Главная » 2020 » Ноябрь » 24 » Демоны Гайдара
09:31
Демоны Гайдара
Тяжело, когда рушатся идеалы, когда самые светлые детские представления оказываются ложными.

Любовью к литературе, к книгам я обязана отцу - он обожал читать, очень нежно относился к поэзии, и именно он открыл для меня Ахматову, Цветаеву, Северянина, Гумилева - собственно, весь Серебряный век - в те годы, когда эти имена не упоминались в школьных учебниках по литературе.

Папа время от времени снимал с полки книгу со словами: " Почитай вот это, тебе будет интересно." Или приносил откуда-то, попросив прочесть, не откладывая, потому что надо вернуть. Помню, как он принес новенькую, превосходно иллюстрированную книгу сказок Гауфа. У меня, маленькой, сердце замирало от страха, когда я читала "Карлик Нос", представляя, как капустные кочаны превращаются в человеческие головы.

Книгами Гайдара я зачитывалась. Но мою любимую впоследствии "Голубую чашку" я прочла, вероятно, рано - не совсем поняла да и скучноватым показался мне этот рассказ. Кстати, спустя годы точно так же непонятым остался он и для моего старшего сына, который читал его по программе начальной школы. Это, безусловно, рано. Не случайно "Голубая чашка" рекомендована для детей среднего школьного возраста и никак не младше. Да и в этом случае рассказ надо обсуждать, нужна помощь учителя. В рассказе нет сюжета, там нечем "захватить", привлечь маленького читателя. Его вполне можно рассматривать как произведение скорее для взрослых; только взрослый человек с определенным жизненным опытом может оценить поэтически рассказанную историю разрушающейся семьи, где всем хватило воли, разума и сердца предотвратить несчастье.

Вместе с замечательно талантливыми произведениями Гайдара в детском сознании зафиксировался образ светлого человека с теплыми глазами - таким он запечатлен на знаменитом снимке с пионерами. Говорят, он действительно любил детей, умел с ними разговаривать, понимал детскую психологию.

А потом стали доступны страшные факты его биографии периода Гражданской войны. Помню, в школьные годы не раз приходилось слышать расхожую фразу: " Гайдар в 17 лет уже полком командовал!" Методы, которые применял командующий полком по борьбе с бандитизмом, отличались крайним изуверством. Так было при жесточайшем подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине, такими же методами Гайдар продолжал действовать и в Сибири, где командовал подразделением ЧОН. Изгнанные из своих домов и оставшиеся без имущества местные жители, незаконно арестованные, безвинно расстрелянные - слухи о зверствах молодого командира дошли до Красноярска. Итогом проверки стало вначале снятие Гайдара с командующих постов, а затем по итогам медицинского обследования, обнаружившего психические нарушения, - демобилизация из армии. Гайдар мучился страшными головными болями, ночными кошмарами, признаваясь позже, что ему снились замученные и убитые им люди. И пил. В психиатрических лечебницах он стал частым пациентом; в одной из них написал "Сказку о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове".

Находясь на лечении после серьезного ранения в 1921 году, 17-летний Аркадий Гайдар влюбился в юную сестру милосердия Марию Плаксину. Она была дочерью агронома, все звали её Марусей. Юная, почти девочка - ей едва минуло 16 лет, она была наделена мягким покладистым характером и добротой. Чувства были взаимными, и вскоре Гайдар вместе с юной женой отправился к месту нового назначения в Екатеринбург. Остановились в шикарной по тем временам гостинице, лучшей в городе. Получив назначение командиром батальона в частях особого назначения, отбыл к месту службы в Башкирию. Туда же вместе с супругом поехала и Маруся.

О судьбе Марии Плаксиной известно мало. Не ясно, где Маруся родила сына - в Башкирии, или уже в Хакассии, куда Гайдар был отправлен в начале 1922 года. Но так или иначе, вскоре после рождения мальчика, Маруся рассталась с Гайдаром. Новорожденного сына назвали Евгением. До двух лет малыш не дожил, умер от тяжелой инфекции. Известно, что Гайдар писал Марии; даже по прошествии десяти лет после расставания в дневниках писателя встречается фамилия Плаксина. Возможно, он поддерживал с нею связь до конца жизни.

Одно из лучших произведений Аркадия Гайдара рассказ "Голубая чашка" - пожалуй, самое тонкое и поэтичное повествование о чувствах, о любви и преданности, о семейных ценностях. Совершенно точно известно, что прототипом главы семьи является сам автор. Жену главного героя зовут Марусей, и хотя сам Гайдар никогда не писал и не говорил, что прообразом стала его первая жена Мария Плаксина, все знавшие лично Гайдара, а также его биографы уверены, что именно своей первой любовью вдохновлялся писатель, работая над образом Маруси. Рассказ был написан в 1936 году; с тех пор, как Мария Плаксина ушла от писателя, минуло четырнадцать лет. Это имя - Маруся - не однажды встречается в произведениях писателя.

