Главная » 2021 » Июнь » 11 » Фет или Шеншин?
08:01
Фет или Шеншин?
5 фактов об Афанасии Фете, которые не принято афишировать
3 дня назад
1,6 тыс. прочитали
7 мин.
127 нравится
Афанасий Афанасьевич Фет... Само это имя звучит поэтично, напоминая легкое дуновение ветра - "ффф!". Что уж говорить про необыкновенно красивые, мелодичные, глубокие стихи Фета!

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

Эти строки мы знаем с раннего детства, и они сопровождают нас всю жизнь. Фет - один из лучших в истории русской поэзии мастеров пейзажа. Так, как умел описывать природу Афанасий Афанасьевич, мог разве что Пушкин.

Илья Ефимович Репин. "Портрет поэта Афанасия Афанасиевича Фета" (1882). Национальное историко-культурное достояние.
Еще одна сильнейшая сторона поэзии Фета - любовная лирика. Переживший немало сложных романов поэт отлично разбирался в "науке страсти нежной" и прекрасно умел описывать любовные переживания.

Вот только была у поэта Афанасия Афанасьевича Фета и другая сторона. Пожалуй, наиболее наглядно "раздвоенность" Фета отразил в своих стихах поэт Алексей Жемчужников:

Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

Шеншин - фамилия Фета при рождении, которую у него затем отобрали и которую он всю свою жизнь страстно хотел себе вернуть. "Проза Шеншина" - это вовсе не художественные рассказы (хотя рассказы Фет тоже писал). Под "Прозой Шеншина" Жемчужников имел в виду совсем другие факты из жизни великого поэта. И вот этим фактам, далеко не всегда приличным, и посвящена эта статья.

Факт первый. Тайна рождения

Сама история рождения Афанасия Фета несколько безумная. Орловский помещик Афанасий Неофитович Шеншин прибыл на лечение в немецкий город Гессен-Дармштадт. До сих пор неизвестно, от чего именно лечился Шеншин, но, очевидно, методика лечения была выбрана весьма эффективная: Афанасий Неофитович закрутил страстный роман с дочерью хозяина дома Шарлоттой Фёт. У Шарлотты были муж, дочь, да к тому же она была беременна.
Однако, это не помешало фрау Фёт сбежать с любимым в Россию, бросив в Германии мужа и дочку. Афанасий Неофитович и Шарлотта поселяются в принадлежащем Шеншину имении Новосёлки.

В России у Шарлотты рождается мальчик, которого называют Афанасием. До сих пор достоверно неизвестно, кто же был биологическим отцом будущего поэта - А. Н. Шеншин или Иоганн Фёт.

Афанасий Неофитович довольно быстро охладел к добытой с таким трудом супруге - семейную жизнь Шеншиных было трудно называть счастливой. Шарлотта, судя по позднейшим воспоминаниям своего сына, побаивалась мужа.

Обстоятельства рождения оказали на всю будущую жизнь Фета колоссальное влияние. В 14 лет Афанасий узнал, что он, оказывается, никакой не Шеншин, а некто Фёт. Для мальчика это был страшный удар.

Оказалось, что А.Н. Шеншин, стремясь узаконить своего незаконнорожденного сына, совершил подлог, заплатив священнику. Когда Афанасия попытались пристроить в частный пансион, подлог вышел наружу и мальчик был официально лишен дворянского звания.

Факт второй. Мечтал вернуть дворянство с детства

Так получилось, что в 14 лет Афанасий Шеншин потерял все - право на наследование орловского поместья, дворянское звание, фамилию и даже русское подданство. Теперь он был Афанасием Фётом (букву Ё он уберет из фамилии позднее, когда займется литературным трудом), сыном человека, который никогда в России не бывал и который, с учетом того, что сделал с ним Афанасий Неофитович, ненавидел страну Пушкина и Лермонтова всеми фибрами души.

Афанасию Фёту пришлось все начинать с нуля, с самых низов. Фактически, он был иностранцем в собственной стране, "подобным сотне беглецов, заброшенных к нам по воле рока".

Возвращение дворянства и фамилии "Шеншин" стало для Фёта идеей фикс, той самой "прозой" его жизни. В 1838 году Афанасий поступает в Московский университет. Именно в этот период он начинает публиковать в журналах свои стихи. В 1840 году выходит сборник "Лирический пантеон", на обложке которого было указано: "Афанасий Фет". Так буква "ё", доставшаяся Афанасию в наследство от вероятного отца, которого он никогда не видел, канула для него в Лету. Что интересно, сборник был издан на деньги, которые Фет занял у гувернантки своего отца: девушка была безнадежно влюблена в молодого офицера. Деньги гувернантке Фет так и не вернул.

В 1845 году, окончив учёбу, Фет, не имевший особой склонности к военной службе, поступает унтер-офицером в кирасирский полк. Его задача - вернуть дворянство и ради этого Афанасий готов на любые лишения. Служит Фет вплоть до 1858 года. Из армии он увольняется в звании штабс-ротмистра.

Штабс-ротмистр Афанасий Фет. Фото: общественное достояние.
Казалось бы, человек верой и правдой отпахал на государство 13 лет - неужели он не заслужил возвращения ему дворянства и права на наследование отцовского имущества?

Не тут-то было!

Лишь в 1873 году выходит указ, возвращающий уже знаменитому поэту родовую фамилию, дворянство и все связанные с этим права. 39 лет понадобились Фету, чтобы вернуть все, что было у него когда-то отобрано! 39 лет!

