Главная » 2017 Ноябрь 24 » Екатеринбургское метро и "Высоцкий"
22:43 Екатеринбургское метро и "Высоцкий" | |
Газета «Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект: «Город: год за годом». 31 декабря 2017 года нашему изданию исполнится 60 лет. В преддверии славной даты мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет. Сегодня с помощью архивных номеров «Вечернего Екатеринбурга» мы отправляемся в 2011 год. В результате спецоперации в Пакистане уничтожен глава террористической сети Аль-Каида Усама бен Ладен. Мусульманские страны Азии и Африки накрыла волна революций, названная политологами «арабской весной». На японской АЭС «Фукусима-1», пострадавшей в результате девятибалльного землетрясения и последующего цунами, взорвалось несколько реакторов. На телеканале HBO состоялась премьера сериала «Игра престолов». Россия и Белоруссия перешли на постоянное летнее время. В Екатеринбурге введена в эксплуатацию восьмая станция метро — «Ботаническая». Праздник года На карте городского метро в 2011 году появилась конечная станция первой очереди: «Ботаническая». По логике, вначале нужно было бы запустить следующую после «Геологической» станцию «Чкаловская», но о причинах этого мы скажем чуть ниже. Тридцатилетняя эпопея строительства первой очереди Екатеринбургского метрополитена наконец-то практически завершилась. Почему так долго? Ответ лежит на поверхности: на протяжении 1990-х и «нулевых» годов город фактически в одиночку тянул на себе самый главный транспортный проект. Если в конце XX века можно было утешить себя тем, что «всем трудно», то в следующем десятилетии этот аргумент уже не работал. В начале 2000-х накануне тысячелетнего юбилея Казани там за считанные годы было построено пять станций подземки. Активно стал расширяться и московский метрополитен. Сухая статистика гласит: за три десятилетия работ по созданию екатеринбургской подземки вложения из федерального бюджета составили 2 млрд. 283,34 млн. рублей (15%), из областного бюджета — 4 млрд. 146,53 млн. рублей (27,3%), а из городского бюджета — 8 млрд. 752,84 млн. рублей (57,7%). Чтобы «добить» две последних станции, «Ботаническую» и «Чкаловскую», администрации города пришлось оформлять кредит в Сбербанке. Понятное дело, это привело к удорожанию проекта, поскольку теперь нужно было возвращать деньги с процентами. В номере за 30 августа ВЕ ведёт репортаж со стройплощадки станции, где завершается благоустройство улицы Шварца: кладут асфальт, монтируют опоры контактной сети для движения троллейбусов, убирают накопившийся строительный мусор. Кстати, в ходе строительства станции они еще и расширили на 2 метра проезжую часть улицы Белинского, чтобы освободить место для одного из пешеходных переходов, ведущих в метро. Параллельно начинается проектирование будущего трамвайного кольца на улице Юлиуса Фучика. В октябре в столицу Урала из Санкт-Петербурга прибывают 8 современных вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров метро. Питерцы изготовили эти вагоны специально для екатеринбургской подземки (ВЕ за 12 октября). В ноябре на станции высадился внушительный десант общественных активистов, которые предложили строителям помощь в очистке стройплощадки от мусора и пыли. Среди бойцов этого «десанта» — инвалиды из общественной организации «Маяк», чернобыльцы, активисты ТОС «Родонитовый» и даже… артисты хора ветеранов «Надежда» («Вечёрка» за 9 ноября). Открытие «Ботанической» было запланировано на 1 декабря. Но сдали её досрочно. Ещё бы! Ведь поучаствовать в открытии станции решил сам Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ! Он прибыл в Екатеринбург с рабочим визитом, чтобы ознакомиться с ходом строительства микрорайона «Академический», обсудить проблемы обеспечения жильём военнослужащих и встретиться с местными предпринимателями. А заодно и «Ботаническую» открыл — вместе с тогдашним губернатором Александром МИШАРИНЫМ и руководителем Екатеринбурга Александром ЯКОБОМ. Новая станция позволила «расшить» уже казавшиеся извечными транспортные проблемы на улицах 8 Марта и Белинского, по которым жители молодого микрорайона отправлялись на работу