Главная » 2015 » Декабрь » 21 » Мадемуазель, оживившая трагедию
23:03
Мадемуазель, оживившая трагедию
Поющие
> попрошайки
>
>
>
> «Я старый пес,
> бездомный, жалкий, на сердце лишь
> тоска и мрак. Прошу, не бейте меня
> палкой — меня и кошек, и собак…»

> Две сестрички Феликс, играя на
> гитаре, пели у входа в кафе.
> 12-летняя Софи была розовощекой
> блондинкой, а 10-летняя Элиза —
> тщедушной брюнеткой, которая
> собирала с публики деньги, таща
> за собою в тележке младших
> братьев и сестер. Девочки
> стремились завоевать
> зрительский успех, ведь если
> выручка будет ничтожной, отец
> может и поколотить.
>
>
>
> 28 февраля 1821 года в
> бедной еврейской семье Якоба и
> Эстер Феликс в придорожном
> швейцарском трактире родилась
> вторая дочь, Элизабет. Родители
> были бродячими артистами и
> торговцами из Эльзаса. В поисках
> лучшей доли они колесили по
> Европе, выступая на
> ярмарках.
>
>
>
> Однажды Феликсы
> задержались в Лионе. Отец, научив
> старших дочерей слезливым
> песенкам, отправил их
> зарабатывать на хлеб уличными
> представлениями. Здесь Элизу
> случайно услышал чудаковатый
> музыкант-парижанин Этьен Шорон и
> увез ее вместе с семьей в Париж,
> где они поселились в еврейском
> квартале.
>
>
>
> Когда сестры пели на
> бульваре, к Элизе подошел
> почтенный господин. Он протянул
> ей золотой луидор и свои стихи:
> «Возьми это, дитя мое, у тебя есть
> талант, тебе нужно учиться».
> Добрым месье оказался Виктор
> Гюго, которому уличная нищенка
> вернет долг сторицей. Но это
> произойдет потом. А пока
> благодетель Шорон определил
> сестер Феликс в школу
> драматического мастерства.
>
>
>
> Элиза сразу
> проявила свои необычайные
> дарования, стала лучшей ученицей
> и вскоре была принята в
> Консерваторию, без экзамена и с
> пансионом. Но ее красивый
> грудной голос больше подходил
> для декламации. И тогда
> известный актер Жозеф Сансон,
> пораженный способностью девочки
> к трагическому переживанию, стал
> готовить ее к поступлению в
> святая святых — «Комеди
> Франсез».
>
>
>
> Юная
> триумфаторша
>
>
> Элиза по совету
> своего наставника ходила в Лувр
> изучать выражения лиц и позы
> мраморных античных статуй — для
> будущей игры в классических
> трагедиях. Окончив театральную
> школу и в 16 лет начав играть,
> Элиза в 1838 году вышла на сцену
> «Комеди Франсез» под
> псевдонимом Рашель. Ее дебют —
> роль Камиллы в драме Корнеля
> «Гораций» — сразу вызвал фурор.
> Париж был сражен талантом
> молоденькой девушки. «Небывалое
> явление», «чудеснейший и
> редчайший клад», «ничего
> подобного Франция никогда не
> видала на театральных
> подмостках», — писала о ней
> критика.
>
>
>
>
> Рашель играла в
> основном в пьесах Расина,
> Корнеля и Вольтера. Ее персонажи
> — сложные психологические
> образы, всегда сильные женщины,
> часто трагической судьбы. Игра
> Рашели переворачивала душу,
> публика была околдована ее
> пластикой и декламацией. Билеты
> на спектакли раскупались
> молниеносно.
>
>
>
> Вскоре весь
> аристократический Париж был у
> ног вчерашней уличной певички.
> Появились прически «a la Камилла»,
> платья «a la Эмилия». Элизой
> восхищались властители дум —
> Стендаль, Мюссе, Флобер, Беранже,
> Бальзак, Дюма-сын… В великих
> драмах Корнеля и Расина не было
> актрисы, равной Рашели. Она вела
> бурную светскую жизнь, держала
> свой салон, любила роскошь, но
> львиная доля ее заработка
> доставалась семье. В качестве
> импресарио выступал папаша
> Феликс. Популярность рождала
> слухи — судачили о романах новой
> звезды с сильными мира сего.
>
>
>
> На пороге 22-летия
> актрисы Париж увидел ее в
> «Федре» Расина — эта роль
> считается вершиной
> классического театра. Это было
> сродни гипнозу — не иначе
> актрису поцеловала Мельпомена и
> обняла Терпсихора! Бурные овации
> вызывали роли Жанны д’Арк и
> Клеопатры, Марии Стюарт и пьесы
> Виктора Гюго. Великий писатель
> обратится к Элизе за
> материальной помощью — за один
> вечер она получала 10000
> франков.
>
>
>
> Рашель окончательно
> свела с ума парижан исполнением
> «Марсельезы» в разгар революции
> 1848 года. Она в экстазе падала на
> колени и обвивала себя
> трехцветным знаменем. Ее лицо
> делалось смертельно бледным,
> глаза наливались кровью, а брови
> «становились змеями». Театр
> вопил: «Муза свободы! Богиня
> революции!», делегации подносили
> цветы, многие плакали. С пением
> революционного гимна актриса
> объехала полстраны, а вернувшись
> в Париж, позировала скульпторам
> для мраморного портрета
> Марианны — символа
> республиканской Франции.
