Главная » 2021 » Май » 17 » О городе говорит сенатор Чернецкий
16:49
О городе говорит сенатор Чернецкий
Аркадий Чернецкий: «Неприятие родного города приводит к тому, что хорошие руки "утекают"» Цитаты из встречи с горожанами сенатора Российской Федерации и бывшего мэра Екатеринбурга Мне нравится! Вчера в Городском библиотечном информационном центре прошел паблик-ток с Аркадием Чернецким, который 18 лет возглавлял Екатеринбург, а последние 11 лет представляет Законодательное собрание Свердловской области в Совете Федерации. Публикуем самые яркие его ответы на вопросы горожан: о роли стратегического плана в развитии Екатеринбурга, ценности локального патриотизма, льготной ипотеке, реформировании местного самоуправления и конкуренции города и области. О стратегическом плане развития Екатеринбурга, внедренном Чернецким: С момента прихода в город мне важно было выявить причины, которые мешают Екатеринбургу развиваться и обозначить пути решения. Сейчас все делается по-быстрому, а мы стратегическим планом занимались почти три года. Почему? Потому что, когда мы пытались сформулировать решения, оказывалось, что проблема всегда неодномерна. Например, был проект развития туристической отрасли. Мы начали над ним работать и выяснилось, что в городе существует только выездной туризм, а для внутреннего туризма нет никакой инфраструктуры: гостиниц нет – значит, надо делать программу по их строительству; транспортных структур нет – значит, надо их создавать; школы гидов и литературы, чтобы их учить, – нет; маршрутов интересных – нет; связи с внешним миром – нет и так далее. Казалось бы, подумаешь развитие туристической отрасли – это же не коллайдер атомный построить. Но это настолько многопрофильная проблема, что для того, чтобы ее решить, нужно было сначала подумать о массе других не менее важных вопросов. Есть выражение: «Спрос определяет предложение». В стратегическом плане мы задали другой вектор – во многих вопросах мы сформировали предложение, и появился спрос. У нас не было туристической отрасли, гостиниц и не нужны они были никому. Появились гостиницы высокого класса – появился спрос. Мы первый пятизвездочник «Атриум Палас» построили в 1998 году, и в течение 3-4 лет это была лучшая региональная пятизвездочная гостиница в стране. Почему стратегический план оказался таким интересным документом? Мы отошли от принципа о том, что нужно успех измерять количественно. Не так важно было, сколько мы гостиниц построим. Нужно было сформировать тренд и создать механизм, чтобы гостиницы возводили заинтересованные люди: выделить специальные участки, предоставить преференции в законодательстве и так далее. Мы пошли по этому пути и делали стратегический план три года. Но он стал главным организующим документом, регламентирующим жизнь и развитие города на 20 лет. Он, конечно, изменялся, но и сегодня мы продолжаем жить по нему. Самое главное – это был очень честный подход. Мы не кривили душой. Если мы не могли сориентироваться по количеству, то говорили, что нам нужно сформировать тренд. О ценности городского патриотизма: Когда я стал работать мэром, меня не покидало ощущение досады, что мы настолько наплевательски относимся к тому, чем располагаем. Екатеринбург по многим параметрам был не хуже, чем некоторые европейские города, где я был. Но там все себя подавали как принцы и любой заштатный город рассматривался чуть не как столица, а у нас обгадить свой город считалось едва ли не хорошим тоном. Я понимаю, что были вещи, за которые нужно было его критиковать, но злобствовать не следовало – мы жили в совершенно других условиях и возможностях, мы были нищими. Тогда я поставил задачу, что нужно каким-то образом городской патриотизм развивать. Я сам выступал по этому поводу, потом в стратегическом плане появилось такое направление. Мы старались сломить ситуацию, и сегодня она изменилась очень сильно. Люди начали гордиться своим городом, потому что посмотрели, что в мире делается, и сказали: «Ну черт возьми, так у нас все не так уж и плохо!». Гордиться городом важно и для экономики. Неприятие