > увидите, что бабушке тогда было 25 лет. > - Как она туда попала из-за черты оседлости? > - О! Меня мучил этот вопрос - как она туда попала из своей Бессарабии? > Потом понял: она была сослана за революционную деятельность. Несколько > лет назад, будучи на гастролях на Дальнем Востоке, я проезжал это > Сковородино. И могу себе представить, что там было тогда, если там так > сейчас. Стояла осень, сентябрь, красота невероятная, красные листья... И > вдруг - Сковородино! Тихая оторопь. Черный ужас среди красивой > природы. > А маме моей весь этот коммунизм был до лампочки. Она хотела танцевать, > но бабушка этого желания не понимала: что значит танцевать? > Образование надо иметь! А не вести полуприличное существование в > богеме. И, прожив жизнь, могу вам с улыбкой сказать, Александр > Петрович, что бабушка не так уж далека была от истины в своем мнении о > богеме. И связано это с определенным психотипом тех, кто стремится к > публичности... В результате мама, мечтавшая с малых лет танцевать, стала > инженером. С травмированной психикой - и поломанной мечтой, и > расстрелом мужа, и тем, что я родился внебрачным ребенком. Все это, > разумеется, не могло не отразиться на мне. У меня не было счастливого > детства, это точно. И юности счастливой тоже: меня не принимали никуда > - ни в какое из театральных, ни в хореографическое училище, куда я > хотел поступить. Дело в том, что мать любила балет, постоянно водила > меня в Большой театр, и я решил, что буду танцевать... а меня не > приняли! Я решил стать артистом - меня снова не приняли. Раз, другой... > Все шло наперекосяк! > Но с определенного момента в моей судьбе стали происходить странные > вещи. На меня вдруг посыпалось все сразу. Судьба просто оттянула > выдачу. Я стал артистом, которого знала 300-милионная страна. Я > собирал на сольных выступлениях не просто дворцы спорта, но целые > открытые стадионы. Может быть, судьба специально сделала такую > оттяжку, чтобы я узнал цену всему этому? > - Вы сказали, что были гадким утенком. Это из-за смешной внешности? > Когда вы себя им почувствовали? > - В детстве. Я жил в послевоенном Замоскворечье - в соляной кислоте > неагрессивного антисемитизма. Он был разлит на бытовом уровне. Никаких > базовых мотиваций не любить евреев у окрестных мальчишек не было - они > не были знакомы с работами Шульгина, не читали еще не написанные тогда > лекции Вадима Кожинова и труды Шафаревича. Но тем не менее... Знаете, я > с сожалением смотрю на любые проявления национальной исключительности. > И когда еврей объясняет все свои неудачи тем, что он еврей. И когда > русский, бьющий себя в патриотическую грудь, объясняет свои неудачи > тем, что кругом засели евреи. По большому счету мне жалко и тех, и > других . Они счастливы в своих заблуждениях. И эта энергия > заблуждения помогает им находить силы для дальнейшей жизни. Вообще, > любое заблуждение - очень мощный стимул. А отсутствие заблуждений > порождает аморфность. Я читал ваши книги, Александр Петрович, и > понимаю, какой мощнейшей энергией заблуждения вы обладаете! И знаю, с > какой запредельной верностью вы служите своему дарованию. Как всякий > творческий человек, вы все время бегаете в эту нематериальную кассу > оплачивать то, что вам выдают в качестве аванса. Это называется призыв > судьбы, у вас он есть, вы типичный призывник. Я тоже таким был. > - Об этом <<был>> мы еще поговорим. А пока вернемся в коммунальную > квартиру. И в детство, отравленное тяжким духом эпохи и бытовым > антисемитизмом. > - В коммунальную квартиру... Я огромный кусок жизни провел в комнате > соседки, которая меня безумно любила. При этом она терпеть не могла > евреев. Возможно, я был у нее занесен в какой-то реестр <<неплохих > евреев>>. Потому что во мне она души не чаяла. Я у нее все время > болтался, мы смеялись, я помню свой первый поход с ней в кинотеатр... > Агриппина