в центр и обратно. Более того, «Ботанической» стали пользоваться многие иногородние автомобилисты, приезжавшие в Екатеринбург с юга и востока. Они оставляли свои машины на специально предусмотренной «перехватывающей парковке». Оказался в выигрыше и сам метрополитен. Конечно, эксплуатационные расходы несколько выросли, однако гораздо в большей степени вырос пассажиропоток и, соответственно, выручка. Естественно, многих удивляло, почему станции не запускают в порядке следования на карте, как это происходило раньше. Чиновники захотели пораньше отчитаться о завершении строительства линии? Ещё больше недоумевали те, кто немного был знаком с ходом работ. Ведь станция «Чкаловская» практически готова! Причина была в том, что подвели поставщики эскалаторов из Санкт-Петербурга, не сумели вовремя выполнить заказ. Все эскалаторы, кроме одного, прибыли только в январе 2012 года, последний «доехал» до Екатеринбурга лишь в апреле. И больше полугода «Чкаловская» являла из себя «станцию-призрак». Лишь в июле её торжественно сдали в эксплуатацию. Взгляд из 2017-го Метро уже стало привычной частью быта. Транспортная ситуация на улицах всё напряженней. А потому всё громче вопросы, когда появится вторая ветка метро. Её контуры проектантами нанесены ещё в советские годы: перпендикулярно первой линии, от западных окраин города до восточных. Актуальность такого решения за прошедшие десятилетия только выросла. С западной стороны появляется всё больше жилых кварталов и коттеджных посёлков. На востоке город шагнул за микрорайон МЖК — явью становится кампус УрФУ. Однако ввязываться в столь серьёзный проект без чётких гарантий финансирования было бы, мягко говоря, неразумно. Для справки: по оценке Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, озвученной летом 2017 года, стоимость строительства 9 станций составит 75 млрд. рублей, включая 1 млрд. рублей на проектирование. Опыт предшествующих лет показывает, что федерация финансирует серьёзные проекты в провинциальных мегаполисах только в связи с какими-то глобальными событиями. Однако пока попытки получить деньги на метро под таким соусом не увенчались успехом. Было признано, что запускать такую стройку ради четырёх игр чемпионата мира по футболу было бы чрезмерно. ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге провести не удалось. Трёхсотлетие города? Но цифра эта явно не такая круглая, какая была у столицы Татарстана. Ещё важнее, что федеральные власти стремились сделать Казань «парадной витриной исламской России», показать всему миру, что приверженцы этой религии не являются в нашей стране гражданами второго сорта, их регионы стремительно развиваются. В любом случае, нефть пятнадцать лет назад стоила существенно дороже, а на оборону приходилось тратить существенно меньше. Ещё один повод надеяться появился нынешней весной. Город снова подал заявку на проведение всемирной универсальной выставки «ЭКСПО», на сей раз в 2025 году. Предполагаемая площадка для грандиозной экспозиции находится как раз там, где запланирована западная оконечность второй линии. Без метро с планируемым числом гостей не справиться. Шанс года Между тем, слово «ЭКСПО» пришло в лексикон екатеринбуржцев именно в 2011 году. Прежде об этой выставке у нас в стране мало кто слышал. Ну, конечно, ценители прекрасного были осведомлены, что мост Александра III и Эйфелева башня появились в Париже по случаю проведения там Всемирных выставок — но кто ж знает, что нынешние ЭКСПО прямые наследницы тех грандиозных мероприятий. Кроме того, некоторые смутно помнили, как про ЭКСПО в Монреале 1967 года очень много писали в советской прессе, особенно научно-популярной. С начала 2000-х российское руководство пыталось добиться проведения этой выставки в Москве, но малоуспешно. Затем догадались, как придать идее привлекательную смелость — предложить в качестве места проведения не столицу, а один из крупнейших мегаполисов в глубине страны, да еще и на границе континентов. Правда, был и альтернативный вариант — Нижний Новгород. Его сторонников прельщала преемственность времен — ведь именно там век назад проходила крупнейшая в России