Главная » 2013 » Октябрь » 31 » Москва перестала быть уютным городом
23:59
Москва перестала быть уютным городом
Новый Арбат на месте старинных особняков, пробки на Садовом кольце в 40-х годах, церковь вместо притонов в Замоскворечье — в рубрике «Старожилы» настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков вспоминает, как на его глазах менялась Москва и москвичи
Контекст

Москвичи забыли, что такое рогалики, сайки и французские булки

Ветеран уголовного розыска рассказывает, как менялись в Москве милиция и преступники
О дореволюционной атмосфере в советской Москве

Я родился во время войны, в 1941 году. Наша семья тогда от бомбежек переехала на дачу. Вернулись в 1944 году: еще помню маскировочные шторы, которые, как я потом узнал, отменили как раз в тот год.

Мы жили рядом с Садовым кольцом, в Большом Новинском переулке, которого теперь нет, в квартире моей бабушки по материнской линии. Рядом с американским посольством был домик Грибоедова, а напротив него до войны роскошная усадьба князей Гагариных. Домик Грибоедова после войны восстановили, а усадьбу никто восстанавливать, естественно, не стал, на ее месте построили девятиэтажный дом.

Напротив нашего дома был особняк Ляминых. Вам что-нибудь говорит это название? Наверное, нет. Лямины были известными предпринимателями, в Москве им принадлежало несколько домов. Это был великолепный особняк, с лепниной, красивыми окнами — стекла старые, но сплошные, внутри видны были расписанные потолки. Настоящий небольшой купеческий дворец.

Москва была уютным, теплым городом, состоявшим из огромного количества особнячков разной постройки, разного вида

Потом я каждый день наблюдал, как его ломали. Никак не могли сломать, потому что он был из огромных бревен, с хорошей штукатуркой. В газетах писали, что был проект его сохранить, а дорогу пустить с двух сторон, но пописали-пописали, а потом сломали. И вообще стало пустое место, сделали огромный широкий проспект, чтобы было светло, свободно и бесконечное количество машин рвалось бы в центр, создавая там пробки. Пробки на Садовом были, еще когда я был мальчиком, в конце 40-х — начале 50-х. Нельзя было улицу перейти, шел поток. Не легковых машин, конечно, а грузовиков. Строительства всякого в центре было много.



Начало строительства Калининского проспекта. 01.09.1963 Перекресток Карманицкого переулка и Композиторской улицы (бывшей Собачьей площадки).
01 сентября 1963 года. Начало строительства Калининского проспекта. Перекресток Карманицкого переулка и Композиторской улицы (бывшей Собачьей площадки).

© РИА Новости. Тихонов


На другой стороне Садового кольца можно было подойти к Арбату по Собачьей площадке. А потом стали строить Калининский проспект и Собачью площадку сломали. Я тогда был уже студентом. Тех, кто ломал, я считал дураками и негодяями, извините за грубость. Я прикидывал: что бы могло ее спасти? А там был очень красивый дом, в котором останавливался Ленин. И хотя для меня это политический деятель с очень негативным знаком, я думал, может быть, дом Ленина поможет сохранить Собачью площадку. У кого-то был даже проект этот дом перенести на другое место. Но затем сочли за лучшее сломать, это же проще.

Что такое Собачья площадка

Собачья площадка — это не место для выгула собак, а небольшая площадь, находившаяся к северу от нынешнего дома №17 по Новому Арбату, между Серебряным, Большим Николопесковским, Малым Николопесковским, Борисоглебским, Кречетниковским переулками и Композиторской улицей (бывш. Дурновский переулок). Площадками в Москве называли малые площади в глубине застройки, вдали от главных улиц. Название «Собачья» предположительно происходит от придворных псарен, обслуживавших царскую охоту в XVII веке. Собачья площадка уничтожена при прокладке Калининского проспекта (Нового Арбата) в 1962 году.