Николавна. В миру тетя Груня. Она умерла в семидесятых, и мы > до смерти поддерживали с ней отношения. А в девяностых, когда > открылись архивы КГБ, моей маме принесли бумажку из этих архивов. Это > была ксерокопия документа размером в один листок - я его держал в > руках. На одной стороне листка донос на отца моего сводного брата - > маминого мужа. А на обратной стороне листа приговор и штамп > <<расстрелян>>. Как вы думаете, кто написал этот донос? > - Тетя Груня. Но зачем? > - Да, она. Я не знаю, зачем она это сделала... > - Что бы вы ей сказали, если бы узнали об этом до ее смерти? > - Ничего. У меня нет злости по отношению к ней и нет злости ни к > кому-либо вообще. В том числе и к людям, которые считают, что евреев > нужно не любить. Равно, как и нет у меня негатива по отношению к тем > из евреев, кто, сопротивляясь этой нелюбви, впадал при этом в > абсолютно местечковую крайность. > Когда тетя Груня умерла, я стал жить в ее комнате. Мы с женой долго > мыкались по съемным квартирам, а после смерти тети Груни с помощью > Утесова, в оркестре которого я тогда работал, через Моссовет > присоединили ее комнату. В нашей коммуналке были две смежные комнаты и > одна отдельная, вот в ней-то и жила тетя Груня. Причем, сначала в > исполкоме нам отказали, но потом все же дали эту комнату. > - С другой стороны, если бы мужа вашей матери не расстреляли, вас бы > на свете не было. Свинцовая точка на одной жизни породила другую - > вашу. Но эта <<тетя Груня>>... Она ведь сломала жизнь! > - Да, она сломала жизнь семье. Но... Много позже я репетировал с > Виктюком спектакль по рассказам тогда только вернувшегося на наши > прилавки после долгого забыться писателя Пантелеймона Романова, > который успел умереть своей смертью в 1938 году, а то бы его > расстреляли, конечно... Не знаете такого писателя? Он в свое время был > популярен не меньше Зощенко! Так вот, во время репетиции Виктюк вдруг > по поводу Мейерхольда стал что-то неуважительное говорить. И > показывает мне письмо Мейерхольда Сталину. Я ему ответил: Роман > Григорьевич, не приведи господь вам никогда оказаться в таких > условиях, в которых оказался арестованный Мейерхольд. Я никого не > сужу... Мы тогда с Виктюком расстались. Но не из-за этого спора, а по > совокупности причин. Это был конец восьмидесятых, и я тогда вдруг > подумал, что не может еврей рассказывать такое про русский характер, а > произведения Романова - просто рентген русского характера, который > высвечивает психологию рабов и черни. Я тогда сказал: я не могу этого > играть, нельзя. И мы закрыли работу. С этого момента у меня начались > проблемы с жанром. > Понимаете, человек, выходящий на сцену даже в этом вот, так называемом > сатирическом жанре, все равно должен показывать некие типические > персонажи. Я, конечно, показывал и грузинов, и мусульмане, но основная > масса - русские люди. И я понял всю бестактность этого. > - Вы поняли, а я не понял. Что вдруг случилось? Раньше-то вы не стеснялись. > - Я перестал себя чувствовать своим. До перестройки у меня не было > такого ощущения! Потому что при Советах была некая общность. > - <<Советский народ>>. > - А потом началась национальная самоидентификация, и эта центробежная > сила национальной самоидентификации растащила нас всех в разные > стороны, дезинтегрировала население. Которое перестало быть советским > народом. Это была какая-то неопределенная предтеча <<российского > народа>>, который с точки зрения русских людей оказался обворованным - > на территории. Никто не задавался вопросом, как и зачем русские > завоевывали эти территории, на крови выстраивая империю. Никому > сегодня почему-то не приходит в голову поискать проблемы Северного > Кавказа в ермоловской операции. А ведь там все лежит. Русские-то по > широте души забыли все обиды, нанесенные другим народам, а те помнят. > И будут помнить. > - А сами вы кем себя считаете? > - Русским, конечно. Я вырос на русской культуре, кем же я еще могу быть? > - А зачем тогда вам израильское гражданство? > - Ох, уж это гражданство! В 1991 году я собирался на гастроли в > Израиль и мне сказали: ты же, типа, еврей, а в Израиле дают > гражданство, попроси! Я спросил: <<А зачем оно мне?