Главная » 2021 Январь 29 » Холокост
14:35 Холокост | |
Помимо сказанного раньше есть еще одна причина, почему я не могу считать завершение войны праздником - это кошмарный, до конца мало кем осознанный итог этой войны наций. По итогам этой войны в "семье Восточно-Европейских народов" недосчитались одного народа. Навсегда и безвозвратно - Евреев- ашкеназов. https://newrezume.org/_nw/351/65432699.jpg Народы не появляются ниоткуда и не исчезают в никуда. Они формируются на субстрате существующих в результате переселений, вливаний, изменения среды обитания и способа жизни, создавая новый язык на базе имеющихся, самобытную культуру, а потом гибнут в результате тех или иных катастроф или медленного выживания соседними народами, умирают или ассимилируются. Национальная культура - явление мощное и хрупкое одновременно. Наличие потомков того или иного народа не достаточно для его сохранения. Народ, переселенный или переселившийся в иную среду обитания, становится иным народом. Включая кочевников. Миграции кочевых народов происходят в пределах единой, степной среды обитания, покидая которую, они становились иным народами. Поэтому все депортации были верным действиями с точки зрения цели уничтожения народа. Народ, утративший свой язык - это тоже уже иной народ. Кровные связи, традиции и верования, среда обитания и язык - только все это сложенное вместе создает народ. Языково-родственные семьи в разных частях света создают разные народы. Я говорю это к тому, чтобы пояснить элементарную мысль: евреи Восточной Европы и евреи Израиля - это разные народы. Российская империя селила евреев на западных границах, создавая буферные области. Нечто сходное делали ее западные соседи, В результате Бобруйск и Витебск, Бердичев и Вильно, Познань, Варшава, Черновцы и Одесса, области восточной Германии и Румынии - были местами, где сформировался особый народ, который принято называть ашкеназами, и которого больше нет вообще. Рассеянные по миру потомки - это уже не тот народ. Сравните численность еврейского населения любого из этих мест в первой половине 20 века - более 50 % и в целом более 10 миллионов. А сейчас - менее 1 %, и те лишь почти номинальные осколки той культуры, потому что они утратили главный ее атрибут - язык. Ашкеназского населения Восточной Европы больше нет. А поскольку его нет там, то его нет уже нигде. Культура - это такое растение, которое при перенесении на другую почву становится совсем иным. Рассуждения о том, что еврейский народ все равно жив, не адекватны. Народа, который молился на иврите, но говорил, писал и пел песни на идише, больше нет. Рассеянные по миру носители языка идиш - это лишь несколько тысяч семей, и половина их рассеяна вне исходной среды обитания. Германия и Советский Союз воевали между собой на землях этого народа. Не по праву государственной принадлежности, а по праву маленького человека, живущего, работавшего на своей маленькой земле и любящего ее. Нацисты открыто провозгласили цель уничтожить этот народ и достигли ее. Теперь Германия пытается возродить свою еврейскую общину - но это уже нечто иное. По стилю жизни и культурному содержанию имеющее мало общего с уничтоженной культурой идиш. Был народ. Что мы о нем помним? Что в культуре этого народа был Шагал, был Бабель, Михоэлс. Вот и почти все. Сколько было поэтов и прозаиков, писавших на идише. Вся эта литература навсегда мертва. Если живопись можно смотреть вне языка, то литературы вне языка нет. Были фильмы на идише, газеты - совсем недавно. Чего только не было. И погибло безвозвратно буквально в течение одного поколения. Многие из нас любят петь Идише-маму, Тум-балалайку и Бублички. Но народа, создавшего эти песни больше нет среди нас. И это надо сказать себе честно. Те, кого называют ашкеназами, жили на своей земле, не по государственной принадлежности, а по собственности маленького человека. Титульные нации шпыняли их, напоминая о государственной принадлежности, но они все-таки жили и любили свои места. Уживались с соседями, и мало кто торопился уехать в неведомую Палестину или в Америку. Тогда их стали давить сильнее, выдавливать в полную ассимиляцию, в Палестину, Америку... Но народ все-таки жил. Пока не пришли нацисты с их программой "окончательного решения еврейского вопроса". Не численно убили миллионы евреев (как было убито много людей других народов), а вырезали целый самоценный ашкеназский народ. Вырезали настолько, что выжившие осколки уже не хотели больше жить на этих землях. Хотели уехать навсегда и забыть идиш, как язык, связанный со страшной историей унижения и уничтожения. Как бы ни были многочисленны потомки ашкеназов, живущие во всех странах мира, они уже не составляют того народа Восточной Европы. Не сожженные в газовых камерах, они бы остались на своих землях, если бы соседи христианской или коммунистической веры поддержали бы их. Послевоенная политика СССР могла бы сохранить этот народ, хоть и сильно поредевший, но еще не забывший язык. Однако у "победившего фашизм" народа были иные цели. Сталин взял на себя окончательное завершение программы. Чудом уцелевшие осколки осколков уже сами больше не могли, да и не хотели быть тем народом. Это история полного уничтожения одного из народов, одной из культур Восточной Европы, история длинной в одно поколение. Осколки этого народа разбросаны по всему миру, и уже не составят целого. Народа языка идиш, живописи Шагала, литературы Бабеля, театра Михоэлса, народа Тум-балалайки уже нет, и это не восстановимо. Умершие народы не воскресают. В новой общности народа Израиля последние годы пытаются вспомнить идиш, предлагая его учить в школах, но это мало перспективно. Как народы, языки и культуры становятся мертвыми? А вот именно так. Еще живы люди, которые помнят, что идиш был живым языком, а он уже мертв. Два главных участника войны - Германия и Россия совместно, хоть и в разных пропорциях, осуществили программу Гитлера и совместно победили надоевших ашкеназов. И вот теперь, спустя десятилетия, Германия склоняет голову и пытается воскресить невоскрешаемое. А Россия празднует победу. Лехаим! Ольга Городецкая - историк, профессор Алла Спевакова 25 малоизвестных фактов о фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера». 1. Стивен Спилберг не взял денег за работу над этим фильмом. Он отказался, сказав, что это будут «кровавые деньги». Деньги, которые пожертвовал на создание Shoa Foundation — фонда, который занимается поиском выживших в Холокосте и записью документальных видео- и аудиоматериалов с их воспоминаниями. 2. Сцена с ликвидацией в Краковском гетто в оригинале занимала всего лишь 1 страницу. Стивен Спилберг превратил ее в 20 страниц и 20 минут экранного действия «на основании живых свидетельских показаний». Например, сцена, в которой молодой человек спасается от немецких солдат, говоря им, что он должен убрать багаж с улицы, была взята непосредственно из истории выжившего очевидца. 3. Стивен Спилберг предложил вести работу режиссеру Роману Полански. Полански отказался, потому что для него это было слишком личным, тогда он попросту был еще морально не готов. Немногие знают, что Полански находился в Краковском гетто до достижения восьмилетнего возраста, но ему удалось убежать из гетто в день ликвидации. Его укрывали у себя польские семьи до окончания войны. Мать Полански погибла в концентрационном лагере Освенцим. Сам Полански позже снимет свой собственный фильм о Холокосте — «Пианист» (2002). 4. При первой встрече на съемках Мила Пфефферберг, одна из выживших к тому времени «евреек Шиндлера», была шокирована тем, насколько Рэйф Файнс (в роли Амона Гёта) похож на своего реального персонажа. У нее тряслись руки, и она даже начала заикаться. 5. Стивен Спилберг мог получить разрешение на съемки прямо внутри Освенцима (Аушвица), но решил этого не делать из уважения к жертвам. Все сцены снимались в специально построенной копии лагеря, которая находилась рядом с Освенцимом. 6. За несколько месяцев до получения главной роли в фильме Лиам Нисон пробовался на роль Шиндлера. Ему показалось, что роль ему не получить, и он принял предложение сыграть в римейке бродвейской постановки Юджина О’Нила «Анна Кристи». После одного из представлений этого спектакля к Нисону в артистическую пришел Стивен Спилберг, его жена Кейт Кэпшоу и ее мать. После того, как Спилберг представил свою жену и тещу, Нисон обнял пожилую женщину, и то, как он это сделал, очень запомнилось Кэпшоу. Позже она сказала своему мужу: «Он сделал это так, как это бы сделал Оскар Шиндлер». Через неделю Нисон получил предложение от Спилберга. 7. Оригинальный список «евреев Шиндлера» был найден в чемодане вместе с его документами на мансарде Шиндлера в квартире в Хильдесхайм в 1999 году. Оскар Шиндлер оставался там в течение последних лет своей жизни, вплоть до его смерти в 1974-м. 8. Решимость Стивена Спилберга сделать фильм стала окончательной, когда руководители студии спросили его, почему бы ему, если он так переживает, просто не сделать какое-то пожертвование вместо того, чтобы тратить время и деньги на депрессивный фильм. 9. Рэйф Файнс набрал 13 килограммов, употребляя пиво Гиннесс для своей роли Амона Гёта. Стивен Спилберг взял его на роль. 10. Когда Стивен Спилберг впервые показал композитору Джону Уильямсу финальную версию фильма, Уильямс был так потрясён, что ему было необходимо выйти прогуляться, чтобы взять себя в руки. По возвращении Уильямс сказал Спилбергу, что фильм заслуживает лучшего композитора, чем он. Спилберг ответил: «Я знаю, но все они уже мертвы». 11. Стивен Спилберг смотрел эпизоды сериала Seinfeld каждую ночь после работы, чтобы как-то улучшить свое настроение. 12. Когда Стивен Спилберг вернулся в университет «Кал Стейт Лонг-Бич», чтобы получить степень бакалавра, спустя 34 года после того, как он покинул университет, его научный руководитель принял этот фильм в качестве студенческой работы, необходимой для зачисления. К тому моменту «Список Шиндлера» уже завоевал для Спилберга «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший фильм. 13. В реальной истории не только Ицхак Штерн помогал Оскару Шиндлеру составить список. Ещё одним человеком, составлявшим список, был Марсель Голдберг. Многие выжившие говорили о нем с презрением, поскольку он брал взятки, исключая или добавляя людей в список. 14. Спилберг был обязан сделать «Парк Юрского периода» (1993 год) до «Списка Шиндлера». Это было даже указано в его контракте. Сделано это было студией специально. Руководители студии опасались, что если бы режиссер снял «Список Шиндлера» первым, он был бы слишком выжат, чтобы делать потом еще и «Парк Юрского периода». 15. Стивен Спилберг отказывается давать какие-либо автографы, связанные с этим фильмом. 16. Чтобы собрать костюмы для 20 000 статистов, художник по костюмам поместил рекламу. Поскольку в Польше в то время был экономический кризис, большинство вещей было приобретено именно тут, поскольку многие люди готовы были продать одежду, которая у них оставалась из 1930-х и 40-х годов. 17. Говорят, что во время съемок атмосфера была такой мрачной и унылой, что Стивен Спилберг даже попросил своего друга Робина Уильямса снять какие-то комедийные зарисовки специально для того, чтобы хоть немного повеселить актёров и съёмочную группу. 18. Как продюсер Стивен Спилберг изначально хотел, чтобы съемками руководил кто-то другой, боясь, что он не сможет сделать историю правдивой. Ему отказал Мартин Скорсезе, потому что считал, что этот фильм должен снимать режиссер еврейского происхождения. Роман Полански был не готов, поскольку сам пережил эти события. Билли Уайлдер тоже не подошел, поскольку, если бы он и взялся, то этот фильм стал бы его последним. По-видимому, сам Уайлдер и убедил Спилберга сделать его самому. 19. Довольно иронично, но после съемок этого фильма Лиам Нисон (Шиндлер) и Рэйф Файнс (Амон Гёт) стали очень хорошими друзьями. 20. Существует еврейская традиция, что когда кто-то посещает могилу, то оставляет небольшой камень в знак уважения. Это объясняет эпилог, где актеры и «евреи Шиндлера» покрывают могилу Оскара Шиндлера камнями. 21. Человек, который кладет цветок на камни на могильной плите в финальных кадрах, — Лиам Нисон, а не Стивен Спилберг, как думают некоторые. 22. Когда фильм был показан на Филиппинах, цензоры решили вырезать некоторые сцены наготы и насилия. Когда Стивен Спилберг узнал об этом, он потребовал, чтобы фильм не показывали вовсе или оставили таким, как есть. Президент Филиппин Фидель Рамос вмешался и отменил цензуру. Фильм был показан без каких-либо изменений. 23. Около 40% фильма было снято с использованием ручной камеры. 24. В эпилоге все актеры сопровождают реальных «евреев Шиндлера», которых они играют в фильме. 25. На роль Шиндлера себя предлагали Кевин Костнер и Мел Гибсон, но Стивен Спилберг решил взять менее известного актера в качестве главной звезды. Когда падают головы, не опускай своей. (Станислав Ежи Лец) Польская балерина, 26-летняя Франческа Манн (урожденная Розенберг-Манхеймер), оказавшись в раздевалке перед газовыми камерами с десятками других еврейских женщин, решила не умирать просто так. (Эта история подтверждается рапортом коменданта Освенцима и одного из выживших членов Зондеркоманды) Решив, что терять ей нечего, Франческа начала танцевать медленный стриптиз, отправляя на пол вещь за вещью. Ее движения буквально гипнотизировали охранников. Раздевшись почти полностью, Манн ударила одного из сержантов острым каблуком. Тот, вытирая кровь с лица, расчехлил кобуру, но Франческе удалось выхватить у него пистолет. Две пули подряд попали в живот стоящему рядом эсэсовцу Йозефу Шиллингеру, одному из самых кровавых садистов Освенцима. Потом был новый выстрел – в ногу сержанту. Эти выстрелы стали для остальных женщин сигналом к действию: началась отчаянная драка за жизнь. Еще одному эсэсовцу откусили нос, а другому содрали кожу на голове. Когда раненых охранников вывели на улицу, начальник Зондеркоманды приказал запереть раздевалку и через стены расстрелять стихийное восстание. Так воздушная балерина, сама того не планируя, дала всем живым ценный урок: даже если война за жизнь очевидно заканчивается не в вашу пользу, всегда остается еще один бой – за достойную смерть. Лишь сильные духом И с верой в себя Не знают сомнений И, Бога любя, Дерзают открыто, И радость неся, Как солнце сияют, И с ними – весна… “То, что есть В человеке, несомненно, важнее того, что есть У человека” – так говорил Шопенгауэр. | |
|
Всего комментариев: 0 | |