Главная » 2015 Январь 31 » "Подкидышу" - 75
13:44 "Подкидышу" - 75 | |
Сценарий фильма создан известной детской писательницей Агнией Барто в соавторстве с актрисой Риной Зеленой. Десятки фраз, прозвучавших в нем, стали крылатыми и прочно вошли в нашу жизнь: - Скажи, маленькая, что ты хочешь, чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу? - У нас так в 57 квартире — старушка попросила воды напиться. Потом хватились — пианины нету. - Мой ребенок, чем хочу, тем и кормлю - Я вас категорически прошу не вмешиваться в моего ребенка! - Трое играющих берут четыре фишки, причем пятый всё время выкидывает. Режиссерская энциклопедия. Составитель: Лев Рошаль (НИИ киноискусства) Эта картина Т. Лукашевич поистине уникальна. И уникальность ее становится очевидной, если вспомнить время, в которое она возникла – коллективизация и милитаризация страны в условиях тоталитарного режима накануне мировой катастрофы, голос которой уже можно было хорошо расслышать в 1939 году. А на экране рождался мир, как бы ничего об этом обо всем знать не желающий. Возникала детская страна Утопия, главное настроение которой можно было определить строками колыбельной, звучащей в фильме: «В нашем городе большом каждый ласков с малышом». Утопический мир благостного единения людей возникал в тот момент, когда Наташа делала первые шаги в своем путешествии, пренебрегши назиданиями старшего брата Юры, который, вместе с товарищами-пионерами, производит довольно унылое впечатление в силу своей образцово-показательности. Первый шаг Наташи – это открытие живого, многообразного, удивительно увлекательного мира, противостоящего идеологической регламентированности того реального социально-политического пространства, в котором картина рождается и куда сама Лукашевич грузно вернется в картине «Аттестат зрелости», вышедшей на экраны в 1954 году и имевшей, пожалуй, не меньший успех у зрителя, чем «Подкидыш». «Записки социальной психопатки», Фаина Раневская В 1940 году на экраны вышел фильм «Подкидыш», и на Раневскую обрушилась «Подкидыш». Первый советский семейный фильмнастоящая слава. Прочитав сценарий Агнии Барто и Рины Зеленой, Раневская спросила: «Скажите правду, сценаристы роль Ляли писали под меня?» И, разумеется, на эту роль она согласилась сразу и с большой радостью. Пожалуй, «Подкидыш» — это первый советский семейный фильм. В нем практически нет идеологии, а история, которая там рассказывается, могла произойти когда угодно и где угодно. Маленькая девочка потерялась, гуляет по городу и знакомится с разными людьми, которые то пытаются найти ее родителей, то хотят ее удочерить. Среди этих людей и героиня Раневской — властная, безумно любящая детей женщина с мужем-подкаблучником по имени Муля. «Разрозненные страницы», Рина Зеленая Сценариев ни я, ни Барто до этого не писали, как это делается, не знали, может быть, поэтому мы ничего не боялись и нас не пугали никакие трудности. Больше того, просидев достаточно долго, мы даже закончили работу. «Подкидыш». Первый советский семейный фильм Когда мы писали сценарий, было твердо решено, что роли взрослых должны исполнять самые замечательные актеры. Например, я предложила Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, моих любимых актеров, хотя они еще ни разу до тех пор не снимались в кино. Это было, конечно, наивно с нашей стороны воображать, что они согласятся сниматься и что роли им непременно понравятся. Но произошло чудо. Р. Плятт немедленно и с радостью согласился играть роль трогательного холостяка, мечтавшего усыновить подкидыша. Ф. Раневская, которую экран пока еще ничем не прельстил, из дружеских чувств к авторам милостиво согласилась сниматься. Молодой режиссер Т. Лукашевич, уже имевшая за плечами несколько картин, одобрила и сценарий, и предложенных нами актеров. Теперь оставалось совсем немного: найти четырехлетнюю героиню. И вот тут-то неожиданно начались