Главная » 2021 » Январь » 30 » Дружба поэта и художника
14:08
Дружба поэта и художника
Он круп­но­го по­мо­ла был, кру­то­го был за­ме­са"

"Один Вы­соц­кий про мою ра­бо­ту все по­ни­мал", -- го­во­рил Ше­мя­кин. В се­ре­ди­не 1970-х их по­з­на­ко­мил в Па­ри­же Ми­ха­ил Ба­рыш­ни­ков. Это бы­ла "друж­ба с пер­во­го взгля­да". "У Во­ло­ди ме­ня по­ра­зи­ли аб­со­лют­но жи­вые, иро­ни­ч­ные гла­за -- мгно­вен­но все схва­ты­ва­ю­щие и по­ни­ма­ю­щие", -- опи­сы­вал мо­мент встре­чи Ше­мя­кин. Его по­тря­с­ла пе­с­ня "Охо­та на вол­ков": " Ее од­ной бы­ло до­с­та­то­ч­но по­нять, что Во­ло­дя ге­ний".

Ше­мя­кин на­чал за­пи­сы­вать Вы­соц­ко­го в пер­вый же день, ко­г­да тот при­шел к не­му в гос­ти. Ше­мя­кин­ская квар­ти­ра бы­ла ог­ром­ной, а Вы­соц­кий не лю­бил боль­ших про­странств. Обы­ч­но по­эт ус­т­ра­и­вал­ся на плю­ше­вом ди­ван­чи­ке в не­боль­шой по­лу­при­хо­жей -- пи­сал пе­с­ни, чи­тал кни­ги. "Ино­гда при­хо­дишь от­ку­да-ни­будь -- Во­ло­дя в оч­ках при лам­пе что-то чи­та­ет, -- вспо­ми­нал Ше­мя­кин. -- И внеш­не это был со­в­сем не тот Вы­соц­кий -- при­шел та­кой ги­гант, уда­рил по стру­нам ги­та­ры. Во­ло­дя лю­бил, что­бы кто-ни­будь был ря­дом... Моя су­п­ру­га Ри­ва, она та­кая ти­хая жен­щи­на, ле­пит свою ста­ту­эт­ку, а Во­ло­дя чи­та­ет. У ме­ня бы­ла боль­шая би­б­ли­о­те­ка, а мно­гое в то вре­мя нель­зя бы­ло чи­тать в Со­ю­зе".

За ше­мя­кин­ским сто­лом бы­ла на­пи­са­на пе­с­ня "Ту­ше­но­ши" -- под впе­чат­ле­ни­ем ше­мя­кин­ской вы­став­ки "Чре­во Па­ри­жа". Хо­зя­ин в то вре­мя был в Нью-Йор­ке, и Вы­соц­кий чи­тал ему ку­пле­ты но­вой пе­с­ни по те­ле­фо­ну: "Сле­зу слиз­нет и слизь, и лим­фу с кро­вью со­ле­ную, люд­скую и ко­ро­вью. И ста­нут пе­п­ла чи­ще, пы­ли су­ше кен­тав­ры или че­ло­ве­ко­ту­ши".

Вы­соц­кий на­зы­вал Ше­мя­ки­на "Пти­ч­кой" -- как-то раз он ус­лы­шал это про­зви­ще от же­ны Ше­мя­ки­на, и ему это ужа­с­но по­нра­ви­лось. Они вме­сте пы­та­лись из­ба­вить­ся от ал­ко­голь­ной за­ви­си­мо­сти, от ко­то­рой стра­да­ли оба. Вы­соц­кий меч­тал пе­ре­сечь вер­хом Аме­ри­ку: "У нас бу­дут раз­би­ты зад­ни­цы, бу­дут бо­леть по­зво­но­ч­ни­ки, мы бу­дем но­че­вать в пам­па­сах и пре­ри­ях. Но мы вер­нем­ся аб­со­лют­но здо­ро­вы­ми -- и уже ни­ко­г­да не вспом­ним о "зе­ле­ном змии". Они да­же за­пи­са­лись на при­ем к ти­бет­ско­му мо­на­ху, ис­по­л­ни­ли все об­ря­ды, по­про­си­ли об ис­це­ле­нии. К не­удо­воль­ст­вию Ма­ри­ны Вла­ди, ус­т­ро­ив­шей эту встре­чу, гу­ру ска­зал, что не ви­дит ни­че­го пло­хо­го в том, что­бы оп­ро­ки­нуть рю­мо­ч­ку. За­тем мо­нах по­вя­зал ка­ж­до­му на шею жел­тую лен­то­ч­ку в ка­че­ст­ве обе­ре­га. По­том Вы­соц­кий с Ше­мя­ки­ным ре­гу­ляр­но со­зва­ни­ва­лись: "Ну что, ста­рик, по­мо­га­ет лен­то­ч­ка?" -- "Вро­де дей­ст­ву­ет, не пью..." Со­р­ва­лись пра­к­ти­че­с­ки од­но­вре­мен­но.

