Главная » 2014 Ноябрь 28 » Гия
00:27 Гия | |
Семейное древо Родился Гия Данелия 25 августа 1930 года в Тбилиси. Отец его, Николай Дмитриевич Данелия, был военным инженером, а мать Мери Ивлиановна Анджапаридзе принадлежала к семье, тесно связанной с искусством. Сестры Анджапаридзе, старшая — Верико и младшая — Мери, были дочерями дворянина Ивлиана Григорьевича Анджапаридзе, нотариуса, члена городской думы города Кутаиса, а также председателя Кутаисского грузинского драматического общества. Верико сразу избрала себе творческую профессию — до революции год училась в театральной студии в Москве, после вернулась в родную Грузию, играла в театре, снималась в кино. Стала женой режиссера Михаила Чиаурели, любимца Сталина, пятикратного лауреата Сталинской премии и классика грузинского кино. Верико Анджапаридзе считают одной из самых выдающихся грузинских актрис. Когда один из основателей МХТа Владимир Немирович-Данченко увидел Верико в роли Маргариты в «Даме с камелиями», он сравнил ее с Сарой Бернар и сказал: «Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники». Такие вот у Георгия Данелии были легендарные дядя и тетя. Между прочим, в детстве Гия снялся в эпизоде знаменитого фильма Михаила Чиаурели «Георгий Саакадзе», за который тот получил одну из Сталинских премий. Гордый Гия повел ребят со двора в кино, чтобы они посмотрели, но оказалось, что эпизод с ним вырезали при монтаже... К слову, став режиссером, Данелия снял выдающуюся тетку и ее дочку, свою двоюродную сестру Софико Чиаурели, вместе в фильме «Не горюй!» Но не стоит забегать вперед… Мужчина в семье Мама Георгия, Мери Ивлиановна, работала ассистентом режиссера на Тбилисской киностудии, а затем и на «Мосфильме» — семья переехала в Москву по работе отца — Николай Дмитриевич работал на строительстве метро. Вот как вспоминает Георгий Николаевич свое довоенное детство: «...мы жили в бараке в Уланском переулке. Жили роскошно: у нас была большая комната (21 кв. м) и отдельный вход. Когда из Тбилиси приезжали Верико и Чиаурели, они привозили вино, всякую снедь и звали к нам своих гостей. Мама готовила вкусную грузинскую еду, и у нас побывали и Эйзенштейн, и Пудовкин, и Довженко, и Рошаль, и многие другие классики». Да и Мери с сыном часто наезжали в Тбилиси — в гости к Верико. Там и застала их война. Отец распорядился, чтобы жена и сын в Москву пока не возвращались — сам он работал на фронте, на передовой, строил укрепления. Вот и Гия вместе с одноклассником и лучшим другом Шуриком, по прозвищу Шурмур, наладились на фронт бежать. И все уже было готово для побега, да пришел Гия домой — а там страшно расстроенная мать: единственное платье масляной краской измазала. Сын достал растворитель, отчистил пятно, а Шурмуру по-мужски так сказал, что не побежит: «мама без меня пропадет, она такая беспомощная, совсем не приспособлена к жизни». В 1943 Гия с мамой вернулись в Москву и семья воссоединилась. У судьбы есть чувство юмора После окончания школы встал вопрос — куда идти учится дальше. Отец советовал поступать во ВГИК — мол, там у Мери Ивлиановны много знакомых. Но Георгий воспротивился — не хотел поступать «по блату», к тому же не чувствовал тогда тяги к режиссуре. И вслед за приятелем Георгий Данелия поступил в архитектурный. Это занятие увлекло его и учился он с удовольствием. Впоследствии Георгий Николаевич отмечал, что первая профессия помогает ему и в кино: «Замысел будущей картины начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений. По первому образованию я архитектор, и это, видимо, неистребимо…» Молодой архитектор Данелия уже год работал в Институте проектирования городов, когда произошло одно событие, которое было опознано им, как судьбоносное. В обеденный перерыв он и его приятель выходили гулять. И вот однажды, гуляя, увидели они лежащего на травке пьяного. Судя по приличной одежде, сраженный алкоголем гражданин не был обычным забулдыгой. Данелия с приятелем принялись его расталкивать — иди, мол, домой, а то в вытрезвитель заберут. Но гражданин принялся уверять, что не пьян он вовсе, а просто отдыхает. В подтверждение своих слов он достал из кармана газету «Советская культура» и сделал вид, что читает. А Данелии бросилось в глаза напечатанное там объявление о приеме на Высшие режиссерские курсы. Об этом случае Георгий Данелия рассказал в своей автобиографической книге «Безбилетный пассажир». И резюмировал: «Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они — мои внучки, композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка, и не писал бы я сейчас эту дурацкую книжку». «С прищуром улыбки» Так вот Георгий Данелия и стал режиссером. Действительно — судьба. Не захотел поступать во ВГИК, а профессия все-таки его настигла. А то, что это не просто профессия, а призвание, видно теперь в ретроспекции. Уже первый полнометражный фильм «Сережа» по повести Веры Пановой, который Данелия снял вместе с Игорем Таланкиным, получил главный приз на международном кинофестивале в Карловых Варах. И пошло: «Я шагаю по Москве» - призы на международных кинофестивалях в Каннах, Риме, Милане; «Мимино» - Москве, Ереване, Авелино... Да что там перечислять, все фильмы Данелии отмечены призами и наградами, но главное-то, главное — что их любят зрители. Фильмы Георгия Данелии смотрят по много раз, знают наизусть, растаскивают на цитаты: «Ларису Ивановну хочу», «Хорошо сидим», «Правительство на другой планете живет, родной»... Чтобы понять, насколько Данелия похож на свои фильмы, нужно прочитать его замечательные автобиографические книжки - «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна». Это настоящий кладезь невероятнейших историй, которые произошли на самом деле — смешные и грустные, нежные и ироничные эпизоды из жизни Георгия Николаевича — рассказы про военный Тбилиси, маму и отца, Верико Анджапаридзе и Софико Чиаурели, про случаи на съемках и на фестивалях, про Леонова и Бубу Кикабидзе, и про обычных людей, с которыми режиссера сталкивала жизнь и о которых он пишет с такой же теплотой и интересом, как и про знаменитостей... И все это переплетается в фильмах Данелии. И они не лгут — это очень хорошие фильмы, и человек их снявший — такой же. С потрясающим чувством юмора. Ироничный. Мудрый. Великий итальянский сценарист и писатель Тонино Гуэрра определил самую суть дарования Данелии: «Я убежден, что пришла пора снова смотреть его фильмы. В них обманчивая народная простодушность (недаром публика так любит их). Но, несмотря на тень народной простоты на лице его фильмов, это самое элегантное кино. Он самый элегантный человек, которого я встречал в кино. Его ирония и грусть — всегда с прищуром улыбки». Светлана Иванова Оракул №9 (сентябрь)/2014 | |
|
Всего комментариев: 0 | |