выставка-ярмарка. Однако 2 августа 2011 года руководители страны сделали выбор в пользу столицы Урала. Заявка отправилась в Париж, на адрес Международного бюро выставок (ВЕ за 9 октября). Почти одновременно стало известно о том, что наш город может стать участником и другого крупного мирового события — чемпионата мира по футболу 2018 года. Городское сообщество оказалось ввергнуто в шок (номер за 14 октября). Многие не могли даже обсуждать всерьёз такие темы, настолько не верилось. Ведь в прошлом два века суровые природные условия делали наш город «абсолютной глубинкой», а затем он три десятилетия был наглухо закрыт для посещения иностранцами. Взгляд из 2017-го Параллельно заявочной кампании «ЭКСПО» в городе шли бурные споры «Нужен ли нам «ЭКСПО»?» и «Не опозорит ли нас «ЭКСПО»?» Впрочем, за позицией многих противников выставки явно читался политический мотив: они отлично понимали, что проведение грандиозной выставки в России поднимет мировой авторитет страны и её руководства, и стремились этого не допустить. Нам не известно, узнали ли в Париже, что в Екатеринбурге далеко не все являются энтузиастами ЭКСПО. На итоговом голосовании наш город проиграл. Правда, во многом те результаты были для Екатеринбурга победой, неожиданно продемонстрировав его выросший за последние десятилетия мировой авторитет. Мы уступили только Дубаю, опередив при этом Измир и Сан-Паулу. А вот уверения скептиков, что Екатеринбург обязательно вычеркнут из числа городов, принимающих футбольный чемпионат, не оправдались. График игр уже составлен: матчи в столице Урала пройдут 15 июня (между командами в группе A), 22-го (в группе E), 25-го (в группе и 28 июня (в группе G). Одна иностранная инспекция за другой признает, что наш город — едва ли не «самый готовый» к чемпионату. Горожане к себе гораздо требовательней. Верные принципу «два екатеринбуржца — три мнения», они устроили бесконечные дебаты вокруг проекта реконструкции Центрального стадиона. А другая максима «Ликование — не наш стиль» заставляет их не замечать то, что обновлённая площадь Коммунаров стала значительно безопасней, а на ВИЗ теперь ездить значительно быстрей. Ещё реже отмечают плоды реконструкции четырёх спорткомплексов на окраинах города: «Уралмаша» у Белой башни, «Урала» на улице Комвузовской, «Калининца» на улице Краснофлотцев и «Химмаша» в парке севернее одноименного микрорайона. В июне 2018 года эти окраины перестанут быть окраинами, превратившись в центры мирового футбола, — на перечисленных объектах будут тренироваться участники чемпионата. Здание года В конце ноября 2011 года к жителям Екатеринбурга пришёл… Высоцкий. Причём единый в трёх лицах: фильм Петра БУСЛОВА «Высоцкий: спасибо, что живой», который жители уральской столицы увидели первыми в России, актёр Никита ВЫСОЦКИЙ (сын легендарного барда) и 54-этажный небоскрёб на пересечении Малышева и Карла Либкнехта — который назвали в честь любимого поэта и артиста. Здание бизнес-центра строилось долго — около 5 лет. Изначально будущий небоскрёб во всех документах числился как «3-я очередь БК «Антей». Однако уже на финальной стадии работ стало ясно, что возводится не просто большой офисник, а архитектурное явление, «здание-мем». Оно было самым высоким обитаемым сооружением не только в Екатеринбурге, но и во всей стране за пределами Москвы. Более того, оно оказалось самой северной высоткой в мире. Ближайший конкурент высится в шведском Мальмё — это существенно южнее. Кроме того, в обласканном Гольфстримом городе климат существенно мягче, теплее. Так что вставшие на Урале перед архитекторами и строителями проблемы были значительно сложней. Такое имя зданию выбрали не только потому, что фамилия «говорящая»: замысел архитекторов очень резонировал с широкой натурой артиста, его дерзким нравом. Во время интернет-опроса горожанам было предложено несколько других вариантов названия, но они поддержали именно этот. Опять же традиция! За пару десятилетий до этого другие смелые строители, придумавшие и реализовавшие «Молодёжный жилищный комплекс», добились, чтобы в честь Высоцкого была переименована улица, проходившая мимо их