Главная » 2015 » Июнь » 27 » Голос детства
18:47
Голос детства
Что объединяет таких известных литературных героев, как Ваня Солнцев, Мальчиш-Кибальчиш, Том Сойер и Дик Сэнд? Всех их, пусть и в разное время, играла замечательная актриса Валентина Александровна Сперантова.

Родилась будущая знаменитость 24 февраля 1904 года в городе Зарайске (ныне это Московская область). Семья была многодетной, трудолюбивой и очень дружной – старшие заботились о младших, и у всех ребятишек были свои обязанности по хозяйству. Сперантовы организовали домашний театр – придумывали и ставили пьесы, шили костюмы, рисовали декорации. Посмотреть любительские спектакли собирались по несколько десятков человек. Поэтому, когда в местном театре потребовалась девочка, пригласили Валю. Так в 6 лет она впервые вышла на сцену. Ее первым гонораром был мешочек с пряниками.

В период гимназической учебы энергичная Валентина организовала драматический кружок. Однажды один московский артист, увидев задорную Валю в самодеятельной постановке, пообещал ей протекцию при устройстве в столице. Да и вообще посулил "золотые горы" – жилье, работу… И в 1918 году доверчивая девушка отправилась в Москву. Однако знакомый, к которому явилась Валя, щедрых обещаний не сдержал. Домой Валентина вернуться не смогла – заболела тифом и надолго попала в больницу. Это происшествие произвело на нее такое горькое впечатление, что она решила, со сценой покончено навсегда, и поступила в качестве ученицы во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские).

Тем не менее мечта о сцене в ее подсознании все же присутствовала. И когда Валентине попалось на глаза объявление о наборе в студию "Молодые мастера" (позже она была переименована в Театральный техникум имени А.В.Луначарского, а затем преобразована в ГИТИС), то она забросила живопись и влилась в ряды студентов.

После окончания учебного заведения встал вопрос о том, куда пойти работать. И Валентина решает держать испытания в Первый государственный педагогический театр (ныне это Московский театр юного зрителя – МТЮЗ). Однако актрисы там не требовались. И руководитель театра Юрий Михайлович Бонди даже слышать не хотел о претендентке. Но Валентина не отступала и упрашивала хотя бы посмотреть на нее и оценить возможности. И Бонди не пожалел – по его признанию, это оказалось "блестящее дарование".
Изначально Валентину Александровну вводили в уже идущие на сцене постановки. Но вскоре стало ясно, что она так искусно изображает своих героев, что даже второстепенные персонажи становятся необычайно яркими и запоминающимися.

В числе ее ролей того периода Джо Гарнер в спектакле "Том Сойер", Том Кенти в одноименной постановке, Ягненок ("Басни" И. Крылова), Егорка в "Черном Яре", Лиза в "Горе от ума" и Ахмет в "Винтовке № 492116"– все очень разные и достоверные.

Однако в 1926 году Бонди не стало, и на смену ему пришел другой режиссер. А Сперантовой вновь пришлось доказывать свою творческую состоятельность.

Валентина Александровна всегда отталкивалась не столько от внешнего облика героев, сколько от их внутреннего содержания: "Мне досадно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность ребенка, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются сделать угловатыми жесты и говорят петушиными голосами. Мне почему-то их немного жаль, а то, что они делают, кажется лишним, во всяком случае, второстепенным. Надо понять психологию ребенка (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки". При этом В.А. Сперантова прекрасно владела искусством перевоплощения и мастерски умела делать то, что умеют мальчишки – прыгать, свистеть, плеваться и т.п.