мучения. Где же взять такую актрису, которая бы подходила по всем статьям? Ассистенты, вторые режиссеры прямо сбились с ног… Но вот, долго ли, коротко ли, — ура! «Подкидыш». Первый советский семейный фильмВдруг нашли. Лучше не придумаешь! Все ликуют. Наконец-то наш очаровательный «подкидыш» — Наташка (Вероника Лебедева) стоит в кабинете директора картины, окруженная взрослыми, и непринужденно со всеми беседует, как маленькая фея. Съемочная группа в восторге от ее болтовни, от кудрей и улыбки. Всем, всем хороша, ни одного недостатка! И только потом, во время съемок, выяснилось, кого мы нашли. Внешность этого ангела ничего общего не имела с ее характером. Все другие дети, приглашенные в картину, — ребятишки из детского сада, брат Наташки, по сценарию Юрка, — все весело и охотно снимались, слушались режиссера, выполняя все ее указания. Но этот чертенок Наташка приводила всех в отчаяние. Да, я-то хорошо помню эти ужасные дни. Совершенная катастрофа. Драгоценное время уходит. Весь съемочный коллектив: операторы, осветители, актеры в гриме, костюмах, дети из детского сада с воспитателями — ждут за часом час. Чистые пруды перекрыты милицией. А Наташка ни за что не желает сниматься. Тогда на помощь режиссеру бросаются приехавшие на съемку авторы. Они-то уж твердо уверены, что прекрасно знают детей и сумеют уговорить одного несносного ребенка. Куда там! Наташка топает ногами и начинает реветь. И вот в минуту полного отчаяния, когда оператор стал уговаривать эту злодейку хоть на минутку подойти к аппарату, вдруг она потребовала, чтоб тогда он подарил ей велосипед. Тот, «Подкидыш». Первый советский семейный фильмконечно, пообещал подарить ей велосипед и вообще все, что она захочет. Тогда Наташка строго предупредила его: — Значит, как только я подойду к твоему аппарату, сразу давай велосипед, и я поеду домой. «Актриса» подошла к аппарату и важно заявила: — Ну, снимай скорей, а то мы с мамой сейчас уедем. Но тут подошла Татьяна Николаевна и спокойно ей сказала: — Сейчас мы будем тебя снимать, только имей в виду, что велосипеда тебе подарить никак нельзя. Наташка завопила: — Это не твой велосипед! Это дядикостин велосипед! — Нет, — говорит Татьяна Николаевна. — Этот велосипед принадлежит киностудии, и его никому нельзя подарить. Но вдруг происходит неожиданное: она внезапно успокаивается, подходит к оператору и говорит: — Ну, раз это не твой велосипед, давай я и так буду сниматься. Это было настоящее укрощение строптивой. Очевидно, серьезная простота, с которой обратилась к ней Татьяна Николаевна, была для нее столь непривычной, что с тех пор все пошло прекрасно. Фаина Георгиевна Раневская, создавшая ярчайший характер особы, непреклонно, с большим апломбом разговаривающей со всеми и не терпящей возражений, после выхода картины на экраны буквально не могла спокойно пройти по улице. Эта фраза: «Муля, не нервируй меня» (лейтмотив ее роли), произносимая ею с неподражаемой интонацией, настолько запоминалась, что дети повсюду бегали за ней, крича: «Здравствуй, Муля!», «Муля, не нервируй меня!» Раневская злилась и бесновалась, но это ничего не меняло. В одном из своих интервью Фаина Георгиевна сообщала, что эта роль не принесла ей никакого удовлетворения. А недавно Раневская рассказывала: «Случалось, что во время съемок «Подкидыша» нам приходилось сниматься на шумной улице Горького; тут же репетировать и записывать фонограмму. Толпа нас окружала постоянно, несмотря на все усилия милиции. У меня лично было такое чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний». ______________ В Таганроге в 2008 году был поставлен памятник великой актрисе Фаине Раневской. Бронзовая скульптура работы Давида Бегалова, изображающая Раневскую в роли Ляли из фильма «Подкидыш», установлена на улице Фрунзе возле дома, где прошло детство и юность актрисы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |