Главная » 2016 » Июль » 29 » Строительство Уралмаша было нахальством
15:24
Строительство Уралмаша было нахальством
Строительство Уралмаша было нахальством
Ольга ДРУЖИНИНА, Сегодня

Выставка «Уралмаш: вход со двора». Фото: Ольга ДРУЖИНИНА. 1 из 8leftright
В четверг, 28 июля, в Музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либнехта, 26) открылась выставка «Уралмаш: вход со двора». Ещё до момента официального старта о ней говорили как о нетипичной.

Действительно, это больше, чем экспозиция фотографий и исторических документов. В данном случае не используется традиционный приём изложения истории района через судьбоносные вехи становления завода «Уралмаш». Напротив, главная идея — показать быт, изнанку трудовой жизни, а также проследить формирование легендарной советской типовой застройки.

— Люди совершали неимоверное, но ежедневно каждый из них возвращался домой, и здесь начиналась уже совсем другая история, ничуть не менее героическая, чем трудовые свершения, — резюмирует куратор выставки Нинель БРИТВИНА. — Уникальные свидетельства собраны в музее истории Уралмашзавода, на экспонатах которого и построена выставка. Зрителям представлены десятки уникальных фотографий, текстовые выдержки из книг и дневников. Можно увидеть даже фрагменты уже разрушенных зданий, которые некогда составляли славу района.

Пожалуй, ни об одном районе страны столько не сказано и не написано, как об Уралмаше, но он по-прежнему остаётся непознанной территорией, которая таит множество легенд и загадок. Реализация грандиозной идеи по постройке «города-сада», «города будущего» началась буквально на пустом месте. И уже тогда рождала грандиозные споры. Многие сетовали на то, что сломан привычный крестьянский уклад, а новый, индустриальный, ещё не создан. И выйдет ли из этого хоть что-то — было непонятно. Именно об этом писал в своих дневниках известнейший советский писатель и публицист Михаил ПРИШВИН, который в 1931 году приехал в Свердловск специально, чтобы увидеть стройку века. «Лучше бы лес оставили», — будто бы бросил в сердцах публицист и приостановил подготовку статьи для журнала «Наши достижения».

Действительно, орудия труда первостроителей Уралмаша — топор да пила-«двуручка». На площадках для будущего строительства рубили лес, выкорчёвывали пни, сжигали древесный мусор. В начале 1930-х ни о каких сложных механизмах речи не шло, пользовались в основном только смекалкой да лозунгом тех лет «На штурм!» Трудились по 12—14 часов. Жили в землянках. На фотографиях выставки запечатлены уникальные моменты ушедшей эпохи: вчерашние крестьяне, ставшие рабочими, играют с детьми, сушат суровые робы, учатся грамоте, готовят пищу.

— Строительство Уралмаша, по сути, было большим нахальством, — уверен научный сотрудник музея Уралмашзавода Сергей АГЕЕВ. — В городе не было развитых кирпичных или железобетонных производств. Потребности большой стройки не могли быть удовлетворены. А Уралмаш хотел иметь всё — водопровод, электростанцию, а также театр, цирк, кино, стадионы, больницы, учебные заведения. Словом, всю социальную сферу. И они смогли этого добиться, наладить не только основное, но и сопутствующие производства.

По большому счёту, жильё здесь начали возводить сразу же — сначала для строителей предприятия, затем для работников завода. Однако путь от землянки до сталинского ампира и шедевров мировой архитектуры был необычайно труден. Удивительно, что занял он всего лишь 20—30 лет. Население Свердловска на момент первых пятилеток росло грандиозными темпами, а жилья сдавалось ничтожно мало. Эту проблему и должна была решить комплексная застройка. В первое время для рабочих строили деревянные дома, бараки, а для руководящего состава — кирпичные здания.

Накануне Великой Отечественной войны уже был сформирован уникальный архитектурный облик Уралмаша. Наблюдалось и некое «сословное расслоение» — появился комплекс домов для заводской элиты. К этому же времени относится проектирование и строительство уникального здания, которое окрестили «Мадрид». Оно и сейчас является архитектурной жемчужиной Уралмаша. Главный фасад этого здания выходит на площадь Первой пятилетки. Архитекторы предусмотрели в нём колоннаду и выход на единый балкон из каждой комнаты. Чудесным было и внутреннее убранство. Гостиницей, как изначально планировалось, здание не стало и было передано под женское общежитие. Во время событий в Испании все уралмашевцы были на стороне её народа, поэтому дом с необычной для нашей страны архитектурой был наречён «Мадридом».

— Социалистические города строились не только в Свердловске, но и в Магнитогорске, Ижевске, Днепропетровске, Харькове, но ни один из них не стал настолько знаменитым, как Уралмаш, — подчёркивает историк Екатерина КАМЕНСКАЯ. — Но на Урале вплотную подошли к созданию вожделенного «идеального города». Впрочем, здесь речь идёт не только об изменении окружающей среды. Те, кто строил Уралмаш, строили не только «идеальный город», но и «идеального человека»
Категория: Ты с Урала, что ли? (Земляки) | Просмотров: 397 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]