Главная » 2014 » Ноябрь » 5 » Галя Шагельман. Воспоминания о школе
10:34
Галя Шагельман. Воспоминания о школе
Воспоминания о школе (бывшая ученица Шагельман Г.М.)

Я иду в первый класс! Учитель – моя мама Анфиса Александровна Шагельман. Одноклассники, большинство знакомы, т.к. мы ходили вместе в детский сад, но я испытываю особенную гордость, ведь учитель моя мама… Дома – мама, в школе Анфиса Александровна, такое правило было незыблемо, спрос был самый строгий, никаких поблажек. То, что наши родители были учителя, накладывало на нас дополнительную ответственность, дисциплину. Мы не должны были компрометировать их, а порой так хотелось хулиганить, но ты подведешь маму и отца…
Для сельской местности школа это центр культуры, все самое прогрессивное и новое появлялось в Школе. Я не случайно пишу слово Школа с большой буквы, для меня в то время это был храм, где происходило самое интересное и увлекательное… Мы с одноклассниками не спешили домой, хотелось еще пообщаться, после уроков было внеклассное чтение, различные кружки, походы в лес… Наш класс был дружен, кто хорошо усваивал предметы должен был помогать отстающим. По закономерности девочки учились лучше, нас прикрепляли разъяснять отстающим мальчикам. Мальчишечья гордость страдала, не раз пытались мальчишки нас девочек поколотить, но это скорее была игра, обратить на себя внимание, как на «мужчин». После таких схваток вместе затем шли на горку кататься.
Я не устаю до сих пор восхищаться преданностью учителей тех лет своей работе. Моя мама сумела сплотить класс, привила любовь к литературе, уважение к старшим, научила сострадать. У одноклассницы Тани Белоусовой умерла мама (мы учились в начальной школе), были на похоронах, старались, как могли, помочь ей.
Нас в семье было 5-теро детей, у каждого волевой непростой характер, было порой обидно, что к тебе повышенные требования. Как мама успевала работать, вникать в наши детские проблемы, в сельском клубе ставила спектакли с молодежью, входила в бригады по патрулированию улиц по борьбе с пожарами. Вечерами, мы часто семьей слушали радио - спектакли, читали книги вслух. К нам никогда не применяли физического насилия, достаточно было маме добавить металла в голосе, сразу понимали, что терпение ее исчерпано, делали выводы... Для подготовки нас к олимпиадам математик Шелудякова Татьяна Ефимовна давала повышенной трудности задачи на дом. С улыбкой вспоминаю, у меня что-то не получалось, папа решил задачу алгебраически (мы еще не проходили алгебру), мама переводила задачу на арифметический язык и объясняла где я неверное сделала действие.
Большое влияние на наше воспитание внесла наша бабушка Тамакулова Мария Федуловна, 1883 г.рождения.. Истинно русская женщина, на ее долю выпало пережить революции, войны, белогвардейцы хотели ее расстрелять…
Родители до самого позднего вечера были на работе, мы оставались с бабушкой, слушались ее беспрекословно, наши маленькие тайны она узнавала первой.



Мы уже подросли, на фото все в том же составе пятерка Шагельман и Мария Федуловна Тамакулова…
Бабушка была жизнелюбка, ей все было интересно и как мы учились в школе, позднее наши победы и поражения в институте.
Родители никогда не занимались нравоучениями, их пример, жизненная позиция были лучшими воспитателями.
Сельским Советом принято решение озеленить территорию возле клуба в очередной субботник. Папа уже не работал в школе, был на пенсии, так как физически ему в то время трудно было копать яму под деревца, так он целую неделю трудился над этой ямой, чтобы и его вклад был в этом деле. Хотя никто не укорил бы его, если он не принял участия в субботнике. Таких людей как мой отец в С.Конево было немало, это бывшие фронтовики. Они свою жизненную позицию понимали по-особенному и не мыслили себя вне общества.
На одном мероприятии встретила бывшую мамину ученицу (девочка приехала в село с родителями) когда мы уже разлетелись по городам, я девочку не знала. Узнав мою фамилию, она представилась как бывшая ученица моей мамы, с огромным уважением и любовью она рассказывала, как пришла в класс, с какой теплотой была встречена учителем - Анфисой Александровной. Доброта и сердечность от учителя передается окружающим, ученица не почувствовала себя чужаком, хотя это был уже не первый класс и естественно дети успели подружиться.
Не могу не вспомнить учителя по немецкому языку Хаккевиц Наталью Николаевну, к сожалению, учиться по предмету мне у нее не пришлось, но в начальной школе я участвовала в литературных композициях, с которыми школа выступала на районных смотрах и занимала призовые места.

