Главная » 2020 Ноябрь 17 » Грустный юмор Светлова
23:42 Грустный юмор Светлова | |
В своей ранней автобиографии Михаил Светлов (Шейнкман) иронически писал: «Я, Михаил Аркадьевич Светлов, родился в 1903 году 4/17 июля. Отец — буржуа, мелкий, даже очень мелкий. Он собирал 10 знакомых евреев и создавал «Акционерное общество». Акционерное общество покупало пуд гнилых груш и распродавало его пофунтно. Разница между расходом и приходом шла на мое образование. Знакомство с литературой произошло случайно: отец приволок в дом кучу классиков с тем, чтобы пустить бумагу на кульки для семечек. Юный Светлов охнул и договорился с отцом: сначала он читает, а потом родитель заворачивает. Так он приобщился к литературе. И еще любил рассказывать: «В детстве я учился у меламеда. Платили ему пять рублей. И вдруг отец узнал, что в соседнем местечке берут три. Он пришел к меламеду и сказал: „Хорошо, пять так пять. Но за эти деньги обучи его русской грамоте“. — Так я и стал, — заключал Светлов, — русским писателем». Телесная арифметика Всю жизнь Светлов был очень худым. — У всех телосложение, — жаловался он, — а у меня — теловычитание. Без лишнего — никак На юбилее Михаила Светлова было оглашено письмо отсутствовавшего Вениамина Каверина, в котором он, в частности, писал: «Я завидую не только таланту Светлова, но и его удивительной скромности. Он, как никто, умеет довольствоваться необходимым». — Мне не нужно ничего необходимого, — пожал плечами Светлов, — но я не могу обойтись без лишнего. Одно стихотворение — за полгода — Об одном стихотворении, — рассказывал Михаил Светлов, — можно сказать, что я работал над ним более полугода. Это было летом. Я проснулся. Пришла рифма. Бумаги под рукой не оказалось, и я стал писать на перекидном календаре. Писал, зачеркивал, снова писал... Под утро, когда стихотворение было закончено, смотрю — уже декабрь! Язвительность — не единственное оружие сатиры. Не всегда лекарство действует путем уколов. Иногда его просто принимают внутрь. Действенная угроза Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишиневского издательства. С гонораром случилась большая задержка. Устав ждать, Михаил Аркадьевич послал в издательство угрожающую телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Гонорар прислали на следующий день телеграфом. Репутацию не пропьешь Светлов постоянно пребывал в состоянии легкого опьянения. О причине своего пристрастия к алкоголю он рассказывал так. Во второй половине 20-х годов его вызвали в ГПУ и предложили быть осведомителем, разумеется, под красивым предлогом «спасения революции от врагов». Светлов отказался, сославшись на то, что он тайный алкоголик и не умеет хранить тайны. Из ГПУ он прямиком направился в ресторан «Арагви», где сделал все, чтобы выйти оттуда на бровях. — С той поры, — говорил Светлов, — мне ничего не оставалось делать, как поддерживать эту репутацию. На передовой Литературовед Борис Бялик рассказывает такой эпизод. Во время войны они с Михаилом Светловым были на передовой. Светлов читал бойцам стихи. Начался воздушный налёт. Бомбы падали близко, но никто не ушёл в укрытие. Светлов дочитал стихотворение до конца. К счастью, всё окончилось благополучно, и никто не пострадал. Бялик спросил его: — Неужели тебе не было страшно? — Нет! — ответил Михаил Аркадьевич. — Но я заметил, что в моём стихотворении есть длинноты. Туристическое агентство «Красная армия» После войны, по подсказке КГБ, Светлову не разрешали выезжать за границу, ссылаясь на то, что он пьет и что у него нет «международного опыта». Узнав, откуда ветер дует, поэт рассмеялся: «Там забыли, что я однажды уже был за границей — вместе с Красной Армией дошел до Берлина». Русская проза и еврейские стихи При обсуждении повести Казакевича «Звезда» писательница А. сказала: — Удивительно! Говорят, раньше он писал посредственные еврейские стихи, а теперь у него великолепная русская проза. — Дорогая, — ответил ей Светлов, — не перейти ли тебе на еврейские стихи? Рожденный ползать Принимали в Союз писателей поэта, человека малоспособного, но пробивного. Светлов высказался против. Кто-то защищал: — Но ведь его стихи посвящены важной, солдатской теме. — Когда я читаю хорошие стихи о войне, — возразил Светлов, — я вижу: если ползет солдат, то это ползет солдат. А тут ползет кандидат в Союз писателей. Круглосуточное понятие Иосиф Игин вспоминал: «Разбуженный однажды ночным звонком, я спросил его: — А ты знаешь, который час? — Дружба, — ответил Светлов, — понятие круглосуточное». А кто не пьёт? В начале 60-х годов на правлении Союза писателей разбирали за пьянку и дебош молодого поэта. Тот долго и уныло ноет в свое оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют... «Достоевский