Ше­мя­кин уве­рен, что Ма­ри­на в те­че­ние мно­гих лет спа­са­ла Вы­соц­ко­го от вод­ки и смер­ти. В по­с­лед­ние два го­да он не хо­тел жить. Ше­мя­кин уго­ва­ри­вал его не уми­рать. Не уго­во­рил. Он уз­нал о смер­ти дру­га уже по­с­ле его по­хо­рон.
Воз­вра­ще­ние ис­кус­ст­ва Ше­мя­ки­на в Рос­сию на­ча­лось в 1989 го­ду, ко­г­да в Мо­с­к­ве и Ле­нин­гра­де про­шли его пер­вые с мо­мен­та вы­сыл­ки из стра­ны пер­со­наль­ные вы­став­ки. В 1990-е го­ды они про­хо­ди­ли в Треть­я­ков­ке, в га­ле­рее "Дом На­що­ки­на" в Мо­с­к­ве, в Эр­ми­та­же и в Ма­не­же в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Три сво­их ра­бо­ты Ше­мя­кин по­да­рил Санкт-Пе­тер­бур­гу. На на­бе­ре­ж­ной Ро­бес­пь­е­ра на­про­тив "Кре­стов" сто­ят его дву­ли­кие "Сфин­ксы" как дань па­мя­ти всем ре­п­рес­си­ро­ван­ным в го­ды боль­ше­виз­ма. На клад­би­ще Сам­п­со­ни­ев­ско­го мо­на­сты­ря воз­двиг­нут па­мят­ник ар­хи­те­к­то­рам - пер­во­стро­и­те­лям Пе­тер­бур­га. Зна­ме­ни­тый ше­мя­кин­ский па­мят­ник Пе­т­ру I ус­та­но­в­лен на тер­ри­то­рии Пе­тро­па­в­лов­ской кре­по­сти. "Петр не на тро­не, Петр в кре­с­ле, он при­сел на ко­рот­кое вре­мя, его боль­шие нер­в­ные ру­ки вот-вот вце­пят­ся в под­ло­кот­ник кре­с­ла, а мо­жет быть, в ру­ко­ят­ку то­по­ра. Сам он в гне­ве или в ожи­да­нии от­ве­та, он смо­т­рит в на­шу эпо­ху", -- вос­тор­жен­но от­зы­вал­ся о ше­мя­кин­ском Пе­т­ре ака­де­мик Дми­т­рий Ли­ха­чев.

В 2001 го­ду в сто­ли­це при со­дей­ст­вии мэ­ра Мо­с­к­вы Юрия Луж­ко­ва был от­крыт па­мят­ник Ше­мя­ки­на "Де­ти -- жер­т­вы по­ро­ков взро­с­лых". Этот про­ект за­ду­мы­вал­ся и осу­ще­ст­в­лял­ся как сим­вол и при­зыв к борь­бе за спа­се­ние се­го­д­няш­не­го и бу­ду­щих по­ко­ле­ний. Ра­бо­ты Ше­мя­ки­на ус­та­но­в­ле­ны в Нью-Йор­ке ("Ки­бе­ла: Бо­ги­ня Пло­до­ро­дия"), Па­ри­же ("Кар­на­вал Санкт-Пе­тер­бур­га"), Ве­не­ции (па­мят­ник Джа­ко­мо Ка­за­но­ве и мо­ну­мент "В па­мять 200-ле­тия со дня смер­ти Ка­за­но­вы").

