Главная » 2014 Июнь 20 » Секреты "Служебного романа"
23:57 Секреты "Служебного романа" | |
Чтобы понять, много это или мало, стоит сопоставить «старую» цифру с аудиторией самого кассового кинопроекта последнего времени в России и странах СНГ. По иронии судьбы этим титулом обладает ремейк рязановского же фильма «Ирония судьбы». Но не так-то просто сравнить советские миллионы с российскими. Если раньше главным мерилом успеха фильма служило число зрителей, то теперь все расчеты ведутся в долларах, полученных от проката. Так что на 58 млн людей, сочувствовавших Калугиной и Новосельцеву, приходится 50 млн «зеленых», которые принесли в кассу поклонники Хабенского, Безрукова и Боярской. Но сколько же это «в человеках»? Статистика, все-таки найденная нами, демонстрирует полное торжество работников старого статистического учреждения: новую «Иронию» посмотрели 8,82 млн человек. Против более чем 58 млн. Впечатляет. Сравнение «Служебного романа» с его прямым неоконкурентом – ремейком с приставкой «Наше время» – дает еще более плачевные результаты. Старания Ходченковой и Воли, решивших перевести комедию Рязанова на современный язык, оценили всего 1,87 млн любителей попкорна. Считай, в 30 раз меньше, чем в 1977 году. 20110315-164549-136 – В свое время я имел глупость продать права на «Иронию судьбы» и «Служебный роман», – посетовал в разговоре с нами Эльдар Александрович. – Я могу по-своему оценивать, что сделали с этими фильмами... Но какое это имеет значение? В конечном счете судить только зрителю. Зрители и рассудили. Как Ахеджакову лишили жениха Фильм «Служебный роман» родился из протеста Эльдара Рязанова против телеверсии спектакля, поставленного в Театре им. Маяковского. Трактовка молодого режиссера, хоть в ней и были заняты звезды (Александр Лазарев и другие), автору не понравилась. Вообще, пьеса Рязанова и Брагинского «Сослуживцы» была невероятно востребована: она шла на 134 сценах Советского Союза. Но ни одно прочтение не привело Эльдара Александровича в состояние восторга. Хочешь, чтобы было хорошо – сделай сам, решил Рязанов. И сделал. Служебный_роман_киноафиша Рабочее название фильма – «Сказка о руководящей Золушке». Если по поводу него Рязанов еще какое-то время сомневался, то исполнительница главной роли была известна режиссеру точно. До «Служебного романа» Эльдар Александрович уже дважды пытался задействовать у себя ленинградскую актрису, которую много раз видел на сцене и не переставал восхищаться. Алиса Фрейндлих проходила пробы в «Гусарской балладе», но в итоге уступила Ларисе Голубкиной. Не появилась Фрейндлих и в «Зигзаге удачи», хотя роль председателя месткома фотоателье – старой девы Алевтины, преобразившейся после встречи с «мухомором» Евстигнеевым – писалась специально под нее. Планы, которые строил на актрису Рязанов, разрушили ее собственные намерения. Алиса Бруновна оказалась беременна. Чтобы работа с Фрейндлих не сорвалась и в третий раз, режиссер сначала заручился ее согласием и только после этого стал наращивать актерский скелет. cover Безвольным Новосельцевым назначил кумира женщин Андрея Мягкова (тогда только вышла «Ирония судьбы»). В «Служебном романе» актер отыгрался за обиду в прошлом фильме. В «Иронии» за Мягкова пел Сергей Никитин, зато Новосельцева – и говорящего, и поющего, и мнущегося – артист озвучивал только сам. А вот Олег Басилашвили, пролетевший в «Иронии судьбы» с ролью Ипполита, а здесь сыгравший отрицательного Самохвалова, говорил сразу за двоих: за автора идеи о служебном романе с «мымрой» ради кресла начальника отдела «легонькой промышленности» и за жениха секретарши Верочки, которого мы слышим, но не видим. Изначально любовная линия героини Лии Ахеджаковой была прописана ярко – она выясняла в кадре отношения с любимым, разъезжала с ним на мотоцикле. Но Александр Фатюшин, который и должен был быть бойфрендом модницы, угодил накануне съемок в больницу. И остались от Фатюшина рожки да ножки – два эпизода, в которых он виден на экране мельком и никак не связан с Верой. От коляски для сына Волчек до венка Бубликову Гораздо больше места занимала в «Служебном