своего родного приводит к тому, что хорошие руки "утекают". Самое главное – избавляться от равнодушия. И если мы видим, что какой-то злобствующий человек изливает свою желчь на город, давайте противостоять этому, разъясняя, что проблемы есть, но не надо путать мух с котлетами. О плюсах и минусах отсутствия конкуренции между городом и областью сегодня: Для девяностых и нулевых годов конкурентность была полезна при условии, что она строилась на законных началах и не было злоупотребления ни с одной из сторон. Это явление для России было чрезвычайно редкое, потому что у нас, когда одна фигура недовольна другой политической фигурой, в ход вступают силовики, и они эти проблемы очень быстро разрешают. В Екатеринбурге силовики, я бы сказал, сильно не вступали. У меня была возможность сдерживать их наступление. Конкуренция, базирующаяся на каких-то правилах при условии, что обе стороны имеют определенный ресурс, давала эффект. Сегодня ситуация другая. Муниципальным властям работать сложнее, чем было в мое время. Я был достаточно свободен в своих действиях и соизмерял их с пользой для дела. Сегодня многие вопросы оградили большим количеством законов и препон. Ответственное лицо настолько боится принять решение и взять ответственность на себя, что этого практически не происходит. А учитывая, что ресурс муниципалитета сегодня очень маленький, ему без помощи региона выживать очень сложно. Если я мог выживать без области, у меня был собственный бюджет, отношения с бизнесом, который работал для решения социальных проблем, то сегодня власть в регионе сконцентрирована в руках губернатора. Эта ситуация не только в Свердловской области, она повсюду. Муниципалы позиции теряют, их вытесняют на периферию и оставляют им трудоемкую и не очень престижную часть: уборку, ЖКХ и так далее. Даже из социальной сферы их вытесняют. У нас уже и здравоохранение передано в регион. Хорошо это или плохо? Я понимаю тех, кто инициировал эти решения. Ситуация в стране неоднородная. Огромное количество городов физически, с точки зрения наличия кадров, компетенций и ресурсов, не может выполнять функции, которые записаны за муниципалитетами. Поэтому, чтобы люди не страдали, передача полномочий на уровень региона оправдана. Но есть небольшое количество городов, как Екатеринбург, у которых есть кадры не хуже, чем в области, у которых всё могло бы быть очень прилично с ресурсами. Здесь генерируется мощный финансовый поток, а как он распределяется — вопрос законодательных решений. Поэтому для таких территорий сегодняшняя ситуация обидная. О продолжении работы в Совете Федерации: Я пришел к губернатору и сказал: «Понимаю, что у меня возраст, уже два срока в Совете Федерации. Если я нужен области, я готов работать». Мне сказали: «Да, ты нужен». Вот и всё, будем работать дальше. О расселении граждан из аварийного и ветхого жилья, программу которого курирует Чернецкий в Совете Федерации: До 2008 года практически отселением из аварийного жилья никто не занимался. Более-менее серьезная программа появилась в 2012 году. Она была рассчитана до 2017. Там нам удалось решить серьезный вопрос: она делалась с перекосом в сторону регионального финансирования, а мы смогли добиться 50 на 50, а по бедным регионам до 80 процентов в пользу федерального финансирования. Программа закончилась, был перерыв, потом началась вторая с 2019 и по 2024 годы. Она предусматривает расселение примерно 10 миллионов квадратных метров аварийного жилья. Первые два года мы идем с перевыполнением почти в два раза. Общий объем финансирования по ней превышает 430 миллиардов, это очень много, раньше никогда в жизни такого не было. В принципе сегодня вопросы отселения из аварийного жилья, особенно в Екатеринбурге, решаются очень легко. В чем есть подводные камни? У нас большое количество жилья было не зарегистрировано как аварийное. Это произошло потому, что поставить жилье как аварийное – значит сразу попасть под прокуратуру и надо его немедленно сносить. У властей тогда сносить было не на что. Сейчас в очереди стоят те, кто были зарегистрированы на 1 января 2017 года, а уже после этой даты появилась почти такая же очередь. Сейчас нужно добиться, чтобы это была постоянно действующая программа. Я думаю, что мы эту проблему сможем решить. О перспективах программы льготной ипотеки, которая продлена до июля: То, что льготная ипотека сыграла в 2020 и 2021 году положительную роль – с этим спорить никто не будет. Мы смогли поддержать строительный комплекс. Сегодня принципиальным противником льготной ипотеки является Центробанк. Они считают, что за счет неё произошел рост стоимости жилья. Они боятся, что будет надут этот знаменитый пузырь и докладывают президенту, что льготную ипотеку нужно свернуть. Сейчас ситуация стабилизировалась примерно так: льготная ипотека будет, но не во всех регионах. У нас скорее всего не будет, потому что просадки строительного комплекса и серьезного снижения объема спроса нет. Но сейчас вообще ситуация изменилась, поскольку ключевая ставка меняется у Центробанка, и само понятие льготная-не льготная в ближайшее время трансформируется. О реформировании системы местного самоуправления: Главная проблема, которая существует у органов местного самоуправления – это разница между теми реальными ресурсами, которыми они располагают, и теми функциями, которые за ними закреплены. Эта разница достигает громадных масштабов. Если бы сегодня весь тот функционал, который записан за органами местного самоуправления, был обеспечен ресурсами, тогда вопрос заключался бы только в добросовестном исполнении каждым чиновником своих обязанностей и не нужно было бы каждый день изобретать велосипед. Поэтому сегодня идет пересмотр основ – перераспределение функционала между регионами и органами местного самоуправления. С одной стороны, это правильно, сами по себе органы очень разные, есть располагающие потенциалом и ресурсами, есть не располагающие. А люди не должны страдать из-за того, что они живут, условно говоря, в Кургане, а не в Екатеринбурге. Я бы закон о местном самоуправлении пересмотрел. Возможно, это нехорошо звучит по отношению к собственному дитю – я принимал активное участие в создании 131 закона – но, честно говоря, нас тогда просто обманули. Мы сделали закон из понимания: вот компетенции, а вот на эти компетенции ресурсы. Нам компетенции дали, а ресурсов нет. Сегодня уже на многое смотрят по-другому, идет доработка этого закона, но в ближайшее время мы еще будем с ним жить. Максимум, что можно сделать, – более справедливое распределение доходов, чтобы на функционал, выполняемый органами местного самоуправления, деньги были выделены. Советы молодым руководителям и новой команде, которая сегодня возглавляет город: Я всегда с большим уважением относился к тому, что делали мои предшественники. Более того, я в свое время завел грустную, но для всех очень понятную традицию: два раза в год мы собирались на кладбище у могилы Шаманова Павла Михайловича и вспоминали о тех людях, которые внесли свой вклад в развитие города – обходили все могилы, которые там были. Я очень хотел бы, чтобы эта традиция продолжалась. У меня есть несколько принципов построения команды, которые приносили неплохой результат. Я никогда не подбирал себе замов, которые были бы слабее меня. То есть все мои замы должны были в своих вопросах разбираться лучше, чем я. Еще я прекрасно понимал, что у каждого специалиста есть свой характер. Найти идеального исполнителя невозможно. Руководитель должен научиться от любого работника брать все хорошее, что он может привнести, и минимизировать все плохое, что в нем есть. В команде должны быть обязательно ровные отношения. Лидер должен четко ставить задачу и в рамках этих задач давать свободу сотрудникам. Пытаться все делать за них – бесполезно: ты сам замучаешься и работать людям не дашь. Вот на таких принципах я желаю работать нынешней команде. 4 поделились в соцсетях
---
Источник: http://культура.екатеринбург.рф/articles/678/i289849/
© Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи
Категория: Ты с Урала, что ли? (Земляки) | Просмотров: 120 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]