Главная » 2015 Май 5 » Пырьев и женщины, которых он любил
23:06 Пырьев и женщины, которых он любил | |
Народный артист СССР (1948) Лауреат Сталинских премий (1941 — за фильм «Трактористы», 1942 — «Свинарка и пастух», 1943 — «Секретарь райкома», 1946 — «В шесть часов вечера после войны», 1948 — «Сказание о земле Сибирской», 1951 — «Кубанские казаки») История жизни Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в селе Камень-на-Оби, на Алтае. Его родители — коренные сибирские «чалдоны» — крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году отца убили в драке. Потом мать уехала на заработки, а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом. Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами — татарином Ишмухаметом Амировым. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, тот позорно бежал и спрятался в полицейском участке. После этого Пырьев вынужден был пойти «в люди»... В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву. В столице Пырьев играл в Первом Рабочем театре Пролеткульта в спектакле «Мексиканец» у Сергея Эйзенштейна. В эксцентрической короткометражке «Дневник Глумова» он появился в костюме клоуна. Поссорившись с режиссером, Пырьев ушел к Всеволоду Мейерхольду, где запомнился благодаря зеленому парику в роли Буланова в «Лесе». Одновременно Пырьев руководил рабочими самодеятельными кружками, где ставил агитки и оратории на злободневные темы. В 1923 году он окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, учился Иван и на режиссерском отделении. Наконец судьба привела его в кино. Пырьев начинал как помощник режиссера. Вскоре о нем заговорили как о «короле ассистентов». Утверждали, что даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьется успеха. Конечно, он хотел снимать сам. Помог ему случай. На кинофабрике «горел» сценарий Н. Эрдмана и А. Мариенгофа «Посторонняя женщина», рассчитанный на летнюю натуру, а дождливое лето 1928 года уходило. Пырьев за три недели переписал сценарий и за три месяца сделал сатирическую комедию. В главной роли снялась Ольга Жизнева. Но второй сатирический фильм Пырьева «Государственный чиновник» (1931) был подвергнут критике и, как следствие, переделке. В те времена было немало чиновников, считавших, что в социалистическом обществе сатире места нет... Следующая лента Пырьева «Деревня последняя», начатая в 1931 году, была посвящена возникновению колхозов и борьбе с кулачеством. Но в процессе работы режиссера отстранили от постановки «за противопоставление интересов картины интересам государства»... Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссера и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву. В 1933 году Пырьев выпускает драму из жизни трех немецких девушек «Конвейер смерти» — звуковой фильм, снимавшийся в недостроенных павильонах «Мосфильма» на Потылихе. Актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская создали привлекательные образы молодых работниц. После «Конвейера смерти» снова последовал длительный перерыв в работе режиссера, заполненный поисками своей темы. К сожалению, экранизация «Мертвых душ» (совместно с М. Булгаковым) не состоялась. Наконец Пырьев взялся за произведение сценаристки Катерины Виноградской — «Анка». Эта драма о бдительности и важности партийных документов имела успех. Финальные эпизоды картины, когда разоблачают кулака, укравшего у своей жены партийный билет, чтобы передать его шпионке, были поставлены Пырьевым и сыграны актерами с истинным драматизмом. В руководстве страны фильм был высоко оценен и получил название «Партийный билет» (1936). Однако этот успех не укрепил положения Пырьева на «Мосфильме». Рассорившись с дирекцией, он отбыл в Киев, где взялся за сценарий молодого кинодраматурга Евгения Помещикова. Музыкальная комедия «Богатая невеста» (1939) была с восторгом встречена зрителем. Пырьев пронизал все эпизоды стремительным ритмом, красотой, задорной и доброй веселостью. Композитор Исаак Дунаевский написал превосходную музыку. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой Ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей. Возвратившись на «Мосфильм», Пырьев в сотрудничестве с Помещиковым и Ладыниной принялся за новую комедию — «Трактористы» (1939). Ее сюжет во многом повторял «Богатую невесту». Только по сравнению с веселой Маринкой новая героиня Ладыниной, бригадир трактористок Марьяна Бажан, отличалась более волевым характером и современными манерами. В этой картине блистали также молодые актеры Николай Крючков, Борис Андреев и Петр Алейников. Песня о трех танкистах и марш братьев Покрасс из «Трактористов» популярны в народе до сих пор. Разработанная Пырьевым в «Богатой невесте» и «Трактористах» поэтика бесконфликтной лирической комедии, воспевающей труд, стала своеобразным эталоном советской комедии 1930-х годов. Одну из лучших своих картин, «Свинарка и пастух», Пырьев заканчивал в осенние месяцы 1941 года, когда на Москву падали фашистские бомбы. Это была жизнерадостная комедия в стихах (сценарий Виктора Гусева) с превосходной музыкой Тихона Хренникова. Любовь юной свинарки Глаши (Ладынина) из Вологды и лихого чабана Мусаиба (Зельдин) из Дагестана родилась на московской Сельскохозяйственной выставке. Казалось бы, война и комедия, — вещи несовместимые. Но успех фильма превзошел все ожидания. Во время войны Пырьев поставил фильм «Секретарь райкома» (1942) — о действиях партизан. Образ командира партизанского отряда Кочет (актер Ванин) был первым и одним из лучших образов героев войны, народных мстителей. Когда советские войска перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру музыкальной лирической комедии, поставив «В шесть часов вечера после войны» (1944), где он представил, какой будет радость победы, — с салютом, с народом, вышедшим на ярко освещенные площади Москвы. К счастью, творческое предсказание режиссера сбылось. Тогда кинематограф еще не знал термина «мюзикл». Но именно мюзиклом следует назвать и «В шесть часов вечера после войны», и следующую работу Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948). Музыка стала темой и сюжетной основой картины, рассказывающей о том, как раненый пианист уезжает в Сибирь, где становится композитором. Рядом с Ладыниной, Андреевым, Зельдиным выразительно играли молодые артисты Владимир Дружников и Вера Васильева. Фильм был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии. Пырьев получил звание народного артиста СССР. Драматург Николай Погодин написал для Пырьева сценарий фильма «Веселая ярмарка», где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках, и