Главная » 2020 Октябрь 30 » Злата о Хазанове
23:50 Злата о Хазанове | |
> >>>>> Мой успех мотивирован талантом мужа. Я много чего в жизни сделала, но все это было направлено исключительно на то, чтобы мой муж мог заниматься своей работой, раскрывать свои потенциалы. То, что человек он особенный и требует особенной бережности, я, слава богу, поняла практически сразу. С годами понимание этого только укреплялось. > >>>>> Злата, а за кого вы выходили замуж? За блестящего молодого человека – или за артиста с весьма туманными перспективами на будущее? > >>>>> Он не был блестящий молодой человек, и перспективы его видны были, может, только ему и мне. Я вышла замуж за мальчика, у которого были прекрасные глаза. Он только-только окончил цирковое училище и был принят на работу в оркестр Утесова конферансье. Худенький, молоденький. Очень нуждающийся в любви и понимании. Верящий в то, что он артист и ничем другим быть не может. > >>>>> А еще он умел выбирать то, что для него нужно. Он и выбрал – меня. И не ошибся. В какую-то годовщину нашей свадьбы он сказал, что слушал здесь (показывает на голову), а не здесь, в сердце. Меня это покоробило и обидело в какой-то момент. Потом я поняла, что он абсолютно прав. Если бы он эмоционально это как-то воспринял, то, может быть, мы и не прожили бы так долго вместе. Мы ведь были из совершенно разных миров, разного воспитания, разных предпосылок, разных ценностей. Я училась на философском факультете МГУ, работала в Институте социологии в секторе Левады, где меня обожали и носили на руках все эти умные дядьки, и слушать в тот момент пародии, куплеты – после Хайдегерра и прочих – было немножко странно. (Смеется) Но меня спасала любовь к театру и то, что я была у Марка Розовского помощником режиссера. > >>>>> Как вас туда занесло – философа? > >>>>> Это были мои друзья – студия «Наш дом» на Моховой, студенческая, замечательная. Это было прекрасное общение, это было диссидентство – естественно, что в кругу философов я не могла не попасть в диссидентские круги, тем более что у меня папа репрессирован был и все мое детство в Сибири прошло, в деревне ссыльной. Воспитание я там получила очень хорошее – и с точки зрения политической ориентации, и с точки зрения того, что очень интеллигентные люди там были. В четыре года – читала, папа нас учил. Семья была довольно ортодоксальная, папу звали на «вы», светлая ему память. Были какие-то внутренние законы, традиции, обязанности… > >>>>> Надо думать, мнение родителей о вашем избраннике многое значило для вас? > >>>>> Да, конечно. Мама эти отношения одобрила, но сразу предупредила – у тебя на руках всегда будет ребенок. Она Гену обожала, всегда вставала на его сторону, они очень ладили до конца ее дней. Мне было важно, что мама меня поддержала, но если бы не поддержала – наверное, то же самое случилось бы. Он этого так хотел, что вариантов не было. > >>>>> Геннадий Викторович красиво за вами ухаживал? > >>>>> Нет. Он этого не умеет – красиво ухаживать. Мы просто с первого дня знакомства стали заниматься им. Постоянно говорили о его репертуаре, об авторах, о том, как ему развиваться. Он звонил Лиону Измайлову, когда сердился на меня, говорил: она читает Пруста! Возмущался. Потому что ему-то надо было читать пародии и миниатюры. Все это через меня пропускалось, и мы все это обсуждали, анализировали, редактировали, это с самого начала было и по сей день так. И это, быть может, самое интересное, что в жизни произошло. > >>>>> У вас были представления о том, каким должен быть идеальный брак? > >>>>> Представления о том, каким должен быть идеальный брак, у меня и сегодня нет. У меня есть представление о том, какая должна быть идеальная жена. Я могу отвечать только за себя, это мой принцип. > >>>>> Есть классическая фраза о том, что за спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина. Насколько она справедлива, по вашему мнению? > >>>>> Величие женщины для меня заключается в том, насколько она способна понимать и принимать величие своего мужа – в то же время оставаясь личностью и сохраняя свой внутренний мир. Но во внешних проявлениях женщина все-таки должна немножко быть как бы на шаг позади. Жена Ширвиндта, Таточка, – великая женщина. Мы не так много с ней очно общались, но она всегда для меня была идеалом во всех женских ипостасях. Она самая лучшая жена, самая лучшая дочь, самая лучшая невестка, самая лучшая мать, самая лучшая сестра, самая лучшая подруга. При этом она лауреат Государственной премии, архитектор. Жена Раймонда Паулса, Ланочка, – еще один мой кумир, еще одна великая женщина. Я очень многому у нее учусь. > >>>>> Каково это вообще – быть замужем за звездой? > >>>>> Это очень тяжело, на самом деле. Представьте – твоего мужа любят 250 миллионов человек, все ему улыбаются и говорят «да», а ты стоишь напротив этой огромной массы людей, и ты должна их всех перелюбить, хотя ты одна говоришь «нет», какие-то претензии предъявляешь. > >>>>> Он не был звездой, когда мы познакомились. Но я знала точно, что он будет звездой. Я это ему как бы обещала. Но