Главная » 2016 » Май » 8 » Наша "безобидная" молодость
10:14
Наша "безобидная" молодость
НАША " БЕЗОБИДНАЯ" МОЛОДОСТЬ

Дмитрий Шостакович
…Великий композитор Дмитрий Шостакович на слова стихотворения
"Бабий Яр" и других стихотворений Е. Евтушенко написал свою
Тринадцатую симфонию - почти что не менее знаменитую, чем его же
Великая Седьмая. Замечу, «между прочим», - для «успокоения»
псевдопатриотов и русских шовинистов – Д. Шостакович, также, как Е.
Евтушенко и К. Симонов, не был евреем).

Премьеру этой симфонии власти долго пытались так или иначе сорвать.
Но всё же 18 декабря 1962 года 13-я симфония Шостаковича была
исполнена в Москве – и с огромным успехом! Этому предшествовала
«закулисная возня» различных партийных перестраховщиков, а также
многочисленные отказы разных ведущих солистов-певцов (симфония имеет
форму оратории – с включением певческого сопровождения хора и
отдельных исполнителей-солистов).

…19 сентября 1962 года «Литературную газету" расхватали в киосках
молниеносно – там была опубликована поэма Е. Евтушенко «Бабий Яр».
Поэт стал героем дня. Его поздравляли - звонками, письмами,
телеграммами. Им восхищались, его благодарили. Но, как было сказано
выше, было и другое: в той же "Литературной газете" появились стихи,
где Евтушенко назвали "пигмеем, забывшим про свой народ", его упрекали
в попрании "ленинской национальной политики" и даже в разжигании
вражды между народами. Все эти волны ненависти и "благородной ярости"
доходили и до Шостаковича. Все это он презирал, он хорошо знал цену
таким "разоблачениям" и доносам и, как Евтушенко, был уверен: "со лжи
о мертвых начинается ложь о живых".
y
И тут почти «само собой сотворилось» уникальное творческое
содружество большого поэта и великого композитора. Евтушенко
рассказывал: "В Тринадцатой симфонии меня ошеломило прежде всего то,
что если бы я (полный музыкальный невежда) вдруг прозрел слухом,
написал бы абсолютно такую же музыку. Более того - прочтение
Шостаковичем моих стихов было настолько интонационно и по смыслу
точным, что, казалось, он, невидимый, был внутри меня, когда я писал
эти стихи, и сочинил музыку вместе с рождением строк".
Сочинил музыку? Или музыкой сочинил стихи? И "стихи поэта
зазвучали, как заново рожденные для другой, уже неотделимой от музыки
жизни",- вспоминал свои впечатления от Симфонии литературовед Е.
Сидоров.

«Исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича, однако,... оказалось
под угрозой срыва по двум причинам, - вспоминал Евтушенко. -
Во-первых, я находился под огнем, настигаемый звуками официальной
критики, и каждую мою строку рассматривали в лупу, выискивая крамолу.
Во-вторых, шовинисты после публикации "Бабьего яра" меня обвинили в
том, что в стихотворении не было ни строки о русских и украинцах,
расстрелянных вместе с евреями... меня обвинили в оскорблении
собственного народа... Ситуация была такой, что певцы и дирижёры
бежали с Тринадцатой симфонии, как крысы с тонущего корабля". Никто не
хотел «связываться» с властями…

В июне 62-го, когда был только сочинен "Бабий яр", Д. Шостакович
отправил письмо певцу Б. Р. Гмыре, в котором просил "поинтересоваться
новым опусом". В июле Мастер и сам приехал к певцу на дачу под Киевом
и показал уже завершенную Тринадцатую симфонию, надеясь, что Гмыря
будет в ней солировать. А в августе получил письмо-отказ: "У меня
состоялась консультация с руководством УССР по поводу Вашей 13-й
симфонии. Мне ответили, что руководство Украины категорически
возражает против исполнения стихотворения Евтушенко "Бабий яр". При
такой ситуации, естественно, принять к исполнению симфонию я не могу".
У "ситуации" была оборотная сторона. Во время войны Гмыря оказался в
окупированной Полтаве и пел перед захватчиками. Советская власть
такого не прощала - певцу грозила ссылка. Но «он вымолил прощение у
Хрущева", тогда партийного главы Украины. Гмырю простили и даже
обласкали - была у него и Государственная премия, и звание народного
артиста СССР, и безбедная устроенная жизнь.

После отказа Гмыри Шостакович, по совету певицы Г. Вишневской,
встретился с солистом Большого театра А. Ведерниковым, "проиграл ему
всю симфонию, дал ноты". Но Ведерников петь отказался, с "линией
партии" не разошелся. Ноты вернул... Вишневской. Галина Павловна
вспоминала: узнав об отказе Ведерникова, Дмитрий Дмитриевич "...не
удивился нисколько, нисколько, даже, вроде, ожидал того..." Но,
вероятно, совсем не ожидал Шостакович, что от исполнения Тринадцатой
симфонии откажется Е. А. Мравинский - первый исполнитель его Пятой,
Шестой, Восьмой, Девятой, Десятой, Двенадцатой симфоний.

…Похвастаюсь – мне посчастливилось в 1954 г. присутствовать на
втором исполнении – и первом после ВОВ - 5-й симфонии в Ленинградской
филармонии, прошедшем в присутствии автора – с огромным успехом - и не
совсем ординарно (см. ниже главу «Искусство в моей жизни»).
Содружество этих двух гигантов – композитора-создателя и
дирижёра-интерпретатора до этого прошло испытание временем. После
Постановления ЦК 1948 года, в период травли Шостаковича, Мравинский
публично защищал композитора, продолжая исполнять его произведения. В
53-м он защитил от "борцов с формализмом" Десятую симфонию. Что
заставило дирижера отступиться от Тринадцатой?.. Сила (общественной
травли) «солому ломит»?

Осенью стало ясно, что Мравинский Симфонию в работу не возьмет. И
тогда право на премьеру Тринадцатой симфонии Дмитрий Дмитриевич отдает
руководителю Государственного оркестра Московской филармонии К. П.
Кондрашину.
А вокруг "Бабьего яра" и поэта Е. Евтушенко продолжали кипеть
страсти. "На репетициях в консерватории собиралось множество людей -
все были уверены, что официальную премьеру запретят", - вспоминал
Е.Евтушенко. В середине декабря секретарь ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев провел
две встречи с деятелями культуры. На второй, 17 декабря, в присутствии
Н. С. Хрущева, он сказал: "Антисемитизм - отвратительное явление.
Партия с ним боролась и борется. Но время ли поднимать эту тему? Что
случилось? И на музыку кладут!... Зачем выделять эту тему?"...

Г. П. Вишневская в своих воспоминаниях пишет: "В день концерта,
рано утром... мне домой в панике звонит < согласившийся солировать и
репетировавший ранее> певец Нечипайло и говорит, что не может вечером
петь Тринадцатую симфонию, потому что его занимают в спектакле
Большого театра". Что почувствовала тогда Галина Павловна? Теперь стал
ясен точный "ход" партийного начальства: Нечипайло обязали петь в
опере "Дон Карлос" вместо другого артиста, которому срочно "велели
заболеть"…

Казалось, премьера не состоится. Дублер Нечипайло В. Громадский на
последних репетициях не пел, телефона у него не было, и дома его не
застали. Но волею судеб 18 декабря 1962 года Тринадцатая симфония
Шостаковича прозвучала в Большом зале Московской консерватории:
Громадского нашли случайно (!), он приехал по каким-то своим делам в
консерваторию... Но выступить согласился.

"Голос и нервы не изменили ему", - писал Кондрашин, и он прекрасно
провёл генеральную репетицию и концерт. Генеральная прошла при
переполненном зале, под присмотром партийных чиновников. Но ее вдруг
остановили. Негласное (но фактическое!) противостояние партийных
держиморд-цензоров и столичной интеллигенции продолжалось.Началось
«согласование в верхах». И время будто остановилось... Но "примерно к
полудню,- вспоминал театровед И. Д. Гликман, - последовал звонок из
высоких партийных сфер, и репетицию - следовательно, премьеру -
разрешили... из опасения, что запрет Тринадцатой вызовет отрицательную
реакцию на Западе"… Вот так-то. Только этого и побаивались! А своего
народа, очевидно, - нет!