пил, — перечисляет он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил...» Тут кому-то из «судей» надоело, и чтобы прервать это занудство, он спросил: — А что, интересно, Моцарт пил? Михаил Светлов, до этого мирно кемаривший в углу с похмелья, тут же встрепенулся и ответил: — А что ему Сальери наливал, то он и пил! — Что такое вопросительный знак? Это постаревший восклицательный. Секундное удовольствие Автор детективной пьесы, сразу прошедшей во многих театрах, купил массивные золотые часы с массивным золотым браслетом. Увидев это сооружение, Светлов усмехнулся: — Старик, — сказал он, — а не пропить ли нам секундную стрелку? Горничная и брюки В гостинице, Литва, 1957: Огнев: — Ну вот. Брюки повесим, завтра придёт девушка, погладит их, помялись. Светлов, уже засыпая: — Старик, лучше сделаем так — пусть погладит меня, а брюки повисят сами... Одна капля В ресторане «Тульпе», Каунас, 1957: Огнев незаметно убрал бутылку водки со стола под стол (Светлову вредно пить). Светлов: «Э, тут стояла бутылка!» Подымает край скатерти. «Хорошо, — говорит Огнев, — так и быть, но только — одну каплю». Светлов философично: «Старик, а что такое бутылка? Одна капля. Только большая». Жертва маньяка Однажды, получив извещение об уплате за квартиру, Светлов гневно воскликнул: — ЖЭК — Потрошитель! Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом. Стихи, которые нельзя напечатать Однажды Александр Ревич выпивал в ресторане ЦДЛ с Михаилом Светловым . Светлов сказал: — Сейчас я прочту вам новые стихи. По-моему, удачные. Жаль только, что их нельзя напечатать. Достал какую-то смятую бумажку, вздел на нос очки и прочёл. Стихи были неплохие, очень печальные. — Хорошие стихи, — сказал Ревич. — Но почему вы решили, что их нельзя напечатать? Очень даже можно. Светлов внимательно посмотрел на Ревича: — Вы в этом уверены? — Конечно! И Светлов заплакал. И сказал сквозь слёзы: — Всю жизнь мечтал написать стихи, которые нельзя напечатать... Гражданская заслуга Из воспоминаний Варлама Шаламова. Светлов встал, протягивая мне руку: — Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал. Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга — потрудней, пожалуй, чем написать «Гренаду». Стыдно Молодая писательница М. пришла к Светлову и стала читать ему свою пьесу. Он деликатно слушал. Дочитав первый акт, М. сказала, что, вероятно, пьеса слабая и ей стыдно читать дальше. — Тебе стыдно читать, — ответил Светлов, — а каково мне слушать? Педагогическое В одной из своих статей, посвященных воспитанию, Светлов написал: «... Я глубоко убежден, что первый и главный помощник воспитателя — юмор. Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать. Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убежден, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться. Свойство всех детей — нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде? Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон? Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в „неотложку“: Шурик выпил чернила. — Ты действительно выпил чернила? — спросил я. Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык. — Глупо, — сказал я, — если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой. С тех пор прошло много лет — и Шурик ни разу не пил чернила. В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся: — Ты меня ударил „Учительской газетой“, а ведь рядом лежали „Известия“... Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании». Старость — это время, когда половина мочи уходит на анализы. Так держать! Поэт Сергей Орлов подарил Светлову свою книгу «Колесо». — Старик, — сказал Светлов, — еще три колеса и... машина! Живой классик Один восторженный поклонник Светлова, знакомясь с ним, воскликнул: — Боже мой, передо мной живой классик! — Что вы, — ответил Светлов. — Еле живой. Кто такой поэт? — Поэт — это тот, кому ничего не надо и у кого ничего нельзя отнять, — сказал однажды Иосиф Уткин, коллега Светлова по поэтическому цеху. — Нет, — мягко возразил Светлов. — Поэт — тот, кому нужно все и который сам хочет все отдать. Последнее стихотворение Рассказывает старая актриса... Приходим мы с Борисом Слуцким в больницу к умирающему Светлову. В палате у него порхают какие-то девушки в кожаных юбочках. Светлов был уже очень слаб, во время разговора попросил Слуцкого наклониться к нему и некоторое время что-то ему шептал. Наконец Слуцкий отпрянул и бросился к окну, давясь от смеха. Я подошла к нему и спросила: — В чём дело, Борис? Кое-как одолев пароксизмы смеха, Слуцкий прочёл мне четверостишие: Пора бы приняться за дело — И девочки есть, и кровать. Но х.., как солдат под обстрелом, Никак не желает вставать! | |
|
Всего комментариев: 0 | |