знаете, женщина, которая думает, что она создала своего мужа, – это не совсем моя ситуация. Точнее, совсем не моя. Его бог таким создал. Моя задача была (пафосные какие-то слова говорю, но я на самом деле так думаю), задача каждой женщины, которая имеет дело с талантливым человеком, – не мешать, во-первых, а во-вторых, помогать по мере возможностей. Мне вот это доверили. И в каком-то смысле я – служу. Служить человеку сложно. Зато я могу служить богу. Самое главное, что я сегодня могу сказать, – что мой муж тождественен тому, каким его Господь задумал. > >>>>> Да, он не приспособленный к быту человек и никогда не был приспособленный, но и папа у меня был не слишком ловкий, мама забивала гвозди и прочие все вещи делала, поэтому к этому я внутренне была подготовлена, я знала, что это так бывает. Да, он не всегда может понять про людей, но про своих персонажей ему известно абсолютно все. Когда он выходит на сцену, когда я вижу, какого дарования этот человек, сколько в нем глубины, энергии, таланта, улетучиваются все обиды, все моменты недовольства собой, им. Все стирается абсолютно. Даже здесь, в Рижском русском театре, я пропустила лишь несколько спектаклей с его участием, просто потому, что меня физически не было в стране, а так – я на всех спектаклях сижу, и каждый спектакль – другой, и каждый спектакль я ликую, потому что случается чудо. > >>>>> Вы на спектаклях дочери Алисы то же самое чувствуете? > >>>>> Конечно. Она безумно талантлива. Может быть, даже талантливей Гены в каких-то проявлениях, потому что одарена разносторонней. Она балерина, она ставила как хореограф балеты прекрасные, она принимала участие в режиссуре каких-то спектаклей, она потрясающе играет драматические роли, она играет литературу, что еще сложнее, она пишет сценарии, она сняла фильм и будет снимать еще один, она великолепно владеет языками… И все это делает сама, за все свое сама отвечает, абсолютно не блатная девочка. Как мама я вроде бы должна ее жалеть, потому что это тяжело. Но, в принципе, я очень радуюсь, потому что творческая энергия, если не имеет выхода, разъедает изнутри, отравляет, как перехоженная беременность. Мое счастье, что я в общем-то домашняя артистка, у меня никаких амбиций ни сценических, ни каких-то других не было никогда. > >>>>> Наверное, ни один брак не обходится без кризисов. Выходить из них при помощи психологов и психотерапевтов до сих не вошло в привычку на постсоветском пространстве. Как вы справлялись? > >>>>> В прямом смысле – бог помогал. Я по природе не разрушитель, а созидатель. Мне никогда в голову не приходила мысль, что мой брак может быть не успешен – это значило бы, что я не справляюсь. И еще одна вещь. За всю свою жизнь я не смогла себе представить другой брак. Вот я недавно видела фильм-концерт Аллы Пугачевой, я большая ее поклонница, она для меня гораздо больше чем замечательная певица, она отдельно стоящий над всем человек. Я всегда говорю, что если бы я могла уйти от Хазанова, то ушла бы к Пугачевой. Или к Земфире. Мне бог дал талант понимать талантливых людей. И что с этим моим талантом делать? Его же куда-то применить надо. > >>>>> Потом, помогает справляться твой внутренний мир. Читай хорошие книжки, думай, работай над ошибками. Не бывает в кризисе одной стороны виноватой. Я всегда старалась разобраться, почему сейчас так. Что с ним происходит. Чем я это спровоцировала. Женщины – они большие провокаторы, да, самые настоящие. Одна какая-то фраза, подколка – мы же никогда не замечаем, на какие болевые точки нажимаем походя, небрежно, упиваясь собственным остроумием, умностью, эрудицией или чем-то еще. Унизить мужчину – это так легко проходит у женщин! Так часто! А мужчины – это просто другой мир. Они гораздо ранимее. И логика у них другая. Особенно логика артиста. > >>>>> Ну, например, я много лет ждала, однажды не выдержала и сказала: «Геночка, я хочу, чтобы ты мне дарил цветы». Он дико удивился. «Я же тебе каждый день приношу цветы!» Я говорю – но это твои цветы, со сцены. Это тебе их подарили. А я хочу, чтобы ты купил специальные, для меня. Он посмотрел на меня – он не понимал, о чем я говорю. Он мне приносит самое дорогое, что у него есть – цветы от зрителей. Дороже этого для него нет цветов на свете. И вот это надо принять. Удовлетворяй собственное эго где-то на другой территории. Выноси его из дома, из семейных отношений. Я очень часто себе это говорю. > >>>>> Вообще женщины намного сильнее мужчин. От Бога так задумано. Ну вот у нас есть шабатная песня еврейская, которую муж должен петь каждую пятницу своей жене. Называется «Эшет хаиль». «Кто найдет жену достойную, тот богат. Она и сеет, и пашет, и ткет, и убирает, и готовит, и дети ее одеты будут в красивые одежды, и задумает она купить участок земли – и купит, и все это она только для того и делает, чтобы муж ее сидел у городских ворот со старейшинами и изучал Тору». Изучение Торы – это метафора для меня, конечно. Но он действительно должен делать свое, предназначенное ему Богом. И перед этим все меркнет. > >>>>> | |
|
Всего комментариев: 0 | |