Афанасий Афанасьевич сразу же меняет фамилию на Шеншин во всех документах, но издаваться продолжает под фамилией "Фет", резонно решив, что имя в литературном мире он уже заработал, и оно работает на него.

Факт третий. Растоптанная любовь Марии Лазич

На пути к своей мечте вернуть дворянство Фет пожертвовал очень многим. Он экономил на всем, стал расчетливым и, чего греха таить, прижимистым человеком.

"Цааалковый"

Вспоминал впоследствии Лев Толстой интонацию, с которой Фет называл деньги. Он произносил названия монет так, будто они уже звенели в его карманах.

Одной из жертв Фета стала его любовь к очаровательной молодой девушке Марии Лазич, с которой он познакомился в 1848 году. Фет был бедным офицером с туманными перспективами - дворянство светило ему, но, как мы уже знаем, светило очень отдаленно. Мария же была дочерью отставного генерала кавалерии, пустившего свое состояние по ветру за карточным столом. Иными словами, Мария была бесприданницей.

Девушка любила Фета, он любил ее, но... В силу финансовых обстоятельств Афанасий Афанасьевич не мог позволить себе такой брак. Ему необходима была состоятельная невеста.

Следует отметить, что Фет пытался раздобыть средства, он даже был готов оставить военную службу и надежды на возвращение дворянства. Но его попытки ни к чему не привели.

Лазич и Фет расстались, а через некоторое время Мария трагически погибла. Девушка легла на кушетку в кисейном платье и, закурив, бросила на пол спичку. Платье вспыхнуло, Лазич в ужасе бросилась в сад, где поток кислорода превратил ее в пылающий факел.

Когда Фет узнал о произошедшем, он едва не наложил на себя руки.

В 1857 году Фет женился на весьма состоятельной даме Марии Боткиной. Это был классический брак по расчету - любви к невесте Афанасий Афанасьевич не испытывал, да и общался он с ней не очень долго. Тем не менее, брак получился чрезвычайно крепким - на всю жизнь. Это оказался как раз тот случай, что описывает пословица - "стерпится - слюбится". Несмотря на то, что детей у Марии и Афанасия не было, относились они друг к другу с исключительной теплотой.

Факт четвертый. Ослик Некрасов

В 1877 году Афанасий Фет приобрел себе большое имение Воробьевку (Курская губерния). По имению он разъезжал на тележке, запряженной осликом. Звали ослика весьма оригинально - Некрасов.

Фет дал ослу имя Некрасова далеко не случайно: Николая Алексеевича он презирал, а творчество его считал мусором. Мнение Некрасова о Фете, кстати сказать, было аналогичным.

Фет катается на Некрасове. Фото: общественное достояние.
Спор Некрасова с Фетом - это одно из ключевых событий русской литературной жизни второй половины 19-го столетия. Некрасов исповедовал гражданственность, описывал страдания народа, тяжкую жизнь крестьян и бурлаков. Фет же был сторонником чистого искусства, и считал, что Некрасов "раскачивает лодку", тогда как сам живет вполне себе по-барски. Для Фета стихи Некрасова были стихоплетством на злобу дня с единственной целью - распродать больше номеров "Современника" и получить больше денег.

К "дискуссии" подключились многие поэты демократического крыла, сторонники Некрасова. Например, Дмитрий Дмитриевич Минаев, написавший блестящую пародию на знаменитое стихотворение Фета "Шепот, робкое дыханье".

А.А. Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Это блестящий пример того, что Фет считал чистым искусством, а именно, внимание к природе, к чувствам людей, уход в себя. Минаев в своей пародии показал, что на самом деле скрывается за "красивостями Фета":

Д.Д. Минаев
Голод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят,—
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..

Факт пятый. "Дикий помещик"

В 1869 году в журнале "Отечественные записки" была опубликована сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик". Рассказывалось в ней о помещике, который решил, что все беды в мире - от мужиков, которых развелось слишком много. Помещик обратился к Богу с горячей молитвой избавить его от мужиков - и желание его сбылось.

В результате помещику стало нечего есть, пить, он стал деградировать, оброс и превратился в животное.

Современники считали, что в образе дикого помещика Щедрин вывел именно Фета. Демократическая пресса того времени регулярно проходилась по Фету, называя того крепостником.

Между тем, Афанасий Афанасьевич, при всей любви своей к поместьям и сельскому хозяйству, никогда крепостными душами не владел: дворянство ему вернули уже после отмены крепостного права. На землях Шеншина трудились вольнонаемные работники.

Вероятно, репутация Фета как крепостника сложилась из того, что он высказывался против отмены крепостного права. Афанасий Афанасьевич, непосредственно столкнувшийся с проблемами помещичьих усадеб и сельского хозяйства, считал, что до отмены крепостного права был хоть какой-то порядок, после отмены же даже этот порядок исчез.

Консервативные взгляды Фета раздражали интеллигенцию, которая к тому моменту наполовину состояла из разночинцев и была пропитана демократическими идеями.

Как видим, прозы в жизни великого русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета было немало. Многие его великие современники изумлялись, как из одного и того же сосуда могут литься и чарующие строки и рассуждения о том, как бы сэкономить "денежки".

Тем не менее, в исторической перспективе победил Фет, а не Шеншин. Мы читаем, и будем читать стихи Афанасия Афанасьевича, последовательного и жесткого апологета чистого искусства.
Категория: Одна баба сказала (новости) | Просмотров: 158 | Добавил: unona | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]