Главная » 2021 » Май » 19 » Караимы
08:45
Караимы
Маленький народ со своей религией. Караимы, кто они?

Гуляя по Тракаю, не в меру туристическом литовскому городку, мы забрели в Караимскую слободку:

Караимы - на самом деле один из самых необычных и загадочных народов не то что бывшего Европы или бывшего СССР, а - всей Земли. Во-первых, их осталось очень мало - я видел цифры от 600 до 2000 человек, и тракайская община караимов, дающая этому городку основание считаться их столицей - 61 человек. Их язык относится к тюркскими, как татарский или турецкий. Известно, что они пришли сюда из Крыма в 14 веке вместе с татарами как купцы, служилые люди и даже личные гвардейцы Витовта, но вот как они оказались в Крыму, теперь уже нет ответа.

Главная особенность караимов - это их собственная религия, причём не какое-нибудь древнее язычество, а одна из религий Спасения. Её не исповедует более ни один народ и потому она так и называется - "караизм". Храмы караимов - кенассы, до революции были известны как "караимские синагоги" из-за внешнего сходства караизма с иудейством.

Духовный лидер караимов - гехам (гахан), но это должность возникла в 1830-е годы в Крыму и в 1860-е в Литве. Священнослужитель - газзан (хазан), но при этом у караимов не было духовенства - газзаном мог быть любой, кто достаточно знает в религии и чист перед нравственностью, равно как и гаханами становились светские люди - купцы, учёные, лишь иногда богословы. Атрибутом газзана (справа) на время службы была белая накидка-таллет, а в наше время - и сам по себе национальный костюм:

Караизм, как и иудейство, христианство и ислам, относится к авраамическим религиям, то есть базируется на Ветхом Завете. Вот только у иудеев к последнему добавляется Устный Закон (включающий Талмуд), у христиан - Новый Завет, а у караимов - ничего, и свою веру они поэтому считали самой "чистой". Евреи считали караизм иудейской сектой, караимы же от евреев дистанцировались только в 1930-е годы под угрозой Холокоста, ну а все власти, при которых они жили, хотя и путали кенассу и синагогой, относились к ним как к разным народам.

.
Откуда караимы взялись, как уже говорилось, никто теперь не знает. Самый очевидный ответ - это потомки хазар, которые также были "необычными" иудеями, но во-первых у них и "необычность" была разная, и слишком заметен разрыв в истории - в преданиях средневековых караимов о хазарах или чём-то похожем на них ни слова; однако эта концепция всё же популярна, в том числе у светских лидеров караимского народа.

По другой версии, это потомки половцев, осевшие в Крыму и принявшие не ислам (как крымские татары), а иудейство от местных евреев - причём ведь помимо караимов были и крымчаки, исповедовавшие уже классическое иудейство, но уничтоженные нацистами почти поголовно; эта версия менее эффектна, но выглядит самой научной.

Убранство кенассы, почти идентичное убранству синагоги. Центральный элемент тут назывался гехал.
Убранство кенассы, почти идентичное убранству синагоги. Центральный элемент тут назывался гехал.
Сами караимы до конца 19 века, пока не начались их исследования, считали себя отколовшимися потомками евреев, этакими "иудо-протестантами" (тем более варианты "протестантства" в иудействе возникали много раз - хоть то же хасидство), очистивишими веру от наслоений.

У евреев же бытовала легенда, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри еврейской общины Багдада. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников - Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущённый Анан перешёл к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись - это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов.

Сами караимы, как уже говорилось выше, считают сектой скорее иудеев, а эту легенду - клеветой.

Как бы то ни было, всё же родина караимов - Крым, где находится и большинство памятников их культуры. Это, например, две кенассы и библиотека в Евпатории, или Чуфут-Кале, бывшее их столицей, или не пережившие ХХ века кенассы Старого Крыма, или построенные на рубеже 19-20 веков кенассы Севастополя и Симферополя. Во времена Османской империи крупным центром караимов сделался Стамбул, где также есть кенасса и кладбище и живёт около 100 караимов.

Но как уже говорилось, судьба связалась их с Великим княжеством Литовским - ведь евреев сюда пустили лишь при Речи Посполитой, своё купечество было слабым, а кто-то же должен был торговать? Эту роль то ли Ольгерд, то ли Витовт отвели как раз караимам и татарам. Первые общины осели в Троках, Луцке и Галиче.