Позже драматург Виктор Сергеевич Розов так описывал свои впечатления от спектакля "Дубровский", в котором играла актриса: "Пусть извинят меня исполнители главных ролей, но они крайне смутно, туманно всплывают в моей памяти, иные и совсем забылись. А вот маленький, рыжий, худой, жилистый Митя, который приносит в дупло кольцо, ошеломил меня. Это был не просто мальчишка, это был характер. Характер сильный, отважный, твердый. Я терпеть не могу, когда мальчишек играют актрисы с уже грузной, типично женской фигурой, и юные зрители на свой лад сыплют всевозможные ехидные реплики во время действия в их адрес, но тут, хотя в программе и стояла женская фамилия, ни один зритель не то, что не ехидничал, а, затаив дыхание, ловил каждое слово Мити. Ловил их и я, восхищаясь и движениями и его, и тембром голоса. Я впервые увидел Сперантову. И понял: разве дело в том, кто играет, актер или актриса. Сила в таланте".

Во время Великой Отечественной войны В.А. Сперантова состояла в труппе Фронтового тетра ВТО, а в 1944 году она была приглашена в Центральный детский театр, который когда-то создала Н.И. Сац. И с того момента ЦДТ (теперь это Российский академический молодежный театр) стал для Валентины Александровны вторым домом. В нем она прослужила более 30 лет, и не случайно ее называли "Ермоловой детского театра".

На сцене ЦДТ Сперантова побывала Кеем, Гердой и бабушкой в "Снежной королеве" Е. Шварца, Ваней Солнцевым в "Сыне полка", пионером-героем Володей Дубининым, матерью Павки Когчагина и Володи Ульянова, Коробочкой в "Мертвых душах" Н. Гоголя, княгиней Тугоуховской в "Горе от ума" А.С. Грибоедова, Кукушкиной в "Доходном месте" А.Н. Островского, а также создала немало женских образов в пьесах В. Розова и А. Алексина.
Валентина Александровна признавалась, что ее "всегда увлекало героическое в детях" и готовность совершить подвиг. И еще она очень хотела сыграть Ваню Солнцева, в характере которого сочетались "детская романтическая фантазия и самоотверженность, наивность юного возраста и взрослая ответственность за судьбу страны, родной земли".

Один из учеников В. Сперантовой, актер Виктор Лакирев говорил, что секрет успеха мальчиков Валентины Александровны был в том, что она играла не инфантильность, а суровость.

Сперантову, как актрису, отличали находчивость, смелость, неподдельные эмоциональность и искренность, умение видеть перспективу роли, творческая фантазия, наблюдательность и правдивость. Ее дети были живыми, настоящими, шустрыми. С ними хотелось дружить, на них хотелось быть похожими.

Однако век травести недолог, а время неумолимо. Настал тот печальный момент, когда Валентина Александровна уже не могла в полной мере становиться на сцене ребенком. И хотя ее чуткие товарищи пытались как-то компенсировать видимое несоответствие, требовательная в профессии актриса сама решила, что всё, хватит.

Об этом периоде В.А. Сперантова вспоминала так: "У одного мальчика спрашивают: "Ну, как тебе спектакль?", он говорит: "Мне очень понравился этот старенький мальчик". Я больше никогда не приду играть мальчиков", – сказала я"… Актриса признавалась: "Я отрывала от себя какой-то дорогой кусок жизни. Я как будто прощалась со своими детьми…"

Даже по прошествии долгого времени эта потеря ее не отпускала: "Мои мальчики… они ушли безвозвратно от меня, как умершие дети, оставив огромную боль внутри, что они не вернутся, они просто и тихо – ушли – и я плакала, я плакала тихо и одиноко. И Ваня Солнцев, и Ганька, и Егорка, и еще много-много… Они ушли, и только в памяти моей они тихо, с улыбкой кивают мне, как матери, родившей их…"

За видимой легкостью исполнения Сперантовой всегда стояли упорный труд и умение преодолевать себя, которое особенно ей пригодилось при переходе от мальчиков на возрастные роли, ведь необходимо было становиться мягкой женщиной или благообразной старушкой, убрав ребячью походку, повадки и резкость движений. Помогла ей осуществить этот нелегкий переход режиссер М.О. Кнебель.

