Главная » 2018 » Сентябрь » 24 » Летчицы
11:33
Летчицы
Подвиг в бардаке: за что на самом деле советским летчицам присвоили звание Героев Советского Союза
Только много лет спустя стали известны подробности этого полета, а также все трагедии, которые произошли и еще могли произойти
24 сентября 2018, 10:24 Роман Заблоцкий
Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова, перелет Москва – Дальний восток
Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова перед историческим полетом
Ровно 80 лет назад из подмосковного аэропорта Щелково вылетел самолет АНТ-37 «Родина». Его экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой планировал долететь до Комсомольска-на-Амуре и побить существующий мировой рекорд по дальности полета для женщин. Но все с самого начала пошло не так.

Время рекордов и свершений
Середина 30-х годов минувшего столетия стала временем трудовых и авиационных рекордов. Советские самолеты считались высокотехнологичными, хотя и не очень надежными машинами. Зато на коротких дистанциях демонстрировали отличные результаты скорости. А отдельные образцы летной техники при соответствующей доработке и добавлении дополнительных баков для топлива могли преодолевать сверхдальние расстояния.

В 1934 году советские летчики проявили невиданный героизм при спасении челюскинцев, застрявших на полярной льдине, а сразу 8 пилотов удостоились только учрежденного звания Героя Советского Союза.

Это подстегнуло остальных, а беспосадочный перелет экипажа Валерия Чкалова в Америку через Северный полюс (1937 г.) только спровоцировал начало невиданной авиационной гонки, в которой каждый старался опередить каждого.

«Лебедь, рак и щука» сверхдальнего перелета
К тому времени в СССР было много высококлассных пилотов-мужчин, а вот женщин – всего две.

Любимица Сталина – гражданский пилот Валентина Гризодубова – к середине 1938 года побила пять рекордов по высоте, скорости и дальности полета, а конкурирующая с ней военная летчица Полина Осипенко – только три.

Когда летом 1938 года Валентина Гризодубова лично явилась на прием к товарищу Сталину и пообещала побить мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета в составе женского экипажа, то без проблем получила необходимое разрешение. Военное руководство страны со скрипом вынуждено было разрешить Полине Осипенко стать только вторым пилотом. Но перечить хозяину было нельзя.

Не осталась в стороне и госбезопасность, руководство которой продвинуло в экипаж штурмана Марину Раскову, являвшуюся, по совместительству, старшим лейтенантом НКВД. Некоторые историки считают, что допускался вариант бегства летчиц в Китай, а Марине в случае необходимости предстояло ликвидировать предателей.

Не благодаря, а вопреки
Старт перелета долго оттягивался из-за неготовности самолета АНТ-37 «Родина», в котором постоянно находили какие-то проблемы. Разрешение на взлет было получено только 23 сентября, когда на Дальнем Востоке погода начала стремительно портиться.

Но это никого не смутило, как и тот факт, что за несколько дней до этого по подозрению в шпионаже НКВД арестовало полковника Алехина, отвечавшего за радиосвязь с «Родиной». Радиопозывные с частотой решили немедленно поменять. Вот только штурмана Раскову об этом так и не предупредили.

Радиосвязь на самолете не работала уже перед стартом, но не желавшие отказываться от рекорда и славы девушки решили, что смогут восстановить ее во время полета. Неимоверная самонадеянность, которая едва не привела к трагедии.

Да и механики «постарались», залив в дополнительные баки горючего на 30 часов полета. Хотя его едва хватило на 26. Сам же самолет АНТ-37, обвешенный 17 баками с горючим, не подвел летчиц. Он плавно оторвался от земли и прекрасно управлялся все время полета.

Вслепую на крыльях «Родины»
После того как «Родина» набрала высоту, с ней тщетно попытались связаться по радио. Но уверенность в опыте и профессионализме экипажа была таковой, что руководству страны начали передавать информацию о полете, рассчитывая местонахождение экипажа по предполагаемому маршруту полета и сгоревшему топливу. ТАСС даже официально сообщил, что в 17:34 24 сентября АНТ-37 миновал уральский город Карган, после чего связь с экипажем стала нерегулярной.