микрорайона. Премьера упомянутого фильма (точнее, предпремьерный показ) состоялась в ККТ «Космос» в честь открытия небоскрёба. За несколько часов до этого съёмочная группа картины провела на одном из этажей «новорождённого» БЦ пресс-конференцию. Попутно артисты Вениамин СМЕХОВ, Дмитрий АСТРАХАН и Оксана АКИНЬШИНА стали одними из первых гостей города, увидевших Екатеринбург с высоты 44-го этажа стеклянно-бетонного «тёзки» Владимира Семёновича (ВЕ за 26 ноября). Взгляд из 2017-го Присвоением небоскрёбу имени Высоцкого дело не закончилось. Спустя год на втором и третьем этажах бизнес-центра открылся музей, посвящённый памяти великого поэта, в том числе и малоизвестному эпизоду из его жизни — гастролям в Свердловске Театра имени Пушкина, в котором в начале 1960-х служил будущий кумир миллионов. Здесь до мелочей воспроизведён номер гостиницы «Большой Урал», где жил артист, а в музейном холле стоит заботливо отреставрированный знаменитый «Мерседес», на котором поэт рассекал по московским улочкам. Ресторан наверху небоскрёба стал настоящим местом паломничества, как и смотровая площадка. А само здание с затейливой иллюминацией — теперь один из архитектурных символов города. Правда, пальму первенства оно уступило воздвигнутой неподалёку башне «Исеть» — та чуть выше и вдобавок на пару километров севернее. Екатеринбург остаётся одной из столиц мирового высотного строительства. Недаром именно у нас уже несколько лет проходит международный «Forum 100+» профессионалов по этой теме. Тем временем Город инженеров, учёных, искателей дружно и стремительно вошёл в электронную эру. Кажется, здесь начали работать в Интернете ещё до его появления. Поэтому главная городская газета тоже сочла необходимым «соответствовать». К тому моменту «Вечерний Екатеринбург» уже несколько лет как публиковал свои материалы в Сети. А в ноябре 2011 года он стал одним из первых российских изданий, у которых работало специальное приложение для мобильных устройств фирмы Applе. Оно помогает людям не только знакомиться с содержанием газеты, но и стать её автором — с помощью виджета «Мобильный репортёр» очень просто и быстро можно отправить в редакцию отснятое видео или фотографии, свой собственный репортаж о каком-то событии. Стратегия года В декабре 2011 года сбылась давняя мечта горожан, озабоченных проблемой утилизации твёрдых бытовых отходов. С каждым годом город всё больше, увеличивается и производство мусора на душу населения. Если всё это хозяйство просто сваливать, как делалось до сих пор, скоро не останется места для нас самих. 2 декабря в районе Широкореченского полигона ТБО открылся долгожданный мусоросортировочный завод. Его мощности позволяют перерабатывать 100 тысяч тонн отходов в год — превращая их в сырьё для химической промышленности, макулатуру, алюминиевый лом. Уже в 2013 году он «выдал на-гора» 7,8 тонны продукции. Прибыль горбюджета от реализации этого продукта предприятиям Среднего Урала составила без малого 50 млн. рублей. Не говоря о том, что, к примеру, использование макулатуры позволяет вырубать леса не столь интенсивно. Взгляд из 2017-го Переработка мусора пойдёт быстрее и эффективнее, если практиковать раздельный сбор ТБО. Поэтому в октябре 2017 года власти Екатеринбурга и Свердловской области приступили к реализации новой экологической программы. Она предусматривает переход к раздельному сбору мусора на трёх уровнях: квартиры — дворовая контейнерная площадка — сортировочный пункт. При этом для утилизации коммунальных отходов в каждом дворе будут устанавливаться семь разных контейнеров для разных типов отходов. Организовывать эту нелёгкую работу будет сеть региональных операторов, взаимодействующих с муниципальной властью и управляющими компаниями. Правда, всему обществу предстоит понять: утилизация нашего мусора — весьма сложный процесс, за который платить некому, кроме нас самих. И не дело пытаться обойти даже нынешние мизерные тарифы, устраивая стихийные свалки в пригородных лесах. Хотя когда-нибудь, возможно, переработка мусора во вторсырьё станет столь выгодным бизнесом, что нам начнут платить за наш мусор. | |
|
Всего комментариев: 0 | |