Главная » 2018 » Май » 2 » Наталия Сац
08:00
Наталия Сац
В 17 лет она основала Московский театр для детей (современный РАМТ), в 28 – стала первой в мире женщиной-режиссером опер, поставив «Фальстафа» Верди в берлинской «Кролль-опере». А по возвращении в СССР в 1937 году была арестована как жена «изменника Родины». Её мужа — наркома внутренней торговли Израиля Вейцера — обвинили в контрреволюционной деятельности. Её ждали 5 лет ГУЛАГе и ссылка. Вернувшись в Москву, в возрасте 61 года, она создала ещё один театр – первый в мире детский музыкальный театр, который носит сейчас её имя: Московский детский музыкальный театр имени Наталии Сац.

Наталия Сац родилась 14 августа 1903 года в Иркутске в семье виолончелиста и композитора Ильи Саца и певицы Анны Щастной. В 1904 году семья переехала в Москву, где Илья Сац получил должность заведующего музыкальной частью и дирижера Московского Художественного театра.

Её с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов, Константин Станиславский, Евгений Вахтангов и другие деятели искусства.

А её театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.
В 1905 году Всеволод Мейерхольд ставил во МХАТе пьесу Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля», музыку к которой поручил написать Илье Сацу. По замыслу Мейерхольда в кульминационный момент пьесы в музыке должны были появиться звуки плача новорожденного, но ни режиссера, ни самого композитора категорически не устраивали ни инструментальная имитация плача, ни попытки актеров и музыкантов изобразить его — Сац искал максимальной правдивости звучания. И вдруг во время генерального прогона он сорвался домой и вернулся с укутанной в одеяло Наташей. Дирижер положил дочь на стулья возле пульта и начал репетицию, а в тот самый кульминационный момент дал девочке бутылочку с прикормом — и тут же отнял. Наташа расплакалась, «закричала на полную мощь». Мейерхольд был в восторге, а вот Анна, мать новой звезды МХАТа, — нет.

Подростком Наталия занималась в Драматической студии имени Грибоедова, в 1917 году окончила музыкальный колледж имени Александра Скрябина, а спустя год, когда Сац было всего лишь 15 лет, она получила должность заведующей детским сектором в Театрально-музыкальной секции Московского совета рабочих депутатов. Именно по инициативе Сац в России появился первый детский театр — Детский театр Моссовета.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого призвания».

Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии — и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере».

Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер — и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем.
Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя».

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа — наркома внутренней торговли Израиля Вейцера — обвинили в контрреволюционной деятельности.

В тюрьме у нее случился выкидыш, она перенесла частичный паралич, попала в инвалидный дом. Спасла мать: она привезла ей в Сиблаг посылку и концертное платье, чтобы дочь и здесь могла служить искусству. Наталия организовала хоровой кружок, стала ставить спектакли.

В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1953 году (в 50 лет!), еще будучи в ссылке, Наталия Сац получила высшее образование: заочно окончила театроведческий факультет ГИТИСа, впоследствии защитила диссертацию и стала кандидатом искусствоведения. С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года была его профессором.

Вернувшись в Москву, Наталия уже не смогла занять прежнюю должность. Она руководила Всероссийским гастрольным театром, затем детским отделением Мосэстрады.

В 1964 году Наталия Сац создала первый в мире Московский детский музыкальный театр, который носит сейчас её имя. В 1979 году он переехал в специально для него спроектированное здание на Проспекте Вернадского, увенчанное скульптурой Синей птицы. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

Детский музыкальный театр на проспекте Вернадского. 1979. Архитекторы А.П.Великанов, В.Д.Красильников



1983 год, интерьер фойе

Наталия Сац трижды была замужем, любовь была для нее источником вдохновения. Ее спутниками жизни были педагог, писатель и режиссер Сергей Розанов (1894‑1957), торгпред СССР в Польше Николай Попов (1892‑1977), народный комиссар внутренней торговли СССР Израиль Вейцер (1889‑1938). Она родила троих детей: Адриана (1923 – 1996; в некоторых источниках указан неправильный год рождения – 1919), Роксану и Илью. Причем до последнего момента работала, и в родильный дом ее приходилось увозить чуть ли не с репетиций. Адриан почти всю взрослую жизнь прожил в Казахстане, работал журналистом. Илья живет в Канаде. Роксана Николаевна Сац-Карпова работает в театре имени ее матери.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе, основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Наталия Сац рассказывает о симфонической сказке «Петя и волк»



Наталия Сац ушла из жизни 18 декабря 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Категория: Забытые и незабытые актерские судьбы | Просмотров: 300 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]