Па­мят­ник Ка­за­но­ве на на­бе­ре­ж­ной за пло­ща­дью Сан-Мар­ко стал не­отъ­е­м­ле­мой ча­стью тра­ди­ци­он­но­го Ве­не­ци­ан­ско­го кар­на­ва­ла. У па­мят­ни­ка со­бираются лю­ди в кар­на­валь­ных ко­с­тю­мах, с на­ци­о­наль­ной му­зы­кой, тан­ца­ми, пе­с­ня­ми.

Мно­го шу­ма в Рос­сии на­де­лал Ше­мя­кин сво­ей сце­но­гра­фи­че­с­кой вер­си­ей ба­ле­та "Щел­кун­чик". Ху­до­же­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Ма­ри­ин­ско­го те­а­т­ра Ва­ле­рий Гер­ги­ев ли­ч­но уп­ро­сил Ше­мя­ки­на за­нять­ся раз­ра­бот­кой ко­с­тю­мов и де­ко­ра­ций. Пре­мье­ра со­сто­я­лась в ночь на 14 ян­ва­ря 2001 го­да и име­ла эф­фект ра­зо­рвав­шей­ся бом­бы. Кри­ти­ки, как во­дит­ся, ра­зо­шлись во мне­ни­ях, но бы­ли еди­ны в од­ном: ТА­КО­ГО "Щел­кун­чи­ка" -- со­в­ре­мен­но­го и глу­бо­ко­го, серь­ез­но­го и гро­те­ск­но­го од­но­вре­мен­но, ли­шен­но­го кон­фет­но­сти дет­ско­го ут­рен­ни­ка -- еще не бы­ло!

По­с­ле вы­во­да со­вет­ских войск из Аф­га­ни­ста­на Шемякин со­з­дал ме­ж­ду­на­род­ный ко­ми­тет по­мо­щи со­вет­ским во­ен­но­плен­ным, ле­тал на пе­ре­го­во­ры, ор­га­ни­зо­вал фонд по­мо­щи ин­ва­ли­дам.

Для ху­до­ж­ни­ка Ше­мя­ки­на, по его сло­вам, са­мым страш­ным из люд­ских по­ро­ков, кор­нем вся­че­с­ко­го зла, все­гда бы­ло и ос­та­ет­ся рав­но­ду­шие.
Сей­час Ше­мя­кин жи­вет в не­боль­шом го­род­ке Кла­ве­рак, в трех­стах ки­ло­мет­рах от Нью-Йор­ка. По его сло­вам, он ус­тал от не­уем­но­го рит­ма Нью-Йор­ка -- там тру­д­но со­сре­до­то­чить­ся. Ку­пил се­бе ста­рин­ное по­ме­стье и раз­бил в нем парк скульп­тур. Дей­ст­ви­тель­ный член Нью-Йорк­ской ака­де­мии на­ук и ака­де­мик ис­кусств Ев­ро­пы, об­ла­да­тель Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­с­ти ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, ка­ва­лер фран­цуз­ско­го ор­де­на "Ры­царь ис­кус­ст­ва и ли­те­ра­ту­ры", ос­но­ва­тель Ин­сти­ту­та пси­хо­ло­гии, фи­ло­со­фии и твор­че­ст­ва с фи­ли­а­ла­ми в Пе­тер­бур­ге и Мо­с­к­ве се­го­д­ня та­кой же не­ис­то­вый, ак­тив­ный и пло­до­твор­ный, ка­ким он был и 10, и 20, и 30 лет на­зад.

И не ска­жешь о нем луч­ше, чем Сергей До­в­ла­тов: "Мо­ж­но всю жизнь, по­доб­но Илье Гла­зу­но­ву, ко­пи­ро­вать рус­ские ико­ны. И всю жизнь про­ва­лять­ся в ма­те­ри­а­ли­сти­че­с­кой лу­же. А мо­ж­но -- по-дру­го­му. Осе­д­лать, как Ше­мя­кин, ме­та­фи­зи­че­с­кую улит­ку и в бе­зум­ном, оше­ло­м­ля­ю­щем рыв­ке про­бить не­бес­ный ку­пол... И что то­г­да? А то­г­да -- раз­го­вор с Не­бо­жи­те­лем. И тут мы, не­по­свя­щен­ные, умол­ка­ем..."
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 163 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]