Главная » 2014 » Март » 11 » Венецианский купец
23:53
Венецианский купец
>>>>> ВЕНЕЦИАНСКИЙ КУПЕЦ
>>
>>>>>
>>
>>>>> -- Ну что мне вам сказать? Вы, конечно,
>>
>>>>> можете не верить, но меня,
>>
>>>>> Розу Абрамовну, во время войны спасли немцы, чтоб они сгорели! Точнее,
>>
>>>>> немецкая бомбардировочная авиация. Если б это чертово Люфтваффе
>>
>>>>> вовремя не налетело - я бы погибла. Думаю, перед вами уникальная
>>
>>>>> личность, которая осталась жить благодаря бомбежке...
>>
>>>>> Если вы жили в Ленинграде, то должны знать, что до войны я была
>>
>>>>> Джульеттой. Семь лет никому этой роли не поручали, кроме меня.
>>
>>>>> Перед самой войной Джульетта влюбилась, - нет, не в Ромео, это был
>>
>>>>> подонок, антисемит, а в Натана Самойловича, очередного режиссера,- и
>>
>>>>> должна была родить. Аборты в то время, как, впрочем, и все остальное,
>>
>>>>> были запрещены. Что мне было делать - вы представляете беременную
>>
>>>>> Джульетту на балконе веронского дома Монтекки?.. Нет повести печальнее
>>
>>>>> на свете...
>>
>>>>> Я кинулась в "абортную" комиссию к ее председателю,
>>
>>>>> удивительному
>>
>>>>> человеку Нине Штейнберг. Она обожала театр, она была "а менч", она б
>>
>>>>> скорее допустила беременного Ромео, чем Джульетту, и дала мне
>>
>>>>>> направление на аборт. Оно у меня до сих пор хранится в шкафу, потому
>>
>>>>> что Натан Самойлович, пусть земля ему будет пухом, сказал: "Пусть я
>>
>>>>> изменю искусству, но у меня будет сын. Шекспир не обидится..."
>>
>>>>> И я играла беременной. Впрочем, никто этого не замечал, потому что
>>
>>>>> Джульетта с животом была худее всех женщин в зале без живота.
>>
>>>>> Вы можете мне не верить - схватки начались на балконе. Я начала
>>
>>>>> говорить страстно, горячо, почти кричать - мне устроили овацию. Они,
>>
>>>>> идиоты, думали, что я играю любовь, - я играла схватки. Натан
>>
>>>>> Самойлович сказал, что это был мой лучший спектакль... Схватки
>>
>>>>> нарастали, но я все-таки доиграла до конца, добежала до дома падре
>>
>>>>> Лоренцо и бросилась в гроб к Ромео.
>>
>>>>> Прямо из гроба меня увезли в родильный дом. Измена Натана
>>
>>>>> Самойловича искусству дала нам сына. Чтобы как-то загладить нашу вину
>>
>>>>> перед Шекспиром, мы назвали его Ромео. Но эти черти не хотели
>>
>>>>> записывать Ромео, они говорили, что нет такого советского имени Ромео,
>>
>>>>> и мы записали Рома, Роман - еврейский вариант Ромео...
>>
>>>>> Я могла спокойно продолжать исполнять свою роль - взлетать на
>>
>>>>> балкон, обнимать, любить, но тут... нет, я не забеременела снова -
>>
>>>>> началась война.
>>
>>>>> Скажите, почему можно запретить аборты и нельзя запретить войну?
>>
>>>>> Всегда не то разрешают и не то запрещают.
>>
>>>>> Натан Самойлович ушел на войну, уже не режиссером, а добровольцем,
>>
>>>>> - у них была одна винтовка на семерых, "и та не стреляла", как он
>>
>>>>> писал в первом письме.
>>
>>>>> Второго письма не было...
>>
>>>>> Мы остались с Ромео. Я продолжала играть, но уже не Джульетту. Я
>>
>>>>> играла народных героинь, солдаток, партизанок. И мне дали ружье.
>>
>>>>> Я была с ружьем на сцене, он в окопе - без. Скажите, это
>>
>>>>> нормальная страна?
>>
>>>>> Весь наш партизанский отряд на сцене был прекрасно вооружен. У
>>
>>>>> командира был браунинг. В конце мы выкатывали пушку. Вы представляете,
>>
>>>>> какое значение у нас придавалось искусству?
>>
>>>>> Мы храбро сражались. В конце меня убивали.
>>
>>>>> Со временем партизанский отряд редел: голод не тетка - пирожка не
>>
>>>>> поднесет. Командира в атаку поднимали всей труппой - у него не было
>>
>>>>> сил встать. Да и мы шли в атаку по-пластунски. Политрука посадили: он
>>
>>>>> так обессилел, что не мог произнести "За Родину, за Сталина!", его
>>
>>>>> хватало только на "За Родину..." - и он сгинул в "Крестах".
>>
>>>>> Истощенные, мы выходили на сцену без оружия, некому было выкатить
>>
>>>>> пушку, некому было меня убить...
>>
>>>>> И, чтоб спасти своего Ромео, Джульетта пошла на хлебозавод.