>> - <<Как зачем? Без > виз будешь по миру ездить!>> - <<Да ну!>> И вот 18 декабря я в Москве > вхожу в лифт с чемоданом, встречаю соседку. <<Далеко собрались?>> - > спрашивает. <<На гастроли,>> - говорю. Приезжаю в Израиль, мне в течении > нескольких дней оформляют гражданство. Об этом сообщают все газеты. А > 30 декабря возвращаюсь в Москву, вхожу в лифт и встречаю ту же > женщину! И она, уже прочитавшая про мое гражданство, спрашивает: > <<Надолго к нам?>> > Но это еще не все. Когда у меня закончился срок действия израильского > загранпаспорта, я пошел в Москве в посольство его менять на новый. А > мне говорят: мы вам не дадим паспорт. <<Почему?>> - <<Потому что вы не > живете в Израиле>>. - <<Но я и не обещал переехать! Почему вы от > американских евреев не требуете переезда в Израиль, а спокойно выдаете > им паспорта? Что за дискриминация такая?>> В результате мне пришлось > ехать в Израиль и там уже получать новый паспорт с помощью знакомых. И > так каждый раз - как только приходит пора продлять паспорт, начинаются > препоны. > - Теперь я понял. После перестройки усилившееся национальное с > самоопределение вас выдавило из привычного ощущения - вы перестали > себя чувствовать русским и почувствовали как бы евреем. > - Нет. Не евреем. Я почувствовал себя нерусским. Я почувствовал себя > человеком, ограниченным в правах. Если даже Михалков, который ко мне > хорошо относится, сказал, что <<не должны евреи играть русских>>, то > куда уже дальше... > - Как это случилось? > - Я спросил его, будет ли он меня снимать, и он ответил: <<Слушай, Ген, > ты же знаешь, как я тебя люблю, но не должны евреи играть русских.>> > Никите не приходит в голову, что русский тогда не должен играть > Гамлета, потому что тот датчанин. И немцев, и прочих. Русские должны > тогда играть только <<Конька-горбунка>>. > - Что же вы ему ответили тогда? > - Ничего. Я был настолько обескуражен... А потом я понял, что он имеет в > виду. Еврей может играть русского - но не плохого. Плохого русского > может играть только русский. Иначе ослепленные любовью к территории > патриоты могут обидеться. Еще Карамзин писал об этих <<географических > патриотах>>, привязанных к территории, которых греет ее масштабность. Я > лично не понимаю, как можно гордиться величиной территории. Это > примерно как гордиться тем, что у тебя такой большой <<КамАЗ>>, а вокруг > всякие мелкие <<Тойоты>>. Территориальный патриотизм - проявление > глупости. Нужно интересоваться, что на этой территории происходит в > первую очередь. > - Значит, с эстрады вас выдавили национальные комплексы, которыми > заболела страна? > - И еще кое-что. Когда я только начинал свою дорогу в сатире, обличал > и бичевал недостатки, я был представителем той части населения, > которая была со мной в равном положении. В 16 лет я пришел работать на > завод. Я получал мизерную зарплату. Потом я учился и получал мизерную > стипендию. Я помню часто состояние, когда хотелось есть, а денег не > было. Таким образом, я был абсолютно органичен в неприятии того, что > не дает мне получить то, чего жаждет мой организм. А потом я все > получил! И понял, что моя профессия потеряла нравственную сверхзадачу, > потому что из окна <<Мерседеса>> рассказывать, какой ужас творится в > стране, о том, как много бедных... > - Но ведь <<Мерседес>> - это уже дела недавние, как я понимаю. > - Нет. Первая машина - <<Жигули>> появилась у меня в 1976 году. > Отдельная квартира. Огромное количество концертов, поскольку я был > дико востребованный артист. Я был один из самых