Демобилизовавшись из армии, пару лет Гайдар скитался без постоянного места жительства, пытался писать, вначале довольно неудачно. В 1925 году товарищ позвал его в Пермь, где появилось вакантное место в городской газете. Здесь Гайдар много пишет. Из-под его пера выходят фельетоны, здесь будет опубликован первый его рассказ "Угловой дом".

В Перми он познакомится с Лией Соломянской, впоследствии известной советской писательницей, журналистом. Совсем юной, 17-летней, Лия выйдет замуж за Гайдара. Брак будет недолгим и несчастливым. Писатель болен алкоголизмом, в периоды мужниных запоев жене приходилось спасаться бегством из квартиры. Рожать Лия уезжает к матери в Архангельск и назад уже не вернется. Аркадий Гайдар увидит своего сына Тимура лишь когда тому исполнится два года.

В последние годы в СМИ не однажды появлялась информация о том, что отец рожденного Соломянской ребенка вовсе не Гайдар. Вывод основывается, главным образом, на том, что на момент наступления беременности Лия еще не была знакома с Гайдаром. Версия малоубедительная, разные источники приводят разные даты знакомства Гайдара и Соломянской.

Зато документально засвидетельствовано, что в 1926 году писатель после конфликта в пермской "Звезде" переезжает в Свердловск, где недолго, но вполне плодотворно работает. И хотя он еще не видел маленького сына, из Перми он приехал со своей новой возлюбленной актрисой и певицей Любовью Азановой. Связь эта не была долгой. В Свердловске, ныне Екатеринбурге, сохранились документальные свидетельства о том, как прожил Гайдар там недолгие три месяца. Хозяин гостиницы и соседи запомнили его чрезвычайно интеллигентным, вежливым, мягким в общении человеком. Гайдар уходил в редакцию очень рано, перед этим основательно совершая утренний туалет. Поскольку ванная комната была одна на всю гостиницу, то соседям было хорошо известно, насколько тщательно писатель бреется и чистит зубы. Гайдар всегда выглядел чрезвычайно опрятно и подтянуто; подворотничок его гимнастерки был белоснежным и идеально выглаженным.

Через три месяца писатель оформил творческую командировку и отправился колесить по стране. Тогда-то он, наконец, добрался и до Архангельска, где жила его жена с сыном. Семья не воссоединилась. Лия, помня о дебошах и побоях, вернуться отказалась, а в 1931 году повторно вышла замуж за партийного деятеля и журналиста Разина. Когда в 1938 году Разин был расстрелян, а Лию посадили, то Гайдар, как мог, хлопотал об её освобождении. В пятидесятые годы Соломянская написала сценарии к художественным фильмам по произведениям Гайдара "Судьба барабанщика" и "Военная тайна".

В 1938 году Гайдар, уже будучи известным писателем, неожиданно для коллег и друзей покидает Москву и поселяется в Клину, сняв непонятно почему даже не комнату, а часть её, отгородившись от большой хозяйской семьи. Такие условия вряд ли можно назвать приемлемыми для писательской работы, и тем не менее Гайдар написал там повести "Судьба барабанщика" и "Тимур и его команда", рассказ "Чук и Гек", сказку "Горячий камень". Возможно, успешному творчеству способствовали перемены в личной жизни: Гайдар женился на дочери хозяина Доре Чернышовой, удочерил её ребенка - Евгению и привез в этот дом сына Тимура, когда его мать отправили в заключение.

Жизнь замечательного детского писателя Аркадия Гайдара как никакая другая заставляет вспомнить пушкинские строки про то, что "гений и злодейство - две вещи несовместные". Не в первый раз выясняется, что совместны. Вполне.

Из дневников Гайдара ясно следует, что он осознавал, что совершал преступления; там же можно прочесть и слова раскаяния, и попытку оправдать себя - дескать, и возраст его был фактически детский, и врагов новой власти было немало, и времени на расследования не было: либо ты, либо тебя...

И при этом никак не опровергнуть того факта, что писательский дар его уникален, неповторим. Он был и останется одним из самых выдающихся детских писателей, особенный, умный, тонкий и глубокий.

А как совместить, примирить эти факты, что человек, совершавший жестокие преступления, писал о добре, честности и стойкости, о товариществе и дружбе, о бескорыстной помощи и вере в человека - как это совместить, я не знаю.
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 112 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]