>>
>>>>> Вы представляете, что такое в голод устроиться на хлебозавод? Это
>>
>>>>> примерно то же, что в мирное время устроиться президентом. Туда брали
>>
>>>>> испытанных коммунистов, несгибаемых большевиков с большой физической
>>
>>>>>> силой.
>>
>>>>> Вы представляете себе Джульетту несгибаемой коммунисткой с
>>
>>>>> железными бицепсами? Но меня взяли, потому что директор, красномордый,
>>
>>>>> несмотря на блокаду, очень любил театр, вернее, артисточек. Вся
>>
>>>>> женская часть нашего поредевшего партотряда перекочевала из брянских
>>
>>>>> лесов на второй хлебозавод. Я могу вам перечислить, кто тогда пек
>>
>>>>> хлеб: Офелия, Анна Каренина, все три чеховские сестры, Нора Ибсена,
>>
>>>>> Укрощенная Строптивая и Джульетта...
>>
>>>>> Мы все устроились туда с коварной целью - не сдохнуть!
>>
>>>>> Каждое утро я бросала моего Ромео и шла на завод. Я оставляла его
>>
>>>>> с
>>
>>>>> крысами, моего Ромео, они бегали по нему, но он молчал - он ждал
>>
>>>>> хлеба.
>>
>>>>> И я приносила его. Я не была коммунисткой и у сердца носила не
>>
>>>>> партийный билет, а корку хлеба. Каждый день я выносила на груди хлеб,
>>
>>>>> я несла его словно динамит, потому что, если б кто-то заметил, - меня
>>
>>>>> б расстреляли, как последнюю собаку. Чтобы расстрелять, у них всегда
>>
>>>>> есть оружие. Меня бы убили за этот хлеб - но мне было плевать на это.
>>
>>>>> Я несла на своих грудях хлеб, и вахтер, жлоб из Тамбова, ощупывая меня
>>
>>>>> на проходной, не решался прикоснуться к ним. Он знал, что я Капулетти,
>>
>>>>> и сам Ромео не смел касаться их...
>>
>>>>> И потом, даже если бы он посмел!.. Вы знаете, актрисы умеют
>>
>>>>> защищать свои груди.
>>
>>>>>> Я выходила в ночной город. Я шла по ночному Ленинграду и пахла
>>
>>>>> свежим хлебом.
>>
>>>>> Я боялась сесть в трамвай, шла кружными путями, Обводным каналом.
>>
>>>>> От меня несло свежим хлебом - и я боялась встретить людей. Я пахла
>>
>>>>> хлебом и боялась, что меня съедят. Даже не то что меня, а хлеб на моей
>>
>>>>> груди.
>>
>>>>> Я вваливалась ночью в нашу комнату с затемненным окном, доставала
>>
>>>>> хлеб - и у нас начинался пир. Я бывала в лучших ресторанах этого мира
>>
>>>>> - ни в одном из них нет подобного блюда. Ни в одном из них я не ела с
>>
>>>>>> таким аппетитом и с таким наслаждением.
>>
>>>> Ромео делил хлеб ровно пополам, при свече, довоенной, найденной под
>>
>>>>> кроватью, и не хотел взять от моей порции ни крошки. Он учил меня
есть.
>>
>>>>> -- Жуй медленно, - говорил он, - тогда больше наедаешься.
>>
>>>>> Наша трапеза длилась часами, в темноте и холоде блокадной зимы.
>>
>>>>> Часто я оставляла часть хлеба ему на утро, но он не дотрагивался до
>>
>>>>> него, и у нас скопился небольшой запас.
>>
>>>>> Однажды Ромео отдал все это соседу-мальчишке за еловые иглы.
>>
>>>>> -- Твоей матери нужны витамины, - сказал этот подонок, - иначе она
>>
>>>>>> умрет. Дай мне ваш черствый хлеб, и я тебе дам еловых иголок. Там
>>
>>>>> витамины и хлорофилл. Ты спасешь ей жизнь.
>>
>>>>> И Ромео отдал.
>>
>>> Он еще не знал, что такое обман.
>>
>>>>> Я не сказала ему ни слова и весь вечер жевала иглы.
>>
>>>>> -- Только больше не меняй, - проговорила потом я. - У нас сейчас
>>
>>>>> столько витаминов, что их хватит до конца войны...
>>
>>>>> Этот подонок сейчас там стал большим человеком - а гройсе пуриц.
>>
>>>>> Он занимается все тем же: предлагает людям иголки - витамины,
>>
>>>>> хлорофилл...
>>
>>>>> Директор, красномордый жеребец, полнел, несмотря на голод.
>>
>>>>> Какая-то партийная кобылица помогла ему комиссоваться и устроила
директором. Он
>>
>>>>> не сводил с меня своих глупых глаз.
>>
>>>>> -- Тяжело видеть Джульетту у печи, - вздыхал он, - это не для
>>
>>>>> прекрасного пола, все время у огня.
>>
>>>>> -- Я привыкла, - отвечала я, - играла роли работниц, сталевара.