высокооплачиваемых > исполнителей в стране. Высоцкий, Пугачева и я получали самые большие > гонорары. Мне в конверте за выступление платили 500 рублей. > - Мой папа-полковник получал столько за месяц. > - А я - за один концерт. И не забывайте, что мой рубль и рубль > простого человека - это были разные рубли, они имели разное > наполнение. Советский человек ничего не мог купить на свой рубль, а я, > как известный артист, все мог достать. Я оторвался от народа. > - Но <<Жигули>> - это все-таки не <<Мерседес>>. > - А потом и <<Мерседес>>! Первый <<Мерседес>> появился у меня в 1989 году. > А в 1991 году из Германии с военного аэродрома взлетел > военно-транспортный самолет, который вез для меня <<Мерседес - 560 > SEL>>. Это танк огромный, а не <<Мерседес>>! И это все приводило меня к > мысли: как же я могу бичевать и критиковать из окна этого <<танка>>! У > меня самоощущение поменялось. Я стал испытывать чувство стыда. Еще > была инерция старого хода, но постепенно-постепенно я стал внутренне > склоняться к уходу, и в конце концов ушел с эстрады. А добила меня > история в середине девяностых, когда на мою голову свалился > талантливый писатель Женя Шестаков. Человек из Томска, из русской > глубинки. Сейчас он переехал в Москву, я ему помог, хотя уговаривал не > переезжать, поскольку был уверен, что Москва его погубит. В своей > глубинке он был совершенно органичен в том, что писал... Так вот, > наложение его литературы на мой внешний вид рождало ощущение > издевательства над Россией. И когда я приехал в Штутгард и начал > выступать перед, скажем так, русскоязычной аудиторией, читая ей > шестаковский рассказ про сибирское лето, одна дама, приехавшая в > Германию из какого-то российского еврейского местечка, выкрикнула: <<А > нельзя поменять репертуар?>> > Я стал чувствовать себя чужим везде. Раньше я никогда не задумывался > над тем, что могу кого-то обидеть... > - А почему она так крикнула? > - Потому что ничего не поняла. Мне даже понятен механизм ее > непонимания. Она уже давно не в этом! Вот, скажем, Миша Евдокимов, > который раньше делал хорошие пародии, потом постепенно ушел в > почвенную стилистику. Я несколько раз слушал его выступления и ничего > не понимал! Я знал, что я живу в этой же стране, но я не понимаю > ничего из того, что он говорит! Потому что я - урбанист, я вырос в > Москве и всего этого не знаю. А когда Шестаков начал писать для > Евдокимова, то был для него просто родным автором. Для меня же его > талантливые рассказы были костюмом с чужого плеча. И я понял, что у > меня нет больше аргументов. Зал перестал меня понимать. > Ну, и последнее. Я долгое время разделял сторону ельцинской команды, я > искренне полагал, что наша страна уже не может жить так, как жила. Но > потом, попав вглубь этого ареопага реформаторов, я пришел в ужас. У > меня кончились все иллюзии. > - А как вы туда попали? > - При Ельцине был такой Президентский клуб. И вдруг мне в 1994 году то > ли Коржаков то ли Илюшин, сейчас уже и не вспомню, по предварительной > договоренности с Ельциным предлагает занять место отставленного > Задорнова - развлекать эту публику. Задорнов сначала пользовался там > большим расположением, получил квартиру в президентском доме на > Осенней улице, что, правда, не мешало ему рассказывать в кулуарах > концертного зала <<Россия>>, что Ельцин его спаивает. Я даже однажды > подошел к нему и сказал: <<Миша, как тебе не стыдно! Зачем ты это > говоришь?>> А он даже не преследовал никаких компрометирующих целей - > просто гарцевал. И вот вместо него привели меня, зная, что у меня нет > никаких бизнес-амбиций и прочих запросов. Так вот, покрутившись в > политических верхах, я страшно разочаровался, вернулся однажды домой и > сказал: <<Россия погибла.