В реальности все было гораздо сложнее. Из-за того, что на расчетной высоте 5000 метров на крыльях «Родины» начала образовываться наледь, Гризодубова подняла самолет на 7,5 км. Пилоты надели кислородные маски и сильно обморозились.

В расчетное время летчицы просто не увидели из-за облаков озеро Байкал и не совершили нужный разворот в сторону Комсомольска-на-Амуре. Только утром 25 сентября (по местному времени) Гризодубова смогла разглядеть, что самолет летит над Охотским морем в районе Шантарских островов.

Девушки развернулись на запад, но до Комсомольска-на-Амуре у них банально не хватило топлива. Благо, что на пути оказалась достаточно ровная поверхность болот в бассейне реки Амгунь, куда и было решено посадить самолет, не выпуская шасси.

Чтобы в случае неудачи сохранить жизнь хотя бы одного члена героического экипажа, Гризодубова приказала Марине Расковой выпрыгнуть с парашютом, а сама вместе с Осипенко смогла совершить достаточно аккуратную посадку.

Спасти героинь и собственную шкуру
Когда в расчетное время АНТ-37 не появился в Комсомольске-на-Амуре, ответственные люди заволновались и отправили на его поиск сразу несколько самолетов. Еще бы, ведь каждого из них могли обвинить в совершении диверсии и провокации.

Всего в спасательной операции приняли участие более 50 самолетов различных типов, а также сотни военных и таежных охотников, отправленных на прочесывание местности.

Только через 10 дней одна из поисковых экспедиций наткнулась на Марину Раскову, которая за все время съела всего две плитки шоколада. Опытный штурман показала направление полета «Родины», значительно сузив круг поиска. Гризодубову и Осипенко, которые все время находились в салоне АНТ-37, обнаружили буквально через несколько часов.

Ожидая заслуженных наград за участие в удачной спасательной экспедиции, некоторые авторитетные летчики начали совершать не разрешенные командованием полеты.

4 октября к обнаруженной «Родине» отправился комдив Яков Сорокин на самолете ТБ-3. Примерно в это же время также нелегально вылетел летчик Александр Бряндинский на «Дугласе». Оба взяли с собой пассажиров, которые планировали посмотреть на спасенных летчиц, сделать запоминающиеся фото и рассказывать потом, что принимали участие в спасательной операции.

Из-за ошибок в пилотировании и бравирования пилотов собственным мастерством самолеты столкнулись, а все находившиеся в них 16 человек погибли (некоторые источники сообщают о 20 погибших). Правда, об этом советскому народу ничего не рассказали.

Три судьбы
За совершение беспрецедентного перелета Москва – Дальний Восток и преодоление 6450 км (по прямой – 5910 км) в ноябре того же года Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой присвоили звания Героев Советского Союза. Первыми среди женщин.

В дальнейшем их судьба сложилась по-разному. Менее чем через год 11 мая 1939 года Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе, совершая учебный полет с летчиком Анатолием Серовым. Он был мужем популярной актрисы Валентины Серовой, которая, даже став потом женой знаменитого поэта Константина Симонова, до конца не оправилась от трагедии, начала прикладываться к бутылке и спилась к концу жизни.

Марина Раскова во время Великой Отечественной войны сформировала первые в истории женские авиационные подразделения, а ее «Ночные ведьмы» на По-2 стали для фашистов неимоверной головной болью. Марина погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе под Саратовом, перегоняя в часть новенький самолет.

Валентина Гризодубова прошла всю войну, командуя авиационным полком. Лично совершила более 200 боевых вылетов и ушла в отставку в звании полковника. Вплоть до своей смерти 28 апреля 1993 года руководила Научно-исследовательским летно-испытательным центром, испытывая новейшие образцы радиолокационного оборудования.
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 248 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]