Главная » 2014 Октябрь 29 » Освещенная солнцем
10:33 Освещенная солнцем | |
> Она все равно оставила бы свое имя в истории — как талантливый > скульптор, как писательница, как мать нобелевского лауреата. Но вряд ли > знала бы и любила ее вся Россия, если бы Валентин Серов не написал ее > портрет, известный всем как «Девушка, освещенная солнцем». > Этот портрет еврейской девушки часто используется для иллюстрации > статей о «тургеневских барышнях», о национальном русском женском > характере, его печатают на календарях и даже на конфетных коробках, так > что в лицо ее знают все, а вот имя ее известно не всем. Девушку звали > Маша Симонович и была она двоюродной сестрой художника. > > > Маша обречена была стать незаурядной личностью, потому что родилась в > необыкновенной семье, необыкновенными людьми были ее родственники и > друзья. И ее мать не могла не воспитать прекрасных детей. > Родителями Машиной мамы — Аделаиды Семеновны Бергман — были почтенные > еврейские торговцы колониальными товарами, но она и ее младшая сестра > Валентина мечтали о высшем образовании и творческой работе. Валентина > училась в консерватории, увлеклась, как это часто бывает, своим > немолодым уже учителем — композитором Александром Серовым. В 17 лет она > вышла за него замуж и родила сына Валентина, ставшего потом знаменитым > художником. > Валентина Семеновна рано овдовела, она сочиняла музыку, стала первой в > России женщиной-композитором и написала оперу, которую поставили в > Большом театре. Кроме того, она увлекалась идеями Чернышевского и > народников, устраивала народные театры и коммуны, словом, ей было не до > сына. Вторую семью Тоша, как звали родные будущего живописца, нашел в > доме тетки Аделаиды. > Аделаида Семеновна сначала выдержала экзамен на звание домашней > учительницы, потом попыталась поступить в Московский университет, но из > этого ничего не вышло. И она вместе с мужем, да, она уже вышла замуж за > детского врача и педагога Якова Мироновича Симоновича, уехала в > Швейцарию. Там она окончила университет и вернулась в Россию, чтобы > положить начало детскому дошкольному воспитанию. > Ей было 22 года, когда она открыла первый в России детский сад и начала > издавать журнал с таким же названием: «Детский сад». Она писала книги, > ездила с мужем в Лондон, чтобы пообщаться с Герценом, в общем, не имела > ничего общего с обычной домохозяйкой. Между тем у нее было пятеро детей > да еще сирота Леля Трубникова, да племянник… > > Маша была старшей из четырех сестер, с ней, своей ровесницей, Валентин > и сдружился. «Ты вот да Надя (Лелю я не знаю), — пишет он Маше, — > первая простая девочка, с которой можно говорить по душе». Валентин > нарисовал восемь портретов Марии, первый, когда им было по четырнадцать > лет. > С Машей Валентина связывало и увлечение искусством — она хотела стать > скульптором, скульпторкой, как тогда говорили. Антокольский ее хвалил. > Знаменитый портрет Маши «Девушка, освещенная солнцем» Валентин напишет > в 1888-м, а пока он веселится с кузинами, знакомит с ними своих друзей > по Академии художеств — Владимира Дервиза и Михаила Врубеля. > В доме Симоновичей сразу возникла атмосфера романтики. Серов увлекся > Лелей Трубниковой, Дервиз — Надей, а Врубель — Машей. В один из вечеров > Врубель сделал ее карандашный портрет и тут же подарил его ей. Потом > Михаил Александрович написал ее Тамарой в «Демоне», потом Офелией… Но > их отношения так и остались только флиртом. А вот две другие пары > соединились навеки. > > Барон Владимир фон Дервиз принадлежал к богатой семье, в деньгах себя > не стеснял и, женившись на Наде, купил в Тверской губернии живописное > имение Домотканово. Теперь вся веселая компания друзей-родственников — > Дервизы, Симоновичи, Серовы — собиралась в Домотканове. Рисовали, > музицировали — Надя была отличной пианисткой, ставили спектакли, > гуляли. Здесь-то и возникла у Серова идея картины. > «Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, — > вспоминала Мария. — После долгих поисков в саду, наконец, остановились > под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была > трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем > игры солнца на лице. Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже > что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. «Тут будем > писать», — сказал он. Сеансы происходили по утрам и после обеда — по > целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким > мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно > признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, > он — удачным писанием, я — важностью своего назначения». > Как только портрет был закончен, Маша уехала в Петербург — ей пора было > на занятия в школу Штиглица, где она занималась скульптурой. За > позирование Серов подарил своей натурщице три рубля. Оба были бедны, > для обоих это были приличные деньги. > Через некоторое время Маша уехала в Париж. > Говорила, что совершенствуется там в скульптуре, но когда Серов приехал > на открывшуюся в Париже Всемирную выставку, ему стало ясно, что держит > кузину во Франции. Ее избранник Соломон Львов жил в России, но за > участие в студенческих волнениях был сослан в Олонецкую губернию, > откуда бежал за границу. В Париже Львов получил образование, стал > известным врачом-психиатром. > …Портрет Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем» приобрел для > своей галереи Третьяков, а через 50 лет в Париже история с портретом > получила для Маши интересное продолжение. В письме сестре Нине она > рассказала, что пришел к ним знакомый, инженер, тоже русский, стал > играть в шахматы с Соломоном Константиновичем, а сам все поглядывал на > висевшую на стене репродукцию «Девушки, освещенной солнцем». Потом > спросил: «Чей это портрет?» — «Моей жены», — ответил Соломон > Константинович. Гость крайне удивился. > – Я очень изменилась? — спросила Мария. > Гость ответил: > – Глаза те же. И > рассказал, что девушка с портрета была его первой любовью, что чуть ли > не каждый день он ходил в Третьяковку и любовался ею. И вот теперь > наконец встретил свою мечту… Уходя, он сказал: «Благодарю вас за > глаза». И поцеловал ей руку. > Через несколько лет Маша, уже Львова, приехала погостить к родным, и > тогда, тоже в Домотканове, Серов написал еще один ее портрет. Портрет > вышел красивый, «импрессионистский», его колорит оживлял небольшой > букет полевых цветов в левом нижнем углу холста. Племянница Маши, > художница Мария Фаворская, дочь Нади Дервиз, вспоминала: «Эти цветы мы > с сестрой набирали каждое утро свежими. Но смотреть, как пишется > портрет, мне не пришлось. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал > кисти в руки». > Это полотно завершило серию серовских портретов Марии. Знаменитый > художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и > уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную > молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке > вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно > заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом > выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Маша > вернулась в Париж и увезла портрет с собой. > > А потом закончилась и радостная жизнь в Домотканове. Умерла, молодой > еще, Надя, потом — Валентин Серов. Октябрьская революция разметала и > погубила обитателей и гостей счастливого имения. > > Шестьдесят лет хранила Маша письма и рисунки своего кузена. А за > несколько недель до Второй мировой войны, словно предчувствуя беду, > переслала их в дар Третьяковской галерее. Она хотела, чтобы ее > последний портрет тоже хранился в России. Но ее сын — микробиолог, > лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов — после смерти матери > передал его в парижский музей Д’Орсэ. > Когда началась Вторая мировая война, Маша писала в Россию: «Дорогие > сестры, это мое последнее письмо, может быть. Вся Франция на дорогах, > бежит — пешком, на велосипедах, даже на похоронных дрогах — до того > давление немцев велико. Мы окружены справа, слева и с севера, я, думаю, > буду расстреляна как довольно пожившая. Что же Россия не приходит к нам > на помощь?.. Шум адский со всех сторон. Это конец света. Прощайте, > Мари». > Но Мария Львова, девушка, освещенная солнцем, уцелела в оккупированной > Франции. Она дожила до девяноста лет и скончалась в Париже в 1955 году. > > Автор Татьяна БАСОВА. > | |
|
Всего комментариев: 0 | |