Главная » 2015 Апрель 10 » Эрнсту Неизвестному - 90
23:19 Эрнсту Неизвестному - 90 | |
Юбиляр разделил выставочное пространство с художниками «своего круга» Екатерина ШАКШИНА, Сегодня Выставка «Художник. Власть. Общество». Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.1 из 15leftright © ЯндексОшибка на карте? · Условия использования В день 90-летия нашего земляка Эрнста НЕИЗВЕСТНОГО, которого уже давным-давно именуют «Микеланджело нашего времени», 9 апреля в Краеведческом музее открылся выставочный проект «Художник. Власть. Общество». Два зала музея «Дом Поклевских-Козелл» (ул. Малышева, 46) отданы живописи, графике, скульптуре художников, которые близки творческой и гражданской позиции великого Мастера. Третий — самому юбиляру. Скульптор, график, философ, он с 1976 года живёт далеко от Москвы, где учился и работал, от Екатеринбурга, где родился, учился, работал, — в Нью-Йорке. Наверное, Эрнсту Иосифовичу будет приятно узнать (а ему обязательно сообщат), что в экспозиции к его юбилею представлены именно эти произведения, среди которых работы его друзей — Виталия ВОЛОВИЧА и Миши БРУСИЛОВСКОГО. Выставка — совместный проект музея и Свердловского регионального отделения Союза художников России. Нестерпимо жаль, что не могли быть на вернисаже ушедшие из жизни Герман МЕТЕЛЁВ, Геннадий МОСИН, Анатолий КАЛАШНИКОВ, Андрей АНТОНОВ… Но их работы здесь. Как эта антоновская скульптура в центре зала — «Узел». Он затянут намертво. Его нельзя развязать. Нельзя и перерубить мучительное сплетенье. В этом узле недоброй судьбы, которая может стать великой, и таланта живёт и творит Художник. «И надо ни единой долькой не отступаться от лица…» — строкой Бориса ПАСТЕРНАКА сформулировано единственное кредо жизни художника, человеческой личности. Это невероятно трудная задача быть ему адекватным. Есть примеры. Пример тому судьба живого классика изобразительного искусства Эрнста Неизвестного. Впрочем, ему-то с его мужеством, крутым нравом, философским складом ума, наверное, легче других. Характер, нравственные принципы просто не оставляли выбора, возможности компромисса в сложных, порой подлых, иногда смертельно опасных обстоятельствах. Смерть была не просто рядом, она почти убила. В дом его мамы Беллы Абрамовны ДИЖУР пришла похоронка на сына. 9 апреля 2015 года на этом самом екатеринбургском доме на ул. Свердлова, 58 установлена мемориальная доска — в день 90-летия сына в память о матери, замечательном прозаике, поэте, человеке. Ещё стихи: «…Взводик твой землю ест. Он доблестно недвижим. Лейтенант Неизвестный Эрнст идёт наступать один! И смерть говорит: «Прочь! Ты же один, как перст. Против кого ты прёшь? Против громады, Эрнст!..» На музейной стене картина Анатолия КАЛАШНИКОВА «Война» — почти «дословно» то, что случилось с Эрнстом после его одиночной атаки, хотя, казалось бы, не о нём. А поэт Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ вместе с героем своих стихов пережил на личном опыте драматичные, унизительные взаимоотношения художника с властью. И с обществом, послушным из страха или безразличия. На разносе, устроенном в 1962 году Никитой ХРУЩЁВЫМ художникам-авангардистам в Манеже, Эрнст опять «попёр против громады»: «А кто вам сказал, Никита Сергеевич, что вы разбираетесь в искусстве?..» И как цитата из дальнейшей его жизни — картина Михаила ЖИТНИКОВА «Бегство в Египет» на музейной стене. Жизнь московская тех лет, жизнь нью-йоркская после неразрешимых «стилистических разногласий» с советской властью — в середине 1970-х и потом, и сейчас запечатлена на фотографиях в третьем зале выставки «Художник. Власть. Общество». Здесь книги Неизвестного и о нём. И виртуальный музей монументальных произведений скульптора в России. И офорты «Судьба художника», и литографии, одна из которых — «Распятие» — повторяющийся и в графике, и в скульптуре вечный сюжет для Неизвестного. На вернисаже его друг Виталий Волович, академик РАХ, заслуженный художник России, Почётный гражданин Екатеринбурга, говорил о творчестве юбиляра: — «Распятие» — образ, в котором Эрнст сделал одну из важнейших интеллектуальных и художественных догадок столетия. Здесь крест не снаружи, а изнутри распирает, раздирает человека… Человек в его произведениях всегда на пределе физических и моральных сил, в состоянии напряжения, преодоления, творения судьбы. Обречённый на трагедию и не покоряющийся обстоятельствам: «Срывающий маску», «Проходящий сквозь стену», «Древо жизни»… Так живёт и творит сам художник, и его сравнение с титанами Античности, Возрождения — не преувеличение. Наша выставка — всего лишь скромный дар уважения к искусству и жизни Эрнста Неизвестного, земляку, которым гордимся. «Скромный дар» включает выдающиеся работы. Здесь «лейтенант Неизвестный Эрнст идёт наступать…» — не один. Мощнейшее трагическое полотно Геннадия Мосина «Политические», где монолитом стоят в кандалах несколько мужчин, каждый из которых не потерял собственного лица. Офорты Воловича, где в фарсе, разыгранном властью и бездумным окружением, вынужден жить человек искусства, или — не жить, предав и дар, и себя («Театр абсурда»). В картинах Анатолия Калашникова власть куражится над человеком от души (вернее, от её отсутствия) — «Опричники», «Царские забавы». А печальные философы Сергея ГРИГОРЬЕВА (арт-псевдоним — Серёжа Пикассо) с иронией и надеждой вглядываются в нас. Воздевает руки к небесной бездне бронзовый пророк Андрея Антонова и пытается докричаться не столько до Всевышнего, сколько до людей, которые не верят, что есть пророки в своём отечестве. И снова у Германа Метелёва по современной солнечной улице, украшенной к празднику флагами цвета крови, несёт крест Спаситель. Это не Солнце светит. Это он сам — свет. | |
|
Всего комментариев: 0 | |