Главная » 2015 » Март » 30 » Приехал Антон Павлович
21:30
Приехал Антон Павлович
Антон Павлович приехал к нам с вещами
Мамин-Сибиряк навещал Чехова в Ялте, а теперь принял в своём доме
Екатерина ШАКШИНА, 26 марта 2015

Выставка «Мой адрес — Ялта». Фото: Антон БУЦЕНКО.1 из 12leftright
© ЯндексОшибка на карте? · Условия использования
Знаменитое пенсне, чесучовое кепи, галстук, рубашка, инструменты из докторского саквояжа… И каждый предмет бесценен. Подлинные вещи великого писателя Антона ЧЕХОВА представлены сейчас в витринах Дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка (ул. Пушкина, 27). Удивительный Чехов прибыл с вещами в Екатеринбург из Ялты. 24 марта в доме его друга, писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, екатеринбуржцы получили счастливую возможность очутиться в ялтинском доме Антона Павловича благодаря участию в этом проекте Музея А. П. Чехова в Ялте.

Прежде чем «переступить порог» знаменитой Белой дачи, мы оказываемся в «вагоне». Из его «окон» смотрит писатель в разные годы своих путешествий на Урал. Вот Антон Павлович едет далеко-далеко — на остров Сахалин, с остановкой в Екатеринбурге. Затем приезжает на Урал лечиться кумысом в Башкирии. Потом в гости к Савве МОРОЗОВУ, на его дачу близ Перми. Перед вернисажем в этом длинном, как железнодорожный вагон, зале прибывавших гостей встречали дамы и барышни, одетые, словно Раневская, или Аня, или сестры Прозоровы. Они и сопровождали по адресу, лично указанному Чеховым в одном из писем: «Мой адрес — Ялта». Так и называется эта выставка, созданная двумя музеями с помощью многих партнёров в Год литературы, в год 155-летия со дня рождения Антона Павловича.

«Дом в доме» погружает в чеховскую атмосферу пьес и прозы, написанных на Белой даче. «Три сестры», «Вишнёвый сад» и, конечно, в самый ялтинский рассказ о безысходной любви «Дама с собачкой». Директор объединённого Музея писателей Урала (ОМПУ) Валерий ПЛОТНИКОВ рассказал, что специально для размещения ялтинского дома Чехова в маминском доме переоборудовали, отремонтировали, преобразили залы всего за два месяца. Анжелина РЯЗАНОВА, долгие годы возглавлявшая Музей «Литературная жизнь Урала ХХ века», напомнила ВЕ, что Чехов не впервые приехал к нам с вещами. 25 лет назад в том музее «…ХХ века» уже гостил музей из Ялты с уникальной предметной экспозицией.

Над новой экспозицией потрудились дизайнер по интерьерам Ксения КАСИМОВА и художник София ПРОХОРЕНКО (они — сёстры, совсем по-чеховски). Художественное решение работает на каждый предмет из ялтинского чеховского собрания, на образ Чехова. Чёрный прямоугольник потолка окаймлён ярко-синей полоской южного неба. Словно в дождливый ялтинский день колышутся дымчатые драпри. Кажется, прямо с продуваемой морским ветром ялтинской набережной залетели сюда, под потолок зала, белые кружевные зонтики дам-курортниц. Только один зонтик из чёрного кружева. Он навис над маленькой открыткой из Баденвайлера, немецкого курорта, — последнее письмо Чехова с: «Милая мама…»

С черноморского берега в витрины попали эти обкатанные, облизанные волнами до совершенной гладкости серые округлые гальки. Точно такими же гальками, как рассказал на открытии выставки директор Ялтинского музея Чехова Александр ТИТОРЕНКО, были выложены дорожки в дачном саду, в котором сам писатель сажал и розы, и кедры. Он создал сад, который цвёл круглый год — с февральских подснежников до поздних магнолий. Но его главный «сад» в витринах — книги. Представлены фрагменты рукописей произведений, созданных в Ялте, и сами книги издания начала ХХ века. А белые, вырезные в стиле модерн двери, ведущие нас к баннерам с фотографиями, к витринам, похожим на бюро из чеховского кабинета, точь-в-точь такие, что на Белой даче разделяли кабинет писателя и его спальню.

Дмитрий Наркисович МАМИН-СИБИРЯК специально приезжал к нему в Ялту. Антон Павлович называл место своей вынужденно-добровольной «ссылки» из-за туберкулёза «тёплой Сибирью». На стенах ялтинского дома, которые целыми фрагментами (фотобаннерами), с теми же обоями, что сам Чехов выбирал для своей обители, перемещены сейчас в маминский дом, — множество фотографий Чехова и Мамина-Сибиряка, вместе, в компании с другими писателями. Мамин шутил, что он отнюдь не щёголь и носит «галстук цвета огорчённого таракана». А Чехов, напротив, в одежде был тщательным даже в Ялте, в чём убеждаемся, посмотрев на его связанную из шёлковых нитей ленту-галстук в витрине. В Ялте у Чехова бывали и ГОРЬКИЙ, и ТОЛСТОЙ, и КУПРИН, и БУНИН. Счёт из ресторана тоже представлен среди рукописных раритетов: «Счёт господину Букишону» — так Чехов поддразнивал иногда будущего Нобелевского лауреата Ивана Бунина.

На пюпитр старинного пианино Дома-музея Мамина-Сибиряка положены ноты романса Чайковского «Средь шумного бала…» — любимого чеховского романса. Чехову в Ялте не хватало музыки. Был сразу приобретён инструмент, на котором музицировали ШАЛЯПИН, РАХМАНИНОВ… А позже Антон Павлович с горькой самоиронией замечал, что в доме два беззвучных предмета — пианино, на котором никто не играет, и он сам.

Проект «Мой адрес — Ялта» два музея намерены продолжить. Следующая выставка планируется в Ялтинском музее им. А. П. Чехова, уже придумано название: «Пишите мне в Екатеринбург». Маминский дом разместится в чеховском. На сей раз Дмитрий Наркисович приедет к Чехову, и тоже с вещами
Категория: Ты с Урала, что ли? (Земляки) | Просмотров: 463 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]