В кино Валентина Александровна пришла довольно поздно – в 1953 году. Первой ее ролью стала бабушка в фильме "Алеша Птицын вырабатывает характер". И хотя затем она не снималась еще 7 лет, на ее счету не один десяток кинокартин. Наверняка многие помнят ее тетю Глашу из "Большой перемены", мать семейства Клавдию Васильевну из "Шумного дня" и бабушку из фильма "Три дня в Москве".

Отдельной строкой в творческой судьбе Сперантовой стоит Всесоюзное радио, в студии которого она начала работать с середины 1930-х годов. Количество радиопостановок, в которых участвовала Валентина Александровна, точно подсчитать вряд ли возможно. Ее неповторимый голос знала вся страна, ведь им говорили дети, взрослые и даже животные…
В.А. Сперантова озвучивала сказки П. Бажова, Г.Х. Андерсена, П. Ершова (она Конек-Гобунок), читала рассказы К. Ушинского, Н. Носова, Л. Толстого, Е. Пермяка, участвовала в радиопостановках по произведениям А. Гайдара, М. Горького, Р. Роллана, И. Тургенева, Ю. Сотника, В. Катаева, В. Шекспира, М. Твена, Ч. Диккенса, В. Одоевского, А. Куприна, С. Михалкова, Ж. Сименона, Ч. Диккенса, В. Розова, Ж. Верна…

Много лет на радио регулярно выходила легендарная передача "Клуб знаменитых капитанов", в которой действовали герои популярных книг – барон Мюнхгаузен, Гулливер, Робинзон Крузо, капитан Немо, Саня Григорьев и т.д. Роль "Пятнадцатилетного капитана" Дика Сэнда неизменно исполняла В.А.Сперантова. И многочисленные радиослушатели даже представить себе не могли, что слышат голос не юноши, энергичного, отважного и смелого, а, в общем-то, немолодой уже женщины.

Теперь найти радиопередачи с участием Валентины Александровны можно в Коллекции Интернет-портала "Старое радио".

Талант актрисы проявился и в мультипликации – Сперантова не просто озвучивала рисованных героев "Союзмультфильма", а перевоплощалась в них. Она Нильс из мультфильма "Заколдованный мальчик", Петя ("Петя и Красная Шапочка"), Иванушка-дурачок ("Конек-горбунок"), Мальчиш-Кибальчиш ("Сказка о Мальчише-Кибальчише) и др.

Валентина Александровна была великолепным партнером, умела вдохновить коллектив и задать тон всему спектаклю. Она охотно помогала другим актерам в работе. Актриса Людмила Гнилова так охарактеризовала находки Сперантовой: "Как позолотой покрывала то, к чему прикасалась".

В.А. Сперантова охотно общалась со зрителями и ликовала, когда получала благодарственные письма, ведь истинным счастьем для нее было не просто играть, а доставлять удовольствие и дарить радость людям.

Однако в жизни Валентины Александровны далеко не все шло гладко. Были и потери, и разочарования, и недуги. Но она никогда не жаловалась и переживала горести самостоятельно, а с окружающими делилась только позитивом и добром. Несмотря на высокую профессиональную занятость, Валентина Александровна успевала заниматься домом и воспитанием дочерей, заботилась о близких. При этом веселая, жизнедеятельная, общительная, гостеприимная, хлебосольная и компанейская Валентина Александровна вовсе не была классической бабушкой, и к ней всегда тянулась молодежь.
У В.А. Сперантовой было немало наград и званий. Но для преданных зрителей не имело значения, что она Народная артистка СССР. Гораздо важнее было, что она "главный мальчишка Советского Союза". Валентина Александровна работала до самых последних дней, хотя здоровье ее все чаще подводило. Актрисы не стало в 1978 году, однако и сегодня мы продолжаем наслаждаться ее искусством.
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 452 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]