Главная » 2014 » Октябрь » 29 » Освещенная солнцем
10:33
Освещенная солнцем
Девушка, освещенная солнцем
> Она все равно оставила бы свое имя в истории — как талантливый
> скульптор, как писательница, как мать нобелевского лауреата. Но вряд ли
> знала бы и любила ее вся Россия, если бы Валентин Серов не написал ее
> портрет, известный всем как «Девушка, освещенная солнцем».
> Этот портрет еврейской девушки часто используется для иллюстрации
> статей о «тургеневских барышнях», о национальном русском женском
> характере, его печатают на календарях и даже на конфетных коробках, так
> что в лицо ее знают все, а вот имя ее известно не всем. Девушку звали
> Маша Симонович и была она двоюродной сестрой художника.
>
>
> Маша обречена была стать незаурядной личностью, потому что родилась в
> необыкновенной семье, необыкновенными людьми были ее родственники и
> друзья. И ее мать не могла не воспитать прекрасных детей.
> Родителями Машиной мамы — Аделаиды Семеновны Бергман — были почтенные
> еврейские торговцы колониальными товарами, но она и ее младшая сестра
> Валентина мечтали о высшем образовании и творческой работе. Валентина
> училась в консерватории, увлеклась, как это часто бывает, своим
> немолодым уже учителем — композитором Александром Серовым. В 17 лет она
> вышла за него замуж и родила сына Валентина, ставшего потом знаменитым
> художником.
> Валентина Семеновна рано овдовела, она сочиняла музыку, стала первой в
> России женщиной-композитором и написала оперу, которую поставили в
> Большом театре. Кроме того, она увлекалась идеями Чернышевского и
> народников, устраивала народные театры и коммуны, словом, ей было не до
> сына. Вторую семью Тоша, как звали родные будущего живописца, нашел в
> доме тетки Аделаиды.
> Аделаида Семеновна сначала выдержала экзамен на звание домашней
> учительницы, потом попыталась поступить в Московский университет, но из
> этого ничего не вышло. И она вместе с мужем, да, она уже вышла замуж за
> детского врача и педагога Якова Мироновича Симоновича, уехала в
> Швейцарию. Там она окончила университет и вернулась в Россию, чтобы
> положить начало детскому дошкольному воспитанию.
> Ей было 22 года, когда она открыла первый в России детский сад и начала
> издавать журнал с таким же названием: «Детский сад». Она писала книги,
> ездила с мужем в Лондон, чтобы пообщаться с Герценом, в общем, не имела
> ничего общего с обычной домохозяйкой. Между тем у нее было пятеро детей
> да еще сирота Леля Трубникова, да племянник…
>
> Маша была старшей из четырех сестер, с ней, своей ровесницей, Валентин
> и сдружился. «Ты вот да Надя (Лелю я не знаю), — пишет он Маше, —
> первая простая девочка, с которой можно говорить по душе». Валентин
> нарисовал восемь портретов Марии, первый, когда им было по четырнадцать
> лет.
> С Машей Валентина связывало и увлечение искусством — она хотела стать
> скульптором, скульпторкой, как тогда говорили. Антокольский ее хвалил.
> Знаменитый портрет Маши «Девушка, освещенная солнцем» Валентин напишет
> в 1888-м, а пока он веселится с кузинами, знакомит с ними своих друзей
> по Академии художеств — Владимира Дервиза и Михаила Врубеля.
> В доме Симоновичей сразу возникла атмосфера романтики. Серов увлекся
> Лелей Трубниковой, Дервиз — Надей, а Врубель — Машей. В один из вечеров
> Врубель сделал ее карандашный портрет и тут же подарил его ей. Потом
> Михаил Александрович написал ее Тамарой в «Демоне», потом Офелией… Но
> их отношения так и остались только флиртом. А вот две другие пары
> соединились навеки.
>
> Барон Владимир фон Дервиз принадлежал к богатой семье, в деньгах себя
> не стеснял и, женившись на Наде, купил в Тверской губернии живописное
> имение Домотканово. Теперь вся веселая компания друзей-родственников —
> Дервизы, Симоновичи, Серовы — собиралась в Домотканове. Рисовали,
> музицировали — Надя была отличной пианисткой, ставили спектакли,
> гуляли. Здесь-то и возникла у Серова идея картины.