О московском уюте

Москва была уютным городом, очень домашним. Про нынешнюю Москву один русский человек из Америки так сказал: «Мне нравится Москва, она похожа на Детройт!» Вот уж «похвала» — что Москва похожа на Детройт! Но в 40–50-х годах она на Детройт, к счастью, еще не была похожа. Она была уютным, теплым городом, состоявшим из огромного количества особнячков разной постройки, разного вида. Были очень богатые, были попроще, они стояли, может быть, на первый взгляд беспорядочно, но в этом была живописность.

Садовое кольцо когда-то все было засажено липами, но их вырубили еще до войны. Я сам этого не помню — так рассказывали старшие. А от Кудринской площади к Москве-реке спускались сплошные сады. Об этом мне рассказывал философ Алексей Федорович Лосев.

Уютной Москва перестала быть, когда в 60-х годах построили Калининский проспект. Я к нему так и не привык. Почему-то никак не могу привыкнуть к безобразию.

Дома на этом проспекте называли «Пятикнижие Моисеево». Потом еще было смешное название «вставная челюсть». Построили эту «вставную челюсть», а впереди поставили «стилягу среди бояр». Знаете, что такое «стиляга среди бояр»? Это Дворец съездов в Кремле.

О профессорских детях и детях победившего пролетариата

Я вырос в очень приличной среде, культурной, интеллигентной, профессорской. Нас воспитывали с большой осторожностью, оберегая от вредных влияний. С мальчишками я не очень дружил. Во двор нас практически не пускали, потому что там были дети, говорившие дурные слова, которые в нашей семье нельзя было произносить. Это были дети рабоче-крестьянского происхождения, дети победившего пролетариата. Может быть, для кого-то это будет обидно, но много было хулиганья.

Я с четырех лет читал, у нас дома была очень большая библиотека самого разнообразного содержания: вся русская классика, богословская классика, литература на французском языке, потому что у меня и бабушка, и мама преподавали иностранные языки.

Мой отец называл меня Александр, а в школе люди звали друг друга Машка, Петька. Это было странно

В школу родители меня не спешили отдавать. Они ничего хорошего от школьного воспитания не ждали. В первом классе я учился десять дней. Во втором — два месяца, а потом сразу пошел в третий. Как к этому относились учителя, я не знаю, потому что не я устраивал свою судьбу, а родители.

В школе я попал совсем в другой мир и никак не мог его понять. Например, мой отец называл меня Александр, а там люди звали друг друга Машка, Петька. Это было странно. Среди моих двоюродных братьев и друзей Машками и Петьками тоже никого не называли, это был дурной тон.

В третьем классе я стал ходить в другую школу, в Староконюшенном переулке на Арбате. Она до революции была гимназией. Там у нас уже сложилась своя компания. Это была школа для мальчиков, тогда в школах еще было раздельное обучение. В этой школе была совершенно удивительная, еще дореволюционная традиция: утром на лестнице всегда стоял директор или завуч и, проходя мимо, нужно было наклонить голову, сказать «здравствуйте».



01.09.1963 Перекресток бывшего Карманицкого и Трубниковского переулков старого Арбата.
01 сентября 1963 года. Перекресток бывшего Карманицкого и Трубниковского переулков старого Арбата. Начало строительства Калининского проспекта

© РИА Новости. Тихонов


Потом уже, когда я был в классе шестом-седьмом, раздельное обучение отменили. Тогда же ввели школьную форму — гимнастерка с поясом, брюки. До этого школьной формы не было. Мне форма очень нравилась, я в ней чувствовал себя человеком. Однажды мы шли с моим двоюродным братом по улице, а навстречу нам шли интеллигентного вида старички, наверное, муж и жена. И они увидели нас — мальчиков в форме, напоминавшей дореволюционную гимназическую. И старичок радостно сказал жене, показывая на нас: «Смотри, смотри!» Наверное, ему показалось, что страна возвращается к культуре, норме, воспитанию. Но он оказался немножко неправ.

