Главная » 2021 Январь 16 » Хороший ли человек Жеглов?
18:52 Хороший ли человек Жеглов? | |
Фильм, снятый Станиславом Говорухиным по мотивам романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», вышел на экраны в конце 1979 года. И нет, наверное, среди нас зрителя, который пропустил бы эту картину или остался равнодушным к противостоянию двух главных героев, делающих общее дело. Но давайте начнем с теории В течение всего фильма воры и бандиты неоднократно называют МУРовцев «мусорами». Звучит это уничижительно и как бы показывает пренебрежительное отношение нарушителей к «власти». А между тем, МУСОР — не более чем аббревиатура — Московское Управление Следственно-Оперативной Разработки. То есть никак не оскорбление, а знание «предмета», так сказать. Вы знали? Я очень долгое время, нет. Образ Глеба Жеглова Я смотрю этот фильм лет с десяти. И мысль о том, что Жеглов «плохой» мне ни разу не приходила. Да, Володя (Шарапов) более мягкий и человечный, Глеб более жесткий. Но ведь у него работа такая, думала я. И время непростое, послевоенное. Каково же было мое изумление, когда совсем недавно я прочитала, что сами братья Вайнеры писали Жеглова, как героя сугубо отрицательного. И только экранный образ в исполнении Владимира Высоцкого сделал его кумиром зрителей. Жеглов — персонаж отрицательный и социально опасный. Есть мнение, что это одна из причин того, что в других книгах Вайнеров он не фигурирует, в отличие от Шарапова. Да и прототип Жеглова в свое время застрелился из-за рабочего конфликта. Переломный момент Давайте вспомним некоторые моменты фильма, показывающие отношения героя к людям: подброшенный Кирпичу кошелек, засада на квартире у Верки-модистки, за которую Фокс мог жестоко отомстить, урок Шарапову с «пропавшей» из закрытого кабинета папкой, первый разговор с Груздевым… И все-таки, пока мы на его стороне. Ведь он борется со злом. А потом, сразу после освобождения, Груздев горячо говорит Шарапову: «Плохой человек Жеглов, для него люди — мусор». И вроде вот оно, первое сомнение, а вдруг Иван Сергеевич прав? Но ни зритель, ни Шарапов Груздеву не верят. Ещё раз эта мысль придет в голову в финале картины, когда Жеглов выстрелит в Левченко… А вдруг Груздев все-таки был прав? Плохой хороший человек Но разве может плохой человек отдать свои продуктовые карточки малознакомой женщине? Разве недостаточно избавлять город от бандитов и каждый день рисковать жизнью? «Профессиональная деформация» Именно так назвали бы феномен Жеглова сегодня. Для Жеглова преступники — это враги в самом прямом смысле слова. А врага нужно уничтожать. Любой ценой. Это для Вари и Шарапова война закончилась, его война только начинается. И если враг не сдается... Жеглов — герой противоречивый и неоднозначный У Жеглова на первом месте дело и принципы. У него своя правда. Он как будто торопится, понимая, что каждый день может быть последним. Думаю, отсюда и ситуация с подброшенным кошельком. Ну, не получилось взять Кирпича с поличным. Но дело не в Кирпиче, он только ниточка к Фоксу, вот что интересует Жеглова. А ради конечной цели все средства хороши. И именно это спасает в итоге Груздева, который уходит страшно обиженным на Жеглова. Сюжет, полный нюансов и хитросплетений. Как и сама жизнь. Спор в «Фердинанде» про закон и кистень Спор между Жегловым и Шараповым о методах и соблюдении закона не зря обрывается на полуслове. Он просто не может быть закончен. «Идите, спорщики, там вас помирят», — напутствует водитель. Работа «спорщиков» тогда, работа милиции-полиции сейчас — это постоянное балансирование между молотом и наковальней: необходимостью раскрывать преступления и соблюдать законность. А дальше все зависит только от человека. «Место встречи…» показало нам два полюса, два возможных варианта и мы интуитивно выбираем: одни «доброго» следователя, другие — более надежного профессионала. И все-таки, хороший ли человек Глеб Жеглов? Буду рада, если поделитесь вашим мнением. | |
|
Всего комментариев: 0 | |