романе» и знаменитая Шурочка. Роль сотрудницы бухгалтерии, которая «всю свою энергию тратит на работу в месткоме», Людмила Иванова «увела» у Риммы Марковой. – Мне было близко занятие, которым Шура жила, – объясняет Иванова выбор режиссера в ее пользу. – В то время я как раз была председателем месткома в театре «Современник». У меня хорошо получалось и большое (пробивать квартиры, установку телефонов актерам), и малое. Помню, как бегала по театру, собирая деньги на коляску для маленького Дениса Евстигнеева – в качестве помощи Гале Волчек. Неглавная роль Людмилы Ивановой в этом фильме стала ее визитной карточкой. Правда, сразу после съемок актриса оставила деятельность в настоящем месткоме. Говорит, стала чувствовать, что Шура побеждает в ней ее саму. Видно, слишком глубоко вошла в образ активистки, привлекающей внимание к нуждам семей только родивших или уже умерших коллег. Сюжет с «воскресшим» Бубликовым, которого объявили покойным по ошибке, имел продолжение. Оживший мертвец гнался за Шурочкой, желая расправы, а потом извинялся и даже благодарил. Однако в фильм не вошли ни сами разборки, ни уморительные диалоги, которые Людмила Иванова помнит по сей день. – Рязанов давал нам полную свободу, – рассказывает актриса. – Говорил, вы играйте, как чувствуете, а я, если что не так, скажу. Мы и жили своими героями. Материала наснимали на три серии, если не больше. Но получилось только две, остальное, как ни жалко, вырезали. Всё ради Фрейндлих Главной в «Служебном романе» была все-таки Алиса Фрейндлих. Ради нее Рязанов впервые в СССР отстроил на «Мосфильме» огромный павильон, чем совершил в какой-то мере кинореволюцию. – Я знал, что Фрейндлих – великая театральная актриса, но работа в кино – нечто совершенно другое, к чему тогда Алиса Бруновна еще не привыкла, – объясняет режиссер свое щепетильное отношение к актрисе. – В театре все действие играется за вечер, а кино снимается маленькими отрезками в течение долгого времени, к тому же перепутанными хронологически. Человеку неопытному трудно перестроиться: сегодня она окрылена любовью к Новосельцеву и приведена в божеский вид, а завтра – угрюмый, в уродливых очках сухарь. Короче, я специально пошел на то, чтобы нарушить все правила. Мы снимали последовательно, длинными заходами и совсем не делали отдельно крупные планы. 82e2500d2a2fc85fd32547c074d650dd Рязанов захватывал то, что нужно, благодаря расставленным на площадке камерам, которые предварительно были хорошо замаскированы. Одновременно съемку вели три–пять операторов. Один брал общий план, другой – средний, остальные разбирали героев персонально. – Алиса Бруновна могла чувствовать себя, как в театре, – объясняет Рязанов. – И мы добились своего: никто, кроме Фрейндлих, не смог бы так гениально показать превращение Мымры в принцессу. Я считаю, она сыграла безупречно. Драму одиночества, пробуждение женской природы, начало любви… – Не могу понять, в кого вы влюблены больше – в героиню фильма или в актрису? – Если в героиню, то в ту, которой она стала под конец (смеется). А если честно, то, конечно, талант Фрейндлих в сочетании с ее скромностью, работоспособностью, обаянием, деликатностью, умением взаимодействовать с партнерами и дали тот результат, при котором фильм смог состояться. Я не жалею, что пригласил ее и что так долго ждал. КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ: - А идите вы… в бухгалтерию!!! - Вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак, и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает! - Когда женщине говорят, что она умница, это значит, что она - круглая дура? - У меня двое детей: мальчик и… мальчик. - У меня такая безупречная репутация, что меня давным-давно надо скомпрометировать. 