О религии и КГБ

Я происхожу из дворянского рода, но у нас в семье об этом никогда не говорили. Отец в анкетах писал, что он из семьи служащих. В 1929 году его арестовали, обвинили в принадлежности к контрреволюционной монархической религиозной организации. Его сначала обещали расстрелять, потом дали пять лет, но выпустили досрочно. Он просидел четыре года: год в тюрьме и три года в лагере.

В каждом храме тогда присутствовали кагэбэшные шпики, но в Елоховском их было больше, это ведь главный храм

В семье у нас, конечно, была религиозная жизнь. Но в храм ходили очень редко, боялись. Старались ходить в церковь подальше от дома. Главным храмом тогда был Елоховский собор, мне очень хотелось туда пойти, но не разрешали. В каждом храме тогда присутствовали кагэбэшные шпики, но в Елоховском их было больше, это ведь главный храм. Я даже много лет спустя в него не ходил, по инерции. О кагэбэшниках все знали. Вот пример: у нас была одна знакомая, врач, она ходила в церковь. И вот однажды в храме к ней подошла знакомая и сказала: «А, ты тоже здесь, тебя тоже направили?» Эта женщина там кого-то отмечала. Если это опубликовать, скажут, что я вру. Но я говорю чистую правду.



Протоиерей Александр Салтыков
Отец Александр Салтыков: «Когда я был молодым человеком, я Москву будущего представлял как сплошную «вставную челюсть»: как Сталин с Кагановичем в своем генплане решили, так и будет».

© РИА Новости. Александр Уткин


В Москве в то время оставалось всего около 40 храмов. Понятно, что город тогда был не такой, как сейчас, но все-таки несколько миллионов населения, поэтому в праздники народу в храмах было очень много, просто битком набивались.

О прошлом Кадашей

Закончив истфак МГУ, я работал в Министерстве культуры, но недолго, всего год, больше не выдержал. Потом оказалось, что в Музее Андрея Рублева есть вакансия. И я пошел туда. Надо сказать, что сильно проиграл в зарплате: 100 руб. и 75 — это была большая разница. Но Музей Рублева — это было прекрасно. С 1979 года я начал преподавать в Московской духовной академии. В 1983 году стал дьяконом, в 1984-м — священником.

Настоятелем храма в Кадашах я стал в 1992 году. Нам сперва отдали угловое здание, в котором был склад. Он не отапливался, не было воды, канализации, только электричество. А на дворе февраль. Помню, сидит женщина в ватнике, в ногах у нее обогреватель, на потолке лампочка, а на стене портрет Ленина. Я прихожу и говорю: «Здравствуйте, здесь теперь мы, мы будем восстанавливать церковь». Она сразу стала очень спокойно собираться, хотя я ее не выгонял, но прежде чем уйти, сказала: «А все-таки при коммунистах было лучше».

В самом храме находились реставраторы. Все было разгорожено на комнаты, клетушки, сотрудники сидели, курили.



Восстановление храма Воскресения Христова в Кадашах. 1990-е годы.
Восстановление храма Воскресения Христова в Кадашах. 1990-е годы.

© Из архива Храма


Район вокруг выглядел так, что когда рассказываю, никто не верит! Было ощущение войны, все эти домики вокруг были в полуразрушенном состоянии. Я даже не знаю, жили в них или нет, но вид был такой, что лучше не входи. Здесь кололись наркотиками, жили бомжи, а на крыльце торговали женщинами.

Наконец в 1996 году нам удалось начать богослужение.

О будущем Кадашей

Здесь нужно сохранить историческую память. Кварталы 401 и 402, ограниченные Кадашевскими переулками и Ордынкой, — это охранная зона: в центре здесь уникальный храм, вокруг усадьбы.

Существуют научные рекомендации, что со всеми этими зданиями делать. Рекомендовано их восстановить в историческом виде, в датировке XVII, XVIII, XIX и XX веков.