>
>
>
>
> В эти революционные
> дни Элиза познакомилась с
> учителем Торы Ицхаком Кремьё, в
> доме которого стала частым
> гостем. Кремьё пробудил в ней
> интерес к еврейству.
>
>
> «Наполеоновский
> реванш»
>
>
> Во всем мире Рашель
> была признана воплощением
> французского духа. В 1841 году она
> выступила в Лондоне перед
> королевой Викторией, в 1852 году —
> перед королем Пруссии Фридрихом
> Вильгельмом IV. А свой вояж 1853–1854
> годов Элиза называла «гастролью
> французской актрисы с русским
> императором в роли
> импресарио».
>
>
>
> Это было
> необъяснимо — властелин
> крепостной России, казнивший
> декабристов-республиканцев,
> пожелал лично встретиться с
> «богиней революции». В
> Петербурге повсюду продавались
> портреты Рашели. Торговцы
> называли ее именем все, что
> попадало им на глаза: торты,
> шляпки, ткани, пудру… В Гатчине
> был специально выстроен театр к
> приезду французской актрисы,
> которую сопровождал эскорт
> офицеров царской гвардии.
>
>
>
>
> После «Федры» и
> «Марии Стюарт», по словам самой
> Элизы, «энтузиастические
> русские чуть ли не взяли
> приступом сцену». «Пока она на
> сцене, что бы ни делалось, вы не
> можете оторваться от нее», —
> восхищался Александр Герцен.
> «Она действительно невыразимо
> велика», — поражался Антон
> Рубинштейн. Иван Тургенев и
> Федор Тютчев тоже были
> страстными поклонниками Рашели.
> Николай I не пропускал ни одного
> спектакля почетной гостьи,
> осыпал ее бриллиантами и
> приглашал в Зимний дворец на
> обеды. Православный самодержец
> сидел рядом с актрисой-иудейкой,
> которая недавно пела
> «Марсельезу», а теперь испуганно
> подтягивала «Боже, царя
> храни».
>
>
>
> Москва поразила
> Элизу не меньше, когда горожане
> преподнесли ей туфли, сшитые из
> голубой ленты Андреевского
> ордена, а бенефис принес ей целое
> состояние. Основатель русский
> актерской школы Михаил Щепкин
> был сражен: «Она играет Камиллу с
> такою страшной силою, что для
> исполнения этой роли никаких
> человеческих сил недостанет». А
> известный хлебосол Петр Свиньин
> подавал особое блюдо «а lа
> Рашель»: раки, сваренные в
> шампанском.
>
>
>
>
>
>
>
> В письме к родным
> Элиза писала, что ей подарили
> столько золота, сколько французы
> потеряли во время войны 1812 года,
> и теперь русские возвращают его
> обратно Франции. Писала, что к ее
> ногам бросают ценные меха, в ее
> апартаментах — вечная весна от
> цветов, а на прощальном
> спектакле ее вызывали двадцать
> два раза.
>
>
>
> Угасший
> факел
>
>
> Американский актер
> Эдвин Форрест, однажды увидев
> Рашель в «Комеди Франсез»,
> сказал: «Если она не сгорит
> быстро, она станет удивительным
> явлением в искусстве». Форрест
> предугадал судьбу и конец
> актрисы. После гастролей в США
> она вернулась с обострившимся
> туберкулезом.
>
>
>
>
> У Элизы было
> двое детей, но замужем она
> никогда не была. После
> недолгой совместной жизни с
> графом Александром Валевским —
> сыном Наполеона и польской
> графини Марии Валевской — в 1844
> году у них родился сын,
> Александр-Антуан-Жан. А через
> четыре года появился на свет
> Габриель-Феликс, отцом которого
> был граф Артюр Бертран, сын
> Филиппа-Людовика. Рашель любила
> своих детей, дала им блестящее
> воспитание и образование. Ее
> сыновья прошли обряд обрезания.
> Но мужчины в жизни Элизы не
> играли большой роли — истинной
> ее страстью был театр, ради
> которого она жертвовала очень
> многим.
>
>
> С 1857 года Рашель на
> сцену уже более не возвращалась.
> Она готовилась к смерти:
> собиралась вернуть письма
> друзьям и пожелала быть
> похороненной по иудейскому
> обряду. «Я умираю от того, что
> составляло все мое существо, —
> от искусства и страсти», — это
> были едва ли не последние ее
> слова.
>
>
>
>
> Элиза Рашель Феликс
> скончалась в возрасте 37 лет 3
> января 1858 года в Каннах и
> похоронена в еврейской части
> кладбища Пер-Лашез. Ее гроб везли
> по Парижу в сопровождении
> эскорта национальной гвардии и
> тысяч почитателей ее таланта.
> Последний долг отдал усопшей и
> граф Валевский, который любил ее
> всю жизнь. Труппа «Комеди
> Франсез» в полном составе пришла
> проститься с Актрисой, которая
> «оживила угаснувшую трагедию
> кровью собственного
> сердца».
>
>
>
> Игра Рашели была
> великим потрясением в жизни тех,
> кто ее видел. Все, что она имела,
> было пущено на аукцион,
> продлившийся несколько
> недель.
>
>
>
> Автор - Наталья
> ЧЕТВЕРИКОВА,
> Россия
>
>
>
> Театр
> «Комеди Франсез» был учрежден
> Людовиком XIV в 1680 году. 335 лет —
> дата не круглая, но есть повод
> вспомнить о великой трагической
> актрисе, которая прославила
> старейший национальный театр
> Франции. На его сцене зажглась
> яркая звезда Элизы Рашель, а
> через 20 лет погасла…
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 413 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]