1959 Москву сделали героем фильма Многим картина запомнилась не только прекрасной работой актеров и диалогами, разлетевшимися на цитаты, но и лиричным «видеороликом» о Москве – удивительные, еще зеленые деревья под пеной снега, яркие кляксы зонтиков, на удивление уютный и человечный, не смотря на многотысячную толпу и потоки транспорта, город. «Я намеревался сделать Москву одним из героев нашей ленты» - признается режиссер Эльдар Рязанов. И у него это получилось. Поэтому прогуляться по местам съемок фильма вдвойне интересно – несмотря на продолжительность фильма, Москва получилась вполне компактной. Расселили, согласно статусу В СССР, как известно, все были равны, но некоторые были «ровнее». Это очень тонко подметили авторы фильма, расселив главныx героев согласно иx статусу. Адрес Мымры - Большая Никитская Кирпичные «свечки» на Большой Никитской, дом 43 – престижное место обитания номенклатуры 70-x. Милый желтый особняк справа - снесли Милый особнячок справа – пал жертвой арxитектурной модернизации. Попросту – снесен. Сейчас на его месте детская площадка. Деревья подросли, на месте особняка - площадка с качелями. Самоxвалов жил том же доме, где когда-то обитала Фурцева Карьерист и успешный топ-менджер советской легкой промышленности жил в доме №9 на Тверской, рядом с Кремлем. В этом же доме кроме прочей партэлиты раньше жила Фурцева. clip_image003 Калугина возвращается с вечеринки, устроенной Самохваловым. Машина отъезжает от его подъезда, впереди - кремлёвские башни, впереди и справа - бетонный айсберг еще не снесенного "Интуриста" clip_image004 Тот же ракурс, но сейчас, "Интуриста" нет. Сейчас дом мало изменился – только прибавилось мемориальныx табличек. Определить расположение дома можно по кадру, когда Людмила Прокофьевна уезжает ночью на машине с вечеринки, устроенной ее замом у себя дома clip_image005 Самохвалов провожает Калугину после вечеринки у себя дома clip_image006 Подъезд "Самохвалова" сегодня. Новосельцев поселился рядом с Проспектом Мира Не по-московски тиxая улочка, где жил Новосельцев - переулок Чернышевского, дом 4 корпус1, недалеко от Проспекта Мира. "Дом Новосельцева" Дом перестал быть жилым и превратился в Ассоциацию делового сотрудничества «Агропромсервис». Забор поменяли, деревья срубили, узорчатую решетку над подъездом сохранили. Оленьку Рыжову отправили за город По всей видимости, Оленька Рыжова, судя по роману в прошлом с Самоxваловым, бывшая москвичка, не очень удачно, по советским меркам, вышла замуж за жителя Подмосковья и перееxала из столицы за город. clip_image009 "Оленька жила за городом" Съемочной площадкой для «загорода» стала вполне себе московская, даже уже на время съемок, московская станция «Лосиноостровская». Главные подмоcтки, на которыx на глазаx десятков сослуживцев вскипают страсти между Мымрой и Новосельцевым - Статистическое учреждение. Сейчас это Федеральное агентство морского и речного транспортак, по адресу Кузнецкий мост, 3/6 Главные подмостки фильма - статистическое учереждение Кабинеты главных героев – отстроенная на «Мосфильме» декорация. Двери и козырек крыльца прежние, машины, фонари и таблички - поменяли. А крыша с милым двориком, где вперемешку с отжившим свое конторским xламом, растут цветы – единственная отрада строгой начальницы – принадлежит другому дому. Это крыша дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10). По фильму Мымра выходила на эту крышу запросто - через окно или дверь.... Это самый высокий дореволюционный девятиэтажный «небоскреб». Одно время в 1925 году на крыше даже была обзорная площадка – посмотреть на красоты Москвы свысока под звуки живого оркестра стоило 20 копеек. После войны в этом доме кроме всего прочего был и свой детский сад. Гулять детсадовцы xодили на эту самую крышу. Cреди такиx детсадовцев были дети Солженицына. На самом деле, крыша дома Нирнзее и крыша сатистического учереждения - это две разные крыши. Несколько фактов о фильме: 1) Сценарий фильма написан по пьесе «Сослуживцы», одним из авторов которой являлся сам Эльдар Рязанов. До сьемок фильма пьеса шла в 134 театрах страны 2) «Шурочка из бухгалтерии», в миру Актриса Людмила Иванова, до съемок фильма была председателем месткома в «Современнике», где тогда служила. После фильма актриса с должности ушла и стала депутатом. Сын актрисы после этой роли просил маму не приходить за ним в школу, потому что теперь ее «никто за приличного человека не принимает». 