Главная » 2015 Декабрь 21 » Мадемуазель, оживившая трагедию
23:03 Мадемуазель, оживившая трагедию | |
> попрошайки > > > > «Я старый пес, > бездомный, жалкий, на сердце лишь > тоска и мрак. Прошу, не бейте меня > палкой — меня и кошек, и собак…» > Две сестрички Феликс, играя на > гитаре, пели у входа в кафе. > 12-летняя Софи была розовощекой > блондинкой, а 10-летняя Элиза — > тщедушной брюнеткой, которая > собирала с публики деньги, таща > за собою в тележке младших > братьев и сестер. Девочки > стремились завоевать > зрительский успех, ведь если > выручка будет ничтожной, отец > может и поколотить. > > > > 28 февраля 1821 года в > бедной еврейской семье Якоба и > Эстер Феликс в придорожном > швейцарском трактире родилась > вторая дочь, Элизабет. Родители > были бродячими артистами и > торговцами из Эльзаса. В поисках > лучшей доли они колесили по > Европе, выступая на > ярмарках. > > > > Однажды Феликсы > задержались в Лионе. Отец, научив > старших дочерей слезливым > песенкам, отправил их > зарабатывать на хлеб уличными > представлениями. Здесь Элизу > случайно услышал чудаковатый > музыкант-парижанин Этьен Шорон и > увез ее вместе с семьей в Париж, > где они поселились в еврейском > квартале. > > > > Когда сестры пели на > бульваре, к Элизе подошел > почтенный господин. Он протянул > ей золотой луидор и свои стихи: > «Возьми это, дитя мое, у тебя есть > талант, тебе нужно учиться». > Добрым месье оказался Виктор > Гюго, которому уличная нищенка > вернет долг сторицей. Но это > произойдет потом. А пока > благодетель Шорон определил > сестер Феликс в школу > драматического мастерства. > > > > Элиза сразу > проявила свои необычайные > дарования, стала лучшей ученицей > и вскоре была принята в > Консерваторию, без экзамена и с > пансионом. Но ее красивый > грудной голос больше подходил > для декламации. И тогда > известный актер Жозеф Сансон, > пораженный способностью девочки > к трагическому переживанию, стал > готовить ее к поступлению в > святая святых — «Комеди > Франсез». > > > > Юная > триумфаторша > > > Элиза по совету > своего наставника ходила в Лувр > изучать выражения лиц и позы > мраморных античных статуй — для > будущей игры в классических > трагедиях. Окончив театральную > школу и в 16 лет начав играть, > Элиза в 1838 году вышла на сцену > «Комеди Франсез» под > псевдонимом Рашель. Ее дебют — > роль Камиллы в драме Корнеля > «Гораций» — сразу вызвал фурор. > Париж был сражен талантом > молоденькой девушки. «Небывалое > явление», «чудеснейший и > редчайший клад», «ничего > подобного Франция никогда не > видала на театральных > подмостках», — писала о ней > критика. > > > > > Рашель играла в > основном в пьесах Расина, > Корнеля и Вольтера. Ее персонажи > — сложные психологические > образы, всегда сильные женщины, > часто трагической судьбы. Игра > Рашели переворачивала душу, > публика была околдована ее > пластикой и декламацией. Билеты > на спектакли раскупались > молниеносно. > > > > Вскоре весь > аристократический Париж был у > ног вчерашней уличной певички. > Появились прически «a la Камилла», > платья «a la Эмилия». Элизой > восхищались властители дум — > Стендаль, Мюссе, Флобер, Беранже, > Бальзак, Дюма-сын… В великих > драмах Корнеля и Расина не было > актрисы, равной Рашели. Она вела > бурную светскую жизнь, держала > свой салон, любила роскошь, но > львиная доля ее заработка > доставалась семье. В качестве > импресарио выступал папаша > Феликс. Популярность рождала > слухи — судачили о романах новой > звезды с сильными мира сего. > > > > На пороге 22-летия > актрисы Париж увидел ее в > «Федре» Расина — эта роль > считается вершиной > классического театра. Это было > сродни гипнозу — не иначе > актрису поцеловала Мельпомена и > обняла Терпсихора! Бурные овации > вызывали роли Жанны д’Арк и > Клеопатры, Марии Стюарт и пьесы > Виктора Гюго. Великий писатель > обратится к Элизе за > материальной помощью — за один > вечер она получала 10000 > франков. > > > > Рашель окончательно > свела с ума парижан исполнением > «Марсельезы» в разгар революции > 1848 года. Она в экстазе падала на > колени и обвивала себя > трехцветным знаменем. Ее лицо > делалось смертельно бледным, > глаза наливались кровью, а брови > «становились змеями». Театр > вопил: «Муза свободы! Богиня > революции!», делегации подносили > цветы, многие плакали. С пением > революционного гимна актриса > объехала полстраны, а вернувшись > в Париж, позировала скульпторам > для мраморного портрета > Марианны — символа > республиканской Франции. > > > > > В эти революционные > дни Элиза познакомилась с > учителем Торы Ицхаком Кремьё, в > доме которого стала