в соревнование председателей колхозов вмешивалась любовь. Роль Пересветовой стала лучшей работой Марины Ладыниной, а Сергей Лукьянов убедительно сыграл Гордея Ворона, «казака лихого, орла степного». Песню «Каким ты был» на стихи Матусовского написал Исаак Дунаевский. Перед выходом на экраны фильм посмотрел Сталин и предложил вместо «Веселой ярмарки» новое название — «Кубанские казаки» (1950). Вначале картина была восторженно принята и зрителями и прессой. Ее мелодии звучали повсюду, ее персонажи входили в поговорки, в быт. Пырьев получил свою шестую Государственную премию. После смерти Сталина фильм начали критиковать, обвинять в «лакировке действительности», чуть ли не в дезориентации общественного мнения. Трудно сказать отчего — от несправедливой ли критики «Кубанских казаков», или по какой другой причине, но Пырьев отошел от комедии. Неожиданно для всех он устремился в документальное кино, сделав три фильма о молодежи «Мы за мир!» (совместно с И. Ивенсом) о молодежном фестивале в Берлине, «Песня молодости» и «Спортивный праздник молодежи». Бытовые драматические современные картины Пырьева «Испытание верности» (1954), «Наш общий друг» (1962), «Свет далекой звезды» (1965) трудно отнести к творческим удачам режиссера, прежде всего из-за слабости сценариев. В «Испытании верности» в последний раз у него играет Марина Ладынина. Нет, они еще не расстались. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в следующем году в ресторане «Арагви» отметили 20-летний юбилей совместной жизни... Пырьев любил русскую литературу. После каждой комедии он упорно добивался постановки «Мертвых душ», «Ревизора». Задумывался о «Капитанской дочке» и об «Анне Карениной». Особо восхищался Достоевским «Какие характеры, какие страсти!» Готовил киноварианты чуть ли не всех романов и повестей великого писателя! В конце 1950-х годов Пырьев приступил к экранизации романа «Идиот». Успех первой серии «Идиота» («Настасья Филипповна», 1958) был несомненен. Юрий Яковлев (князь Мышкин) и Юлия Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы. Трагические сцены, особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по Достоевскому. Режиссер показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей. Пырьев экранизировал другое произведение Достоевского — «Белые ночи» (1960) и потерпел неудачу. Как пишет Р. Юренев, в этой картине «не было завораживающего волшебства пустынного ночного Петербурга, не было щемящего ощущения неосуществимости мечты, недосягаемости счастья...». Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем «Мосфильма». Несколько лет проработал он и директором «Мосфильма» (1954-1957). «Иваном Грозным» называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева. Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне. Пырьев женился на молодой актрисе Лионелле Скирде, воспитаннице Юрия Завадского. После развода родителей и размена квартиры в высотке на Котельнической набережной сын Андрей ушел с отцом... Когда Союз кинематографистов получил всеобщее признание, Пырьев уступил руководящее кресло другому, а сам приступил к экранизации «Братьев Карамазовых» (1967-1968). По мнению киноведов, режиссер проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и тонкое понимание индивидуальных особенностей несхожих между собой актеров. И старый мхатовец, игравший Федора Карамазова на сцене, М. Прудкин, и вахтанговец М. Ульянов, и товстоноговец К. Лавров, и молодые артисты театра «Современник» А. Мягков и В. Никулин, и Л. Скирда-Пырьева сделали все возможное, чтобы воплотить сложнейшие характеры романа. Над трехсерийным фильмом Пырьев работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7 февраля 1968 года, вернувшись со студии, Иван Александрович лег, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесенных в работе, на ногах... Иосиф Маневич, редактор и сценарист, работавший с Пырьевым на «Мосфильме», вспоминал «Неукротим он был во всем, никогда не сдавался ни в споре, ни в преферансе, ни в любви, ни на бильярде, ни на съемках, ни в больнице перед лицом смерти. И врачи разводили руками перед всякими его анализами, по показаниям которых он давно должен был умереть». Актеры М. Ульянов и К. Лавров закончили фильм в соответствии с замыслом и намерениями автора-постановщика. На Международном кинофестивале в Москве (1969) Ивану Александровичу Пырьеву был присужден специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство. Источник - http://www.tonnel.ru Ада Игнатьевна Войцик Ada_Vojtsik_as_Vanda (239x284, 17Kb) 01.08.1905, Москва — 02.09.1982, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1935) Стремительный взлет Кинокарьера Ады Войцик началась с яркой роли Марютки в фильме «Сорок первый», вышедшем на экраны в 1927 году. Надо сказать, что утверждена на эту роль она была достаточно случайно. Режиссер Яков Протазанов видел в своей героине молодую Веру Марецкую. Но Вера, в силу своей беременности, не смогла принять его предложения, и тогда Протазанов обратил внимание на студентку 3-го курса ГТК Аду Войцик. Фильм, снятый по одноименному рассказу Б. Лавренева, повествовал о трагической любви белогвардейца Говорухи-Отрока и девушки-снайпера, красноармейца Марютки. Героиня Ады Войцик, решительная и несгибаемая Марютка, с первых же минут завораживала зрителей своим пронзительным взглядом. Да и вся картина была словно пронизана бушующими ветрами революции. Три десятилетия спустя на экраны выйдет новая экранизация «Сорок первого», где главную роль сыграет знаменитая Изольда Извицкая. Но это будет уже совсем другая картина, намного более мелодраматическая… Роль Марютки стала для Ады Войцик замечательным стартом в отечественном кинематографе. Режиссеры обратили внимание на выразительную, черноокую актрису, и предложения не заставили себя ждать. В 1927 году Ада Войцик окончила ГТК (ныне - ВГИК), и вскоре начала сниматься у Бориса Барнета в его сатирической комедии «Дом на Трубной». Вслед за этим последовали работы в авантюрной комедии Сергея Комарова «Кукла с миллионами», приключенческой ленте Льва Кулешова «Веселая канарейка» и других фильмах. Казалось, что все в жизни Ады Войцик складывалось очень успешно… Работа и семейная жизнь На дальнейшую актерскую судьбу Ады Войцик повлияла ее личная жизнь. Молодая актриса вышла замуж за начинающего режиссера Ивана Пырьева. Как режиссер, Пырьев начинал с сатирических комедий («Третья молодость», «Государственный чиновник»). Первый опыт оказался неудачным, и для Пырьева наступил период исканий. В 1933 году на экраны вышла драма Ивана Пырьева «Конвейер смерти», где главную роль сыграла Ада Войцик. Три года спустя она же сыграла роль Анны в его шпионском фильме «Партийный билет». К сожалению, оба фильма успеха не имели. Мало того, «Партийный билет» не понравился партийным властям, и Пырьева отстранили от режиссерской работы и уволили с «Мосфильма». Все это отразилось на супружеской жизни. В тяжелый для Пырьева момент в его жизни появилась Марина Ладынина. Молодая актриса сподвигла режиссера, находящегося в творческом кризисе, все круто поменять и в работе, и в личной жизни. К Ладыниной он ушел не сразу, - некоторое время он метался между Мариной и семьей, где подрастал сын Эрик. Но затем новая любовь взяла верх. Ладынина стала для Пырьева настоящей музой. Она снялась в девяти его картинах, большинство из которых имели огромный зрительский успех. Ада тяжело переживала развод – даже пыталась покончить с собой. Но затем время взяло свое, и она смирилась. «Мечта» Всю горечь своей сломанной женской судьбы Ада Войцик вложила в пани Ванду – персонаж картины Михаила Рома «Мечта». Об этом говорит неподдельная грусть в глазах ее героини, обитательницы пансионата в западно-украинском городке. Перед нами – женщина на грани нервного срыва, «вечная невеста» пани Ванда, переживающая одно за другим крушение в любой попытке как-то устроить свою жизнь, найти того, кто даст ей возможность более менее нормального существования. Причем она изначально знает, что обречена и единственное, что принесет ей покой - добровольный уход из жизни. Из воспоминаний Елены Кузьминой, исполнительницы главной роли в фильме «Мечта»: «В этом фильме были заняты Раневская, Болдуман, Плятт, Астангов, и все мы так или иначе выстраивали свою роль, лепили образ, старались сыграть его как можно точнее, острее, интереснее. Ада Войцик работала иначе. Казалось, что она абсолютно ничего не играет. Она живет этой ролью. Роль переставала оставаться ролью, просто актриса становилась героиней картины – «молодой красивой шатенкой с бархатистой кожей», которая с трагикомической целеустремленностью ищет мужа». Съемки фильма были окончены в ночь на 22 июня – канун Великой Отечественной войны. Безысходность и печальная интонация фильма оказались не ко времени, поэтому картина вышла на экраны уже позже. Годы войны В 1942 году Ада Войцик снялась в главной роли в социальной драме «Убийцы выходят на дорогу». Но эту картину ожидала печальная участь. Режиссер в плакатном стиле попытался преподнести зрителям «образ двух Германий», где родители боятся, что на них донесет сын, а простая немка проклинает фюрера. Все это не вписывалось в официальную идеологию, и фильм было решено не выпускать на экраны. Более успешной оказалась другая работа актрисы. В 1943 году Ада Войцик снялась в полной трагизма военной драме Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка», рассказывающей о двух маленьких блокадницах, переживших ужасы войны наряду со взрослыми. Главные роли исполнили юные Нина Иванова и Наталья Защипина, а Ада Войцик сыграла маму одной из девочек. Её героиня тяжело больна и почти не встаёт с кровати. К окончанию войны Аде Войцик посчастливилось поработать со знаменитым режиссером Сергеем Эйзенштейном. Правда в его «Иване Грозном» актрисе досталась лишь эпизодическая роль Елены Глинской, но как она была сыграна! Глинская появляется на экране лишь на минуту. «Не умирай, бойся яда! Бойся бояр!», - кричит она будущему Ивану Грозному (которого, кстати, сыграл Эрик Пырьев). И в этом крике, полном страсти, любви и гнева, рождается по-настоящему живой образ. 50-е – 60-е годы В последующие годы Ада Войцик все чаще снималась в эпизодических ролях. Но, благодаря таланту актрисы, они переставали быть просто эпизодами, они раскрывали часть чьей-то сложной жизни, которая ненадолго возникала на экране, но надолго оставалась в памяти зрителей. Одной из лучших таких ролей, несомненно, является жена физика Синцова в драме «Девять дней одного года». Ее героиня знает, что Синцов обречен на смерть. Но, видя, с каким мужеством встречает смерть ее муж, собирает все свои силы, всю волю, чтобы не показать ему и его друзьям своего горя, своей трагедии. И только ее глаза, огромные, почти черные, выражают такую тоску, такое отчаяние, что начинаешь понимать, как ей невыносимо тяжело. Вообще, надо сказать, что роли подобного рода не редки в биографии актрисы. Точно также, одними глазами, взглядом, полным мудрости, отчаяния и надежды, она общается со зрителями и в приключенческом фильме Анатолия Рыбакова «Дело №306». Многим запомнились ее Морозова в мелодраме «Разные судьбы» и Анна Крышко в мелодраме «Солдатское сердце». Заключение В последние годы своей жизни Ада Войцик в кино не снималась. Ее сын, Эрик Пырьев получил режиссёрское образование, снял музыкальную киномонографию «Мелодии Дунаевского», где среди прочих снялись вторая и третья жены Пырьева Марина Ладынина и Лионелла Скирда. К сожалению большего он достичь не смог. В возрасте тридцати девяти лет он умер. По одной из версий у него было слабое сердце. Ада Войцик пережила и смерть своего сына, и смерть Ивана Пырьева. Она умерла 2 сентября 1982 года в Москве в возрасте 77 лет. www.rusactors.ru ladynina_16 (332x500, 70Kb) Марина Алексеевна Ладынина 24.06.1908, село Назарово, Красноярский край – 10.03.2003, Москва Народная артистка СССР (1950) Кавалер Ордена Ленина (1938) Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1941, за фильм «Трактористы»; 1942, за фильм «Свинарка и пастух»; 1946, за фильм «В шесть часов вечера после войны»; 1948, за фильм «Сказание о земле Сибирской»; 1951, за фильм «Кубанские казаки») Лауреат премии «Ника» в номинации «За честь и достоинство» (1998) Нелегкое детство Во всех энциклопедиях и справочниках местом рождения Марины Ладыниной значится село Назарово близ города Ачинска Красноярского края. На самом же деле будущая актриса родилась совсем в другом месте - в селе Скотинино Смоленской губернии. Но Марине Ладыниной это название казалось очень уж неблагозвучным, поэтому впоследствии она изменила в документах место рождения на Назарово, куда она вместе с родителями переехала в раннем детстве. Родители Марины были простыми крестьянами. Отец, Алексей Дмитриевич Ладынин, имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, и была вовсе безграмотной. Кроме Марины в семье было еще трое детей. Ей, как самой старшей, приходилось нелегко – с ранних лет она познала все тяготы сельской жизни - убирала по дому, стирала, носила воду с реки. Летом девочка работала по найму у местной фермерши - ежедневно доила 10 коров. От суфлера к актрисе Несмотря на эти трудности у девочки с ранних лет проявился интерес к книгам и сцене. Читать она научилась рано и с большим удовольствием пересказывала все это своим друзьям. Наверное, поэтому в школе Марину решили взять в самодеятельный театр суфлером. Вот только суфлер из нее был неважный. Девочку настолько захватывали спектакли, что она, увлекаясь, начинала подсказывать текст через чур громко. За это ее уже тогда стали называть артисткой. Со временем Марине стали давать роли в спектаклях. Первую свою серьезную роль - Наташу в спектакле «Русалка» она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере. Сыграла так великолепно, что даже получила одобрение со стороны матери. А ведь ее мать, женщина властная и строгая, была твердо убеждена в том, что работа на сцене – дело совершенно никчемное. В Ачинске, где училась Марина, располагался местный драматический театр. Марину нередко приглашали туда подменять заболевших актеров. На сцене этого театра она познакомилась с провинциальной актрисой Баратовой (они вместе играли в спектакле «Иудушка Головлев»). Баратова окончательно убедила Марину в необходимости учиться настоящему искусству театра. В Москву! Окончив школу, Марина в 16 лет стала учительницей в родном селе Назарово. Параллельно она продолжала играть на сцене. Кроме того, девушка, обладавшая прекрасным голосом и слухом, выступала с концертами. Постепенно рамки провинции ей стали тесны, и она решила перебраться поближе к столице. Первоначально она переехала в Смоленскую губернию на родину отца. Здесь она продолжила заниматься преподавательской деятельностью, но мечты о театре не оставляла. И однажды ей улыбнулась удача. Как-то в село приехал отдыхать актер театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина познакомилась с ним, и Фадеев, увидев в девушке актерские задатки, посоветовал ей поступать в ГИТИС. Актер даже подарил ей книгу «Моя жизнь в искусстве», чтобы Марина могла подготовиться к экзаменам. В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Марина, воспользовавшись представившейся возможностью, поехала и… поступила ГИТИС. Причем столица была покорена ею с первого же раза. На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и сделали пометку в ведомости «особо одаренная». ГИТИС. Первые роли Окрыленная успехом, Марина с увлечением взялась за учебу. Все преподаватели отмечали ее талант, энергию и целеустремленность. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в 75 рублей. В том же году состоялся дебют Марины Ладыниной в кино. Она сыграла небольшую роль слепой цветочницы в немом фильме «В город входить нельзя». В принципе этот фильм ничего особенного не представлял, как и другой - «Застава у Чертова брода» - в котором она снялась через пару лет. Мир кинематографа был конечно интересен, но для Марины главной мечтой продолжал оставаться театр… МХАТ В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТа. Это было похоже на чудо. На сцене этого театра тогда играли величайшие актеры: Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская и другие. Но молодая актриса не растерялась. Первая же роль - хрупкая монашка Таисия в спектакле «Егор Булычев и другие» (по одноименной пьесе М.Горького) – была сыграна Мариной Ладыниной великолепно. Ее работу отметил даже Максим Горький. Затем последовала роль в спектакле «В людях» (опять же по Горькому). Кино. Знакомство с Пырьевым Параллельно Марина продолжала сниматься в кино. В 1934 году ее пригласили на роль деревенской девушки в картину «Вражьи тропы». Это была очередная рядовая картина, но она в корне изменила жизнь актрисы. Именно на съемках этого фильма она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым. К тому времени Марина Ладынина уже успела побывать замужем за актером Иваном Любезновым. Был женат и Пырьев. Но ради Марины он пошел на развод с актрисой Адой Войцик. Ада очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет время, и Пырьев бросит ее. Она оказалась права, но об этом позже. Уход из МХАТа. Первые крупные успехи Замуж за Пырьева Марина Ладынина вышла в 1936 году. До этого она считала театр своей основной деятельностью. Но под влиянием мужа она решилась уйти из МХАТа. Как раз в это время Пырьев приступал к своей новой картине – комедии «Богатая невеста». В главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только Марину Ладынину. В самый разгар съемок, проходивших на Украине, произошел скандал. Руководители «Украинфильма» заявили, что картина имеет явный националистический уклон, якобы «москали» в открытую издеваются над украинским языком. Пырьев, спешно завершив съемки, отправился вместе со съемочной группой в Москву. Но и здесь его картина не понравилась начальству. Фильм положили на полку. Ситуация изменилась весной 1938 года, когда сменилось руководство кинокомитета. Новому руководителю фильм понравился, и он отправил его Сталину. Иосиф Виссарионович оказался в восторге от комедии. Тут же был отдан приказ, выпустить картину на экраны. «Богатая невеста» - первый фильм Пырьева, снятый в жанре музыкальной комедии. При всей его непритязательности, он пришелся по душе миллионам зрителей. За эту работу Ладынина и Пырьев были в том же году награждены Орденами Ленина. После такого успеха Пырьев с Ладыниной тут же приступили к съемкам второй картины - «Трактористы». И вновь это была музыкальная комедия из деревенской жизни. Неожиданно в самом начале съемок возникли непредвиденные трудности. Руководитель Кинокомитета Дукельский категорически заявил, что Ладынина не подходит на главную роль бригадира женской тракторной бригады Марьяны Бажан. С огромным трудом Пырьеву удалось отстоять кандидатуру своей жены. Съемки начались… Иван Пырьев впоследствии так отзывался о работе Марины Ладыниной в той картине: «Мне везло с актерами. Марине, к примеру, надо было лететь по степи на мотоцикле, вести по пахоте сложный гусеничный трактор. В фильме «Трактористы» актриса делала все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно участвовала в мотогонках». Успех картины превзошел все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами всесоюзной величины, их работа была отмечена Сталинскими премиями. В этом же фильме взошла звезда замечательного актера Бориса Андреева. В годы войны После «Трактористов» Иван Пырьев неожиданно решил сменить тематику. Его новая картина «Любимая девушка» была снята в жанре мелодрамы, а Марина Ладынина играла в ней Варю Лугину - рабочую московского завода. Ее героиня убегает от ревнивого мужа, а друзья и знакомые предпринимают все попытки, чтобы помирить молодоженов. Картина получилась откровенно посредственной, и Пырьев решил вернуться на уже проторенную дорожку – деревенскую музыкальную комедию. Фильм «Свинарка и пастух» начал сниматься в феврале 1941 года, а в июне на нашу страну обрушилась страшная война. Большинство из участников съемок стали просить отправить их на фронт. Сам Пырьев несколько раз подавал заявления в военкомат. Но руководство решило иначе – было дано указание доснять фильм. Комедия «Свинарка и пастух» вышла на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики тут же окрестили ее «деревенским лубком», а вот зрители приняли ее с огромным восторгом. Марина Ладынина сыграла роль вологодской деревенской девушки Глафиры с особой теплотой. Не менее блистателен был и Владимир Зельдин в роли кавказского пастуха Мусаиба. Их чистая и светлая любовь, преодолевающая все преграды, не могла не тронуть сердца зрителей, а для фронтовиков картина и вовсе стала талисманом. Она переходила из части в часть, воодушевляя бойцов на защиту единой многонациональной страны. Фильм «Свинарка и пастух» стал вершиной творчества Марины Ладыниной. В годы войны она так же снялась в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома» и, наконец, в 1944 году сыграла воспитательницу московского детского сада Варю Панкову в замечательной лирической мелодраме своего мужа «В шесть часов вечера после войны». Послевоенные работы После войны Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии «Сказание о земле Сибирской». Марине Ладыниной как всегда в ней отводилась главная роль - певицы Наташи Малининой, и сыграла она ее очень трогательно и лирично. Вместе с тем, в картине поднималась очень серьезная тема творчества. Зрителям новая картина пришлась по душе, в прокате 1948 года она заняла 3-е место, а вот коллеги отнеслись к ней прохладно. Сергей Эйзенштейн и вовсе назвал ее «русский лубок в чехословацком исполнении» (картина снималась в Чехословакии). После этой работы Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на более серьезные работы, но ничего не вышло. От него ждали комедий, и Пырьев вынужден был вновь обратиться к привычному жанру. Для Марины Ладыниной роль в комедии «Кубанские казаки» оказалась несколько непривычной. До этого ей доводилось играть молодых девушек, задорных и боевых или нежных и лиричных. Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза Галину Ермолаевну Пересветову, женщину решительную, деловитую, твердую и в то же время душевную и отзывчивую. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, она даже хотела уйти из картины, но постепенно в ходе съемок она смогла найти нужные краски. Истосковавшийся по веселым картинам советский народ принял новый фильм с неописуемым восторгом, а песни, написанные замечательным композитором Исааком Дунаевским, стали поистине народными. Всенародная любовь То, насколько была высока в те годы популярность Марины Ладыниной, даже трудно передать. Достаточно привести лишь один факт – одно время в начале улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы – сам Иосиф Виссарионович. А на другой – Марина Ладынина. За годы сотрудничества с Иваном Пырьевым она (единственная из отечественных актрис) была пять (!) раз отмечена Государственной (Сталинской) премией СССР. А в 1950 году после выхода «Кубанских казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. И это только официальное признание. А народная любовь! Она не поддавалась описанию. Актрису боготворили, ей подражали, ее засыпали тысячами писем. Порой на конвертах писали просто: «Мосфильм, председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой». В чем же заключался секрет такого успеха? Ведь, говоря откровенно, фильмы Пырьева были наивными сказками о счастливой советской действительности. Все просто. Люди, уставшие от тягот и разрухи, тянулись к красивой жизни. А на экране их встречала простая, понятная, милая и обаятельная Марина Ладынина. Она была своей, вышедшей из народа, и зритель проникался к ней доверием. Нередко в письмах спрашивали, где находится тот самый колхоз, туда готовы были ехать, чтобы остаться жить и трудиться. Сама же актриса прекрасно понимала противоречие между реальной жизнью и киносказками, создаваемыми ею в дуэте с Иваном Пырьевым. Что делать, они тоже были винтиками системы… Разрыв с Пырьевым За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа. Лишь однажды, в 1942 году, ей довелось сыграть в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», оставшейся, впрочем, без внимания зрителей. Другие режиссеры даже не решались приглашать ее в свои картины. В 1950 году в ее кинокарьере мог произойти поворот, когда режиссер Игорь Савченко предложил Ладыниной роль графини Потоцкой в историческом фильме «Тарас Шевченко». Актриса, которая очень хотела попробовать себя в новом качестве, с радостью согласилась. К сожалению, цензура посчитала героиню в ее исполнении слишком доброй, и сцены с участием Ладыниной были вырезаны из фильма. В 1953 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по счету). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим. В эти годы Иван Пырьев без памяти влюбился в молодую актрису Людмилой Марченко. Когда же Марина Ладынина попыталась поговорить с ним, он первым пошел на разрыв, заявив при этом, что после развода ее никто не будет снимать. Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест. С Марченко у Пырьева так ничего не вышло. Впоследствии он женился на актрисе Лионелле Скирде, которую снял в картине «Свет далекой звезды». Кроме того, Пырьев снял еще несколько картин, из которых самая известная «Идиот» по одноименному роману Достоевского. Умер он в 1968 году. Годы забвения Марина Ладынина пережила своего бывшего мужа на 35 лет. Первое время после развода она никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актеров. Наконец Марину приняли в Театр-студию киноактера. Некоторое время она там играла, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам и весям. Наступило полное забвение. В последние годы жизни Марине Алексеевне было особенно тяжело. Болезни, безденежье… А в 1998 году, в год 90-летия о ней вдруг вспомнили. К юбилею не награждили премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Газеты запестрели заголовками «Самая знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда». Какое лицемерие! Где все они были раньше! После празднования юбилея о ней снова забудут и вспомнят только после смерти 10 марта 2003 года. Снова будут писать, какой