Наталья Николаевна в учительской.
Даже если ей нездоровилось, приходили к ней домой, чтобы репетировать. Каждому, независимо от возраста, было уделено внимание, какую мысль необходимо донести до зрителей, какие интонации делать на той или иной фразе. Наталья Николаевна много путешествовала, интересно рассказывала, угощала жареными каштанами (откуда она их привозила..). Сидели порой допоздна, жили мы на одной улице Горького, родители знали, что от Натальи Николаевны мы рано домой не вернемся…
Мой отец – Михаил Абрамович Шагельман, родился в Белоруссии г. Наровля. В село С.Конево в 1943 г. забросила война, был на излечение, работал в школе военруком, затем снова был призван в армию. Окончательно вернулся в С.Конево в августе 1946 г., не вернуться было невозможно – ждала любимая учитель начальных классов Анфиса Александровна Тамакулова. В ноябре 1946 г. образовалась семья Шагельман . Продолжил работать военруком.

.

Директором школы в 1946 г. был Чемоданов Иван Никифорович, умный, образованный, интеллигент.
Старшие сестры Аня и Нина, брат Саша (я и младшая Люда еще были очень малы) вспоминают: каждый Новый год, скорее на Рождество для детей учителей на квартире Ивана Никифоровича проходили елки с играми, угощением, подарками. Дети готовились к празднику: учили стихи, песни, танцы. Царила атмосфера доброты, веселья, никто не был обойден вниманием. Для участников это незабываемые мгновения, возраст у детей разный, тем не менее совместные праздники сплачивали.
Война застала моего отца, когда он был студентом 3-го курса Воронежского университета, факультет археологии. Продолжить учебу в 1948 г. пришлось в Свердловске заочно в педагогическом институте по специальности «география». Семья разрасталась, приходилось совмещать работу, учебу, растить нас. 1952 год был отмечен рождением дочери Людмилы, назначен завучем С.Коневской ср. школы, 1957 г. переведен на должность директора школы.
Деятельность отца не ограничивалась административными делами, много занимался лекционной работой для населения по различным темам. Тонко чувствовал аудиторию, материал был глубоко проработан, наполнен юмором, воспринимался населением с удовольствием.

Когда здоровье уже не позволяло самому ездить по селам с лекциями, начитывал материал на магнитофонную пленку и его коллеги поставляли этот материал слушателям. Напротив окон нашего дома по ул. Горького был установлен столб высотою примерно 1м., нанесена разметка времени по тени от гвоздя. Часы были в то время не у всех, соседи частенько время уточняли по этому столбу. Вечером с отцом на небе следили за первыми спутниками Земли. Все население готовилось к наблюдению полного солнечного затмения (коптили стекла)...
Уже в институте не могла доказать теорему (уже не помню о чем она была). Отец, логическими рассуждениями, опираясь на свои школьные знания, получил недостающую мне для доказательства формулу. Я была удивлена, насколько он эрудирован, какая великолепная память. Впечатляло его упорство в познании. Не понимал искусство балета, не сдался, прочитал о балете все, что было в библиотеке.
По каждой интересующей его теме был заведен скоросшиватель, куда информация, подшивалась из газет, журналов, делал выписки из литературы, а также коллекционировал юмор на эту тему.
Здоровье не позволяло оставаться в селе, родители переехали в Свердловск. Здесь его знаниями пользовались соседи, с просьбами для детей внуков обращались и получали информацию. Человек он был светлый, легкий, окружение его любило.
Быть таким самоотверженным преданным работе папа мог быть благодаря крепкому тылу – нашей маме. Она большую часть бытовых проблем, воспитание детей возложила на свои хрупкие плечи. Родила 5-ых детей, мы все погодки, работала, была активисткой. Атмосферу в доме тоже создавала хранительница очага – мама. На праздники квартира была празднично убрана, мама с бабушкой пекли пироги (мы пытались в этом принимать участие, если у нас что-то не получалось съедали в сыром виде). Все обиды, проблемы излагались маме, она находила решение, регулировала ситуацию. Бытовых агрегатов облегчающих труд женщин в то время было мало: постирать на семью в 8-мь человек в корыте, прополоскать белье зимой в проруби на речке – это колоссальный труд. В пожилом возрасте все сказалось на здоровье. Первая стиральная машина на селе была приобретена семьей Шагельман. Папа - человек гуманитарного склада, но у него потребность узнавать какие появились технические новинки и приобретать их.
«Есть женщины в русских селеньях..» я считаю это в полной мере относится к нашей маме. Анфиса Александровна проработала в школе с 1939 г. по 1973 г., выучила не одно поколение односельчан.

На фото выпуск 1946-1947 уч. год.

Какого года выпуск не знаю, можно уточнить у дочери учителя Нины Николаевны - Виолетты, последняя работала директором в школе села Аятское (крайняя справа в среднем ряду).
До конца своей жизни мама была мудрым, добрым, отзывчивым человеком. После стольких лет работы в школе не возникло чувства усталости от детей, для своих внуков она была лучшим другом. Пока родители жили в Конево, внуки летом приезжали в гости, их также было 5-ть человек, в доме создавалась целая игротека. У мамы каллиграфический красивый почерк, блестяще владела эпистолярным жанром. Люди того поколения и наша мама переписывались, поддерживали связь. Много учителей после войны вернулись в родные города, кто переехал к детям. Какие теплые письма они писали друг другу. Внуки пытались скопировать мамин почерк.
Очень редко разлетевшемуся после войны коллективу удавалось встретиться в родных стенах школы.