частым > гостем. Кремьё пробудил в ней > интерес к еврейству. > > > «Наполеоновский > реванш» > > > Во всем мире Рашель > была признана воплощением > французского духа. В 1841 году она > выступила в Лондоне перед > королевой Викторией, в 1852 году — > перед королем Пруссии Фридрихом > Вильгельмом IV. А свой вояж 1853–1854 > годов Элиза называла «гастролью > французской актрисы с русским > императором в роли > импресарио». > > > > Это было > необъяснимо — властелин > крепостной России, казнивший > декабристов-республиканцев, > пожелал лично встретиться с > «богиней революции». В > Петербурге повсюду продавались > портреты Рашели. Торговцы > называли ее именем все, что > попадало им на глаза: торты, > шляпки, ткани, пудру… В Гатчине > был специально выстроен театр к > приезду французской актрисы, > которую сопровождал эскорт > офицеров царской гвардии. > > > > > После «Федры» и > «Марии Стюарт», по словам самой > Элизы, «энтузиастические > русские чуть ли не взяли > приступом сцену». «Пока она на > сцене, что бы ни делалось, вы не > можете оторваться от нее», — > восхищался Александр Герцен. > «Она действительно невыразимо > велика», — поражался Антон > Рубинштейн. Иван Тургенев и > Федор Тютчев тоже были > страстными поклонниками Рашели. > Николай I не пропускал ни одного > спектакля почетной гостьи, > осыпал ее бриллиантами и > приглашал в Зимний дворец на > обеды. Православный самодержец > сидел рядом с актрисой-иудейкой, > которая недавно пела > «Марсельезу», а теперь испуганно > подтягивала «Боже, царя > храни». > > > > Москва поразила > Элизу не меньше, когда горожане > преподнесли ей туфли, сшитые из > голубой ленты Андреевского > ордена, а бенефис принес ей целое > состояние. Основатель русский > актерской школы Михаил Щепкин > был сражен: «Она играет Камиллу с > такою страшной силою, что для > исполнения этой роли никаких > человеческих сил недостанет». А > известный хлебосол Петр Свиньин > подавал особое блюдо «а lа > Рашель»: раки, сваренные в > шампанском. > > > > > > > > В письме к родным > Элиза писала, что ей подарили > столько золота, сколько французы > потеряли во время войны 1812 года, > и теперь русские возвращают его > обратно Франции. Писала, что к ее > ногам бросают ценные меха, в ее > апартаментах — вечная весна от > цветов, а на прощальном > спектакле ее вызывали двадцать > два раза. > > > > Угасший > факел > > > Американский актер > Эдвин Форрест, однажды увидев > Рашель в «Комеди Франсез», > сказал: «Если она не сгорит > быстро, она станет удивительным > явлением в искусстве». Форрест > предугадал судьбу и конец > актрисы. После гастролей в США > она вернулась с обострившимся > туберкулезом. > > > > > У Элизы было > двое детей, но замужем она > никогда не была. После > недолгой совместной жизни с > графом Александром Валевским — > сыном Наполеона и польской > графини Марии Валевской — в 1844 > году у них родился сын, > Александр-Антуан-Жан. А через > четыре года появился на свет > Габриель-Феликс, отцом которого > был граф Артюр Бертран, сын > Филиппа-Людовика. Рашель любила > своих детей, дала им блестящее > воспитание и образование. Ее > сыновья прошли обряд обрезания. > Но мужчины в жизни Элизы не > играли большой роли — истинной > ее страстью был театр, ради > которого она жертвовала очень > многим. > > > С 1857 года Рашель на > сцену уже более не возвращалась. > Она готовилась к смерти: > собиралась вернуть письма > друзьям и пожелала быть > похороненной по иудейскому > обряду. «Я умираю от того, что > составляло все мое существо, — > от искусства и страсти», — это > были едва ли не последние ее > слова. > > > > > Элиза Рашель Феликс > скончалась в возрасте 37 лет 3 > января 1858 года в Каннах и > похоронена в еврейской части > кладбища Пер-Лашез. Ее гроб везли > по Парижу в сопровождении > эскорта национальной гвардии и > тысяч почитателей ее таланта. > Последний долг отдал усопшей и > граф Валевский, который любил ее > всю жизнь. Труппа «Комеди > Франсез» в полном составе пришла > проститься с Актрисой, которая > «оживила угаснувшую трагедию > кровью собственного > сердца». > > > > Игра Рашели была > великим потрясением в жизни тех, > кто ее видел. Все, что она имела, > было пущено на аукцион, > продлившийся несколько > недель. > > > > Автор - Наталья > ЧЕТВЕРИКОВА, > Россия > > > > Театр > «Комеди Франсез» был учрежден > Людовиком XIV в 1680 году. 335 лет — > дата не круглая, но есть повод > вспомнить о великой трагической > актрисе, которая прославила > старейший национальный театр > Франции. На его сцене зажглась > яркая звезда Элизы Рашель, а > через 20 лет погасла… | |
|
Всего комментариев: 0 | |