>> > И если мне сегодня принесут указ о назначении меня на какую-нибудь > высокую государственную должность, я попрошу меня снять тут же! Я > когда-то сказал в лицо президенту Путину, что дня в его кресле > просидеть не хотел бы. Это нужно такой энергией заблуждения обладать, > чтобы хотеть в президентское кресло сесть, какой я уже давно не > обладаю. Вся моя энергия заблуждения давно растрачена. > С недавних пор я стал мучиться вопросом, почему ни про одного > правителя России - ни про одного царя, ни про одного генсека - народ > никогда не говорит хорошего слова? Может быть, не в царях дело? Может > быть, этой территорией и этим народом по-другому и управлять нельзя? > Вы не представляете, какое впечатление в этом смысле на меня произвела > ваша книга <<Наполеон>> - тот отрывок, когда Бонапарт в 1812 году хотел > отменить крепостное право в России, но посмотрев на диковатое > российское крестьянство, от этой идеи отказался. Я буквально впёрся > глазами в это строчку: вот причина! Можно менять голову, но тело-то > остается прежним! > Я столько сил и энергии положил на этот жанр, думая, что моя борьба по > разрушению советского режима находится в позитивном векторе. А теперь > могу только процитировать Ежи Леца: <<Ну, ты пробил головой стенку. И > что ты будешь делать в соседней камере?>> > - То есть когда вы выходили на сцену при Совдепии, вы всерьез считали > себя борцом против режима? > - Ага! Ага! Ага! Я же все-таки формировался в стенах дома культуры > гуманитарных факультетов МГУ. Шестидесятники, Фазиль Искандер, > Ахмадулина, молодые ученые, поэты, Политехнический, оттепель, ощущение > <<вот теперь все будет по-другому!>> А потом в конце шестидесятых все > стало давиться, гайки закручиваться, и закончилось вводом войск в > Чехословакию. А я с 1968 года был занесен в списки неблагонадежных - > еще студентом меня сняли с гастрольного маршрута и чуть не исключили > из училища за номер <<Письмо генералу>>. > Я не так давно увидел документы - переписку КГБ и секретариата ЦК КПСС > о моей скромной персоне и об этом номере. И запоздало похолодел. Вот > на каком уровне решался вопрос об эстрадных интермедиях! А я даже не > знал, что надо мной висело, ведь запросто могли сломать жизнь. Но > пронесло - времена уже были более вегетарианские. Конечно, я баловень > судьбы, в тридцатые годы расстреляли бы... Но самое смешное, когда в > 2007 году был юбилей КГБ, мне позвонили из > администрации Президента и > попросили выступить у них на юбилее с этим номером - <<Письмо > генерала>>. > - Люди с чувством юмора... Но вы действительно много сделали для > развала страны. Шандыбин как-то сказал, что Хазанов развалил СССР. При > всех натяжках, тут есть огромный шмат истины. Я помню то время, и могу > сказать, что именно эстрада, анекдоты и смех над строем производили > наибольшую эрозию системы. > - Но самое страшное, что сегодня я уже все чаще задаю себе вопрос: а > можно ли было тогда по-другому? А был ли у Сталина другой путь? Да, > это были страшные времена. Но именно тогда выковывалась великая > культура. А сейчас великая русская культура, созданная поколениями > многих гениальных людей, погибает. Я тут недавно давал интервью по > поводу юбилея ансамбля имени Моисеева. Великий коллектив. Великий! > Живут они сейчас на какие-то копеечные гранты. Это разве нормально, > когда какой-то эстрадный артист - не буду называть его фамилию, - > пользуясь расположением Лужкова, получает в Москве театр, а ансамбль > Моисеева так и прожил жизнь без своего помещения? Могу ответственно > заявить: никогда больше в этой стране не будет создано ничего > подобного ансамблю Моисеева! Потому что это продукт империи. И только > империя может на такое тратить деньги. > Мне могут сказать: да на хрен нужен был ансамбль Моисеева, когда > нельзя было выходить на площади? Ну, наверное. Но факт остается > фактом: тогда ансамбль был создан, а ныне он загибается - вместе со > всей культурой. А демократические каноны отчего-то плохо приживаются > на