Битва за Кадаши

Постановление правительства Москвы, разрешающее в Кадашах строительство офисно-жилого комплекса «Пять столиц», появилось еще в 2002 году. В 2009 году начался снос исторических зданий, который тогда удалось приостановить. В острую фазу конфликт вступил в 2010 году, когда застройщик возобновил снос зданий, а градозащитники пытались этому помешать, не пуская технику на стройплощадку. В итоге проект застройки был скорректирован, но не отменен вовсе, как того требовали защитники Кадашей. Сейчас строительство в Кадашах пока не ведется, но застройщик получил почти все согласования.

Мне немного неудобно, потому что я начинаю говорить как империалист, но мне бы хотелось создать здесь детский духовно-культурно-просветительский центр в масштабах хотя бы охранной зоны нашего храма. Если мы хотим, чтобы у нас было будущее, детей-то надо воспитывать. У нас есть детская школа, но места не хватает. Скажем, архитектурный кружок еще может разместиться в помещениях храма, а хореографией в храме я не могу позволить заниматься.

Можно сделать здесь и кафе, потому что есть в любом случае надо, тем же детям. Какую-то лавку можно открыть. Я только против развлекательных заведений. Один очень талантливый человек предложил сделать здесь сценическую площадку и давать «Хованщину» под открытым небом. Но я не уверен на сто процентов, что это нужно, потому что сегодня будет «Хованщина», а завтра неизвестно что.



Восстановление храма Воскресения Христова в Кадашах. 1990-е годы
Восстановление храма Воскресения Христова в Кадашах. 1990-е годы

© Из архива Храма



Можно сделать здесь гостиницу, в Европе это очень модно. Гостиница может быть не менее дорогой, чем офисы, которые хотят здесь строить, может быть, даже более дорогой. Тут же Кремль рядом, Третьяковская галерея. Только нужно сделать честную регенерацию, восстановить старые здания. И еще будьте добры вернуть три участка церковной земли, которые нам так и не отдали, в том числе тот, на котором стоит дом дьякона, почти снесенный в 2010 году: объявили совершенно целый особняк аварийным зданием и быстро снесли, три окошка осталось, и это хотят доломать.

О москвичах

Всегда есть люди хорошие и плохие. Но все-таки сейчас очень много открылось храмов, народ в храмы идет, значит, люди хотят быть лучше. В Евангелии сказано: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. И это очень заметно. Мы живем в беззаконии, и люди ожесточаются, человек готов всех загрызть, потому что его тоже грызут. Конечно, государство должно укреплять законность, но разумно.

Сталин-то еще был мягче Кагановича, он не разрешил ломать храм Василия Блаженного. Возможно, ему за это даже что-то простится

А главное, конечно, государство должно способствовать институту человековедения. Государство заинтересовано в человеке или нет? Институт человековедения — это церковь, потому что церковь формирует личность, она этим живет и это ее главная задача. Но это почему-то многих очень раздражает. Вам не нравится церковь — не ходите, но почему вы мешаете другим?

О Москве прошлого и будущего

Когда я был молодым человеком, я Москву будущего представлял как сплошную «вставную челюсть»: как Сталин с Кагановичем в своем генплане решили, так и будет. Сталин-то еще был мягче Кагановича, он не разрешил ломать храм Василия Блаженного. Возможно, ему за это даже что-то простится.

А сейчас я бы не хотел фантазировать. Зачем? Но у нашего города должен быть шанс на выживание. Выживание — потому что экология города находится в ужаснейшем состоянии, массовые детские заболевания в значительной степени связаны с этим. Именно поэтому одно из наших предложений — компенсировать нашим соседям, которые хотят построить здесь офисы, расходы и дать им участок где-нибудь в другом месте, а здесь сделать просто сквер, чтобы мамы с детскими колясками в нем гуляли.

ТЕГИ: Старожилы, Москва
Категория: По городам, по весям | Просмотров: 435 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]