замечательной актрисой она была, и какую жизнь она прожила… И только зрители никогда не забывали Марину Ладынину. Для них она так и осталась молодой, лучезарной женщиной. И фильмы с ее участием по-прежнему собирают многочисленные аудитории. www.rusactors.ru Ludmila Marchenko 6c8d588dee34 (317x425, 76Kb) Людмила Васильевна Марченко 20.06.1940, с. Архипово-Осиповка Краснодарского края – 23.01.1997, Москва Ей было суждено стать актрисой Людмила Марченко родилась 20 июня 1940 года в поселке Архипо-Осиповка, расположенном на Черноморском побережье Кавказа. Ровно через год после ее рождения грянула Великая Отечественная война. Вместе с родителями крохотной Людочке пришлось пережить годы немецкой оккупации. Когда же война окончилась, семья Марченко перебралась в Москву. С ранних лет Люда Марченко всерьез увлеклась кинематографом и театром. В 135-й московской школе, где она училась, был собственный театральный кружок. Очень скоро Людмила стала настоящей примой школьного театра. Уже в те годы, необыкновенно красивая и талантливая, она привлекала внимание всех мальчишек и вызывала зависть у девчонок. Всем было ясно, что Люда обязательно станет актрисой. Так и произошло… Стремительный взлет Мечта Людмилы Марченко воплотилась в 1957 году. Девушка подала документы в Щепкинское и Щукинское театральные училища и успешно прошла в обоих. Однако в последний момент кто-то из преподавателей посоветовал ей пойти во ВГИК: «Для театральной актрисы у тебя слабоват голосок». Людмила послушалась… Ее приняли на актерский факультет ВГИКа в мастерскую знаменитого Михаила Ромма. Вместе с Людмилой Марченко учились Владимир Ивашов, Светлана Светличная, Алла Будницкая, Галина Польских. Впоследствии все они стали знаменитыми. Но если у них все еще было впереди, то к Людмиле слава пришла уже после первого курса. Дебютом на киноэкране для 18-летней Людмилы Марченко стала небольшая роль в картине Юрия Егорова «Добровольцы». Актриса сыграла девушку Кайтанова-младшего – одного из главных героев картины. А вскоре ей и самой досталась главная роль… К тому времени зрители уже успели устать от обилия энергичных работниц и колхозниц на экране. И когда Людмила Марченко появилась в мелодраме Льва Кулиджанова «Отчий дом» в образе романтической героини, остававшейся при этом самой обыкновенной девчонкой из московского дворика, это вызвало у всех единодушный восторг. Настенька Не мог оставить без внимания эту картину и Иван Александрович Пырьев. 58-летний режиссер в те годы являлся одним из столпов отечественного кинематографа. За его плечами были такие известные картины, как «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и многие другие. Обласканный официальными властями и всенародной любовью он, по его собственным словам стоял в очереди за коммунизмом в числе первых. И этот, ни в чем не нуждающийся человек, как последний мальчишка влюбился в 19-летнюю девушку с чуть вздёрнутым носиком и осиной талией… Очарованный Людмилой Марченко Иван Пырьев без всяких проб утвердил ее на главную роль Настеньки в свою новую картину «Белые ночи» (по одноименному произведению Ф.М. Достоевского). Драма «Белые ночи» вышла на экраны в том же 1959 году, что и «Отчий дом» и имела не меньший успех у зрителей. В один миг Людмила Марченко стала всенародно известной. Со всех концов страны в ее адрес посыпались кипы писем, в киосках появились ее фотографии. Критики, отмечавшие блестящую игру молодой актрисы, стали называть ее не иначе, как «наша Одри Хепберн». Любовь без взаимности Иван Пырьев не скрывал своей любви в прекрасной студентке. Любви страстной и безумной. А что же Людмила? Поначалу она просто не воспринимала всерьез его чувства, принимая это за профессиональное любование. К тому же он был намного старше ее и женат на одной из самых красивых актрис Советского Союза Марине Ладыниной. Когда же до нее дошла вся серьезность намерений Пырьева, она ему просто отказала. Для Ивана Александровича это стало неожиданным и страшным ударом. Тысячи актрис желали бы оказаться на ее месте. Но какое дело ему было до них, когда на свете существовала та, единственная - Люнечка, как ласково называл ее Пырьев. Ситуация была неординарная. Это сегодня вряд ли кого можно удивить разницей в возрасте. А тогда, любовь 58-летнего режиссера к 19-летней актрисе вызвала всеобщий шок. Поползли всяческие сплетни. Дело дошло до того, что Пырьева вызвали «на ковер» в ЦК КПСС! Это уже было серьезно. Партийные органы внимательно следили за чистотой своих рядов… Седовласый режиссер не стал ни перед кем оправдываться. Перед «высокими лицами» он открыто заявил, что все их измышления для него крайне унизительны, он же готов хоть сейчас идти с Людмилой под венец. Из ЦК он вышел победителем. Вот только отношение Людмилы Марченко к нему не изменилось… Неудачный роман Отказав Пырьеву, Людмила закрутила роман с Олегом Стриженовым. С этим 31-летним красавцем-актером, кумиром миллионов женщин, она вместе снималась в «Белых ночах». Свои отношения влюбленная парочка старалась не афишировать, поскольку Олег был женат на актрисе Марине Стриженовой. Об их связи не знали даже самые близкие люди Людмилы Марченко – ее мама и сестра Галина Васильевна. Лишь спустя много лет Людмила рассказала сестре, что Стриженов обещал ей бросить свою жену. Вскоре результатом их связи стала беременность Людмилы. Посоветовавшись, они оба пришли к мнению, что развод Олега ничего хорошего им не принесет. Жить им было не где, да и не хотелось портить удачно начинающуюся карьеру. Людмила решилась прервать беременность… Аборт Людмила сделала тайком у какой-то бабки. Как потом выяснилось неудачно. Эта беременность стала для нее первой и последней. Больше она матерью быть не могла. Вслед за этим отношения между Людмилой и Олегом как-то очень быстро сошли «на нет». Четыре годы ухаживаний Все это время Пырьев не терял надежды, что Людмила все же ответит ему взаимностью. Уверенный в успехе, он в среде кинематографистов постоянно представлял ее, как жену. После окончания романа между Марченко и Стриженовым Пырьев предпринял новые попытки добиться ее расположения. Он преследовал ее повсюду, а Людмила уважительно отвечала, что между ними огромная разница в возрасте, она не может стать его женой, потому что он сверстник её дедушке, и мама никогда её не поймет. Тогда Иван Александрович решился на крайний шаг. Он отправился к маме Людмилы и попросил руки ее дочери, заявив, что сейчас же разорвет брак с Мариной Ладыниной. К их ногам он готов был бросить все – свое богатство, связи... Мать не прельстилась ничем и указала ему на дверь. Иван Александрович сдержал свое слово. С Ладыниной он развелся и продолжал добиваться руки Людмилы целых четыре года. Но это ни к чему не привело. «Кем Люда была для него? - задаётся вопросом Галина Васильевна. - Музой, вдохновительницей, ностальгией по молодости? До сих пор мне трудно это понять. Но чем больше она отказывала, тем яростнее он её добивался». Пырьев, никогда не знавший в любви поражений, был доведен до бешенства. Рассказывают, что однажды он, придя к Людмиле домой, и не застав ее там, взломал дверь и в ярости разгромил всю квартиру. Когда же она, вернувшись, попробовала робко заявить, что будет жаловаться, он бросил ей: «На меня можно жаловаться только в ДОСААФ!» Ему хотелось, что бы непокорной девчонке стало так же больно, как и ему. Но чем больнее он делал ей, тем больше страдал сам Первый брак Тем временем Людмила Марченко успела сняться в нескольких картинах: мелодраме Виктора Соколова «До будущей весны» (Вера Николаевна), комедии французского режиссера Марселя Палиеро «Леон Гаррос ищет друга» (Маша), драме Николая Макаренко «Дмитро Горицвит» (Югина) и других. А затем ее вдруг перестали приглашать. Уязвленный Пырьев попросту запретил всем режиссерам ее снимать… Нет, он не хотел погубить карьеру молодой актрисы. Он просто надеялся, что она покорится и придет к нему, но гордая девушка стояла на своем. В этот момент, неожиданно для всех, Людмила вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Любила ли она его? Скорее это был спонтанный, отчаянный шаг с ее стороны. Этот брак продержался недолго. Слухи и сплетни вокруг отношений Марченко и Пырьева росли, обрастая новыми и новыми несуществующими подробностями. Окружающие с завистью утверждали, что ей достаточно что-то попросить у Пырьева, и все исполнится. «И это все ей одной!» - перешептывались злые языки. Они были правы лишь в одном. Влюбленный мужчина действительно исполнил бы любую ее прихоть, вот только Людмила ничего для себя не просила. Никогда. Окружающие в это верить отказывались. В 1963 году Людмила Марченко окончила ВГИК и стала актрисой Экспериментального театра-студии пантомимы «Эктемим» под руководством А. Румнева. В том же году Александр Зархи, не убоявшись гнева Пырьева, пригласил Людмилу на роль Гали в картину «Мой младший брат». Это была последняя большая роль актрисы. Именно во время съемок этого фильма Вербенко, уставший от пересудов, собрал вещи и ушел. Семья распалась без слёз и истерик. Трагедия Пырьев, как мог, старался оградить свою возлюбленную от новых знакомств, но Марченко не долго оставалась одна. Однажды ее друг, актер Владимир Гусев, познакомил актрису со своим приятелем - начальником геологоразведочной партии Валентином Березиным (Гусеву это знакомство тоже стоило запрета на съемки). Если бы Людмила тогда знала, чем все это закончится! Валентин красиво за ней ухаживал, пел песни под гитару, познакомился с ее родственниками. Словом вел себя, как потенциальный муж. Вскоре Людмила ответила ему взаимностью, и они зажили гражданским браком. Казалось, что в жизни все наладилось, вот только работы в кино у Людмилы так и не было. Редкие малозначительные эпизоды не приносили удовлетворения, не много было работы и в Театре Киноактера, куда она перешла в 1965 году. Однако Людмила никогда не предавалась отчаянию. Во всяком случае, на людях. Вспоминает ее подруга Люся Шапошникова: «Она всегда была ироничной, с большим чувством юмора, общительной, доброй и очень, очень любила жизнь и людей. Она могла общаться не только с людьми своего круга, но и с самыми разными по социальному положению и интеллекту. Люда считала, что самое ценное не только для актеров (для актеров особенно), но и всех - общение. Она умела объединять человеческие души, проникать в судьбы, пережить их - это, вероятно, часть актерского таланта. Умела посочувствовать, подбодрить, вселить надежду на лучшее в жизни каждого. Внешне она всегда выглядела оптимисткой и заражала нас своим оптимизмом. Я знала, что иногда в душе ее кошки скребут, но она и виду не подавала. Ее доброта не знала границ. Когда в доме собирались застолья, она была не только хлебосольна, но считала, что раз люди к ней пришли, надо их непременно одарить чем-либо, появлялись даже излишки душевной щедрости. В такие дни дарилось все: вазы, цветы, платья, платки. Дарить - удовольствие для нее». Счастливая жизнь продолжалась три года, а затем произошла трагедия… Валентин Березин часто ездил в свои экспедиции. Возвращаясь, он каждый раз выслушивал очередную порцию грязных вымыслов и однажды взорвался. Как-то в приступе ревности Валентин бросился избивать жену. Бил зверски. Людмила кричала, звала на помощь. Среди ее криков соседи слышали фамилию человека, которому она отказала: «Пырьев!» Но его рядом не было… Валентин остановился лишь тогда, когда лицо Людмилы стало представлять одно сплошное кровавое месиво. Сестра вспоминает, что на полу в луже крови валялся кусочек губы. Вот тогда он страшно испугался. Людмилу Валентин уговорил заявить органам, что она попала в аварию. В это никто не поверил, но женщина упорно стояла на своем, и он избежал наказания. В институте Склифософского, куда Людмилу отвезла Скорая помощь, врачи смогли спасти ей жизнь. Жизнь, но не внешность. Когда она выписалась, то в 26-летней женщине со шрамами, изуродованным подбородком и изорванными губами уже ничто не напоминало ту Людочку Марченко, которую знали и любили зрители. Но даже с такой внешностью она умудрилась сняться еще в нескольких эпизодах - в фильмах «Цыган» (1967, жена Будулая), «Разведчики» (1968, Мари), «Человек бросает якорь» (1968, Нина). Развязка После того ужасного, омерзительного поступка Людмила Марченко прожила с Валентином Березиным еще целых два года. Пытаясь загладить свою вину, он предлагал ей официально оформить их брак, но Людмила не соглашалась. А в 1968 году она неожиданно узнала о том, что у Валентина есть на стороне другая женщина и ребенок. Людмила, простившая изуверство над собой, не смогла простить измены. Она собрала его вещи и попросила уйти… Странное совпадение, - именно в этот год ушел из жизни тот, который так долго добивался ее руки. Иван Пырьев. Пырьев продолжал любить Людмилу Марченко до самых последних дней. Находясь в тяжелой депрессии, он за последние четыре года не снял ни одного фильма. Безответная любовь сильно сократила его жизнь. Еще несколько лет назад полный здоровья и энергии, к концу 1967 года Пырьев уже был полностью разбитым человеком. За три месяца до своей смерти Пырьев вновь женился. Хотя правильнее было бы сказать, что его женила на себе 30-летняя актриса Лионелла Скирда, которая давно это добивалась. Став женой известного режиссера, она постаралась в полной мере воспользоваться своим новым положением. А Пырьев продолжал любить Люнечку. Чеканка с ее курносым профилем так и провисела над его рабочим столом до самой смерти. Рассказывают, что как-то на очередной каприз своей новоиспеченной жены Пырьев пробурчал: «Всё время что-то ей надо!», и добавил, постучав тростью по любимой чеканке: «Вот эта никогда ничего не попросит». В 1967 году Пырьев взялся за экранизацию «Братьев Карамазовых», но завершить не успел. Он умер 7 февраля 1968 года. Вскрытие показало, что за последние годы Иван Александрович перенес шесть инфарктов. Вскоре после смерти мужа Лионелла Пырьева (теперь она носила эту фамилию) вышла замуж за Олега Стриженова. Да-да, того самого Стриженова… Виталий Войтенко Положение Людмилы Марченко становилось просто катастрофическим. Актриса с таким лицом не была нужна никому. Постепенно ее совсем забыли. Зато появились «сочувствующие», готовые в любой момент придти с бутылкой. Именно в этот тяжелый период в ее жизни появился человек, который постарался ее спасти. Виталий Войтенко, администратор Москонцерта, быстро разогнал «теплую» компанию. Мало того, он попытался вернуть актрису к жизни. В то время пластической хирургии в нашей стране не существовало. Но Виталий сумел найти за большие деньги хирурга, согласившегося рискнуть сделать операцию. Результат оказался плачевным. После операции лицо Людмилы стало еще более изуродованным. Виталий не пал духом. Именно благодаря его настойчивости Людмила Марченко стала ездить с гастролями по стране. Так продолжалось несколько лет. Зрители везде с теплотой встречали бывшую звезду, но затем актриса поняла, что больше прошлыми заслугами она жить не может и не хочет. В 1975 году Людмила и Виталий расстались. Последняя любовь В том же 1975 году Людмила Марченко познакомилась в ресторане Дома кино с художником-графиком Сергеем Соколовым. Вскоре они поженились. Соколов очень любил свою жену. «В Люсе живут два человека: очень добрая, нежная женщина, которая может быть несгибаемо сильной, и слабенький человечек, которым управляют злые духи», - говорил он о ней. Она тоже его любила. Бывшая актриса стала настоящей женой и прекрасной домашней хозяйкой. Убирала по дому, готовила, стирала… «Мне кажется, что брак с графиком Соколовым стал для нее убежищем от людского зла. Она спряталась за ним, как за каменной стеной», - размышляла Светлана Лебедянская, режиссер фильма-ностальгии «Воспоминания о звездном билете» (о судьбе актеров, снявшихся в картине «Мой младший брат»). Но была ли Людмила до конца счастлива? Нет. Как и любой творческий человек, она мечтала о большем. Но в студии киноактера, где она работала, существовала большая конкуренция, и роли ей практически не доставались. В кино она тоже не снималась. Если же и появлялись какие-то предложения, то это были совсем крошечные эпизоды. В 1982 году Людмилу Марченко, как мало снимающуюся актрису, перевели ассистентом режиссера в производственный отдел. Помаявшись там два года, Людмила написала заявление об уходе. Наступило полное забвение… Когда незачем жить… С Сергеем Соколовым они прожили вместе двадцать один год. В июле 1996 года Сергей скоропостижно скончался от сердечного приступа. Эта смерть вызвала у Людмилы Марченко сильнейший стресс. Успокоение она стала искать в спиртном. Вновь появились «странные» люди, из квартиры стали исчезать вещи, но ей уже было все равно. Когда спустя шесть месяцев она заболела гриппом, то запретила родным навещать ее, успокаивая, что с ней все нормально. Сама же намеренно не вызывала врачей, не лечилась. Зачем? Ведь ее жизнь и так потеряла смысл. 23 января 1997 года ее не стало. Провожать в последний путь Людмилу Марченко пришли всего несколько человек. Союз кинематографистов выделил на поминки 200 рублей. После ее смерти, когда разбирали старую мебель, из-за стекла книжного шкафа выпал портрет Ивана Пырьева. www.rusactors.ru pyryeva-04 (322x500, 111Kb) Лионелла Ивановна Пырьева (Скирда) Родилась 15.03.1938, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1990) Первые роли в кино Лионелла Скирда родилась 15 марта 1938 года в Москве. В 1961 году она окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского, и была принята в труппу драматического театра им. К. С. Станиславского. Здесь она проработала до 1964 года, после чего перешла в Театр-студию киноактера. В кино Лионелла Скирда дебютировала в 1961 году небольшой ролью в музыкальном фильме режиссеров Леонида Трауберга и Андрея Тутышкина «Вольный ветер». Затем были работы в приключенческом фильме «Выстрел в тумане» и музыкальной киномонографии «Мелодии Дунаевского». Наконец в 1964 году актриса исполнила главную роль в картине знаменитого режиссера Ивана Пырьева «Свет далекой звезды». Иван Пырьев Иван Александрович Пырьев был на 37 лет старше Лионеллы. К тому же седовласый режиссер был влюблен в молодую, очаровательную актрису Людмилу Марченко. Ради нее он даже развелся со своей второй женой Мариной Ладыниной. Однако Марченко не ответила на чувства Пырьева взаимностью, чем впоследствии и воспользовалась Лионелла. В 1967 году она вышла замуж за Пырьева и взяла его фамилию. В том же году Пырьев приступил к экранизации романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Главную женскую роль он доверил своей новой жене. Однако свою картину Пырьев закончить не успел. В феврале 1968 года он скончался. Завершали съемки фильма исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Дальнейшая судьба Вскоре после смерти мужа Лионелла Пырьева вышла замуж на популярного актера Олега Стриженова, которого, по ее собственному признанию, она любила с юности. Удивительное совпадение – в свое время она была третьей женой Пырьева, теперь же стала третьей женой Стриженова (до этого он был женат на актрисах Марианне Стриженовой и Любови Земляникиной). В 1969 году Лионелла Пырьева снялась в приключенческом фильме «Опасные гастроли» (Софии) и детективе «Хозяин тайги», а затем на долгие годы исчезла с киноэкранов. В последующие два десятилетия она сыграла всего несколько ролей, среди которых: графиня Круглая в драме «Последняя жертва» по одноименной пьесе А. Островского (1976), главные роли в музыкальной комедии «Вольный ветер» (1983), киноповести «Господин Великий Новгород» (1984), историко-приключенческой ленте «Оглашению не подлежит». www.rusactors.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |