Главная » 2015 Сентябрь 13 » Гранд-дама театра им. Моссовета
13:00 Гранд-дама театра им. Моссовета | |
Так уж получилось, что широкая кино-, телепопулярность пришла к народной артистке России Ирине Карташёвой лишь в последнее десятилетие. Её героини, отличающиеся внешним благородным достоинством, незаурядным интеллектом, наверняка, запомнились многим. Маргарита Львовна Зенкова в «Методе Лавровой», мудрая секретарь юридической консультации Анна Ильинична, за свою эрудированность именуемая сотрудниками «Циклопом» в телекартине «Адвокатессы», Изабелла Юрьевна в «Обручальном кольце», строгая Радульская в журналистской телесаге «Срочно в номер-2», верная жена Прохора Полина в сериале «Ефросинья». Впрочем, с кино биография Ирины Карташёвой самым тесным образом связана более полувека. Её чарующим и страстным голосом говорила героиня Кэтрин Хепберн в культовом голливудском фильме «Лев зимой» и Марина Влади в «Колдунье», Одри Хепберн, Милица Корьюс. Она участвовала в художественном ролевом дубляже 300 с лишним зарубежных кинокартин. Среди них – «Снега Килиманджаро» (Синтия), «Повесть о бедных влюбленных» (Гесиана), «Римские каникулы» (принцесса Анна), «Рокко и его братья», «Антуан и Антуанетта», «Отверженные» (Фантине), «Красное и чёрное» (Матильда де ля Моль), детектив «Фантомас против Скотланд-Ярда», французская комедия «Высокий блондин в черном ботинке», «Зорро» (Карменсита), «Чисто английское убийство» (леди Камилла) и мн. др. Это не считая нескольких десятков персонажей в отечественных и зарубежных мультфильмах, записи радиопостановок. Карташевой присущ редкий дар – создавать яркие, выразительные образы, индивидуальный характер посредством красочной палитры голосового тембра, она создала собственный стиль дубляжа - темпераментный и изящно-театральный. Впрочем, и в Театре имени Моссовета, которому Ирина Павловна преданно служит без малого пятьдесят пять лет, Карташева сыграла немало блистательных ролей - Дездемона в легендарном романтическом спектакле Завадского «Отелло», Баронесса Штраль в лермонтовском «Маскараде», Регана в «Короле Лир», Пэдди в «Странной миссис Сэвидж», Шуйская в «Шторме». Ее героинями были аристократки и простолюдинки: Каренина («Живой труп»), Элиза («Мадам Бовари»), Мелания («Егор Булычов»), Катерина Ивановна в нашумевших «Петербургских сновидениях». И до сих пор Ирина Карташева активно занята в репертуаре, создала немало разноплановых сценических ролей, не устает поражать коллег и зрителей своим творческим долголетием. Вздорная Генеральша из спектакля «Фома Опискин», лицемерно набожная миссис Даджен («Ученик дьявола»), умная, красивая, заботливая Этель в спектакле «На Золотом озере», несгибаемая соседка Митрофановна («Серебряный век»)... В исторической драме по роману итальянского писателя А.Мандзони «Обрученные» Карташева сыграла сразу две роли - наивную домоуправительницу сельского священника и мрачную Старуху, ненавидящую всех и вся. При своей довольно завидной востребованности Ирина Павловна всегда с искренней теплотой говорит, что свою самую первую, серьёзную драматическую роль она сыграла в Саранске, на сцене тогда Республиканского муздрамтеара. Об этом с присущим ей вдохновением актриса рассказывала недавно и в программе Юлиана Макарова «Главная роль» на телеканале «Культура». Вот только застать Карташеву дома оказалось не так- то просто. Она вся в делах, разъездах, является членом творческой Комиссии актеров московских театров при Союзе театральных деятелей России, член правления Центрального дома актера и Центрального дома работников искусств, огромное внимание уделяет общению с творческой молодежью, ведет интенсивную концертную деятельность, участвует в благотворительных и шефских акциях. Да ещё регулярно гастролирует с родным театром Моссовета. Только за последний год ездили с Чеховским «Дядей Ваней» в США, Канаду, Прибалтику. Но, узнав, что её разыскивает журналист из «Известий Мордовии», она сразу согласилась: - Я с огромным удовольствием с Вами встречусь. Всю жизнь с нежностью вспоминаю Саранск и людей, с которыми меня свела судьба в Мордовии. Фронтовой дебют - В 1940 году я поступила в Ленинградский Театральный Институт им. Островского, отучилась первый курс. А летом 41-го, когда на нашу страну напали фашисты, мою маму спешно, совершенно без каких-либо вещей эвакуировали в российскую глубинку. Она оказалась в Мордовии. Я повезла ей туда теплую одежду. А осенью объявили блокаду и возвратиться к началу учебного года в Институт не получилось. Пришлось мне тоже остаться в Саранске. Поселили нас в маленьком домике, недалеко от речки. Мама трудилась на консервном заводе. А меня взяли курьером в госпиталь. Бегала на почту, носила корреспонденцию и прочие документы. Хотя, по правде сказать, я не переставала ждать вызова из института, который тоже эвакуировали из Ленинграда, хотела продолжить учебу. Как бы тяжело в ту пору ни было, столько горя и бед принесла война, но Саранск для меня навсегда останется светлым, теплым воспоминанием. Тяготы потерь и лишений не ожесточили людей, местные жители согревали эвакуированных своим душевным участием, делились последним куском, помогали всем. В госпитале, кстати, организовали художественную самодеятельность с участием медперсонала и выздоравливающих раненых. Естественно, меня как студентку театрального вуза тоже привлекли. Мы играли скетч «На старой даче». Однажды к нам на представление попал Александр Шорин. Он закончил знаменитый театральный техникум имени В. Э. Мейерхольда, Московскую киноакадемию, а в 1930-40 годы был актёром и режиссёром в Саранске. Вот Александр Арсеньевич и предложил мне поработать в местном театре, тогда он назывался музыкально-драматическим. Я сначала отказалась. Потому что и актёрского–то мастерства не успела толком накопить за год учебы, и готовилась в любой момент поехать к своим сокурсникам, наш Институт тогда перевели в Кисловодск. И вдруг неожиданно слегла с температурой. В таком состоянии мне врачи категорически запретили пускаться в дорогу. Я проболела месяц. За это время Институт отправили ещё куда-то, в той неразберихе мы потерялись. И я опять осталась в Саранске. А Шорин всё-таки сумел меня убедить. Он ставил «Двенадцатую ночь», где я сыграла Виолу, самую первую серьёзную роль в своей жизни. Спасибо моим опытным партнёрам. Они меня многому научили, поддерживали, опекали. Анатолий Иратов, игравший Мальвольо, взял надо мной шефство. Потом была Софья в «Жди меня», Ольга в «Нашествии»... - Ирина Павловна, но Вы играли не только на театральной сцене. Выступали на фронте... - Да, в 1943 году были сформированы концертные бригады. И наша творческая команда сразу оказалась на передовой, на Курской Дуге. У нас в программе выступали и оперные солисты, балетная пара. Мы читали стихи, показывали фрагменты из спектаклей. И солдаты нас ждали. Им наша творческая поддержка нужна была не меньше боеприпасов и продпайка. Затем выступали на Калининском фронте. Любопытно, что в Москве нам дали площадку буквально в двух шагах от того места, где сейчас находится Театр Моссовета, с которым меня в дальнейшем навсегда свяжет профессиональная судьба. «Хочу опять увидеть Мордовию» После Победы Ирина Карташева окончила студию молодых актеров Ленинградского академического театра драмы имени А.С.Пушкина. В 1947 году художественный руководитель Театра им. Моссовета Ю.А.Завадский пригласил её в свою труппу, где ей посчастливилось работать с такими мастерами сцены, как Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова. А популярные сегодня Анатолий Васильев, Юлия Высоцкая, Екатерина Гусева, Павел Деревянко, Александр Домогаров, Нина Дробышева, Ирина Климова, Евгения Крюкова, Гоша Куценко, Александр Леньков, Ольга Остроумова, Александр Пашутин, Евгений Стеблов, Валентина Талызина, Георгий Тараторкин, Маргарита Терехова, Михаил Филиппов, Борис Химичев, Сергей Юрский, Валерий Яременко, Александр Яцко считают творческим везением играть на сцене с Ириной Карташевой. Ей многое удалось. Судьба подарила Ирине Павловне почти полувековой крепкий супружеский союз с замечательным актёром Михаилом Погоржельским (сыграл в фильмах «Огненные вёрсты», в «Щите и мече» В. Басова, Раскольцева в «Меченом атоме», Деласси в детективе А. Файнциммера «Пятьдесят на пятьдесят», Кознакова в публицистической драме В. Трегубовича «Обратная связь», Борисова в историко-приключенческом фильме «Крах операции «Террор», Советчика в постперестроечном детективе Анатолия Иванова «Телохранитель»). Их сын Дмитрий, окончив филфак шведского отделения Московского университета, работал в «Комсомольской правде», затем - редактором международного отдела в журнал «Новое время». Последние 15 лет – собкор НТВ в Германии. Внуку Саше шестнадцатый год. - Вы знаете, мне очень хочется побывать в Саранске, - делится своей мечтой народная артистка России, - посмотреть, какой там теперь театр, как сейчас выглядит город, казавшийся мне таким добрым и светлым в те невероятно трудные для страны годы и ставший для меня родным. | |
|
Всего комментариев: 0 | |