Главная » 2015 » Июль » 13 » Не от мира сего
21:09
Не от мира сего
Юрий Богатырев удостоился самых восторженных слов рецензентов и критиков. Однако… Все эти восторги имели одну странную особенность: казалось, что была в н их некая недосказанность. Можно по-разному недоговаривать о великом актере, но в той недоговоренности, что окружала Богатырева, ощущалось смущение и даже робость. Так говорят о большом таланте, когда поиск истоков его одаренности заводит в такие лабиринты душевных мук, где любое слово может смертельно ранить…

От рождения до МХАТа

Весь жизненный путь Богатырева, от рождения 2 марта 1947 года до исчезновения в вечности показал, насколько уникальная и сложная личность жила какое то время среди нас… Отец Юрия Богатырева был советским военным, морским офицером, служил в Риге. В 1953 году (то есть, когда Юрию было шесть лет), отца перевели в Москву. Там Юра и поступил в первый класс. Открытием для него стало, как трудно приходится, если нет общих интересов с другими мальчишками. Юра Богатырев уже тогда отличался от них. Было в нем нечто грациозное и изящное. Кажется, еще в детстве он познал смысл тонкости чувств: избегал драк, хотя физически был далеко не слаб. Мама вспоминала, как сын мечтал о преображении личности (хотя едва ли догадывался, что это такое), хотел стать другим. И в поисках самого себя даже играл с девчонками в куклы, шил кукольные наряды, давал куклам имена... «Мягкий у вас мальчик растет, - с притворным сочувствием говорили соседи, - изнеженный... С фамилией его как-то не вяжется… Что из него выйдет, хотелось бы знать?»

Родители не обращали внимания на шепотки за спиной. Своего сына они уже тогда считали натурой артистической, и не ошиблись. Юрий стал заниматься в кукольном театре-студии «Глобус». Уже тогда на него засматривались девушки: высокий, статный, большеглазый, с пухлыми чувственными губами… Он умел ухаживать, покоряя девичьи сердца импровизациями на фортепиано, изящными танцевальными па и дивным тембром певческого голоса. Однако, его больше влекли поиски себя, что сначала привело его в Художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина, где он позанимался некоторое время на коврово-ткацком отделении, да и бросил: простора для личности в этом деле ему показалось маловато. Потом он занимался во Всероссийской мастерской эстрадного искусства на отделении разговорного жанра, поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина, где его педагогом был Ю. В. Катин-Ярцев.
)
Чужой среди своих…

Закончив училище, прослужив несколько лет в театре «Современник» и покорив Москву ролью герцога Орсино в озорной «Двенадцатой ночи» Шекспира, в 1977 году Юрий Богатырев получил приглашение во МХАТ. Этот театр подарил Юрию великолепные роли - Алексей Васильевич Турбин в «Днях Турбиных» М. А. Булгакова, Клеант в «Тартюфе» Мольера, Тригорин в чеховской «Чайке»… И публика рвалась на спектакли с Богатыревым, отстаивая ночи в очередях за билетами, чтобы на час-два соприкоснуться с Великим Искусством. Но жизнь подарила ему не только радость большого Творчества, но компанию актеров, с которыми – волей-неволей – приходилось общаться. Общение оказалось непростым, и причина была очевидна: зависть. Зависть подкралась к Юрию как-то незаметно, обаяв его богемным весельем, окутав облаком комплиментов, за которыми она пряталась. Это особенно проявилось после того, как Юрия Богатырева полюбили в кинематографе. Первая заметная роль – чекист Егор Шилов в дебютной полнометражной режиссерской работе Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Шилов – персонаж прямо противоположный по характеру самому Юрию Богатыреву, но сыгран был блестяще, сразу обратив внимание режиссеров на многогранное дарование актера. У Михалкова он сыграл очень разные роли: в фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Создавалось впечатление, что Богатырев играл в кино, как в опасную игру, постепенно показывая козыри. Многие уверены, что лучше других у него получилась роль лиричного и самоотверженного, хотя и несуразного внешне Филиппка в ленте Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Почему так? Да просто потому, что Филиппок и сам Богатырев – неразделимы, как по характеру, так и по судьбе.

Нет объяснения у чуда

Успех на сцене, да еще и успех в кино… Начисто лишенный снобизма, Юрий оказался в сложном положении: он вдруг стал человеком довольно богатым по советским меркам. Хотя сам едва ли осознавал значимость этого превращения. К деньгам он относился просто, не считая, щедро тратя направо и налево. А зависть была тут как тут! И потянулась к нему через многочисленных собутыльников… У Юрия вдруг, разом, объявилась масса друзей, спешивших выразить ему свое уважение. А он, доверчивый, широко раскрывал им карман и душу. В карман залезали все, кому не лень. В душу плевали с не меньшей охотой. Ведь уже «вся Москва» была наслышана о том, что Юрий Богатырев, экранный красавец и любимец женщин, в жизни проявляет интерес отнюдь не к прекрасному полу... Истинные друзья Богатырева понимали. Что он – сложная и трагическая личность, что ему тяжело… А слухи росли и множились. И вот, они достигли уже и самого Богатырева... Нет, он не стал гневаться, и, тем более, оправдываться. Оправдываться? В чем? Его жизнь была его собственностью. Но интриганы, подлецы и лицемеры множились, вызывая в душе актера приступы отчаяния и бессилия. Нет, он не нашел в себе силы отказаться от шумных компаний. Он все также был щедр. Но вот душу свою он теперь раскрывал только близким друзьям. Они единственные, кто его понимал и жалел. В те годы он напоминал Елене Соловей большого ребенка, совсем беззащитного, и неспособного даже на обиду. Так же говорили о нем Ия Саввина, Анастасия Вертинская… В благодарность за сочувствие Юрий боготворил их. Да, в буквальном смысле: считал богинями и относился соответственно.

«Одно я точно знаю: падая – взлетаю»

Свои мысли и чувства актер доверял своим картинам. Они занимали все пространство его квартиры. Только вот после кончины их создателя многие из них куда-то стремительно исчезли… Юрий словно бы целенаправленно мчался туда, откуда не возвращаются. Все чаще лечил он душевную боль алкоголем. Депрессия терзала его постоянно, не отпуская. Он мучился над вопросом, ответ на который искал с детства: КТО Я? И почему я ТАКОЙ? В поисках ответа он пускался во все тяжкие, заметно изменился внешне, погрузнел…

Но роли все равно были. И была роль в фильме «Очи черные», и был весьма солидный гонорар за эту роль… А еще была вечеринка по поводу гонорара. Ставшая последней в жизни актера… Его сердце остановилось. В один миг… Юрий Богатырев покоится на Ваганьковском кладбище. И ему непрестанно несут цветы: и поклонницы, и поклонники… А еще остались фильмы, где так много этого чуда – силы таланта замечательного актера.

Олег Парфенов
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 459 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]