Главная » 2021 Январь 30 » Дружба поэта и художника
14:08 Дружба поэта и художника | |
"Один Высоцкий про мою работу все понимал", -- говорил Шемякин. В середине 1970-х их познакомил в Париже Михаил Барышников. Это была "дружба с первого взгляда". "У Володи меня поразили абсолютно живые, ироничные глаза -- мгновенно все схватывающие и понимающие", -- описывал момент встречи Шемякин. Его потрясла песня "Охота на волков": " Ее одной было достаточно понять, что Володя гений". Шемякин начал записывать Высоцкого в первый же день, когда тот пришел к нему в гости. Шемякинская квартира была огромной, а Высоцкий не любил больших пространств. Обычно поэт устраивался на плюшевом диванчике в небольшой полуприхожей -- писал песни, читал книги. "Иногда приходишь откуда-нибудь -- Володя в очках при лампе что-то читает, -- вспоминал Шемякин. -- И внешне это был совсем не тот Высоцкий -- пришел такой гигант, ударил по струнам гитары. Володя любил, чтобы кто-нибудь был рядом... Моя супруга Рива, она такая тихая женщина, лепит свою статуэтку, а Володя читает. У меня была большая библиотека, а многое в то время нельзя было читать в Союзе". За шемякинским столом была написана песня "Тушеноши" -- под впечатлением шемякинской выставки "Чрево Парижа". Хозяин в то время был в Нью-Йорке, и Высоцкий читал ему куплеты новой песни по телефону: "Слезу слизнет и слизь, и лимфу с кровью соленую, людскую и коровью. И станут пепла чище, пыли суше кентавры или человекотуши". Высоцкий называл Шемякина "Птичкой" -- как-то раз он услышал это прозвище от жены Шемякина, и ему это ужасно понравилось. Они вместе пытались избавиться от алкогольной зависимости, от которой страдали оба. Высоцкий мечтал пересечь верхом Америку: "У нас будут разбиты задницы, будут болеть позвоночники, мы будем ночевать в пампасах и прериях. Но мы вернемся абсолютно здоровыми -- и уже никогда не вспомним о "зеленом змии". Они даже записались на прием к тибетскому монаху, исполнили все обряды, попросили об исцелении. К неудовольствию Марины Влади, устроившей эту встречу, гуру сказал, что не видит ничего плохого в том, чтобы опрокинуть рюмочку. Затем монах повязал каждому на шею желтую ленточку в качестве оберега. Потом Высоцкий с Шемякиным регулярно созванивались: "Ну что, старик, помогает ленточка?" -- "Вроде действует, не пью..." Сорвались практически одновременно. Шемякин уверен, что Марина в течение многих лет спасала Высоцкого от водки и смерти. В последние два года он не хотел жить. Шемякин уговаривал его не умирать. Не уговорил. Он узнал о смерти друга уже после его похорон. Возвращение искусства Шемякина в Россию началось в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде прошли его первые с момента высылки из страны персональные выставки. В 1990-е годы они проходили в Третьяковке, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже и в Манеже в Санкт-Петербурге. Три своих работы Шемякин подарил Санкт-Петербургу. На набережной Робеспьера напротив "Крестов" стоят его двуликие "Сфинксы" как дань памяти всем репрессированным в годы большевизма. На кладбище Сампсониевского монастыря воздвигнут памятник архитекторам - первостроителям Петербурга. Знаменитый шемякинский памятник Петру I установлен на территории Петропавловской крепости. "Петр не на троне, Петр в кресле, он присел на короткое время, его большие нервные руки вот-вот вцепятся в подлокотник кресла, а может быть, в рукоятку топора. Сам он в гневе или в ожидании ответа, он смотрит в нашу эпоху", -- восторженно отзывался о шемякинском Петре академик Дмитрий Лихачев. В 2001 году в столице при содействии мэра Москвы Юрия Лужкова был открыт памятник Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых". Этот проект задумывался и осуществлялся как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Работы Шемякина установлены в Нью-Йорке ("Кибела: Богиня Плодородия"), Париже ("Карнавал Санкт-Петербурга"), Венеции (памятник Джакомо Казанове и монумент "В память 200-летия со дня смерти Казановы"). Памятник Казанове на набережной за площадью Сан-Марко стал неотъемлемой частью традиционного Венецианского карнавала. У памятника собираются люди в карнавальных костюмах, с национальной музыкой, танцами, песнями. Много шума в России наделал Шемякин своей сценографической версией балета "Щелкунчик". Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев лично упросил Шемякина заняться разработкой костюмов и декораций. Премьера состоялась в ночь на 14 января 2001 года и имела эффект разорвавшейся бомбы. Критики, как водится, разошлись во мнениях, но были едины в одном: ТАКОГО "Щелкунчика" -- современного и глубокого, серьезного и гротескного одновременно, лишенного конфетности детского утренника -- еще не было! После вывода советских войск из Афганистана Шемякин создал международный комитет помощи советским военнопленным, летал на переговоры, организовал фонд помощи инвалидам. Для художника Шемякина, по его словам, самым страшным из людских пороков, корнем всяческого зла, всегда было и остается равнодушие. Сейчас Шемякин живет в небольшом городке Клаверак, в трехстах километрах от Нью-Йорка. По его словам, он устал от неуемного ритма Нью-Йорка -- там трудно сосредоточиться. Купил себе старинное поместье и разбил в нем парк скульптур. Действительный член Нью-Йоркской академии наук и академик искусств Европы, обладатель Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, кавалер французского ордена "Рыцарь искусства и литературы", основатель Института психологии, философии и творчества с филиалами в Петербурге и Москве сегодня такой же неистовый, активный и плодотворный, каким он был и 10, и 20, и 30 лет назад. И не скажешь о нем лучше, чем Сергей Довлатов: "Можно всю жизнь, подобно Илье Глазунову, копировать русские иконы. И всю жизнь проваляться в материалистической луже. А можно -- по-другому. Оседлать, как Шемякин, метафизическую улитку и в безумном, ошеломляющем рывке пробить небесный купол... И что тогда? А тогда -- разговор с Небожителем. И тут мы, непосвященные, умолкаем..." | |
|
Всего комментариев: 0 | |