> «Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, —
> вспоминала Мария. — После долгих поисков в саду, наконец, остановились
> под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была
> трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем
> игры солнца на лице. Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже
> что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. «Тут будем
> писать», — сказал он. Сеансы происходили по утрам и после обеда — по
> целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким
> мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно
> признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь,
> он — удачным писанием, я — важностью своего назначения».
> Как только портрет был закончен, Маша уехала в Петербург — ей пора было
> на занятия в школу Штиглица, где она занималась скульптурой. За
> позирование Серов подарил своей натурщице три рубля. Оба были бедны,
> для обоих это были приличные деньги.
> Через некоторое время Маша уехала в Париж.
> Говорила, что совершенствуется там в скульптуре, но когда Серов приехал
> на открывшуюся в Париже Всемирную выставку, ему стало ясно, что держит
> кузину во Франции. Ее избранник Соломон Львов жил в России, но за
> участие в студенческих волнениях был сослан в Олонецкую губернию,
> откуда бежал за границу. В Париже Львов получил образование, стал
> известным врачом-психиатром.
> …Портрет Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем» приобрел для
> своей галереи Третьяков, а через 50 лет в Париже история с портретом
> получила для Маши интересное продолжение. В письме сестре Нине она
> рассказала, что пришел к ним знакомый, инженер, тоже русский, стал
> играть в шахматы с Соломоном Константиновичем, а сам все поглядывал на
> висевшую на стене репродукцию «Девушки, освещенной солнцем». Потом
> спросил: «Чей это портрет?» — «Моей жены», — ответил Соломон
> Константинович. Гость крайне удивился.
> – Я очень изменилась? — спросила Мария.
> Гость ответил:
> – Глаза те же.
И
> рассказал, что девушка с портрета была его первой любовью, что чуть ли
> не каждый день он ходил в Третьяковку и любовался ею. И вот теперь
> наконец встретил свою мечту… Уходя, он сказал: «Благодарю вас за
> глаза». И поцеловал ей руку.
> Через несколько лет Маша, уже Львова, приехала погостить к родным, и
> тогда, тоже в Домотканове, Серов написал еще один ее портрет. Портрет
> вышел красивый, «импрессионистский», его колорит оживлял небольшой
> букет полевых цветов в левом нижнем углу холста. Племянница Маши,
> художница Мария Фаворская, дочь Нади Дервиз, вспоминала: «Эти цветы мы
> с сестрой набирали каждое утро свежими. Но смотреть, как пишется
> портрет, мне не пришлось. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал
> кисти в руки».
> Это полотно завершило серию серовских портретов Марии. Знаменитый
> художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и
> уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную
> молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке
> вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно
> заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом
> выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Маша
> вернулась в Париж и увезла портрет с собой.
>
> А потом закончилась и радостная жизнь в Домотканове. Умерла, молодой
> еще, Надя, потом — Валентин Серов. Октябрьская революция разметала и
> погубила обитателей и гостей счастливого имения.
>
> Шестьдесят лет хранила Маша письма и рисунки своего кузена. А за
> несколько недель до Второй мировой войны, словно предчувствуя беду,
> переслала их в дар Третьяковской галерее. Она хотела, чтобы ее
> последний портрет тоже хранился в России. Но ее сын — микробиолог,
> лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов — после смерти матери
> передал его в парижский музей Д’Орсэ.
> Когда началась Вторая мировая война, Маша писала в Россию: «Дорогие
> сестры, это мое последнее письмо, может быть. Вся Франция на дорогах,
> бежит — пешком, на велосипедах, даже на похоронных дрогах — до того
> давление немцев велико. Мы окружены справа, слева и с севера, я, думаю,
> буду расстреляна как довольно пожившая. Что же Россия не приходит к нам
> на помощь?.. Шум адский со всех сторон. Это конец света. Прощайте,
> Мари».
> Но Мария Львова, девушка, освещенная солнцем, уцелела в оккупированной
> Франции. Она дожила до девяноста лет и скончалась в Париже в 1955 году.
>
> Автор Татьяна БАСОВА.
>
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 555 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]