нашей почве, - мы постоянно попадаем в этот капкан. И когда я > смотрю на искреннее желание президента Медведева демократизировать > наше общество, я задаю сам себе вопрос: а может ли оно? И нужно ли ему > это? Все западно-европейские рецепты тут - мимо кассы. > Вот меня спрашивают: ты согласен с отменой губернаторских выборов? Да. > А почему, это же недемократично!.. А вы видели тех губернаторов? Вы > видите, что они творят, если не могут быть сняты Кремлем? Это удельные > князья! Они на очередных выборах сделают все, чтобы остаться на > второй, третий срок, четвертый. Мне возражают: но ведь то, что их не > избирает народ, это плохо?. Да, согласен, плохо. И то плохо, и это. Но > готовых ответов у меня больше нет. > - Народ у нас действительно говняный - сейчас большинство темной массы > населения выступают за цензуру и голосуют за Сталина. Может быть, надо > было в свое время судить КПСС, организовать нечто по типу > нюрнбергского процесса? У немцев же получилось. > - А вам не кажется странным, что член Политбюро ЦК КПСС, первый > секретарь сначала Свердловского обкома, а потом Московского горкома > партии будет судить партию? Это все равно как если бы Риббентроп > инициировал суд над НСДАП... В общем, чем дальше я отходил от > альма-матер, в которой сформировался, как оппозиционер, чем больше у > меня становилось <<Мерседесов>>, тем больше я стал испытывать чувство > ответственности за сделанное. Не еврейское это дело - красным знаменем > размахивать. Мне стало интересно просто копаться в профессии, ставить > спектакли, заниматься внутренними ходами, психологией персонажей. > С определенного момента я сказал себе: я могу смеяться только над > собой. А показывать пальцами, как это делают сатирики - <<вот кто > виноват!>> - я уже не могу, потому что не знаю. Вся энергия сатиры - > это энергия заблуждений. Я потерял все свои заблуждения. Бичующий > Салтыков-Щедрин мне больше не интересен. А вот Чехов интересен. > - Интеллигенция вас заругает за такие слова. Интеллигенция обязана > обожать народ, клясться его именем и считать себя плотью от плоти. > - Я не интеллигент. Я вообще мечтаю о том времени, когда интеллигенции > не будет. Интеллигенция - чисто ведь российское порождение. Это некая > вечно фрондерствующая прослойка, находящаяся постоянно в оппозиции > власти, что бы власть ни делала. Своего рода больная совесть нации. Но > если нам удастся построить общество нормально функционирующее, > общество, где торжествует закон, работает судебная система, где не > имеет значения, какую ты должность занимаешь, поскольку перед законом > все равны, и бизнес развивается на честных конкурентных началах... То > что делать в такой стране интеллигенции? Ей не останется места. Если в > организме все в порядке, все системы работают нормально, болеть > нечему. > - Но ведь именно мелькание артиста приносит ему деньги. Артист торгует > лицом. А если артиста забыли... В прошлом году я летел в Израиль ночным > рейсом, потому что ночной дешевле. И увидел вас. Вы летели тем же > рейсом, причем обычным экономическим классом. А я думал, что люди > вашего уровня летают только в бизнес-классе. > - Да, денег стало меньше. А мне, в принципе, вип-зал нужен. Чтобы не > лезли сфотографироваться вместе, чтобы не дергали, у меня ведь не > всегда такое настроение, чтобы служить радостным фоном для чьих-то > фотографий. Но когда я узнал, что теперь за вип-зал берут 400 > долларов... Лучше в обычном посижу. Нет, если кто-то мне оплатит > вип-зал, бизнес-класс, хорошо, но сам я - никогда! Я лучше эти деньги > на семью потрачу. Я сейчас в семье работаю практически один. > - А корпоративы? Вас еще многие помнят, могли бы, наверное, приглашать > по старой памяти... > - В начале девяностых, когда рухнула концертная деятельность, мне > пришлось походить и по корпоративам. В принципе, после этого можно > было принять яд. Это ужасное ощущение, когда ты не равен даже холодной > закуске, а являешься просто приправой для нее. Чувство абсолютного > профессионального позора. И я перестал ходить. А потом, когда мне > реально понадобились деньги, меня уже и не звали. И звать больше не > будут, потому что корпоративы теперь сжались до набора медийных певцов > и ведущего. Им читающий со сцены человек уже не нужен. В последний раз > я почти случайно попал на корпоратив в одну серьезнейшую корпорацию. > Вышел на сцену. Буфет в фойе продолжал работать, и потому в зале > сидела треть. Во время моего выступления люди входили и выходили. > Знаете, я - человек с давно накопленным профессиональным терпением, с > умением держать себя в руках, уже заряженный на то, что это - > корпоратив. И все же не выдержал и сказал: <<Или сядьте или я уйду.>> И > это было не сборище каких-то полукриминальных нуворишей, как в начале > девяностых, нет - просто корпоративный вечер с приличными людьми. И в > зале не было столов, никто не жевал. Но это ничего не меняло! Я вам не > могу передать то чувство унижения, которое мною овладело. Это > профессиональная казнь. > - Знаете, в вашей жизни нет никакого перста судьбы! Судьба - это когда > человека ведет властная сила, выводит его к высокой цели, ставит на > пьедестал, на котором он и помирает от тихой старости, будучи > довольным тем, что совершил. Так умрет Михалков - в окружении > официального почета. А вы соскочили с поезда судьбы. Хотя добились > высшей славы, вживую трогали президента и могли пробиться в > какое-нибудь кресло... Даже боюсь спросить - когда же вы были счастливее > - когда боролись с системой или сейчас, когда растратили весь запас > заблуждений? > - Я всегда счастливый, говорю это без кокетства. Я где-то прочел, что > счастливым является тот человек, который сделал счастливыми других > людей. А мне в 1991 году в Бруклине возле русского ресторана одна > женщина сказала, что обязана мне жизнью. Я удивился: как так? > Оказалось, она собиралась уезжать из страны, и вдруг у нее ребенок > скоропостижно умирает. А она из-за него, собственно, и уезжала - чтобы > дать ему другую жизнь. И теперь осталась и без ребенка, и без родины. > И вот она прилетела в Рим, купила снотворного и решила уснуть > навсегда. Но перед этим поставила кассету с Хазановым. Двое суток она > слушала мои выступления, меняя кассеты - по нескольку раз, по кругу, > не выходя из комнаты. И через двое суток простилась с мыслью о > самоубийстве. Что может быть прекраснее, чем услышать такие слова? Я > счастливый человек! Мне удалось большому количеству людей на чуть-чуть > облегчить жизнь. Возможно из-за этого, как всякий человек, зацикленный > на профессиональной судьбе, я в чем-то обделил своих близких. Хотя, > надеюсь, они меня поняли. > - А не жалко утраты былого богатства? > - Богатство - это разврат. Тот, кто хочет богатства, - не имеет, а еще > только хочет его получить! - уже развращен. Если вы мне сейчас дадите > пластиковую карточку, с которой я могу снимать неограниченные суммы, и > скажете: трать, сколько хочешь и живи, как хочешь... в моей жизни в > сущности ничего не изменится. А я и так живу, как хочу. > - Вы что же, до смерти собираетесь работать? > - А что тут такого? Я не понимаю, как я буду не работать. Зачем? Для > чего мне жить без работы? Для того, чтобы - что?.. Чтобы просто > тащить свое биологическое тело в категорию долгожителей? Это так же > глупо, как географический патриотизм. Только тут геронтологический > патриотизм. > - Но у вас же двое внучек есть, ими можно заниматься. > - Им гораздо интереснее играть в куклы и смотреть мультфильмы, чем > сидеть с дедом, который будет им мозги вынимать, рассказывая про свое > счастливое советское прошлое. Чем рассказывать о счастливом прошлом, > лучше быть счастливым в реальности. Нет? > > Александр НИКОНОВ > | |
|
Всего комментариев: 0 | |