А вечером играли премьеру. Консерватория была оцеплена усиленным
нарядом милиции. Иногда оцепление прорывали. Зал был заполнен до
предела. На концерте присутствовал дипломатический корпус и
представители иностранной прессы. В первом отделении прозвучала
симфония Моцарта. Антракт казался бесконечным. Напряжение нарастало.
Все ждали начала второго отделения. Наконец на сцене появился хор, за
ним оркестр, солист, дирижер. Зал замер...

И вот он - Бабий яр - символ скорби и протеста, однажды данное нам
испытание совести и воли! "Над Бабьим яром памятников нет...".
Памятник создавался здесь и сейчас - из музыки и слова, бессмертный
памятник невинно убиенным, униженным и оскорбленным насильниками всех
времен. Стихи и музыка несли столь мощный заряд "драматической
человечности", что после первой части "Бабьего яра" вспыхнули
аплодисменты. А потом все услышали (увидели!) еще четыре части
(действия) Тринадцатой симфонии: "Юмор", "В магазине", "Страх",
"Карьера". И это "антисталинское» послание деспотизму прозвучало так
четко, так беспощадно и правдиво, что люди - тогда, в декабре 62-го! -
испытали шок.

Но вот под сводами зала истаяли голоса колоколов и челесты,
наступила тишина... мучительно долгая... "Я даже испугался - нет ли
здесь какого-нибудь заговора. Но потом обрушился оглушительный град
аплодисментов с криками "браво!" - вспоминал Э. Неизвестный (известный
скульптор).
Е. Евтушенко: "...на протяжении пятидесяти минут со слушателями
происходило что-то очень редкое: они и плакали, и смеялись, и
улыбались, и задумывались".
Это была победа. "Большая победа искусства над <одиозной тогда в
вопросах искусства> политикой и идеологией партии", - так
комментировала это событие культурной жизни много претерпевшая от
партийных аппаратных чинуш певица Г. Вишневская...

Многие присутствовавшие на этой незабываемой премьере вспоминали:
«И встал композитор - комок нервов и напряжения - и пошел навстречу
овациям к ликующему оркестру... А с другой стороны размашистым шагом
уже шел, нет, мчался, почти вприпрыжку, долговязый поэт... Они встали
рядом - Шостакович и Евтушенко... Два больших художника, разделённых
по возрасту целым поколением, но борющихся за одно общее дело -
свободу человеческого духа».
«Увидев их вместе, слушатели обезумели, - писали потом другие
очевидцы, - скандирующие возгласы "Бра-во, Шо-ста-ко-вич! Бра-во,
Ев-ту-шен-ко!" раздавались повсюду"... Это было "утоление духовной
жажды и благодарность".

Да, сейчас многим это уже невозможно понять. Но в то
политизированное время, когда в обществе властвовали различные
множественные надуманные запреты по любым поводам и всеобщая
перестраховка чиновников от искусства - это была публичная
демонстрация духовного раскрепощения и силы правды общественного
сознания !
А сразу после премьеры Шостакович получил много писем, в одном из
них были и такие проникновенные слова: «... я могу сказать Спасибо и
от Покойных Пастернака, Заболоцкого, бесчисленных других друзей, от
<замученного> Мейерхольда, <убитых> Михоэлса, Карсавина, Мандельштама,
от безымянных сотен тысяч "Иванов Денисовичей", всех не счесть, коих
Пастернак в своём творчестве обозначил как "замученных живьем". - Вы
сами все знаете, все они живут в Вас, мы все сгораем в страницах этой
Партитуры, Вы одарили ею нас, своих современников - для грядущих
поколений..." Вот так, высоким слогом о том, что дар этот есть "поэзия
правды".
Тринадцатая симфония была Д. Д. Шостаковичу очень дорога. Ежегодно
он отмечал с близкими две творческие даты: 12 мая - день премьеры
Первой симфонии, и 20 июля - день завершения Тринадцатой.
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 489 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]