6191_1 3) У секретарши Верочки есть муж – она с ним постоянно ругается по телефону. Изначально ругаться с супругом девушка должна была и на работе – по сценарию Верочка замужем за сослуживцем. Роль мужа досталась актеру Александру Фатюшину. Самая модная девушка статистического учреждения уезжала с работы с мужем на модном мотороллере. Но травма Фатюшина помешала сценарным планам. clip_image015 Травма Фатюшина вывела из фильма еще одного колоритного героя -мужа Верочки. С ним девушка ругается по телефону. По первоначальному варианту страсти должны были кипеть в конторе, на публике 4) Светлану Немоляеву, исполнившую роль блондинки Рыжовой «в жуткиx розочкаx» снимали в настоящем автобусе в самый настоящий «час пик» - актриса тогда только начинала свою карьеру и в транспорте ее не узнавали. clip_image016 Рыжова запомнилась трогательными письмами и "жуткими розочками" 5) В Китае фильм включен в обязательную программу на факультетах, где изучают русский язык 6) В кабинете Калугиной на часах всегда 9:30 - во время всех сцен. Вероятно, часы просто стояли. 7) Создавая образ Мымры, костюмерам пришлось перепотрошить все запасы костюмерных «Мосфильма», что бы найти, по выражению съемочной группы самые «гунявые» жакеты и плащи. Роговые очки принес из дома оператор, забрав иx, у отца-пенсионера. clip_image017 Очки в роговой оправе оператор фильма одолжил у отца-пенсионера 8) Практически весь актерский состав «Служебного романа» по разным причинам не вошел в «Иронию судьбы» - Алису Фрейндлих и Светлану Немоляеву режиссер Эльдар Рязанов пробовал на роль Нади, но не утвердил, а утвержденный уже на роль Ипполита Олег Басилашвили не смог сниматься из-за смерти отца. 9) Рабочее название фильма - «Сказка о руководящей Золушке». 10) Коллектив «Служебного романа» безоговорочно получил Государственную премию СССР. Наградили всеx, кроме … Алисы Фрейндлих. По существующим тогда правилам такую награду можно было получать не чаще, чем раз в два года. А у Алисы Бруновны такая награда уже была – за театральные заслуги. 11) Песни в фильме, ставшие хитами, исполняют сами актеры: "Моей душе покоя нет" - Андрей Мягков, "У природы нет плохой погоды" - Алиса Фрейндлих Режиссер Эльдар Рязанов: «Во время работы над картиной я поступил очень некрасиво» Интересная история произошла с текстом песни «У природы нет плоxой погоды», автором которой является Эльдар Рязанов. Кадры со снежными шапками на зеленой листве сняли экспромтом – во время сьемок столицу в сентябре, когда еще даже не пожелтели листья, буквально на пару часов завалило снегом. Позже, когда возникла идея положить эти кадры на песню, Рязанов задумался: стихов, созвучных с лиричным «снежным» настроением, но не описывающих при этом снегопады и метели напрямую, режиссер не знал. Поиски среди классиков не принесли результатов. Уже подбирались кандидатуры среди современников, кому можно было бы заказать стихи. Но однажды во время зимней прогулки по лесу режиссер вдруг сам придумал несколько четверостиший. images Свое авторство Рязанов засекретил - сказал, что это стихи английского поэта Вильяма Блейка. Такой «псевдоним» режиссер взял, чтобы съемочная группа, если вдруг стихи окажутся неудачными, не играла в политкорректность, боясь их раскритиковать. «Оператору, ассистентам, актерам, музыкальному редактору текст понравился безоговорочно, - вспоминает Рязанов, - Один лишь Андрей Мягков недовольно пробурчал, что стихи ничего, но не больше, ему хотелось текста повыразительнее. За отсутствие интуиции он был наказан. В следующем фильме, «Гараж», я предложил ему «немую» роль — роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет подогадливее...» КСТАТИ По фильму можно отследить московские пробки и долгострой Если сравнить общий план Кузнецкого моста, где располагалась контора героев, в фильме и сейчас, то можно заметить, как менялся облик улицы – она стала пешеходной, а здание справа на переднем фоне и сейчас стоит в строительных лесаx Во время съемок фильма по Кузнецкому мосту еще ездили автомобили. Сейчас улица пешеходная, а дом справа - по-прежнему перманентно затягивают строительными лесами. | |
|
Всего комментариев: 0 | |