Луцкая кенасса сгорела в 1972 году... а между тем она была мало того что старейшей сохранившейся вне Крыма (1789), так ещё и деревянной,
Луцкая кенасса сгорела в 1972 году... а между тем она была мало того что старейшей сохранившейся вне Крыма (1789), так ещё и деревянной,
Сколько-то караимов обосновались и в Галиче, на землях Коронной Польши - с тех пор их язык разделился на три диалекта: крымский, литовский и галицкий. Последнее здание галичской кенассы построено в 1830 году, а снесёно аж в 1985 (!), при этом её алтарь ныне в кенассе Евпатории, а остальное убранство - в Вильнюсе.

После караимы расселелись по многим городам - известны кенассы в Бердянске, Николаеве, Вроцлаве, Москве... даже не знаю, какие из них сохранились. Примерно на порядок больше караимских кладбищ, а кроме того уже в ХХ веке появились кенассы в Харбине, городах США и Израиля. Самая крупная из уцелевших старинных кенасс - в Киеве, на Ярославовом Валу, построена в 1898-1902 годах знаменитым Владиславом Городецким (его же Дом-с-химерами, костёл на Новом Строении и т.д.), где караимская община в тот момент насчитывала 800 человек.

В советское время она утратила купол, который можно видеть на макете в музее "Киев в миниатюре":

А вот мавританский декор всё так же великолепен.

Кенассу то ли занимал, то ли ещё занимает Дом актёра:

Наконец, вернёмся в Тракай, где тоже есть небольшая кенасса... небольшая, да старая (1794, по другим данным 1894-1901), и что ещё важнее - никогда не закрывавшаяся. Долгое время это была единственная действующая кенасса Европы:

В переполненном туристами Тракае караимы держатся особняком, оберегая свою общину от глобализации и игры на публику. Кенасса обычно закрыта, экскурсии туда бывают редко и по договорённости. Однако нам несказанно повезло - я увидел открытую дверь:

И зашёл внутрь. Газзан был облачён именно так, как на музейной витрине, и пока я был один - разрешил всё-таки постоять в привторе и посмотреть; когда пришли мои спутники - довольно грубо показал нам на дверь. Тем не менее, тайком (поэтому ракурс не самый удачный) я сделал один кадр с золочёным гехалом - ведь это был моей единственный вход в действующую кенассу:

Рядом улочка с караимскими домиками в три окна - по народному поверью, "одно для Бога, одно для князя, одно для себя".

Вид у неё очень колоритный, но в скольких из этих домов живут ещё караимы?

Есть тут и небольшой караимский музей из трёх комнат, где нас встретила базарного вида тётка, русским владевшая куда лучше, чем английским (но также не в совершенстве), очень доброжелательная и коммуникабельная, но увы, толком не сумевшая нам ничего объяснить.

Большую часть музейной экспозиции составляет личная коллекция Сергея Шапшала - филолога, этнографа и гехама ХХ века, который изучал не только караимов - поэтом в музее есть и самурайские доспехи, и персидская посуда. Вообще же, небольшой караимский народ дал не так уж мало выдающихся людей от учёных до воинов. Шапшал же был не только учёный, но и идеолог, и даже титул гехам пытался переименовать в гахан ("каган"). Музей в 1940 году открыт в его собственном доме.

Помимо кенассы и музея, в Тракае есть и несколько кафе караимской кухни, в одном из которых мы и пообедали. Караимская кухня - безусловно тюркская и с литовской не имеет почти ничего общего. Блюд в Тракае представлено много, все названия я даже не запомнил, особенно понравился суп типа шурпы, но очень мягкого вкуса. А тут я запечатлел три самых известных караимских блюда - бастурма (и так ясно), кибины (пирожки с разными начинками; популярны, кстати, по всей Литве - тут они занимают нишу чебуреков) и катлама (творожный пирог):

А это уже не караимский, а вполне литовский дом в дальней части Тракая. Были тут и татарская, и еврейская общины, но от них заметных следов не осталась. Третья литовская кенасса в Паневежисе разрушена в 1970 году.
Категория: По городам, по весям | Просмотров: 126 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]