>>
>>>>> -- И все же, - говорил он, - вы остались у печи одна. Офелия фасует,
>>
>>>>> Дездемона - в развесочном и все три сестры - на упаковке.
>>
>>>>> -- Я люблю огонь, - отвечала я.
>>
>>>>> Я не хотела бросать печь, потому что путь к распаковке лежал через
>>
>>>>> его конюшню...
>>
>>>>> Однажды, когда я уже кончила работу и, начиненная, шла к
>>
>>>>> проходной, передо мной вдруг вырос кобель и попросил меня зайти в свой
кабинет.
>>
>>>>> На мне был хлеб, это было опаснее взрывчатки.
>>
>>>>> Он закрыл дверь и нагло, хамски начал ко мне приставать.
>>
>>>>> Я вас спрашиваю: что мне было делать?
>>
>>>>> Если б я его ударила - он бы меня выгнал, и мы бы остались без хлеба.
>>
>>>>> Если б я уступила - он бы все обнаружил, - и это расстрел.
>>
>>>>> Что бы я ни сделала - меня ждала смерть.
>>
>>>>> Он пошел на меня.
>>
>>>>> Отступая, я начала говорить, что такой кабинет не для Джульетты,
>>
>>>>> что здесь противно, пошло... Он наступал, ссылаясь на условия военного
>>
>>>>> времени. Я орала, что привыкла любить во дворцах, в веронских палаццо,
>>
>>>>> и всякую чушь, которая приходила в голову, потом размахнулась и
>>
>>>>> врезала ему оглушительную оплеуху.
>>
>>>>> Он рассвирепел, стал дик, злобен, схватил меня, сбил с ног,
>>
>>>>> повалил и уже подступал к груди.
>>
>>>>> Я попрощалась с миром.
>>
>>>>> И тут - я всегда верила в чудеса! - завыла сирена - дико,
>>
>>>>> оглушительно, свирепо. Сирена воздушной тревоги выла безумно и
>>
>>>>> яростно, - наверно, мне это казалось...
>>
>>>>> Он вскочил, побежал, путаясь в спущенных штанах, - как все подонки,
>>
>>>>> он боялся смерти, - штаны падали, он подтягивал их на ходу на свою
>>
>>>>> трясущуюся белую задницу, и я засмеялась, захохотала, впервые за всю
>>
>>>>> войну, и прохохотала всю воздушную тревогу, - это, конечно, был
>>
>>>>> нервный приступ: я ржала и кричала "данке шен, данке шен" славному
>>
>>>>> Люфтваффе, хотя это было абсолютным безумием...
>>
>>>>> До бомбоубежища он не добежал, его ранило по дороге шрапнелью, и вы
>>
>>>>> не поверите - куда! Конечно, война - ужасная штука, но иногда шальная
>>
>>>>> шрапнель - и все!..
>>
>>>>> Мы ожили - я, Дездемона, Офелия, Укрощенная Строптивая. Мы пели
>>
>>>>> "Марш энтузиастов"...
>>
>>>>> Он потерял к нам всякий интерес. И к театру. И вообще - к жизни.
>>
>>>>> Он искал смерти - он потерял все, что у него было. Вскоре он
отправился
>>
>>>>> на фронт. Рассказывают, что он дрался геройски, - так мстят за святое,
>>
>>>>> причем, как утверждали, целился он не в голову...
>>
>>>>> Прорвали блокаду, мы выехали из Ленинграда через Ладогу, в Сибирь,
>>
>>>>> после войны вернулись, жили еще лет двадцать на болоте, а потом вот
>>
>>>>> приехали в Израиль. Я играла на иврите, уже не Джульетту - ее мать,
>>
>>>>> потом кормилицу.
>>
>>>>> Живем мы втроем - я, Ромео и Джульетта. Вы не поверите - его жену
>>
>>>>> зовут Джульетта.
>>
>>>>> Сплошной Шекспир...
>>
>>>>> Я как-то сказала ему, чтобы он женился на женщине, от которой
>>
>>>>> пахнет не духами, а свежим хлебом, - и в кибуце он встретил Джульетту.
>>
>>>>> Он был гений, мой Ромео - он играл на флейте, знал китайский, водил
>>
>>>>> самолет. И вы не поверите, кем он стал - директором хлебозавода в
>>
>>>>> Холоне. Мне стало плохо - я все еще помнила того. Из этого вот шкафа я
>>
>>>>> достала старинное направление на аборт и стала махать перед его
красивым носом.
>>
>>>>> -- Что это? - спросил он.
>>
>>>>> -- Направление на аборт! На который я не пошла. Но если б я знала,
>>
>>>>> кем ты станешь!.. Ты же все умеешь - стань кем-нибудь другим.
>>
>>>>> Инженером. Философом. Разводи крокодилов!
>>
>>>>> Но кто слушает свою маму?
>>
>>>>> Иногда вечерами он приходит и достает из-под рубашки горячую буханку.
>>
>>>>> -- Дай мне лучше еловых иголок, - говорю я, - мне необходимы
витамины...
Категория: По городам, по весям | Просмотров: 494 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]