Учителя:Карцев Константин Федорович, Голубятникова Анна Ефремовна, Малышева (Зольке) Надежда Владимировна, Ушенина Нина Николаевна, Казанцев Александр Григорьевич.
Казанцева Мария Яковлевна, Шелудякова (Ушенина) Татьяна Ефимовна, Казанцева-Шишкина Ираида Дмитриевна, Ушенина-Шишкина Евдокия Алексеевна, Буханова Нина Васильевна, Шагельман Анфиса Александровна.
Родители имели немало наград, но эти скромные люди никогда не афишировали ордена и медали, им была присуща скромность и достоинство. Михаил Абрамович и Анфиса Александровна Шагельман – красивая пара, мужество, самоирония, юмор помогали им идти по жизни.
Проблемы школы на селе – кадры. Не хватало учителей, приезжали на полгода на год стажеры из Свердловска. Мои родители сами некоренные жители, с вниманием относились к молодым преподавателям, частенько снабжали их овощами, бытовыми советами. Дружба продолжалась и после окончания стажировки, переписывались, приезжали в гости.
В 5-м классе классным руководителем, преподавателем истории у нас был стажер из Свердловска Александр Иванович (студент университета, факультета археологии). Он уже бывал в экспедициях, участвовал в раскопках. Создан при нем кружок юного археолога, с благоговением рассматривали каменные топоры, костяные наконечники, гончарные обломки. В день его приезда на территории школы копали выгребную яму, было обнаружено захоронение в колоде мужчины. Очень просил нас детей быть внимательными к различного рода останкам. В один осенний день наблюдалась жителями такая картина: впереди несется Александр Иванович (мужчина он был высоким, подтянутым, все девочки нашего класса влюблены в него), за ним 5-ый «а» класс в полном составе. Мальчишки в лесу нашли кости «мамонта»… Обратно возвращались классом уже без особой спешки. Вечером наши родители узнали, что это были кости лошади. Как тут не вспомнить строки «… обмануть меня несложно. Я сам обманываться рад…». Новая учитель по литературе и русскому языку (стажер) крутила хула-хуп и танцевала твист. Все девчонки тут же научились этим премудростям. Были КВН, совершенно новое в то время течение, на новый год бал-маскарад, ситцевые балы (платья шили сами, в параллельном классе шила классный руководитель), пели в хоре на несколько голосов... Участвовали в концертах в клубе по различным датам. В школе была богатая библиотека, после того как сгорел клуб, часть книг были размещены в школьной библиотеке.
Александра Ивановича сменил стажер Русинов Геннадий Алексеевич. Каждый новый учитель привносил в нашу сельскую жизнь что-то свое. Геннадий Алексеевич каждое утро с желающими из разных классов делал перед занятиями пробежки осенью и зимой. Так не хотелось рано утром вставать, но как подвести коллектив…
Клуб размещался в здании церкви. Когда приезжали в село из Невьянска с горки открывался чудесный вид: в центре села виднелся красивый купол, блестела речка, желтели поля, незамысловато кружились березы, пейзаж имел очарование, завершенность. Случился пожар в клубе, шел просмотр фильма «Мелодии Дунаевского», нас зрителей попросили покинуть зал. Никто не подозревал, что пожар будет таким разрушительным. С огнем боролись несколько дней, зрелище по красоте и ужасу было грандиозным. Под впечатлением стихии пожара я написала письмо Русинову Геннадию Алексеевичу, стажировка к тому времени им была закончена, он продолжал учебу в Свердловском педагогическом институте. Русинов впоследствии работал в школе, а затем в Невьянске. После пожара купол был обрушен, село постарело и потеряло нарядность.
Прививали в школе любовь к животным, при школе разводили кроликов, ухаживали ученики, держали лошадей. Долгое время отопление было печное.
Помню, как появился телевизор в школе, такую роскошь мало кто мог себе позволить. После уроков, часиков 18.00 два стола в коридоре водружались друг на друга, на них размещался телевизор, зрители располагались на скамейках и на полу.
После прочтения книг «Это было под Ровно», «Подвиг разведчика», принято решение добиться права носить пионерской дружине имени Н.И. Кузнецова. Начинаем переписку с братом Н.И. Кузнецова, проживающим в Свердловске на Уралмаше. Получили ответ, фото Н.И. Кузнецова, книгу, ура…
Жизнь била ключом, Школа была не только образовательный центр, но и культурный.
Тем малым, что было на вооружении школы (доска, мел, минимум наглядных пособий), учителя стремились зажечь в нас тягу к знаниям, учили мыслить, не терять чувства собственного достоинства. Они полностью отдавали себя работе, были внимательны к каждому из нас и к проблемам села. Частенько летом участвовали в прополке корнеплодов, а осенью помогали в уборке картофеля.
Школа воспитывала нас как активных неравнодушных граждан.
Так хочется, чтобы это свое предназначение она несла и в наши дни. Чтобы то хорошее светлое заложенное в те дни подвижниками образования не было растрачено и утеряно.
8-мь классов я закончила в школе села С.Конево, об этом времени у меня самые радостные и прекрасные воспоминания. База, сформированная за эти годы, помогла мне успешно продолжить учебу в г. Невьянске, школе № 1.
Окончила педагогический институт, факультет физики. В школе проработала 4-года, ушла в другую профессию. Только поработав учителем, я смогла в полной мере оценить самоотверженный труд моих родителей. Сколько это требует душевных сил, нервных клеток, труда, постоянно учиться, чтобы быть интересным ученикам. К счастью от рождения и по жизни мне везло на прекрасных учителей.
Я благодарна судьбе, что у меня были такие замечательные родители. Лучшим, что во мне есть, я обязана им.

16.02.2012 г. Шагельман Галина Михайловна
Категория: Друзья-борзописцы | Просмотров: 431 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]